Правила
В партии принимают участие два человека.
Правила игры в го во многом проще правил шашек или шахмат чисто технически. Но огромное число потенциальных ходов делают партию непредсказуемой, а стратегию сложной.
В партии принимают участие два человека. Начинает тот, у кого черные камни. Если один игрок заведомо слабее другого, то ему дается фора и право выставить несколько камней сразу на «нулевом» ходу.
Соперники поочередно выставляют на поле по одному камню. Фишки размещают на пересечениях линий – пунктах. Задача – отгородить своими камнями большую территорию, чем противник.
Что запрещено
При относительно простых правилах, есть ряд категорических запретов. Нельзя:
- сдвигать с места фишки и касаться их после совершения хода;
- выставлять более одного камня за раз;
- делать ход, из-за которого на доске тут же повториться позиция (правило ко);
- делать самоубийственный ход, отнимающий последнюю точку свободы у своей группы (кроме случаев одновременно захвата всех дамэ соперника).
Правила завершения партии
Если один из соперников не видит возможности для своего хода, места, куда поставить камень, он может сказать пас. После того как оба игрока пасуют, партию объявляют законченной и приступают к подсчету очков. Также к завершению игры приводит признание поражения одним из участников.
Правила подсчета территории и очков
За каждый пункт, находящийся на территории, окруженной группой, игрок получает одно очко. Кроме того, к его счету плюсуются все камни противника, который он захватил (в других редакциях правил это могут быть свои фишки, сохранившиеся на доске). Для компенсации первого хода белые получают дополнительные очки.
В партии принимают участие два человека.
На доске могут остаться группы фишек, которые еще не захвачены, но очевидно, что если продолжить партию, то это произойдет. В таком случае они считаются пленными (мертвыми), и за них дают очки как за захваченные.
Определение победителя
Победителем объявляется тот, кто набирает большее число очков. Во избежание ничьей за право первого хода, отданное черным, белые получают коми́ некоторое количество очков,обычно неровное – например, 5,5.
Если противник сдался, то баллы не считают, а в турнирной таблице помечают, что победа по сдаче. Любая победа в ходе турнира оценивается в 1 очко, а поражение – в 0.
Как это работает
Когда мы пришли к Антону, Qmarketing Academy готовилась к выходу на зарубежные рынки. Выбирали между США, Латинской Америкой и Юго-Восточной Азией. Условия были такими:
- рынок EdTech США уже сформировался. Выход туда требует больших инвестиций;
- в Латинской Америке ситуация попроще, но там есть очень похожие конкуренты;
- рынок Юго-Восточной Азии свободен.
Игра помогла понять, что с нашим количеством камней — инвестиций — оптимально стартовать в регионе без прямых конкурентов. Мы выбрали Индию и Юго-Восточную Азию. После этого моделировали на доске Го продуктовую стратегию: проверяли, как быстро стоит масштабироваться, когда строить барьеры для конкурентов и так далее. В итоге решение оказалось правильным: мы успешно запустились в Индии и на Филиппинах, привлекли там базу клиентов. Теперь планируем до конца года начать работать в Малайзии и Вьетнаме.
У нашего учителя по Го Антона есть клиенты из промышленности, банкинга, IT, индустрии развлечений. Например, банку, который планировал открытие филиалов, игра помогла подобрать оптимальные города для экспансии в регионы. Завод, который, наоборот, закрывал представительства, смог выбрать три больших отделения из 30. Сохраняя именно их, он получил максимальную выгоду.
Как получить максимум от игры в Го
Найдите учителя. Познакомиться с правилами игры можно самостоятельно. Но учителя Го помогают превратить партию в настоящий тренажер стратегического мышления: моделировать на поле ситуации из реальной жизни, глубже анализировать действия и ошибки. Найти его можно на площадках-классифайдах или по совету знакомых предпринимателей. Другой способ — анализ программ бизнес-школ и лекториев. Они часто приглашают учителей в Го для лекции или отдельного курса.
Тестируйте гипотезы. Компания оказалась на развилке? Разыграйте вашу ситуацию в партии. Конечно, Го не должна становиться единственным инструментом принятия решений, но она может подсказать верное направление и по-новому подсветить привычные вещи.
Поиграйте в команде. Командная партия в Го выявляет трудности в коммуникации и указывает на сильные союзы между сотрудниками. А еще учит работать с ошибками: если команда не может договориться, играйте снова — и увидите, что обсуждать ходы и принимать совместные решения становится проще.
Анализируйте свои эмоции и поведение. Ошибку в Го легко списать на hard skills: игроки часто думают, что им просто не хватает опыта или «математики». Но гораздо чаще мы ошибаемся из-за того, что на решение влияют наши характер, состояние или привычки
Кто-то злится и начинает делать хаотичные ходы, потеряв преимущество, кто-то упускает выгоду, потому что действует слишком осторожно: разберите с учителем ваш стиль игры и сравните с поведением в реальной жизни.
Играйте регулярно. Возвращаясь к партиям в Го, можно не только получить инсайты, но и поработать с обнаруженными недостатками и прокачать навыки стратегического мышления и командной работы.
Игра Го в средневековом Китае
Как ясно из заглавия, в этой части – рассказ о золотой поре Го в средневековом Китае.
Несмотря на проклятия писателей-конфуцианцев, Го выжило: во-первых, потому, что смогло адаптироваться к религиозным представлениям того времени, во-вторых, потому, что Го – захватывающая и весьма поучительная игра. Вероятно, Го стало обязательной частью образования каждого знатного человека еще в самые ранние периоды своей истории.
Некоторые писатели эпохи Хан, например Бан Гу, явно были способны оценить пользу игры и выразить свое понимание символически, однако первые надежные свидетельства широкой популярности Го приходятся на шестой-седьмой века нашей эры, период становления поэзии как высокого искусства, избравшего Го своей первой и наиважнейшей темой. Например, стихотворение, написанное Мен Чжао в эпоху Тян и основанное на даосской притче (широко известной любителям Го под названием “РанКа” – прим. пер.) Это история о простом дровосеке. Возвращаясь домой, он заметил двух мальчиков, играющих в неизвестную игру. Бросив случайный взгляд на доску, дровосек настолько увлекся игрой, что не мог отвести глаз. Когда же партия завершилась, оказалось, что рукоятка топора полностью сгнила. Переходя мост, дровосек увидел радугу и лишь в этот момент понял, что возвращается из Потустороннего Мира, где он стал свидетелем партии между двумя Бессмертными. Добравшись до деревни, он не узнает ее: прошло сто лет, дом лежит в руинах, все его знакомые давно умерли, и само его имя забыто. С тех пор у Го появилось еще одно название, литературное – “Сгнившее топорище” (Ран Ка).
Со временем даже конфуцианцы стали открыто признавать значение Го, называя его “разговор при помощи рук”, вероятно, указывая на возможность использования игры для передачи секретных посланий. (Это тоже, в общем-то, не новость. Одно из названий Го – Сюдан – переводится как “язык жестов”, и именно оно употребляется в современных книгах, когда необходимо подчеркнуть роль игры Го как универсального международного средства общения и инструмента для достижения взаимопонимания между представителями разных культур – прим. пер.)
Первый император династии Тян назначал игроков в Го на важные государственные должности, справедливо полагая, что тот, кто способен управлять группами камней, будет способен управлять и группами людей. Он разработал систему рангов и выделял средства на развитие особого правительственного отдела, в который входили мастера Го. Позднее один из игроков даже стал Серым Кардиналом на короткий срок. Другой правитель династии Тян объединил три конфуцианских добродетели – Ли (праведность), Чи (мудрость) и Рен (человеколюбие) – с Го. Свитки с этими иероглифами украшают в наше время стены многих Го-клубов.
Основные правила игры в Го
Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.
Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.
Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.
Командный зачет
Го не только моделирует кейсы. В нее можно играть двумя командами: проверять, как взаимодействуют сотрудники. Например, с помощью Го наши сотрудники выявили свои сильные стороны и разницу в мышлении. Один специалист готов к быстрым и жестким решениям для масштабирования на всю игровую доску, другому больше подходит размеренный темп с фокусом на одну часть игровой доски. Так Го позволяет найти лучшее применение талантам и особенностям каждого сотрудника.
Еще Го помогает заметить проблемы, найти выигрышные «союзы» и получить бизнес-инсайты. Вот несколько наших открытий:
там, где нет общего видения, страдает коммуникация и появляется рассинхрон в действиях
Опытные игроки иногда делают ходы, не объясняя их смысл новичкам. Те дальше ходят на свое усмотрение, отклоняясь от заданной стратегии. В реальной команде также важна согласованность действий: люди не будут следовать непонятному плану.
переговоры начинаются, когда все плохо
Пока игра складывается удачно, участники редко обсуждают происходящее. Они советуются друг с другом в критических ситуациях, которые и не возникли бы, договорись игроки на берегу.
надежный фундамент иногда подводит
Го учит следить за всеми событиями на доске, не «закрываясь» на одном участке. Пока вы бережете и развиваете одну позицию, соперник понемногу занимает все остальные — скорее всего, вы заметите это слишком поздно. Аналогия из бизнеса — бесконечная работа с единственной аудиторией, проектом или продуктом.
действия противника провоцируют отклоняться от стратегии
Комбинаций в Го больше, чем атомов во Вселенной: у соперника много возможностей тебя удивить. В игре легко отвлечься на чужие действия и полностью отойти от первоначального плана
В бизнесе компании часто ориентируются на лидеров рынка: конечно, следить за ними полезно, но при этом важно не терять собственные сильные позиции
легче видеть проблему, чем возможности
Разбирая одно из поражений, Антон показал нам, что ситуацию, которая казалась безнадежной, можно было не только нормализовать, но и превратить в выигрышную.
В жизни компании бывает много трудных моментов: конкуренты нажимают, команда паникует, действия принимают хаотичный характер и теряют эффективность. Партии в Го позволяют сосредоточиться и взглянуть на сложную ситуацию под разными углами, чтобы вынести верное решение.
Что понадобится для игры
Правила игры в го подразумевают наличие определенных предметов.
Доска, или гобан
Доска, или гобан. Традиционно выполняется в виде столика на коротких ножках с толстой цельнодеревянной столешницей, за которым играют, сидя на полу. Классические размеры: 45,4 на 42,4 сантиметра, высота самой доски 15–19 сантиметров плюс ножки 12,1 сантиметра.
Настоящие гобаны производят из древесины кайя, сорта хвойного дерева с японских островов. Поверхность гобана расчерчена сеткой 19 на 19 линий. Учебные доски делают из куда более прозаичных материалов и с меньшей сеткой – например, 9 на 9 или 13 на 13 линий.
Камни
Камни. Круглые фишки двух контрастных цветов, обычно белые и черные. В Японии они имеют форму, как зерно чечевицы, выпуклую с двух сторон, в Китае – плоскую снизу и выпуклую сверху. Сколько камней в полном наборе? 361 (180 белых и 181 чёрный), но производят сеты и с меньшим количеством камней, которых вполне хватает для средней партии. Материал для них бывает самый разнообразный – от пластика до драгоценных камней.
Чаши
Чаши. Круглые, чаще деревянные сосуды, в которых хранят и держат во время партии камни. Крышки от чаш используют, чтобы складывать в них захваченные в «бою» камни соперника.
Часы. Во время соревнований используются специальные часы, идентичные шахматным. В «домашних» партиях без них можно обойтись.
Стратегия и психология
Партия в Го — площадка, на которой ярко проявляются характер и поведенческие модели соперников. В процессе можно лучше узнать себя и коллег. Однажды в одной команде играли руководитель продуктовых маркетологов Вера и сооснователь Игорь Винидиктов.
Они оба очень предусмотрительные, поэтому действовали осторожно и в итоге заняли надежную, но слишком маленькую позицию на поле
Мы поняли, что и в Го, и в реальной жизни, чтобы получить гармоничную команду, ребят важно «уравновешивать» кем-то решительным
По сути, Го работает не хуже сеанса с коучем или психологом. Проработка ходов с учителем помогает заметить, как сильно на выбор влияют личные особенности. Так можно отследить в своих действиях неожиданные закономерности — проявление поведенческих паттернов.
Особенности игрового процесса
Для поклонников го крайне важна культура игры, сопровождающие ее ритуалы, атмосфера. Первично уважение соперников друг с другу и к го.
Недопустимо нервировать другого игрока, провоцировать его, нагнетать обстановку или как-либо мешать.
За гобаном и камнями необходимо тщательно ухаживать, не допускать пренебрежительного к ним отношения, ухаживать за предметами. Этикет не позволяет класть на доску что-либо, кроме камней и чаш.
В Японии противники должны поклониться друг другу и пожелать удачной игры
Не принято есть во время партии. Редко – пить чай или воду.
В Японии противники должны поклониться друг другу и пожелать удачной игры. После партии – вновь поклониться и выразить благодарность.
Камень держат между указательным и средним пальцем
Камень держат между указательным и средним пальцем – указательный снизу, средний сверху. Неприлично и некрасиво брать его большим и указательным. Невежливо перебирать камни в чаше, греметь ими, брать в руку сразу несколько (кроме процедуры жеребьевки – нигири).
Го подойдет тем, кто любит стратегически сложные, интеллектуальные игры
Допустимо попросить победителя указать вам ваши ошибки, приведшие к поражению.
Темная школа Даосизма против Конфуцианства
Го является священной игрой еще в нескольких смыслах. Во-первых, почти всегда в традиционных обществах азартные игры рассматриваются как священнодействие. Так, в Индии игра в кости, которую ведут Шива и Парвати, является причиной всех событий во вселенной. Рассматриваемый с этой точки зрения, Тан Чу становится первым в мире игроком и легенда о нем напоминает мифы североамериканских индейцев, где боги-игроки спускаются на землю, дабы научить людей новым играм. В конце концов, проигравшись в пух и прах, продав сперва детей и жен, а затем и самих себя в рабство, люди призывают на помощь других богов, чтобы в союзе с ними восстановить порядок. Обычно эта темная сторона Го остается в тени, однако азартная составляющая игры всегда была частью культуры Востока, да и сейчас присутствует, что весьма красочно описано в романе “Первый Кю” Сун-ва Хон.
Однако конфуцианство возражало против Го не только из-за его азартной составляющей. Существовали гораздо более глубокие философские причины, по которым историки эпохи Хан заняли подобную позицию. Корень – в противостоянии Конфуцианства в целом с его моральными устоями и представлениями о долге и Даосизма с его релятивистской точкой зрения. В особенности это проявлялось в отношении Темной Школы Даосизма, расцветшей между 500 и 300 годами до н.э. Именно в этот период воины-мыслители вроде Сунь Цзы создали “философию действия”, которая эффективна до сих пор и была основой всех китайских восстаний во все времена (в том числе и в наши дни, что наглядно показывает противостояние правительства Китая и религиозного движения Фалун Гонг). (Странная там сложилась ситуация. Пока я искал в Интернете правильный перевод названия организации, наткнулся на ряд статей по этой теме. Больше всего меня поразило сообщение “Фалун Гонг захватило спутник” – раньше я о таком читал только в фантастических романах. – прим. пер.).
В целом Даосизм придерживается такой точки зрения: все есть изменение, ничто не является постоянным, а путь к победе ( и успеху в жизни) заключен в способности управлять силами инь и ян себе на пользу с минимальными усилиями, что и демонстрирует игра Го.
Забавно: сторонники Конфуция поддерживали феодальных властителей эпохи Воюющих Царств, но именно даосы придерживались идеи единой империи, которая принесет мир народам. Первая империя, созданная в 225 году до н.э. Цинь Ши Хуаном (тем самым, что позднее возвел Великую Китайскую Стену), появилась на свет благодаря стараниям министров-даосов и их стратегии. Однако как только государство Хан объединило Китай в 206 году до н.э., вскоре после распада первой империи, интересы правителей немедленно потребовали пропаганды Конфуцианства с его неизменными принципами верности и преданности вассала повелителю. Историки эпохи Хан быстро надели намордник на идеи даосизма, и большинство даосских текстов, 70% из которых составляли тайные военные трактаты (включая знаменитый Дао Дэ Цзин), были преданы забвению (это привело к тому, что не только подлинность, но и само их существование вызывали большие сомнения, и лишь находки археологов в течение последних 30 лет смогли эти сомнения рассеять). Возможно, именно это стало причиной столь малого числа ранних упоминаний о Го, которое с самого начала (и тому есть надежные свидетельства) ассоциировалось именно с Даосизмом. Бесспорно, стратегия Го аналогична взглядам даосов на жизнь в целом.
Го — симулятор рынков
В Го играют два соперника. Они по очереди размещают черные и белые камни на пересечениях игровых линий так, чтобы занять большую территорию с меньшими потерями игровых ресурсов — камней. В отличие от шахмат, цель которых — разбить войско противника, Го в первую очередь учит выгодному сосуществованию сторон и рациональному распределению ресурсов.
Предполагается, что Го придумали для наследников императора: она помогала развивать ум и обучаться стратегии. Они брали игру с собой на поле боя, чтобы моделировать ход сражения. Сегодня Го может быть не только развлечением. С ее помощью воссоздают реальные ситуации на рынке и проверяют гипотезы без риска потерять тысячи долларов. В реальной жизни последствия тех или иных действий могут разворачиваться годами, а в игре предприниматели быстро получают результат.
Связать Го с бизнес-стратегией помогает учитель. Он моделирует на доске реальные условия, в которых находится ваша компания, и комментирует действия и результаты. Мы, например, работаем с советником Го пятого дана (так называются разряды в Го) Антоном Румянцевым. Он много лет учит Го именно предпринимателей. Клиенты приходят к Антону с разными запросами: повысить маржинальность и прибыль, выстроить работу в команде, выбрать направление для развития.
Нас с Антоном три года назад познакомил инвестор. Сперва мы прошли курс на пять занятий и удивились, как много может дать игра в Го
Она сразу показала нам вариативность возможных бизнес-решений и важность гибкости мышления.
Теперь наша команда играет в Го каждую неделю и всегда раскладывает партию перед принятием важных решений. Обычно это вопросы, которые не требуют молниеносного реагирования. Го позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон и в итоге принять взвешенное решение.