Гребля академическая – историческое развитие

Академическая гребля

Подробности
Просмотров: 15660

Академическая гребля — циклический вид спорта. Это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95% мышц всего тела. Стандартная длина дистанции – 2000 метров.

История

Возникновение и развитие гребного спорта началось несколько тысячелетий назад, задолго до того, как человек научился использовать силу ветра для движения парусных судов. Первые сведения о соревнованиях на лодках были обнаружены в Египте в XV веке до н.э. в виде настенных изображений лодок с гребцами. В 566 – 565 году до н.э. в программу Панофинских игр были включены состязания гребцов. В Риме конструкция арены Колизея позволяла превращать ее в бассейн, в котором проводились битвы на воде (наумахии) – было это во второй половине I века до н.э. Позднее при строительстве судов стали применять специальные приспособления для крепления весел (уключины), которые оказались наиболее удобными на крупных гребных судах, где гребцы располагались в два, три (биремы, триремы), иногда четыре яруса, а их количество достигало до 100 человек.

В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот», основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.

В 1830 году в Англии появились первые лодки c выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической».

Академическая гребля была включена в программу I Олимпийских игр в 1896 году, проходивших в Афинах. Заезды должны были проходить в открытой гавани Пирея, но из-за плохой погоды были отменены. С 1900 года заезды по академической гребле стали проводиться регулярно. II Олимпийские игры проводились в Париже. Гребцы соревновались в четырех классах судов: одиночках, двойках, четверках и восьмерках. С 1962 года один раз в 4 года, а с 1974 года ежегодно проводится чемпионат мира.

Академическая гребля широко распространена во всем мире (наиболее популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии). Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей.

Определение терминов и жаргонных выражений

  • Банка — подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
  • Подножка — обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
  • Руль — металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.

  • Полозки — два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
  • Отвод /кронштейн — трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
  • Фальшборт — пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
  • Волнорез — крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
  • Лючок — подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
  • Вертлюг — пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
  • Каретка — металлическая конструкция на пластиковых колёсах, снабжённых подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колёсами одной оси.
  • Крепление упора — пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
  • Носик — резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
  • Барашек — пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
  • Каблук — пластиковый ограничитель длины рычага весла.
  • Манжет — пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.

Возникновение клубов гребли

Достаточно известный в Шотландии второй половины XIX века юрист по имени Джон Мак Грегор имел прелюбопытное хобби — он сам мастерил байдарки. Самое первое его изделие получило имя Роб Рой. На своих байдарках Мак Грегор совершал удивительные путешествия, что, в конечном итоге, и повлекло за собой рост популярности как самого юриста, так и непосредственно гребли. Можно смело считать Джона Мак Грегора отцом современной гребли. Собственно, и техника гребли на самом примитивном уровне была разработана им же.

И уже в 1866 году в Англии был создан первый гребной клуб

Через несколько лет это новое объединение привлекло внимание даже королевских особ — например, значительную поддержку клуб получил от самого принца Уэльса Эдварда VII. После чего гребные клубы стали открываться во всех европейских странах, а также в Америке

Соревнования по данному виду спорту начались с 1867 года. Тогда еще не учитывались особенности каяка и каноэ, байдарки и лодки, соревнования шли по одним и тем же правилам на любых плавсредствах. Победитель получал главный приз — так называемый «Кубок вызова».

Виды академической гребли

Соревнования по академической гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля выполняется двумя вёслами, распашная гребля — одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

С 1996 года соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • Одиночки — женские (W1x), мужские (M1x);
  • Двойки парные — женские (W2x), мужские (M2x);
  • Четвёрки парные — женские (W4x), мужские (M4x);
  • Двойки распашные без рулевого — женские (W2-), мужские (M2-);
  • Четвёрки распашные без рулевого —женские (W4-), мужские (M4-);
  • Восьмёрки распашные — женские (W8+), мужские (M8+);
  • Двойки парные лёгкого веса — женские (LW2x), мужские (LM2x);

Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе чемпионатов мира:

  • Одиночки легкого веса — женские (LW1x), мужские (LM1x);
  • Четверки парные легкого веса — женские (LW4x), мужские (LM4x);
  • Двойки распашные лёгкого веса — женские (LW2-), мужские (LM2-);

В скобках указаны международные обозначения классов.

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение — Олимпийские игры (все спортсмены в экипаже должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четвёрок и восьмёрок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Различия гребцов

В академической гребле чётко различаются гребцы парного весла (одновременно гребёт двумя вёслами) и гребцы распашного весла (гребёт только одним веслом).

Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло слева). Расчёты показывают: чтобы избежать вихляния лодки, загребные должны прикладывать на 5 % усилий больше, чем баковые; в четвёрках и восьмёрках самых сильных загребных следует сажать ближе к носу.

Правила академической гребли (кратко)

Цель гребли проста: лодка, которая первой доходит до финиша, объявляется победителем гонки. Чтобы добраться до финиша в кратчайшие сроки, требуется поразительное количество физических и умственных сил, высокий уровень выносливости и безупречная синхронизация в командных соревнованиях.

Соревновательная гребля включает в себя ряд правил, которые спортсмены должны соблюдать во избежание дисквалификации. Они включают:

  1. Смена полосы движения: в олимпийских соревнованиях по академической гребле есть шесть отдельных полос, каждая из которых закреплена за полосой движения. Спортсменам и командам действительно разрешается переходить с одной дорожки на другую, если они того пожелают, при условии, что они при этом не препятствуют и не препятствуют другой лодке.
  2. Ложный старт: лодки не должны покидать стартовую линию до тех пор, пока не сработает пушка. Спортсменам или командам разрешается один «фальстарт» (стартовать до того, как им это разрешено). Однако если они сделают это дважды, они будут дисквалифицированы из гонки.
  3. Победители олимпийских медалей: золотые, серебряные и бронзовые медали Олимпийских игр вручаются яхтам, которые финишируют в тройке лучших в финальной гонке, в которой участвуют шесть команд или спортсменов.

Правила соревнований по академической гребле

В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках.

Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.

Гонка проводится в спокойной воде и вдоль прямой линии. Командам разрешается передвигаться по чужим дорожкам, но с условием, что они не создадут помех другим экипажам.

Правила в академической гребле регламентируют вес спортсменов. Для женщин максимальный вес — 59 кг, но при этом средний вес участниц экипажа — 57 кг, и 72,5 кг — для мужчин, 70 кг — средний вес для экипажа.

Гонка начинается с команды «две минуты», которая звучит в момент, когда все лодки расположены в стартовой коробке

Затем следует перекличка экипажей, которая заканчивается командой «внимание». Через некоторое время после команды звучит громкий звуковой сигнал и начинается гонка

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чувствах и представлениях о гребле. Задачей тренера является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка — начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и тысячных долей секунды.

Это интересно: 1636,История диадемы — рассматриваем тщательно

Международная федерация гребли на байдарках и каноэ: истоки

Эволюция гребного вида спорта проходила сравнительно спокойно: устраивались соревнования как внутри каждой из стран, так и международного уровня, появились новые профильные печатные издания, образовывались новые союзы.

Однако в самом начале 1924 года в Копенгагене прошло заседание: его итогом явилось решение создать Международное представительство каноэ. При этом перед этой организацией, позже названной Международной федерацией гребли на байдарках и каноэ, ставились четыре основные задачи:

  • осуществление пропаганды гребли как вида спорта;
  • проведение соревнований на международном уровне;
  • создание и укрепление международного сотрудничества между клубами по гребле в разных странах мира;
  • включение гребли на байдарках и каноэ в олимпийские виды спорта.

Академическая гребля

В этом виде спорта, который входит в состав олимпийских игр, гребцы плывут спиной вперед. Для преодоления дистанции используются весла.

Правила

Перед финалом, в который попадет только 6 лучших участников, проводится несколько отборочных этапов. В академической гребле принимают участие одиночки, двойки, четверки и восьмерки.

Соревнование проходит на ровной воде вдоль прямой линии. Участникам не запрещено переходить на чужие дорожки, если такие действия не создают помех остальным гребцам.

Правила академической гребли

Сигналом к началу соревнования является команда «Две минуты». Во время ее звучания все лодки должны находиться в стартовой коробке

После переклички экипажей звучит команда «Внимание». Начинать грести можно после последовавшего за ней звукового сигнала

Особенностью академической гребли является контроль веса участников. Среди мужчин – не более 72,5 кг на одного спортсмена и 70 кг – средний показатель команды. У женщин – до 59 кг и 57 кг соответственно.

Инвентарь и экипировка

Суда для академической гребли легкие, удлиненные, имеют вынесенные за борта отводы для весел и подвижные сидения. Они бывают двух видов:

  • Гоночные. Имеют низкие борта и узкое основание.
  • Любительские. С высокими бортами и более широким основанием.

Изготавливаются лодки из композитных материалов и эпоксидных смол. К конструкции и дизайну нет много требований, но некоторые технические нюансы все же соблюдаются. На носу лодки должны находиться держатель для флюгарки и белый литой резиновый шарик. На случай опрокидывания разработана специальная конструкция подножки. Благодаря ей спортсмен может в короткие сроки покинуть лодку без помощи рук.

Существуют требования и к весу лодки. В зависимости от вида, он может находиться в пределах 14-96 кг.

Инвентарь и экипировка для академической гребли

Все участники соревнования должны быть одеты в спортивные костюмы или майку и шорты. Обязательны обувь, кепка и спортивный комбинезон.

Судейство

Соблюдение правил и другие моменты контролирует судейский состав. Он состоит из нескольких человек:

  • технического делегата;
  • главного судьи;
  • главного секретаря.

У главного судьи есть заместители:

  • по материально-техническому обслуживанию;
  • по вопросам судейства;
  • по общим вопросам.

Дополнительно в состав входят заместитель главного секретаря, врач и судьи: на старте и финише, контролеры, по информации.

Знаменитые соревнования

Самые престижные соревнования, в которые может попасть состав – Олимпийские игры. Помимо них существуют:

  • Регата на реке Чарльз. Соревнования проводятся в США и длятся 2 дня.
  • Оксфорд-Кембридж. Соревнования между экипажами Кембриджского и Оксфордского университетов по Темзе. Проводятся каждый год.
  • Хенлейская королевская регата. Проходит в Англии. Соревнования длятся 5 дней.

Хенлейская королевская регата
Также ежегодно проводится немало соревнований внутри каждой страны, но они известны в более узких кругах.

Правила

В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках. Гонка проводится в спокойной воде и вдоль прямой линии. Командам разрешается передвигаться по чужим дорожкам, но с условием, что они не создадут помех другим экипажам. Есть ограничения в весе спортсменов. Для женщин максимальный вес — 59 кг, но при этом средний вес участниц экипажа — 57 кг, и 72,5 кг — для мужчин, 70 кг — средний вес для экипажа. Престижнее всего считается победить в соревнованиях восьмерок. Это самая сложная, непредсказуемая и классическая дисциплина. Все известные регаты проводятся в этом классе. А на Олимпиадах здесь господствуют команда Великобритании, собранная из выпускников Оксфорда и Кембриджа.

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чувствах и представлениях о гребле. Задачей тренера является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка — начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и тысячных долей секунды.

Оксфорд-Кембридж и остальное

Есть один миф. Принято считать, что академическая гребля – студенческий вид спорта. И все из-за двух английских университетов. Каждый год студенты Оксфорда и Кембриджа проплывают 7 км, чтобы понять, кто сильнее. Через регату в свое время прошли восемь будущих олимпийских чемпионов. Семь из них представляли Оксфорд, а за Кембридж в 1980 соревновался – и, к своему сожалению, проиграл – Хью Лори. Но не только регатой Оксфорд-Кембридж знаменита академическая гребля. В США, например, проводится крупнейшая двухдневная регата в мире. Ежегодно на реке Чарльз, которая разделяет Бостон и Кембридж в штате Массачусетс, спускают на воду более полутора тысяч лодок. А Хенлейская королевская регата в Англии длится целых 5 дней (со среды по воскресенье) во время первых выходных июля. Соревнования проводятся на выбывание. Дистанция гонки составляет 2 112 метров, что на 112 метров длиннее общепринятой дистанции.

Фото: Студенческая гребная лига

Виды академической гребли

Соревнования по академической гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля выполняется двумя вёслами, распашная гребля — одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

С 1996 года соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • «W» — Обозначает Женщины;
  • «M» — Обозначает Мужчины;
  • «1-2-3-4-8» — Это количество гребцов в лодке;
  • «+» — Этот термин обозначает что лодка с рулевым;
  • «-» — Этот термин обозначает что лодка без рулевого;
  • «L» — Обозначает что гребцы с лёгким весом;
Таблица обозначений:
ОписаниеМеждународное значениеЗначение на английском языке
Одиночки Женские (W1x), мужские (M1x); Single scull
Двойки парныеЖенские (W2x), мужские (M2x) Double scull
Двойки распашные без рулевогоЖенские (W2-), мужские (M2-) Coxless pair
Двойки распашные с рулевымЖенские (W2+), мужские (M2+) Coxed pair
Четвёрки парныеЖенские (W4x), мужские (M4x); Coxless quadruple scull
Четвёрки распашные без рулевогоЖенские (W4-), мужские (M4-) Coxless four
Четвёрки распашные с рулевымЖенские (W4+), мужские (M4+)Coxed four
Восьмёрки с рулевымЖенские (WX8+), мужские (MX8+) Coxed octuple scull
Восьмёрки распашныеЖенские (W8+), мужские (M8+) Coxed eight
Двойки парные лёгкого веса Женские (LW2x), мужские (LM2x)

Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе чемпионатов мира:

  • Одиночки легкого веса — женские (LW1x), мужские (LM1x);
  • Четверки парные лёгкого веса — женские (LW4x), мужские (LM4x);
  • Двойки распашные лёгкого веса — женские (LW2-), мужские (LM2-);

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение — Олимпийские игры (все спортсмены в экипаже должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четвёрок и восьмёрок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Различия гребцов

В академической гребле чётко различаются гребцы парного весла (одновременно гребёт двумя вёслами) и гребцы распашного весла (гребёт только одним веслом).

Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло слева). Расчёты показывают: чтобы избежать вихляния лодки, загребные должны прикладывать на 5 % усилий больше, чем баковые; в четвёрках и восьмёрках самых сильных загребных следует сажать ближе к носу.

История академической гребли

Первые упоминания о гребле как о спортивном состязании зафиксированы на древнеегипетском каменном барельефе и датируются 25 веком до н.э.

Гонки на академических судах в современном понимании берут начало в Англии 16 века, где перевозчики пассажиров и грузов через Темзу соревновались в гонках на байдарках и лодках.

Первое официальное состязание по гребле состоялось в 1715 году, и было названо Doggett’s Coat and Badge Race в честь организатора английского актера Томаса Доджетта. Эта гонка и по сей день считается одной из самых престижных в Соединенном Королевстве.

Позднее в Англии учреждены две старейшие и важнейшие регаты — символы британской гребли, которые проводятся и сегодня: регата «Оксфорд — Кембридж» под названием The Boat Race («Лодочная гонка»), начавшаяся в 1829 году, и Хенлейская Королевская Регата (Henley Royal Regatta), впервые прошедшая в 1839 году.

В 1718 году Указом Петра I учрежден первый в России гребной клуб «Невский флот». А с 21 марта 1860 года академическая гребля в России получила официальное признание как вид спорта.

С 1900 года академическая гребля входит в программу Олимпийских соревнований.

Это интересно: 1627,История граненого стакана: рассмотрим во всех подробностях

История академической гребли

Академическая гребля зародилась в Великобритании в начале 18-го века. Фундамент для создания спортивного вида гребли, заложил английский актер Томас Доггетт. В 1715 году он организовал первую гонку лодочников. Формирование академического вида гребли связано с университетами Оксфорда и Кембриджа.

Пальто и значок Доггетта

Столицу Англии пересекает река Темза. Водная магистраль проходит через весь город.  Ширина русла превышает 200 метров. Лодочник в 18-ом веке – это эквивалент современного таксиста.

Местные лодочники неплохо зарабатывали. Развозили по Лондону горожан и грузы. Иногда гребцы устраивали гонки на своих лодках. Такие забавы лодочников собирали не мало зевак.

Томас Доггетт – английский актер (и по совместительству менеджер королевского театра Друри-Лейн), превратил забаву в спортивное соревнование.

В августе 1715 года Англия отмечала первую годовщину правления короля Георга I (первый король новой династии). Каждый старался как мог. Томас Доггетт решил в честь короля провести организованную гонку лодочников. В качестве награды предложил свой красный плащ и серебряный значок. На значке была изображена эмблема новой королевской династии.

Мероприятие получило широкую огласку. Нашлись спонсоры. Лондонская «Компания торговцев рыбой» учредила денежный приз. Гонку стали проводить ежегодно и проводят до сих пор.

Регата «Doggett’s Coat and Badge Race» (пальто и значок Доггетта) – является старейшей и одной из самых престижных в истории академической гребли.

Студенческая гонка и Королевская регата

Соревнования гребцов набирали популярность. Молодые люди, желающие померится силами, брали в руки весла.

В 1829 году студенты Кембриджа бросили вызов своим друзьям из Оксфорда. Первую гонку Кембридж проиграл. Пришлось просить реванш. Вторую гонку выиграли. Теперь взять реванш захотели оксфордцы. Так появился первый символ академической гребли – университетская гонка Оксфорд – Кембридж («The Boat Race»).

Ещё один символ спортивной Англии – Королевская регата Хенли («Henley Royal Regatta»). История регаты началась летом 1839 года.

Западнее Лондона, на реке Темза стоит город Хенли-он-Темз. Ежегодно, в июле месяце на набережной проходили народные гуляния, приуроченные к местному празднику, а городские власти проводили ярмарку.

Чтобы ярмарка приносила доход, необходимо было «увеличить посещаемость». С инициативой выступил некий капитан Эдмунд Гардинер. Он предложил устроить лодочные гонки. Идея себя оправдала.

Желающих принять участие, а главное зрителей, было так много, что на следующий год гонку пришлось проводить в два дня. Популярность состязаний выросла настолько, что в 1851 году королевская семья взяла гонку под свое покровительство. Гонка гребцов получила почетное звание Королевской регаты.

Современную регату «Henley Royal Regatta» проводит в течении пяти дней, со среды по воскресенье.

Развитие академической гребли, как вида спорта

Первые соревнования гребцов проходили на обычных, грузовых лодках. Чтобы лодка вместила много груза и пассажиров, она должна быть широкой и тяжелой. Развить большую скорость на таком «плавсредстве» тяжело.

Стремление стать первым заставляет человека думать. Чтобы выиграть соревнования нужны не только мышцы. Возможно студенты Оксфорда и Кембриджа понимали это лучше других.

Назрела необходимость изменить лодку. Первые новшества появились на университетских гонках. Студенты одели кожаные штаны, поставили широкие сидения и смазали их салом. Нижняя часть тела легко скользила по сиденью. Такой, особый гребок, позволяет сгибать ноги в коленях. В этом преимущество академической гребли – работают мышцы всего тела. В 1857 году появились подвижные банки (сиденья).

Революционным для развития спортивной лодки стал 1830 год. Установили специальные отвода и вынесли уключины за борт. Точка опоры и длина рычага изменились. Помните слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Затем появилась лодка узкой, удлиненной формы. Судно получило гладкую обшивку. Так рождался на свет главный атрибут академической гребли – универсальная спортивная лодка.

Определение терминов и жаргонных выражений

  • Банка — подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
  • Подножка — обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
  • Руль — металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.

    одиночка

  • Полозки — два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
  • Отвод /кронштейн — трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде треугольника. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
  • Фальшборт — пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
  • Волнорез — крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
  • Лючок — подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
  • Вертлюг — пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
  • Каретка — металлическая конструкция на пластиковых колёсах, снабжённых подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колёсами одной оси.
  • Крепление упора — пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
  • Носик — резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
  • Барашек — пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
  • Каблук — пластиковый ограничитель длины рычага весла.
  • Манжет — пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.

Турниры по академической гребли

Соревнования по академической гребле принимают разные формы. От местных веселых соревнований, таких как Scratch Regattas, до международных многополосных регат на Олимпийских и Паралимпийских играх.

Пожалуй, самая известная форма соревнований по гребле, регаты традиционно проводятся в более теплые летние месяцы. Регаты бывают самых разных стилей, размеров и расстояний. От местных городских регат или частных матчей до национальных и международных соревнований.

Ниже приведены несколько различных форм регаты:

  1. Multi-Lane. Если вы когда-либо смотрели олимпийскую или паралимпийскую регату, вы наверняка видели именно такую регату. Обычно заезды проходят на дистанцию 2000 м с шестью полосами экипажей. Все крупные национальные регаты и национальные чемпионаты — это многополосные регаты.
  2. Side-by-Side. В этих гонках экипажи соревнуются один на один. Поскольку большинство регат проводится на довольно узких участках реки, большинство регат проводится в этом формате. Дистанция может варьироваться от 400 м до более длинных гонок, таких как знаменитая Королевская регата Хенли, проводившаяся более 2112 м. Большинство из них — это открытые регаты, в которых может принять участие любой желающий. Некоторые являются частными соревнованиями между двумя, а иногда и тремя клубами. Самыми известными из них являются университетские лодочные гонки, проводимые на Темзе между Оксфордским университетом и Кембриджским университетом.
  3. Серфинг-регаты. Используя Surf Boats, экипажи начинают соревнования Side-by-Side на воде прямо в море, доходя до буя, расположенного на расстоянии не менее 400 м от пляжа. Затем экипажи возвращаются к пляжу и финишируют, когда член экипажа пересекает финишную черту на суше.
  1. Пляжные спринты. Новый стиль соревнований, аналогичный серф-гребле. В этом формате две команды стартуют на пляже и бегут к своим лодкам. Затем экипажи гребут в море вокруг буя, расположенного не дальше 250 м от пляжа и обратно.
  2. Прибрежные. Прибрежные регаты проводятся параллельно береговой линии на дистанции от 800 до 1600 метров. В этих гонках экипажи будут мчаться к бую и обратно, при этом стартовая и финишная линии находятся в одном месте. Эта форма мероприятия была создана, чтобы помочь поддержать развитие спорта в странах, у которых нет доступа к спокойным водам.

Оборудование

Академические суда — спортивные узкие удлинённые лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (кронштейнами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.

Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф» — фанерой или шпоном ценных пород дерева, позднее — композиционными материалами. Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое, «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.

С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол. Стоимость лодок высока — например, стоимость одиночки начинается от 1.200.000 руб.

Требование правил соревнований к гребному инвентарю

1. Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время.

2. Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки.

3. Минимальный вес лодки без вёсел и радиосистем должен быть:

  • 4+ (четвёрка рулевая) — 51 кг
  • 2х, 2 — (двойка парная и безрульная) — 27 кг
  • 1х (одиночка) — 14 кг
  • 2+ (двойка рулевая) — 32 кг
  • 4 — (четвёрка безрульная) — 50 кг
  • 4х (четвёрка парная) — 52 кг
  • 8+ (восьмёрка) — 96 кг

4. Толщина лопаток распашных вёсел в 3 мм от края по всему периметру должна быть не менее 5 мм, а у парных вёсел в 2 мм от края — не менее 3 мм.

Вёсла

Вёсла для академической гребли изготавливаются на основе эпоксидного связующего «горячего» отверждения, что обеспечивает им высокие упруго-прочностные свойства, эксплуатационную стабильность и минимальную массу. Стержень имеет овальное сечение и производится методом намотки, с последующим отверждением под давлением. Лопатка весла имеет трёхслойную конструкцию и изготавливается методом «прямого» прессования.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий