Байдарка (Каяк) – Виды и особенности – Как грести и характеристики

Различия между байдаркой и каноэ

Одинаковая длина (одноместных и двухместных лодок), заостренные нос и корма – на этом сходство заканчиваются. Гребля на байдарках и каноэ имеет различий больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом

Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Особенности каноэ

Название лодки связывают с индейцами Латинской Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука, метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

Об инвентаре

  1. Байдарка – это не каноэ, поэтому грести вы будете в сидячем положении лицом вперед на специальном сидении. Кстати, она имеет свое название — сляйд. Ступни располагаются на подножке (упор внутри лодки). В байдарке предусмотрен руль под кормой, поворот которым осуществляется с помощью планки в прорези подножки. В двойках и четверках рулит загребной (сидящий впереди спортсмен). Стандартная байдарка-одиночка должна весить 12 кг, двойка — 18 кг, а байдарка-четверка — 30 кг.
  2. Несмотря на огромные с виду весла, весят они около 1 кг, так как изготовляют их из высококачественного карбона.
  3. Весло имеет 2 лопасти и такая конструкция позволяет загребать больше воды. Результат — увеличивается скорость движения.

Среди аксессуаров для апгрейда своей байдарки индивидуально можно подобрать: ручку для весла, герметичный кошелек, каску, пояс для спасения и даже парус.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Гребля на байдарках и каноэ

Чтобы понять, что такое настоящий спортивный адреналин, экстремалу необходимо сразиться с природой. А самой непредсказуемой стихией в этом случае является вода. Отличным вариантом испытания собственных сил станет водная гребля.

Гребля на байдарках – это олимпийский вид спорта, в котором участники на скорость преодолевают дистанцию с помощью весел и собственной силы. Нет смысла рассказывать об истории и развитии гребли, так как занятие возникло ровно тогда, когда человек нашел в себе смелость плыть, используя как средство передвижения по воде – бревно.

Однако возникновение гребли на байдарках и каноэ как вида спорта ассоциируется с шотландцем Джоном МакГрегором, который спроектировал себе байдарку и назвал ее «Роб Рой» в 1865 году. Ее длина равнялась 4,57 м, а ширина — 0,76 м.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Что учитывать при выборе туристической байдарки

Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.

Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита

Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно

Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» – экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.

Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.   

Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).

Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.

Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).

Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.  

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

Sit-in

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Неразборные

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце

Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»)

Интересно о гребле

Невероятный двукратный Олимпийский чемпион в одиночке Бобби Пирс на одном из турниров, опережая соперника, заметил на водоеме утку с утятами. Боб решил пропустить мамашу с детьми, однако обогнавший его соперник все равно был повержен.

Первый официальный заплыв в академической гребле состоялся в 1715 году в Лондоне. Сегодня там же проходит и самое знаменитое соревнование среди гребцов — гонка восьмерок престижных учебных заведений Оксфорда и Кембриджа.

  • В гребле можно плыть в одиночку, в паре, а также существуют четверки и восьмерки. И логично, что чем больше людей на байдарке, тем выше скорость. Максимальная зафиксированная — примерно 23 км/ч.
  • За один час занятия академической греблей сжигается около 550 ккал.
  • Самому юному чемпиону по академической гребле было всего 10 лет. Он был рулевым.

Jackson Kayak RockStar. 2011

Эта тоже весьма удачная модель, выпускавшаяся несколько лет подряд. Ее можно легко узнать по звезде на носу, с расходящейся крыльями надписью «RockStar». У рокстаров, выпущенных в 2011-2012 носовая звезда смещена к кончику носа; в 2013 году звезда поднялась вплотную к носовой ручке, на ее бывшем месте появилось штатное крепление для GoPro, а над носовой ручкой — логотип производителя, совмещенный с логотипом GoPro и девизом :

Из-за того, что модель выпускалась довольно долго и вбирала в себя мелкие нововведения последующих лет, происходит путаница с принадлежностью ее к году.

Идеальный баланс между ровной и бурной водой для моей развесовки, отличный баланс между вальным и бочечным катанием, в то время как последующие модели Джексона ощутимо тяготеют к бочке. В 2012 вышла Pyranha Jed, по сей день выпускающаяся без изменения: сравнивал эти лодки в Лиексе — на финском плейспоте, в вальный уровень, рокстар прыгал гораздо лучше, чем пиранья.

Модель, на которой я больше всего прогрессировал в катании. Или просто время совпало — пересев в эту лодку, я начал заниматься самостоятельно, надеясь только на себя. Именно на первом рокстаре я сделал идеальное эйр-скрю, с приходом на днище, а также эйр-скрю и панам на соревнованиях. Доработал макнасти, накатал фоникс.

С этой модели Джексон начал называть размеры каяков в серии Small, Medium, Large (S,M,L), затем вновь ушел от этого в серии Star-2013, но снова вернулся к этим маркировкам впоследствии. Модель S идеально подходит тем девушкам, которые не влезают в Star 2010.

Характеристика

Оглавление

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасно-надувные байдарки

Сочетая быстроту хода каркасных и стабильную плавучесть надувных судов, байдарки каркасно-надувного типа представляют собой идеальную лодку для многодневных речных путешествий.

Жесткий каркас формируется распорками, шпангоутами и монокильсоном, завершающимся штевнями. Основной материал каркаса – дюралюминиевая трубка. Сборка каркасных элементов выполняется последовательно и не отнимает более 20 минут.

Модели каркасно-надувных байдарок оснащаются надувными баллонами, размещаемыми по бортам внутри лодки. Эти баллоны разделены внутренними перегородками, что позволяет сохранить плавучесть каяка при пробое внешней  «шкуры» и повреждении одной из секций баллона.

В сравнении с бескаркасной «надувнушкой» каркасно-надувная байдарка характеризуется в плавании малой парусностью, лучшим удержанием курса и отличным вхождением в волну. Скорость хода у таких судов выше, чем у надувных.

При этом если сравнивать с надувными байдарками, их каркасно-надувные аналоги больше весят. И у них меньший внутренний объем, чем у просто каркасных каяков (баллоны занимают часть пространства).

В зависимости от модели, каркасно-надувные лодки оснащаются открытой или закрытой декой, комплектуются фартуками. Эти байдарки надежны, они способны при полной штатной загрузке легко проходить непростые участки речного маршрута, как-то подводные камни и пороги до 2-й категории.

Наш прокат каркасно-надувных байдарок

Для многодневного туристического путешествия требуется надежная, вместительная и быстрая байдарка. Личный опыт байдарочных сплавов по башкирским рекам позволил нам подобрать идеальные модели каяков каркасно-надувного типа, названные ниже. 

Хатанга-3. Эта байдарка подходит для туристического речного тура семейной, дружеской компании из двух-трех человек. При длине свыше 4,6 м, «Хатанга» оснащена облегченным каркасом (две штевневые дуги) и двумя бортовыми баллонами (два воздушных отсека в каждом).

Грузоподъемность байдарки – 300 кг. С учетом собственного веса гребцов это по 22 кг на каждого из трех человек. Простая конструкция каркаса позволяет собрать «Хатангу» за 15 минут.

Хатанга-тревел-3. Среди моделей каяков для многодневных путешествий эта байдарка подобна туристическому лайнеру. Длинный корпус (свыше 4,8 м), комфортное расположение мест для гребцов и надувные сидушки, вместительные багажные отсеки  и защищающая кокпит дека – каяк очень и очень удобен.

Подготовка «Хатанги» на места старта сплава займет до 20 минут. Эта байдарка с алюминиевым каркасом, с двумя воздушными баллонами (в каждом две отсека) и прочной полиуретановой обшивкой на тканой основе (производство ЕС) способна развивать наибольшую для каяков скорость. Лодка остойчива и маневренна, держит курс без вихляний.

Jackson Kayak RockStar-2016

Легко узнается по направляющим линиям верхней деки на носу и на корме, которые до этого встречались в детских моделях Fun и некоторых сплавниках. Надписи «RockStar» и «JK» поменяли местами — теперь бренд спереди. Давно пора к названию модели добавлять год прямо на лодках — меньше путаницы было бы.

Основное нововведение — корма. Впервые сел в эту лодку на Алтае — на первый же день лайтового сплава нападался-навставался с кормовых свечек. На кормовую свечку встает сама, даже когда не просят:) Острый скос кормы и какая-то специальная форма борта мягко поднимает на орбит самостоятельно. Лодка, актуальная для меня на сегодняшний момент. Отлично прыгала вальные элементы на пороге Доллар — по рекламе ей вернули днище серии 2010 года, хотя внешне глобального отличия от 2014 не заметил. На жестких валах Уганды ее поведение лучше, чем у 2014 модели, но все равно далеко от идеала.

В 2020 году эта лодка вышла в размере XS — ее можно назвать RockStar 3.1:)

В чём разница между байдаркой, каноэ, каяком

Плескаться в теплых водах возле Карибских островов – совсем не то же самое, что плыть по северному морю: требуется защита от ветра и брызг. Вот почему и по сей день у каяков и байдарок чаще всего есть фартуки и юбки для дополнительной защиты от холода и воды. В каноэ гребцу холодней, защита обычно не предусмотрена. Именно поэтому байдарки и каяки в России более популярны, чем лодки индейцев – плохая погода в них не так страшна, они лучше подходят для климата Средней полосы России. Ну а благодаря НДВД в такой лодке может быть тепло даже на холодной воде.

Есть по крайней мере три различия между каноэ и байдаркой (каяком):

  • способ посадки гребца (на колене или банке/ на сидении в кокпите, спина с упором);
  • тип весла (одна лопасть/ 2 лопасти) и способ гребли;
  • каноэ имеет большую ширину в сравнении с байдаркой аналогичного назначения.

Непривычному человеку сидеть в байдарке или каяке удобнее, поскольку есть упоры для ног и спины. Традиционное каноэ очень легкое, его можно было перенести на плечах, перевернув вверх дном, однако современные его аналоги могут иметь больший вес в сравнении с байдаркой за счет большей ширины.

Управляют каноэ обычно с помощью однолопастного весла

Когда на вёслах человек без опыта, это дает одно важное преимущество – вода не льется в кокпит со второй его части. В целом же канойная и байдарочная техники гребли сильно различаются

Канойное весло обеспечивает лучшие возможности для маневрирования и дает большее усилие во время гребка, но меньшую частоту гребли. Байдарочники и каякеры для движения и управления используют весло с двумя лопастями, могут влиять на движение корпусом. Некоторые модели оснащены рулевым управлением. Туристский сегмент лодок в управлении проще.

Прочие параметры сравнивать очень сложно, поскольку они зависят от назначения лодки. Например, у каноэ для скоростного спуска или слалома остойчивость намного ниже, чем у туристской байдарки. А у туристского каноэ остойчивость либо сравнима с туристской байдаркой, либо выше.

Описание некоторых моделей

Одна из самых доступных лодок в этом классе — «Капер-460». При этом качество производства вполне достойное. В комплект входит бензобак, рулевое управление, навигационный топовый огонь. Поведение судна на воде оставляет приятное впечатление: отменный выход на глиссирование даже с большой загрузкой, устойчивый в поворотах и на стоянке. С мотором 50 л.с. «Капер» развивает завидную скорость 50 км/час. Из недостатков можно отметить скудность базовой комплектации, трудности с подбором защитного тента. Характеристики модели:

длина — 4,6 м; ширина – 1,8 м; вес – 300 кг; высота бортов – 80 см; грузоподъемность – 500 кг; мотор — 50 л.с.

SAVA-440 имеет длину 4,40 м, ширину 1,80 м, вес достигает 250 кг при грузоподъемности 480 кг. Предельная мощность мотора — 50 л.с. Лодка не имеет стекла перед водителем, и это существенный минус. Впрочем, отличные ходовые качества компенсируют этот недостаток.


Моторная двухкорпусная модель «ФиннСпорт-425» имеет тримаранный корпус. Ее вместимость до 4 человек, предназначена для отдыха, туризма, рыбалки. Удачная форма корпуса придает лодке впечатляющую остойчивость, а воздушные модули обеспечивают непотопляемость. Судно обладает высокими ходовыми качествами при использовании мотора 40-60 л.с. Это одна из немногих моделей с центральным расположением поста управления. Основные характеристики:

длина — 4,25 м; ширина — 1,70 м; вместимость — 4 чел.; вес — 230 кг.

«Флинт-440» — одна из самых удобных лодок в этом классе. Умеренная килеватость корпуса с классическими обводами обеспечивает катеру остойчивость на стоянке и хорошие ходовые качества. Он легко выходит на глиссирование с полной нагрузкой, прекрасно держит волну, на высокой скорости уверенно проходит повороты без бокового скольжения. Лодка имеет самоотливной кокпит. Дополнительно судно можно оснастить тентом, помпой, вторым бензобаком, мягкими сиденьями. Моторы от 40 л.с. обеспечивают приемлемую динамику. С мотором 50 л.с. лодка способна разогнаться до 60 км/ч и более. Модель очень популярная среди рыбаков. Характеристики:

Jackson Kayak Star-2010

Самое приятное послевкусие:) Каяк, который добавил в мое катание вальные элементы — производитель округлил дно, лодка начала прыгать на волне — первые высокие бланты на соревнованиях. С этой же модели началось традиционное для Джексона округление и надувание каяков. Она была во многом революционной и остается одной из лучших по сей день, ее дольше всего не снимали с производства, да и сейчас этот каяк в размере MonStar (XL) можно найти на сайте производителя.

Модельный ряд 2010 выпускался в четырех размерах: Star, AllStar, SuperStar, MonStar — AllStar мне был чуть-чуть маловат для бурной воды, на ровной идеально, на SuperStar-е улетал в космос на лупах и даже мог немало сделать на нем в бассейне. По сей день самый маленький размер этого года (Star) идеально подходит маленьким девушкам, a Super Star 2010 рекомендую тем, кто перерос нынешние М-ки, дойдя до 90 кг, но болтается в L-ках.

С линейки Star 2010 впервые произошло деление на модели соревновательные-облегченные и модели для повседневного катания: в облегченных для крепления сидушки использовался центральный стержень и хомуты, как в моделях 2007 года + линейный полиэтилен для скорлупы — т.е. 2009 был соревновательным по умолчанию:)

В моделях для повседневного катания использовался обычный полиэтилен и новый рельс крепления сидушки, который тоже впервые ввели имено с этой модели.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Купить каяк или сделать своими руками?

Самый простой вариант – это купить уже готовый каяк, но многие люди предпочитают изготавливать его своими руками. Такой способ тоже потребует не мало финансовых затрат, а также затрат свободного времени и определенного навыка, но он не настолько сложный, как это может показаться на первый взгляд.

Этот процесс многие люди находятся довольно интересным, к тому же самостоятельное изготовление позволяет быть уверенным в качестве плавательного средства и учитывать индивидуальные требования к лодке. На сегодняшний день существует множество схем и мануалов, которые в значительной степени упрощают данный процесс.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий