Автомодельный спорт – Виды моделей и соревнования – Особенности

Радиоуправляемые модели

В 1988 году были одни электро 12-ки и 8-ки с ДВС с открытыми и закрытыми колесами. 12-ки гоняли и в зале и по асфальту. Эстонцы ездили уже тогда на мелком зубе и камни забивались в них часто.
12-ки были долго единственным классом групповых гонок моделей с электромотором.
Вскоре, наряду с 1/12 остался только один класс 1/8 с ДВС с закрытыми колесами.
Класс РЦБ до сих пор ездит между стаканчиков.

Затем появились заднеприводные 10-ки с кузовами как у F1. Уже интересней. Часто ездили в Киев на них и на ЧР. Все самодельное.

Ездили и мечтали о туринге.
И вот оно потихоньку свершилось.
В 1995 г. Появился класс ДТМ (так мы его сначала назвали). Родитель современного туринга.

Это сейчас аккумуляторы и моторы — конфетка.
А тогда тебе никаких долларов в стране не было, купить кадмий-никелевые круглые банки негде было и все ездили на серебрянно-цинковых аккумуляторах. Это из нашей военки… Доставали как-то.

Легче серебрянно-цинковые аккумуляторы были в 2 раза, чем кадмий-никелевые.
И мы никак не могли понять, как тяжелая модель едет быстрее у эстонцев.
Потом, у эстонцев стали покупать первые кадмий-никелевые банки. Были они емкостью 1300 мАч! Крутотень невероятная на тогда! Желтые, красивые…

Фирменные коллекторные моторы на ферритовых магнитах ехали круче, чем наши самодельные на супер-пупер сильнющих самарий-кобальтовых магнитах.

У магнитов есть две характеристики — сила и напряженность поля.
Самариевые магниты дают большую силу, но и компрессия у мотора большая…. Трудно крутиться…
В общем, ни один самодельный моторчик не валил как фирменный. Отсутствие балансировки, не те подшипники и т.п….

А еще, фирменный мотор через 1-2 заезда надо было разобрать и проточить коллектор. Иначе он становился треугольным, горели щетки и скорость падала. И это был сущий ад.
Не то, что сейчас. Поставил бесколлекторник и наслаждайся.

А еще аккумуляторов не хватало на заезд. Надо было подобрать шестерни, темп езды, чтоб доехать 8 минут.

И вот на этом фоне, появляется у прибалтов полноприводная модель 1/12 Ашура. На кадмий-никеле. И ехала она так, что захотелось все сразу бросить и забыть наши самоделки как страшный сон. И скорость была и на 8 минут аккумуляторов хватало. И перла она как танк! Правда, развалилась она через некоторое время, не выдержала наших асфальтовых трасс.

После 1990 года появилась фирменная классическая заднеприводная модель Coralli 1/12. Конфетка.
Стоила неимоверных на то время денег, 240$.

На самодельной копии Coralli Александр Наумов впервые выехал на международные соревнования хорошего уровня в Чехию, занял там 11 место, чем неслыханно поразил местных организаторов и его даже наградили вместе со всеми финалистами.

До Чехии была Польша, но, она ни в какое сравнение не шла с интеллигентной Чехией.

После Чехии мы начали понимать как нам строить трассы. Какие должны быть разделители, кочки, конфигурация, засечка, ковер, судейство и организация по расписанию.

Засечка. Это был космос. На фоне наших самонаписанных программ с ручным нажатием кнопок для регистрации кругов. 2000$ за засечку найти не просто и сейчас. А тогда это был лишь удел мечтаний.

В 1995-1996 г.г. сообща была набрана необходимая сумма и приобретена первая в России засечка AMB. Началась новая эра электронного счета. Затем AMB засечки появились во Владимире, в Питере и других городах России. Сейчас этим никого не удивишь, засечка является одним из наиважнейших атрибутов современных соревнований.

Следующий невероятный скачек развития – появление бесколлекторных моторов в 2005 г. Это примерно как пересесть с жигулей сразу в формулу 1. По скорости, динамике и комфорту. Не забываемые впечатления.

Кадмий-никелевые банки к этому времени были потеснены металл-гидридными с емкостями до 5000 мАч. Банок уже вполне хватало на гонку с запасом.

Появление Li-Po аккумуляторов стало еще одним гиганским скачком в развитии RC. Легкие и мощные паки еще прибавили энерговооруженности моделям.

В 2003 г.

Что это за спорт?

Согласно электронному ресурсу Википедия, автомодельным назван технический вид спортивных соревнований, в котором главными участниками являются самоходные модели автомобилей, управляемые спортсменами. Для управления, в последнее время все чаще используется радиосвязь, но имеется ряд других способов, что сказывается на категории соревнований.

В качестве главного координатора и организатора соревнований выступает Международная федерация автомодельного спорта или IFMAR. Именно под ее руководством, начиная с 1977 года начали проводиться соревнования, проходящие 1 раз в 2 года.

On-road

РЦБ  — модель автомобиля 24-10 масштаба, с электроприводом, предназначена для прохождения трассы слалома.

РЦЕ-12 — заднеприводная  модель автомобиля 12 масштаба, с кузовом «спорт прототипов» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

F-1 — заднеприводная  модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «F-1»  оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

GT-10— заднеприводная  модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «купе Grand- Turismo» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

ТС-10 — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

ТС-10S — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная  электроприводом (ограниченная силовая установка), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TC-10 NITRO — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 2,11 см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TCS EURO TRUK — полноприводная модель автомобиля 14 масштаба, с кузовом «Седельный тягач» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TCS-FPV — полноприводная модель автомобиля 14 масштаба, с кузовом «Седельный тягач» оснащенная  FPV(First Person View), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TC-5 — заднеприводная  модель автомобиля  5 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

GT-8 — полноприводная  модель автомобиля 8 масштаба, с кузовом «купе Grand- Turismo» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 3,5см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

F-2 — полноприводная модель автомобиля 8 масштаба, с кузовом «спортпрототипов» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 3,5см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

  • шоссейные – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели, которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей.

Эти и многие другие категории, участвуют в гонках моделей автомобилей на профессиональном уровне.

1939 год

Развитие
трассового автомоделизма было прервано с началом Второй Мировой войны. В конце 40-ых
годов  начинается бурное развитие SRC в США. В середине 50-ых годов
трассовый
автомоделизм приходит в Европу.

 В начале 60-ых годов трассовый автомоделизм попадает в соцлагерь (Чехословакия и ГДР).

Летом
1967 года члены сборной СССР по кордовым автомоделям (а это были, в основном,
педагоги-руководители автомодельных кружков внешкольных учреждений), в ходе
соревнований соцстран в Чехословакии, впервые познакомились с трассовым
автомоделизмом. Впечатления, методические материалы, привезённые из этой поездки,
позволили начать постройку трасс и моделей сразу в нескольких регионах страны.
Безусловным лидером в развитии трассового автомоделизма тогда был Гуннар Дзенытыс — педагог Городской станции юных
техников города Риги (Латвия). Позднее его ученики: Янис
Раге – Рагис, Марис Грейзиньш, Улдис Швалбе, стали возмутителями
спокойствия в Федерации автомодельного спорта СССР. Результатом их упорной
борьбы стало официальное признание трассового автомоделизма и проведение Первого
Кубка СССР среди юношей в 1985 году.

Очень
большую роль в популяризации трассового автомоделизма в нашей стране сыграл
журнал «Моделист – Конструктор», который не только публиковал материалы на
своих страницах, но и стал организатором Всесоюзных соревнований, которые
проходили ежегодно более 10 лет, до включения их в календарь ФАМС СССР.

Приводим
здесь первые, самые важные для нас публикации журнала «Моделист – Конструктор»
о трассовом автомоделизме.

Первая публикация в СССР.  В. Масик, «АВП», № 5, 1968 г.

Первое описание пульта: Л. Кинцберг, «Пульт – пистолет», № 8, 1970 год

Первый
отчёт о соревнованиях: Г. Резниченко, Ю. Бехтерев,
«Мчатся по трассе модели», № 11, 1970 год.

Первая публикация «Положение о
Всесоюзных соревнованиях»,
описание блока питания трассы, № 12, 1970 год.

Первая большая трасса: 60 м, четыре
дорожки, абразивное покрытие (песок + клей), руководитель – Ломтев Евгений
Юрьевич (г. Воркута, 1972 год).

Первые большие 
Всесоюзные соревнования на трассе с гладким покрытием (пока без липкого
слоя): 25 м, четыре дорожки, руководитель – Имант
Еркинс (Латвия, г. Валмиера, 1984 год).

Первые
официальные Всесоюзные соревнования: Кубок СССР среди юношей (март 1985 г., г.
Валмиера).

Первые
Всесоюзные соревнования на гладкой трассе с липким слоем.

Первые 
Всесоюзные соревнования на 8-дорожечной трассе: 37м, липкий слой,
руководитель – Ломтев Е.Ю. (г. Воркута, март 1986 год).

Первые
большие соревнования взрослых – Сериал «Кубок Балтики» (Латвия, Эстония, Литва,
1983 год).

Первые
выезд спортсменов из России на Международные соревнования: участники – А.
Баталов, М. Перлов, Г. Богданов (Финляндия, г. Куопио, февраль 1990 года).

Первые взрослые гонки в рамках Первенства России среди юношей: руководитель – Сарьяров Карим Закирович (г. Уфа, КЮТ «Умелец», март 1994 года).

Первый
Чемпионат России среди взрослых (г. Уфа, март 1998 года).

Первый
выезд на Чемпионат Мира: участники – Н. Должанский, К. Сарьяров, А. Ярошевич,
А. Ахметдинов, Д. Карамов, А. Юнусов, И. Шибаев, М. Перлов  (Латвия, г. Рига, декабрь 1998 года).

Первые Мастера Спорта – трассовики Н. Должанский, Д.
Карамов (1998 год).

Первая медаль Чемпионата Европы (золотая): Н.
Должанский (г. Валмиера, 2005 год, Production 24).

Первая медаль Чемпионата Мира: III место,  Н. Должанский (Мальта, 2005 год, Production
24).

Первый Чемпион Мира: Н. Должанский (Украина, г.
Киев, 2013 год,  Production 24); призёры
– В. Василевский, Н. Никитин (Production 24).

Первое появление спортсмена из России на обложке
международного издания по трассовому автомоделизму.

Особенности вида спорта

Данный вид спорта, так же, как и авиа и судомоделирование, очень быстро стал популярным. Еще бы, ведь он позволяет продемонстрировать свои способности, как конструктора. Применение самодвижущихся моделей автомобиля делает этот спорт зрелищным, причем не меньше, чем автомобильный или авиационный. Кроме того, он вполне доступен для детей, а значит позволяет буквально выращивать профессиональных спортсменов или конструкторов современных автомобилей. Причем очень часто именно дети и подростки могут дать значительную фору взрослым участникам.

Причем очень часто, юные участники стремятся очень хорошо изучить устройство автомобиля, что позволяет создавать действующие модели. Такой спорт будет тренировать у спортсмена не только его технические способности, но и внимательность, терпеливость и точность.

Естественно, что такое мероприятие, как соревнования автомоделей и тем более подготовка к ним не может обойтись без расходов. В первую очередь это связано с тем, что потребуется приобретать различные детали, механизмы. Производить их модернизацию и ремонт.

В число расходов входят:

  • пластмассовые части кузова;
  • мотор;
  • разнообразную аппаратуру;
  • аккумуляторные батареи;
  • различные регуляторы.

Все то, что во время соревнований может выйти из строй, сломаться, потерять свой внешний вид. И потому расходы, как и в любом виде спорта, будут неизбежны.

RC модели могут различаться по следующим признакам

  • По типу двигателя: ДВС (Калильные или бензиновые) или электромотор (коллекторный или бесколлекторный).
  • По масштабу, самые распространенные масштабы 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 (Mini-Z)
  • По классу:: шоссейные (гоночные, дрифтовые), внедорожные с множеством подклассов (например, монстры, трагги, багги, траки, шорт-корсы, ралли, триалы, трофи)
    Также существуют управляемые модели мотоциклов, квадроциклов, снегоуборочных тракторов, танков и прочей движущейся техники.
  • Кордовые модели движутся по специальному треку — кордодрому. Это бетонная беговая дорожка, приблизительно 20 метров в диаметре, ограждена по периметру высокими бордюрами и сетчатыми заборами, чтобы модель не могла попасть в зрителей. Корд — стальная нить от 0,5 до 2,0 мм толщиной, с одного конца закрепляется на модели карабином, с другого крепится к центральному кордовому устройству — вертикальному стержню, на котором установлена вращающаяся планка на подшипнике, к которой прикреплен второй карабин. Пилот разгоняет свою модель вращением корда, когда набирает достаточную скорость, то запрыгивает на площадку над вращающейся планкой, и начинается хронометрирование. Модель должна пройти свою дистанцию с наименьшим временем. Стандартные дистанции — 500 м для моделей с ДВС, 25 м для резиномоторных, 250 м для электрических моделей. Могут проводиться марафонские гонки длиной 5-10 км.

На заре советского кордового автомоделизма (1950-е) модели ездили со скоростями 30-40, максимум 50 км/ч, но уже в 1970-х была превышена планка в 300 км/ч.

Для участия в соревнованиях модели подразделяются на классы: трассовая автомодель (для соревнований на специальных закрытых трассах небольшого размера), стендовые модели (не имеют возможности самостоятельного передвижения, цель их создания — как можно более точное воспроизведение всех деталей и особенностей оригинала). Некоторые модели имеют высокую степень «копийности», то есть у них открываются двери, капот, крышка багажника, очень тщательно воспроизведено подкапотное пространство, интерьер, детали ходовой части снизу модели.

Корякин Сергей Викентьевич

В Озёрске на городской «Станции Юных Техников» Корякин Сергей Викентьевич работает с 1993 года, руководит объединением «Автомодельное», в котором занимается около 100 учащихся от 8 до 18 лет.

Сергей Викентьевич – настоящий энтузиаст технического творчества. За время работы на Станции зарекомендовал себя хорошим специалистом в области автомоделизма. Сергей Викентьевич оказывает методическую и консультационную помощь педагогам дополнительного образования Станции, учителям технологии по изготовленияю автомоделей, а так же принимает активное участие в подготовке и проведении ежегодных городских практических семинаров.

На протяжении многих лет Корякин Сергей Викентьевич вел на Станции учебно-исследовательскую работу с детьми в области автотранспортной техники. Ежегодно учащиеся Сергея Викентьевича принимают активное участие в работе секций «Транспорт и машиностроительные технологии» на городских и областных научно-практических конференциях Научного общества учащихся (НОУ), городских и областных олимпиадах научно-технического и интеллектуального творчества молодежи и школьников «Шаг в будущее», где занимают призовые места.

С 2003 года по инициативе Корякина Сергея Викентьевича организуются в г.Озёрске Региональные соревнования по автомодельному спорту среди школьников, проходящие на высоком уровне. Среди призёров соревнований есть и воспитанники Корякина С.В.

В 2007 году Сергей Викентьевич награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В июне 2008 года команда спортсменов-автомоделистов заняла 3 место на Всероссийских соревнованиях по автомодельному спорту в городе Заречный Пензенской области.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий