Вольная борьба в СССР.
Вольная борьба стала развиваться у нас в стране значительно
позже, чем классическая. Распространение она получила, прежде всего, в Грузии,
Азербайджане и Армении, так как культивировавшиеся там национальные виды борьбы
очень похожи на вольную борьбу по международным правилам.
В 1945 Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту
провел специальный сбор тренеров, где изучалась новая борцовская техника.
Известно, что за развитием вольной борьбы в стране следил лично И.В.Сталин.
Первый чемпионат СССР прошел в том же 1945. В новый для
советских атлетов вид единоборства перешло немало борцов-классиков, так как в
некоторых весовых категориях классической борьбы конкуренция была невероятно
высока.
Несмотря на отсутствие опыта международных выступлений, наши
«вольники» очень скоро вошли в число сильнейших. Выступлению сборной СССР на
Олимпийских играх 1952 в Хельсинки предшествовала одна-единственная
международная встреча – с хозяевами будущей Олимпиады, которую наши борцы
выиграли со счетом 8:0. На Играх они первенствовали в командном зачете,
завоевав при этом два «золота». Тяжеловес Арсен Мекокишвили, одолевший в финале
титулованного шведского борца Бертиля Антонссона, сотворил одну из самых
больших сенсаций Олимпиады. Еще одну победу праздновал средневес Давид
Цимакуридзе.
Самым урожайными на олимпийское «золото» стали для наших
«вольников» Игры в Москве: 7 наград высшей пробы. На Олимпиадах 1972 и 1976 они
завоевали по 5 золотых медалей. А всего советские борцы вольного стиля 30 раз
поднимались на высшую ступень олимпийского пьедестала.
В 1954 советская сборная по вольной борьбе впервые выступила
на чемпионате мира (в Токио), где выиграла три золотых медали и в общекомандном
зачете лишь одно очко уступила спортсменам из Турции. А в 1966 состоялся,
наконец, и «европейский дебют» сборной СССР по вольной борьбе. Шестеро
советских спортсменов стали чемпионами.
В их числе был и наш самый титулованный борец-вольник
Александр Медведь, первый в истории вольной борьбы трехкратный олимпийский
чемпион (швед Карл Вестергрен выиграл олимпийское «золото» в греко-римской
борьбе – в 1920, 1924 и 1932, – а его соотечественник Ивар Юханссон в 1932
первенствовал в двух видах борьбы, а в 1936 – в греко-римской.) В копилке
знаменитого советского борца также семь золотых медалей, полученных на
чемпионатах мира, причем в трех весовых категориях: три титула чемпиона Европы
и восемь – страны.
Сергей Белоглазов и Арсен Фадзаев – двукратные олимпийские
чемпионы и шестикратные чемпионы мира. Среди советских борцов вольного стиля
было еще несколько дважды олимпийских чемпионов. Иван Ярыгин, перешедший затем
на тренерскую работу и в качестве старшего тренера сборной СССР не раз
приводивший ее к победам на международных соревнованиях. Леван Тедиашвили, в
70-е гг. не раз завоевывавший «золото» чемпионатов мира, Европы и СССР по
вольной борьбе, имеет в своей коллекции и золотую медаль чемпиона мира по
борьбе самбо. Сослан Андиев к двум олимпийским титулам добавил пять мировых. А
в коллекции Махарбека Хадарцева, помимо двух золотых, есть и серебряная
олимпийская медаль.
На старте – миллионы!
Продолжая исследование вопроса развития греко-римской борьбы в нашей стране в начале XX века необходимо отметить, что в свое третье десятилетие молодая страна Советов не просто вошла, а ворвалась, точно несущийся на всех парах локомотив истории. Он уже миновал две этапные станции – были успешно закончены первая и вторая пятилетки. Такие слова, как «Магнитка», «Днепрогэс», «Кузнецкстрой», которые еще недавно были лишь символами индустрии будущего, десятки, сотни новостроек, существовавших в начале 30-х годов лишь в государственных планах и на чертежах инженеров и конструкторов, превратились в живую реальность, стали явью.
Сама обстановка строек, гигантских предприятий, электростанций требовала если не сказочных былинных витязей, то, по крайней мере, реальных советских богатырей, мужественных, смелых, сильных духом и телом, беспредельно преданных Родине. С каким энтузиазмом занималась тогда физкультурой и спортом молодежь! По мнению исследователей и очевидцев, повсюду росли спортивные секции, а различных соревнований было столько, что им становилось тесно в календаре. Каждый юноша, каждая девушка стремились получить свидетельство спортивной доблести – знак «Готов к труду и обороне». У дверей тиров стояли огромные очереди – любой парень считал, что называться мужчиной без значка «Ворошиловский стрелок» просто немыслимо.
В 1939 году Советское правительство установило ежегодное празднование Всесоюзного дня физкультурника, тем самым, подчеркнув огромное значение физической культуры и спорта в деле подготовки молодежи к труду и защите Родины от врагов.
Стремясь закалить себя физически, освоить военно-технические специальности, юноши и девушки равнялись на лучших представителей советского народа: на героев – летчиков и ударников труда, на прославленных спортсменов и отважных альпинистов – покорителей высочайших вершин мира. Вот почему, когда Герои Советского Союза В. Чкалов, М. Водопьянов, Г. Байдуков, В. Молоков и депутат Верховного Совета СССР А. Стаханов предложили провести 23 февраля 1939 года, в день XXI годовщины Красной Армии, Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта, почти все общественные организации страны поддержали их почин. В празднике, который проходил под лозунгом «Если враг нападет, если грянет война – советские физкультурники будут в первых рядах защитников Родины!» приняло участие более 10 миллионов молодых граждан Страны Советов. В городах и селах прошли массовые лыжные походы, соревнования мотоциклистов и кавалеристов, лыжников и военизированные игры, грандиозные состязании гранатометчиков, стрелков и мастеров рукопашного боя.
Значительное место в жизни учебных заведений занимало военно-физическое воспитание. Обязательная допризывная военная подготовка молодежи, введение элементов военизации во внутреннюю жизнь учебных заведений способствовало повышению уровня организованности и трудовой дисциплины. На военных руководителей профессиональных училищ возлагалась организация военно-физической подготовки молодежи.
Военно-физкультурная и спортивно-массовая работа в учебных заведениях трудовых резервов получила столь широкое развитие и признание, что в июле 1943 года постановлением СНК СССРВ было образовано Всесоюзное спортивное общество «Трудовые резервы», ряды которого очень скоро стали насчитывать более полутора миллионов физкультурников учебных заведений профессионально-технического образования.
Огромный вклад в спортивную славу нашей страны внесли выпускники начального профессионального образования Кемеровской области, продолжившие борцовские традиции былинных богатырей, а также великих борцов Ивана Заикина, Ивана Поддубного, Ивана Лебедева и других.
2.6 Спортивная борьба в современной России
В 1993 создана Федерация спортивной борьбы России, объединяющая борцов вольного и греко-римского стиля. В Федерацию входят спортивные организации почти 80 субъектов РФ. Президент Федерации – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, член бюро ФИЛА, олимпийский чемпион М.Г. Мамиашвили.
В декабре 1994 состоялся «матч века» по греко-римской борьбе между сборной России и сборной мира, на котором присутствовал президент ФИЛА Милан Эрцеган. Россияне одержали убедительную победу со счетом 9:1.
На Играх в Атланте наши команды по греко-римской и вольной борьбе были первыми в командном зачете.
Один из самых титулованных российских спортсменов – 9-кратный чемпион мира и трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. Ставший настоящей спортивной легендой, он 12 лет подряд не знал поражений на борцовском ковре. В Сиднее–2000 удача отвернулась от Карелина, но честь российской школы греко-римской борьбы поддержали его товарищи по сборной Вартерес Самургашев и Мурад Карданов, ставшие победителями в своих весовых категориях.
Первые упоминания: шумеры и египтяне
Самые ранние материальные свидетельства использования людьми борцовских приемов относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Речь идет об изображении борьбы шумерского героя Гильгамеша со львом, где человек берет зверя на удушающий как настоящий профи.
В Ираке найдены таблички, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, причем древние борцы, судя по изображениям, любили ломать противникам пальцы. А найденная примерно на той же территории статуэтка воспроизводит сцену с двумя воинами, которые борются друг с другом с кувшинами на головах. Датирована она приблизительно 2600 годом до нашей эры.
Больше всего информации о самых древних борцах нам доносят египетские источники. Например, на стенах гробниц в Саккаре и в усыпальнице номарха Хнумхотепа II найдены настенные росписи, изображающие схемы борцовских приемов, как в стойке, так и в партере.
По рисункам видно, что борцы часто били друг друга руками и использовали болевые приемы. В гробнице фараона Рамзеса III есть изображения борцов разных рас, развлекающих схваткой фараона и его гостей. Судя по другим сведениям, люди более высоких каст имели право применять больше приемов, чем их менее знатные соперники.
Происхождение
Первые настоящие следы развития борьбы восходят к временам шумеров, 5000 лет назад. Эпик Гильгамеша, написанный клинописью, скульптурами и барельефами, представляет собой множество источников, которые рассказывают о первых соревнованиях в сопровождении музыки. В истории Древнего Египта также есть много исторических и археологических следов борьбы. Среди них стоит упомянуть, в частности, рисунки, обнаруженные в гробницах Бени-Хасана, представляющих 400 пар борцов. Эти рисунки, как и многие другие признаки, свидетельствуют о существовании в Древнем Египте объединений борцов, правил борьбы и судейских кодексов.
Для греков борьба была наукой и священным искусством, она представляла собой самое важное занятие для молодых людей. Спортсмены боролись голыми, их тела были покрыты оливковым маслом и слоем очень мелкого песка, чтобы защитить кожу от солнечного света или от холода зимой
После борьбы они соскребали этот слой с помощью инструмента под названием «стригиль» и мылись водой. Согласно рисункам и надписям того времени, бои были похожи на поединки вольной борьбы. Победителем был объявлен тот, кто первым бросил или прижал (на спину, бёдра, грудь, колени или локти) своего соперника.
Во время Античных Олимпийских игр, начиная с 708 г. до н.э., борьба была решающей дисциплиной пятиборья. Фактически это была последняя дисциплина, которая проводилась после метания диска, копья, прыжка в длину и забега, и именно она обозначала победителя пятиборья, единственного коронованного спортсмена игр. Самым известным из всех борцов был Милон Кротонский (ученик философа Пифагора) шестикратный олимпийский чемпион (с 540 по 516 год до н.э.), десятикратный победитель Истмийских игр, девятикратный победитель Немейских игр и пятикратный победитель Пифийских игр.
Греция и Рим
Наивысшего расцвета в древнем мире борьба достигла в Греции, что отображено в названии классической или греко-римской борьбы, хотя ее правила далеко не так похожи на то, что делали греки и римляне во время боя.
Вообще, как таковых правил у греков не существовало, и чаще всего перед схваткой о них договаривались отдельно. Постепенно все же сложились часто используемые порядки — например, проигравшим считался борец, которого трижды бросили на землю. Самым позорным было упасть на спину, и некоторые чемпионы очень гордились тем, что их никто никогда не укладывал на лопатки.
Борцовские схватки проходили на земле, борцы были обнажены и намазаны маслом, а судья, если он присутствовал, следил за тем, чтобы противники не кусались и не выдавливали друг другу глаза — в этом случае он лупил их палкой.
Борьба была настолько популярной, что в 708 году до нашей эры ее включили в Олимпийские Игры, а такие гиганты философской мысли как Сократ и Платон активно занимались ей. Платон даже боролся в Истмийских играх.
Плутарх же считал борьбу наиболее интеллектуальным спортом, так как в ней нужно было не просто побороть противника, а перехитрить, используя ловкость и сноровку. У греков было несколько видов борьбы, в одном боролись только в стойке, в другом — также и в партере, а где-то были разрешены все виды ударов (панкратион, ставший прообразом нынешних смешанных боевых искусств).
Для обучения борьбе были созданы специальные школы — палестры, где мальчики познавали все премудрости этого искусства в играх с борцовскими элементами. В этом, как легко можно догадаться, особенно отличились спартанцы. У них была такая игра — на землю ложится человек, на него еще один, потом еще и еще. Над ними стоит водящий с палкой и лупит лежащих по спине, а играющие пытаются заползти друг под друга, чтобы спиной ближнего своего закрыться от града ударов. Кто получил больше всего — становится водящим.
Было и кое-что повеселее
В темной комнате водящий пытается поймать отбивающихся противников и, внимание, укусить! Если укушенный заорет — его сначала бьют всей толпой, а потом он сам становиться водящим
После захвата Греции Римом, вместе с искусствами, инженерией и философией, римляне переняли и борьбу, добавив схватки борцов к гладиаторским играм. Борьба была настолько популярна, что ей занимались даже императоры, а один из них — безумный Коммод, был задушен во время борцовского поединка рабом Нарциссом по приказу заговорщиков.
Средневековье
В дальнейшем христианство запретило борьбу, как часть гладиаторских игр и языческое наследие, а церковные иерархи не раз клеймили ее в своих проповедях. Так, например, Тертуллиан в своей книге «О зрелищах» писал, что «борьба — дело дьявола», да и папы в своих буллах от 1588, 1611 и 1685 годов запрещали этот вид единоборств.
Несмотря на такое отношение со стороны церкви, борьбой увлекались не только крестьяне и горожане, но и воинское сословие, особенно когда доспехи стали слишком массивными. Пробить их мечом или копьем становилось трудной задачей, а вот бросить противника на землю и заколоть кинжалом в забрало, а может даже взять в плен и получить выкуп — милое дело.
Даже короли иногда игнорировали церковные запреты и боролись друг с другом в самом прямом смысле. Так, например, состоялась борцовская схватка между королем Франции Франциском Первым и королем Англии Генрихом Восьмым, при этом более ловкий француз смог опрокинуть полагавшегося на силу английского короля на землю.
Борьба в средневековье была настолько актуальной в подготовке воина, что ее приемы часто включали в учебники по фехтованию, а в 1511 году вышла отдельная книга, посвященная борьбе, — произведение Ганса Вурма «Борьба», а в 1539 — «Искусство борьбы. 85 приемов» Ф. Ауэрсвальда.
Созыв Генеральных Штатов (1789)
Король Людовик XVI не отличался решимостью и силой, которые требуются от правителя в такой тяжёлый период. Но даже он понимал: чтобы спасти экономику, платить налоги должны все.
22 февраля 1787 года министр финансов Калонн убедил короля созвать собрание нотаблей — высшего духовенства и аристократии, и предложил им ввести всеобщий земельный налог. Узнав о состоянии казны, нотабли пришли в ужас, обвинили Калонна в растрате и потребовали его отставки. Таких полномочий у них не было, но Людовик уступил.
А поскольку платить налоги элита отказалась, 24 января 1789 король объявил созыв Генеральных Штатов — представителей всех сословий от всех провинций. Они должны были помочь ему найти решение, которое устроило бы всех.
Неожиданно для правительства это известие очень взволновало Францию. Генеральные Штаты не созывались уже 175 лет, и все ждали глобальных перемен. Обедневшие дворяне хотели увеличить своё влияние, крестьяне надеялись получить землю в собственность, а буржуа — равные права с дворянами и доступ к общественным должностям.
Каждый регион готовил свой «список жалоб» для рассмотрения на собрании. Издавались сотни брошюр и публичных обращений к депутатам. На улицах говорили о равноправии и гражданских свободах.
Первое заседание Генеральных штатов прошло 5 мая 1789 года в зале «Малых забав» в Версале. На открытии король предостерёг депутатов от «опасных нововведений». На обсуждение выносились только финансовые вопросы — все остальные требования власти оставили без внимания.
Несмотря на то что депутатов от третьего сословия было вдвое больше, чем от первого и второго вместе взятых, у каждого сословия был только один голос. Представители третьего сословия требовали индивидуального голосования, но правительство отказало им.
Это возмутило либерально настроенных депутатов. 17 июня большинством голосов (490 против 90) они создали Национальное собрание, которое решит судьбу страны.
20 июня депутаты пришли на очередное заседание, но зал «Малых забав» оказался заперт: король приказал никого не впускать под предлогом ремонта. Тогда депутаты заняли королевский зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не примут Конституцию.
Король привёл гвардейцев и приказал всем разойтись, но председатель собрания Жан Байи ответил: «Собравшейся нации не приказывают». Против гвардии обнажили оружие либеральные дворяне во главе с маркизом де Лафайетом. Опасаясь кровопролития, Людовик XVI был вынужден признать Национальное собрание легитимным.
9 июля 1789 года его переименовали в Учредительное собрание — оно должно было разработать Конституцию и выбрать новую .
Итоги Великой Французской Революции
Революция уравняла в правах сословия и избавила французский народ от феодальных пережитков. В то же время цена, которой это было достигнуто, чудовищна — мятежи, гражданские войны и террор унесли жизни сотен тысяч человек. События 1789–1799 годов до сих пор остаются предостережением всему миру.
Идеи о конституционном строе вместе с лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!» распространились по Европе. Во многих странах возникли либеральные круги, где обсуждали перспективы ограничения власти монархов и принятие Конституции.
Одни правители, опасаясь повторить судьбу Людовика XVI, начали проводить реформы в пользу населения, а для других это был повод укрепить свою власть репрессиями.
Все последующие политические перевороты основывались на французском опыте. Успехи и ошибки якобинцев внимательно изучал В. И. Ленин, планируя Великую Октябрьскую революцию.
Одним из важнейших достижений Великой Французской революции стало принятие Декларации о правах человека и гражданина. Она легла в основу правовых систем многих стран мира и служит основой для современного международного права.