Мотоспорт – историческое развитие

История появления и развития

Первым шагом к появлению полноценного отдельного спортивного направления стали стандартные технические испытания мотоциклов, проводившиеся практически с самого момента появления двухколесных механических транспортных средств. В частности, самым первым испытанием подобного рода обычно считается endurance run (собственно, заезд на выносливость), проведенный в 1902 году в США на трассе, соединившей Нью-Йорк и Бостон.

Первым по-настоящему спортивным событием стал International Six Day Trial — шестидневные соревнования на бездорожье, проведенные ФИКМ в 1913 году в Англии. Они оказались настолько успешными, что стали проводиться ежегодно (исключением были лишь военные годы), периодически меняя страны. В 1967 году ISDT получил статус чемпионата мира.

К началу 1980-х среди англоговорящих любителей бездорожья и профессиональных гонщиков плотно закрепилось разговорное наименование направления – Enduro, поэтому пришедшая на смену ФИКМ ФИМ в 1981 году решила слегка изменить и название основного соревнования. Теперь оно официально стало именоваться International Six Day Enduro, что гораздо больше соответствовало сути гонок, которые к тому моменту стали напоминать кросс-кантри заезды.

Весьма популярным эндуро было и в СССР, правда, по понятным причинам, называлось оно мотомногоборьем. Первый Чемпионат СССР было организован в 1956. Тогда же главный автомотоклуб страны вступил в ФИМ, и нашим спортсменам открылась дорога на шестидневные гонки мирового масштаба. И, надо сказать, им удалось отлично себя проявить: спортсмены не раз привозили домой золотые медали, причем иногда призовые места занимали участники, управляющие отечественными моделями мотоциклов.

Плюсы эндуро в качестве первого мотоцикла:

  • Можно без прав, без опыта, выкатываться по полям, около гаражей, в общем, не по дорогам общего пользования — поверьте, падать на траву менее травматично для тела и мотоцикла чем на асфальт.
     
     
  •  Эндуро легко выдерживает не жесткие падения (а они обязательно будут у новичка) и косяки при вождении — уронил с подножки, зацепил бордюр и тп: пластик на эндуро мягкий и гнется, а не ломается, покрашен в массе, а наклейки всегда можно обновить. Его достаточно трудно поцарапать, подножки и лапки тормоза и КПП складываются — все сделано для того чтобы не бояться жизненных печалек.
  • Косметические царапины на эндуро — это нормально и никто на них не будет смотреть, а они появятся неизбежно при падениях, которых не избежать (более того, при учебе вождению, нужно учится и правильно падать).
  • Он прост в управлении даже для новичка (не касается тяжелых и злых хард эндуро): с самых низов мотор тянет, ускорение более менее линейное, легко можно катиться с небольшой скоростью, тормоза обычно не резкие, предсказуемые, посадка вертикальная. И, в тоже время, он даст все нужные, для успешного вождения мотоцикла, навыки.
  • Небольшой вес — легче управлять и поднимать.
  • Эндурики надежны и просты по конструкции: читая мануалы в интернетиках можно большую часть работ сделать самому по обслуживанию и ремонту: поменять фильтры, масло, смазать цепь — все элементарно и интуитивно понятно в силу простоты конструкции. Пример на моем, не самом надежном, мотоцикле.
  • Расширение географии покатушек — ограничивает только фантазия и  возможности сцепления шин: можно ездить в городе, по грунтовке, по полям, лесам, камням и рекам — везде уместно. Можно забираться туда, куда другой технике путь заказан. 
     
     
  • Низкая ветрозащита и невысокая максимальная скорость будут естественными ограничениями от горячности на первых порах приобретения опыта — вначале мотопути не до гонок по трассам.
     
     
  • Эндуро, как правило, ликвиден: легко приобрести по сходной цене, легко потом будет продать, не сильно потеряв в цене.
  • Ресурс и надежность японских эндуро достаточно высоки — мотоциклы 90-х вполне успешно ездят без серьезных ремонтов.
  • Запчасти, расходные материалы на распространенные модели практически всегда в наличии и (фильтра/резина/ручки/рычаги/масло/цепь/звезды и тп) стоят разумных денег, а если чего нет, то можно заказать и не придется долго ждать.
  • Экономичен: расход топлива в умеренном режиме редко превышает 5 литров бензина на сотню.
  • Удобен в городе из-за узости и высоты руля: удобная вертикальная посадка, руль над зеркалами большинства машин проходит, прошивать пробки самое то.
  • Ему пофиг на качество дороги (кто живет в России прекрасно понимает что никаких дорог на самом деле у нас нет). Поначалу новичок будет попадать в ямы, стыки, обочины, песок, разметку и т.п постоянно.
  • Экипировка для эндуро стоит разумных денег (как правило, на другие мотоциклы оказывается дороже).
  • При желании, можно иметь два комплекта колес — эндуро и мотард.
  • Можно ездить зимой, поставив шипы.
     
     
  • Удовольствие от вождения на эндуро обеспечено, причем довольно скоро после начального обучения.
  • Все будут ездить на Эндуро!

Готтлиб Даймлер, как первый чемпион

Не спорьте, Даймлер или инопланетянин, или тот ещё путешественник во времени. Потому что нормальный человек просто неспособен на такое количество изобретений, касающихся моторных транспортных средств. Это он первым изобрёл мотоцикл и получил патент, который говорит о том, что механическая повозка на двух колёсах, расположенных одно за другим, принадлежит именно Готтлибу Даймлеру. Было это в 1885 году, а сам мотоцикл представлял собой обычный велик на деревянной раме с одноцилиндровым мотором объёмом 264 кубика и мощностью всего половину лошадиной силы по современным меркам.

Первый в мире мотоцикл был предложен Готтлибом Даймлером, 1885г.

Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что дух соперничества появился вместе с первым мотоциклом Даймлера. Хотя бы потому, что уже через год более, как бы сказать, осторожный Карл Бенц оформил патент на трехколесное транспортное средство с бензиновым двигателем. С натяжкой и его можно считать мотоциклом, а стало быть, трайк родился как раз в 1886 году. Не успели изобретатели выслушать и половины упрёков в шуме и вони, которые создавали их таратайки, как в 1887 году в Лондоне был построен первый мотоцикл в Англии. Его сконструировал Батлер, а потом мототехника начала расти и распространяться, как вирус по всему миру: Милле построил первый французский мотоцикл, в 1898-м в Италии появился двухколесный экипаж Бернарди, но радости они пока не приносили ни публике, ни своим создателям. Одни проблемы.

Собственно, первые в истории мотоциклетные соревнования были своеобразной гонкой вооружений. Никто не знал соперника в лицо (даже Бенц и Даймлер так и не познакомились при жизни), слухи о достижениях конкурентов распространялись только через газеты. В которых было написано, что в Лондоне разрешают ездить на мотоциклах не быстрее 12 км/ч, да и то, только в том случае, если спереди бежит человек с флагом или с фонарём ночью. Пора было что-то менять в отношении публики к мотоциклам. Но на этапе становления мотоспорта, чемпионом, конечно, был Даймлер. Потому что первый.

В газетной вырезке говорится: “1902 год. В августе, Е. Арнотт преодолел 36 миль 342 ярда за час (прим.: приблизительная скорость – 58,5 км/ч) на велотреке Crystal Palace на своем Вернере…”

Особенности мотоцикла для эндуро

Мотоциклы для эндуро, несмотря на визуальную схожесть с кроссовыми моделями, по конструкции от них достаточно сильно отличаются. Основное отличие касается наличия электростартера, фар, стоп-сигнала и поворотников, без которых транспортное средство не могло бы выехать на шоссе общего пользования вместе с другими машинами.

Небольшое отличие есть и в геометрии подвески, за счет чего достигается большая стабильность и комфорт управления на прямых участках дороги, пусть и за счет небольшой потери отзывчивости. Отдельные компании-производители, например KTM, идут еще дальше и полностью меняют ее конструкцию. На некоторых выпускаемых ей мотоциклах для эндуро подвеска имеет уменьшенный ход, а задняя прогрессивная подвеска оснащается более простым в обслуживании амортизатором с системой PDS.

Также эндуро-модели имеют небольшие различия в настройке двигателя и КПП и улучшенную систему охлаждения, позволяющую продолжительное время двигаться на маленькой скорости по сложнейшим участкам трассы.

Все вышесказанное относится к так называемым «хард эндуро» мотоциклам — машинам, предназначенным для серьезных, профессиональных спортивных соревнований. Во многом именно поэтому комфорт здесь все еще стоит на втором месте после мощности и общего веса.

Существуют также софт эндуро и туристические эндуро мотоциклы. Это непрофессиональные модели.

Кому реклама и испытания, а кому — гонки

Собственно, первые в истории гонки на бензиновых мотоциклах и были задуманы не как соревнования как таковые, а как испытания и проводились все не без участия автомобилистов. Вначале вообще не делили спортивную технику на мотоциклы и автомобили. И те, и другие нуждались в популяризации, а первым по-настоящему знаковым событием стали гонки Париж-Руан продолжительностью 127 км. В них принимали участие как трициклы, так и двухколесная техника. И, конечно, автомобили. Это было спустя почти десять лет после изобретения Даймлера, в 1894 году. Инициатором соревнований была французская компания Де Дион-Бутон, которая уже на то время производила мотоциклы и трициклы серийно и нуждалась в рекламе. Самый быстрый мотоцикл показал на первых гонках скорость в 20,5 км/ч. Поскольку это было реальное достижение для того времени, о нем начали писать и говорить и благодаря этому спрос на мототехнику потихоньку рос.

Трайк Де-Дион-Бутон с первой ножной педалью и объемом вигателя 211 куб.см. Для запуска трицикл разгонялся самим седоком. По словам разработчиков, “сам концепт трицикла был создан из-за невозможности двухколесного мотоцикла выдержать столь мощный мотор”.

Только в начале ХХ века начали делить авто- и мотоспорт. Балом правили французы, поскольку у них в то время строили мотоциклы особенно активно. Все мотогонки стартовали, как правило, в Париже, а заканчиваться могли в любой точке Европы – в Берлине или Марселе, Осло или Мадриде, Вене или Амстердаме. Считается все же, что первые чисто мотоциклетные дорожные соревнования прошли в 1899 году в Вене, а Федерация мотоциклетного спорта, точнее, её зачаточная форма, была сформирована в Пакове 4 июля 1904 года. Это в Чехии. Там несколько мотоклубов из разных стран Европы объединились для проведения общих мероприятий и для большей популяризации мотоспорта. Организация носила официальный статус, это уже не шуточки, появились первые термины, первые правила соревнований, правда, до классификации по видам мотоспорта дело ещё не доходило. Не доходило дело и до специальной мотоциклетной экипировки, о правильном выборе которой Макар Юрченко написал отдельную статью.

Это только к середине века выделится в отдельную ветку МотоGP, это только в 20-х годах сформируется мотокросс, а спидвей, мотобол, триал, стант и супермото появятся гораздо позже… А теперь для исторического сравнения советую ознакомиться со статьей, каким должен быть современный мотоцикл. Ну или просто – “Железные герои нашего времени”.

———————————-

Александр Маладыка, КМС по автоспорту, специально для мотоциклетного блога Макара Юрченко 

Все права на статейный материал защищены. Репост, копирование или любое другое использование данного статейного материала без ссылки на источник запрещены.

———————————-

Особенности и правила игры в мотобол

Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.

Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.

Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.

Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.

Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.

К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».

Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.

Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).

5.1. Мотокросс2

Мотокросс
не нуждается
в переводе. Это
слово одинаково
звучит и понимается
на большинстве
языков мира.
Нет необходимости
объяснять и
сущность кросса,
поскольку
преодоление
пересеченной
местности
существует
во многих видах
спорта. Значительно
труднее назвать
дату первых
соревнований:
попытки ездить
на мотоцикле
по бездорожью
так же стары,
как и мотоцикл.

Принято
считать, что
первым спором
мотоцикла с
другим транспортным
средством в
езде по бездорожью
была «гонка
за лисой»,
состоявшаяся
вблизи Лондона
на военном
учебном плацу
в 1908 году. Тогда
13 мотоциклистов
и 16

всадников
на конях решили
выяснить, кто
быстрее вне
шоссейных
магистралей.
Полную победу
одержали кавалеристы.
Это не смутило
поклонников
мотоцикла.

В
разных европейских
странах, прежде
всего в Великобритании
и Франции, стали
проводить
импровизированные
мотокроссы,
не имевшие ни
четких правил,
ни программы.
Интереса у
публики они
не вызывали.
В 1913 году в программу
первых международных
шестидневных
мотосоревнований
ФИМ были введены
испытания на
плохих проезжих
дорогах. Но
популярность
у зрителей
завоевали не
они, а подъемы
на холм. Мотоциклисты
по очереди
штурмовали
крутые вершины,
которые, как
правило, были
недосягаемы,
и победитель
определялся
по наибольшему
количеству
пройденных
метров.

Конечно,
ни «гонку за
лисой», ни
шестидневку,
ни подъемы на
холм нельзя
считать родителями
кросса. Это
были лишь попытки
найти более
или менее

приемлемую
форму соревнований
мотоциклистов
по пересеченной
местности.

Она
появилась лишь
после второй
мировой войны.

Мотокросс
развивается
стремительно,
и тот, кто хочет
добиться в нем
высот, не может
позволить себе
жить старым
багажом. Это
относится не
только к машинам,
но и к людям.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий