Высший пилотаж

Право выбора

В основе киноленты – трагическая история гибели
Олега Пешкова и удивительная история спасения его штурмана Константина
Мурахтина. Их самолет Су-24 был сбит ракетой «воздух – воздух» истребителя
турецких ВВС 24 ноября 2015 года. Экипаж катапультировался. Но когда летчик
Олег Пешков спускался на парашюте, террористы расстреляли его в воздухе.
Константин Мурахтин приземлился на вражеской территории, скрывался от боевиков
и был спасен.

На премьеру картины в Липецке приехали участники
съемочной группы: режиссер и автор сценария Игорь Копылов, актеры Игорь
Петренко, Иван Батарев, Сергей Губанов. Игорь Петренко в фильме сыграл роль
Олега Сошникова (прототипом которого стал Олег Пешков), молодой актер Иван
Батарев – штурмана Константина Муравьева (его прототип – Константин Мурахтин).
Сергей Губанов воплотил в фильме образ майора Захарова, возглавляющего отряд
ССО (Силы специальных операций).

На премьеру фильма вместе с военными летчиками с
сыном Александром пришла и вдова Олега Пешкова – Гелена. Ее прототип в фильме
сыграла Мария Миронова.

«Небо» – настоящий зрелищный блокбастер, с
головокружительными сценами пилотирования военных самолетов, взрывами и
спецэффектами. Но в его основе – реальный подвиг. Олег Сошников в фильме вовсе
не супергерой, а простой человек, который любит семью и отечество. И когда
перед ним встает выбор – остаться с семьей или бороться с террористами в Сирии,
– он выбирает второе.

Такой выбор подготовлен предыдущими решениями и
поступками Олега Сошникова. В начале 1990-х он не уволился (как многие другие
курсанты) из военного училища в поисках более сытой жизни, а остался, решив стать военным летчиком. Выбор ему приходится делать и в зрелом возрасте: между
военной авиацией и гражданской – с высокой зарплатой и красивой жизнью. Олег
Сошников выбирает службу и офицерский долг.

Первые и самые требовательные зрители – военные
летчики и члены их семей – восприняли фильм на ура. Женщины утирали слезы.

2 Кайтинг

История Кайт — английское название воздушного змея. Предшественник современного кайта появился в Китае примерно за тысячу лет до нашей эры. С тех пор люди пытались улучшить летательные свойства воздушного змея и приспособить его для своих нужд. Его использовали для ловли рыбы и поднятия грузов, в качестве игрушки, для исследования атмосферных явлений и даже для ­наблюдения за противником во время войны. Спортивная история воздушных змеев началась лишь в XX веке.

Специфика Кайты делятся на два вида: любительские и спортивные. Главное отличие змеев для пилотирования от традиционных — возможность полностью контролировать полет аппарата. В Сети есть немало их чертежей, но специалисты рекомендуют покупать их в специальных ателье — таких не больше десяти в мире. Стоимость — от 150–200 евро. Раз в два года проводятся чемпионаты мира, в них принимают участие лучшие пилотажные группы с профессиональными кайтами. Судьи оценивают степень синхронности движения змеев, сложность трюков. На деле схема работы спортивного змея очень проста: есть две стропы, тянешь за правую — он поворачивается вправо, за левую — влево.

Герой Один из самых известных дизайнеров воздушных змеев в мире — канадец Робер Трепанье. Его кайты скорее напоминают ­произведения искусства. Предметом изображения становятся преимущественно люди и животные, которые живут в небе своей жизнью, восхищая, а иногда и пугая прохожих. Стоимость самодельных шедевров довольно высокая — до 1500 долларов.

4 Парапланеризм

История Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» — парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка — парамотор.

Специфика Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет — 502,9 км.

Герой Один из лучших парапланеристов ­мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый ­аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.

9 Авиамодельный спорт

История Международная авиамодельная комиссия была учреждена в составе Международной авиационной федерации в 1923 году. Тогда же в Советском Союзе было создано ­Общество друзей воздушного флота. Под его надзором в стране происходило развитие авиамодельного спорта. Всего через три года, в августе 1926-го, состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей.

Специфика Хотя летающую модель самолета можно купить в любом магазине игрушек, в основном авиамодельным спортом увлекаются взрослые люди. Существует три основных разновидности мини-самолетов: кордовые, то есть привязанные к тросу, модели свободного полета и радиоуправляемые. На состязаниях, проходящих под эгидой Международной федерации авиаспорта, спортсмены соревнуются, чей самолет лучше, быстрее, маневреннее и выносливее.

Герой Игорь Трифонов, выступающий со своей кордовой моделью в классе «воздушный бой», стал двукратным чемпионом мира, но никак не мог выиграть первенство России. Нынешний вице-президент Федерации авиамодельного спорта России убежден: без его вида полноценное развитие большой авиации немыслимо. По его словам, сейчас авиамодельный спорт переживает, возможно, не самые лучшие, но и не худшие времена: спортсмены в стране есть, есть и места для тренировок. Хотя россияне и отстают от американцев, но со временем, уверен он, эти трудности можно будет преодолеть.

Победители по командам

FAI WACГодМесто расположенияПобедитель командыСтрана
30-е2019 г. Шатору – Деоль , Франция Луи Ванель , Александр Орловский , Флоран Оддон Франция
29-е2017 г. Малалан , Южная Африка Александр Орловский , Франсуа Ралле , Оливье Мазурель Франция
28-е2015 г.Шатору, Франция Александр Орловский , Франсуа Ралле , Од Лемордан Франция
27-е2013 Северный Техас , США Франсуа Ле Вот , Оливье Мазурель , Франсуа Ралле Франция
26-е2011 г. Фолиньо , Италия Михаил Мамистов , Олег Шполянский , Светлана Капанина Россия
25-е2009 г. Сильверстоун , Соединенное Королевство Рено Экаль , Франсуа Ле Вот , Пьер Варлото Франция
24-е2007 г. Бургос , Испания Рено Экаль , Оливье Мазурель , Матье Руле Франция
23-е2005 г. Бургос , Испания Сергей Рахманин , Олег Шполянский , Светлана Капанина Россия
22-е2003 г. Лейкленд, Флорида , США Сергей Рахманин , Светлана Капанина , Александр Кротов Россия
21-е2001 г. Бургос , Испания Михаил Мамистов , Олег Шполянский , Светлана Капанина Россия
20-е2000 г. Мюре , Франция Эрик Вазей , Эдди Дюссо , Кэтрин Монури Франция
19-е1998 г. Тренчин , Словакия Николай Тимофеев , Светлана Капанина , Виктор Чмал Россия
18-е1996 г. Оклахома-Сити , США Виктор Чмал , Николай Тимофеев , Светлана Капанина Россия
17-е1994 г. Дебрецен , Венгрия Ксавье Де Лаппарент , Патрик Пэрис , Доминик Роланд Франция
16-е1992 г. Гавр , ФранцияСоревнование не завершено из-за времени
15-е1990 г. Ивердон , Швейцария Клод Бессьер , Патрик Пэрис , Жан-Поль Мондьер Франция
14-е1988 г. Red Deer , Канада Генри Хей , Кермит Уикс , Клинт МакГенри Соединенные Штаты
13-е1986 г. Южный Черни , Соединенное Королевство Виктор Смолин , Николай Никитюк , Сергей Боряк СССР
12-е1984 г. Бекешчаба , Венгрия Кермит Уикс , Генри Хей , Алан Буш Соединенные Штаты
11-е1982 г. Шпитцерберг , австрия Виктор Смолин , Николай Никитюк , Юргис Кайрис СССР
10-е1980 г. Ошкош , США Лео Лоуденслагер , Генри Хей , Кермит Уикс Соединенные Штаты
9-е1978 г. Ческе-Будеевице , Чехословакия Иван Тучек , Иржи Поспишил , Даниэль Полонец Чехословакия
8-е1976 г. Киев , СССР Лео Лоуденслагер , Генри Хей , Кермит Уикс Соединенные Штаты
7-е1972 г.Салон де Прованс, Франция Чарльз Хиллард , Джин Суси , Том Поберезный Соединенные Штаты
Шестой1970 г. Халлавингтон , Соединенное Королевство Светлана Савицкая , Зинаида Лизунова , Лидия Леонова СССР
5-й1968 г. Магдебург , Восточная Германия Эрвин Бляске , Моника Шёссер (Флек) , Петер Кале Восточная Германия
4-й1966 г.Москва, СССР Владимир Пискунов , Вадим Овсянкин , Витольд Почернин СССР
3-й1964 г. Бильбао , Испания Ладислав Безак , Ладислав Требатицки , Франтишек Скачелик Чехословакия
2-й1962 г. Будапешт , Венгрия Йожеф Тот , Шандор Катона , Петер Фейес Венгрия
1-й1960 г. Братислава , Чехословакия Ладислав Безак , Иржи Блаха , Франтишек Скачелик Чехословакия

6 Роупджампинг

История Роупджампинг обязан своим появлением чистой случайности. Американский скалолаз Дэн Осман, известный своей любовью к экстриму, сорвался с большой высоты, но спасся благодаря страховочной веревке. Чтобы избавиться от страха падения, он начал срываться намеренно и в 1989 году изобрел новый вид спорта.

Специфика Прыгать можно откуда угодно: с высотных зданий, мостов, вышек, скал. Приоритетов при выборе объекта два: высота и безопасность. Новичку прыгать сразу со стометровой башни точно не стоит. Также особенно внимательно нужно отнестись к выбору команды, которая проводит прыжок. Лет пять-шесть назад в России был бум, число желающих прыгнуть с веревкой резко увеличилось. Появились и люди, готовые заработать на энтузиастах-любителях, не соблюдающих необходимые меры безопасности.

Герой Россиянин Андрей Нефедов и украинский роупджампер Владимир Мусатов установили в 2010 году мировой рекорд, прыгнув с высоты 355 м. Предыдущее достижение принадлежало изобретателю этого вида спорта — 304,8 м. Осман установил его в 1998-м, и в течение 12 лет никому не удавалось этот рекорд побить. В том же году американский экстремал погиб: во время одного из прыжков оборвалась веревка.

Не надумывать и не обманывать

Для режиссера и сценариста «Неба» Игоря Копылова это
не первая кинолента, основанная на реальных событиях, – до этого он снял фильм
«Ржев».

Съемки фильма «Небо» проходили в Липецке, Москве,
Санкт-Петербурге, в Крыму и Сирии. Локациями для съемок стали действующие
объекты Министерства обороны РФ.

Во время работы над фильмом съемочная группа
консультировалась с военными летчиками, чтобы кино получилось достоверным.
Игорь Копылов рассказал, что во время съемок фильма военные летчики из Липецка
учили артистов залезать в кабину самолета, правильно надевать форму и
обмундирование. Артистам пришлось выучить и специальную военную терминологию.
Актеры провели две недели в военном лагере с представителями ССО.

Игорь Копылов 

Режиссер рассказал, что при подготовке фильма он
плотно общался с сослуживцами Олега Пешкова, его вдовой Геленой, их детьми и
штурманом Константином Мурахтиным. Режиссер добавил, что в фильме попытался
подробно, поминутно воссоздать операцию по спасению штурмана Константина
Мурахтина.

Перед премьерой Игорь Копылов заметно волновался –
ведь фильм предстояло смотреть людям, лично знавшим Олега Пешкова и каждый день
общающимся с Константином Мурахтиным. Трудность работы для режиссера была и в
том, что, с одной стороны, зрителям нужно было показать реальных людей и
реальную войну, а с другой – создать не документальную, а художественную
киноленту. По словам Игоря Копылова, цель «Неба» – не развлечь зрителя, а
попасть ему в самое сердце.

– Самым сложным было вписаться в жесткие рамки.
Сделать так, чтобы художественность не переросла в вольницу художника, который
дописывает то, что ему нравится, а не то, что необходимо. Не придумывать, не
надумывать и не обманывать зрителя, – сказал Игорь Копылов.

Фамилии реальных героев изменены в картине неслучайно,
ведь образы главных персонажей – собирательные.

– Мы захотели рассказать не только об Олеге Пешкове,
Константине Мурахтине и людях, которые принимали участие в спасательной
операции, но еще и обо всех тех, кто вообще занимается летным делом. Кто не
изменяет своей мечте с детства: подняться в небо, жить там и, если придется,
умереть, – обратился к зрительному залу режиссер.

Участники съемочной группы подчеркнули, что без
помощи Минобороны и лично министра обороны Сергея Шойгу фильм такого масштаба
не появился бы.

10 Соревнования самодельных летательных аппаратов

История Red Bull Flugtag — чемпионат самодельных летательных аппаратов — собирает самых безумных изобретателей со всего мира. Первые соревнования прошли в 1991 году в Вене и с тех пор приобрели огромную популярность. Для участников устанавливают ограничения: аппарат должен приводиться в движение силой рук, должен быть изготовлен из материалов, которые не тонут, и весить без пилота не больше 180 кг.

Специфика На самодельных аппаратах летают по всему миру, а не только во время «редбулловского» безумства. Например, американец Джонатан Трапп вошел в историю как изобре­татель-оригинал, покоривший Ла-Манш. Он перелетел пролив на связке воздушных шариков, привязанных к плетеной корзине. Расстояние в 100 км Трапп преодолел за несколько часов.

Герой 52-летний швейцарец Ив Росси, известный так же, как «Реактивный человек» (Jet Мan), — бывший военный летчик, собственноручно сконструировавший складное трехмерное крыло и реактивный ранец. ­Первый полет, длившийся пять минут, Росси ­совершил над Альпами. Затем он перелетел Ла-Манш менее чем за десять минут. ­Пытался Росси совершить и первый межконтинентальный перелет из Марокко в Испанию, но упал в Гибралтарский пролив. К счастью, швейцарец не пострадал и через полтора ­года совершил еще один полет — через Большой Каньон в американском штате Аризона.

источник http://rusrep.ru

Высший пилотаж

Игорь Петренко рассказал, что вживаться в роль Олега
Пешкова было очень сложно.

– Это же не фантазия некоего художника – мне
предстояло сыграть реального человека. Фильм смотрели родные Олега Пешкова, его
однополчане. Такая высокая ответственность не позволяла чуть-чуть расслабиться,
«похулиганить» в кадре. Мы старались серьезно относиться к фильму, – поделился
актер.

Гелена Пешкова в разговоре с корреспондентом РИА
«Воронеж» призналась, что она под большим впечатлением:

– Фильм мне очень понравился. Он не только о моем
муже, он – о военнослужащих, о летчиках, которые защищают Родину. И пока будут
такие мужчины, настоящие мужчины, у нас всегда будет мирное небо над головой.
Это художественный фильм, не документальный, поэтому здесь много вымысла. Я
благодарна Министерству обороны, съемочной группе, актерам, Леониду Агутину,
который сочинил для фильма новую песню – она пробирает до мурашек. Спасибо им
за память об Олеге Анатольевиче и всех погибших военнослужащих.

В восторге от фильма и сын Олега и Гелены Пешковых,
Александр. Он смотрел фильм не только в готовом, но и в черновом варианте. А
Игоря Петренко с самого начала съемок воспринимал как родного человека.

– Я поддерживал Игоря и переживал за него. Хочу
выразить огромную благодарность съемочной группе и лично Игорю Копылову, – сказал
Александр.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-лейтенант
Юрий Сушков заметил, что военные летчики в Липецке живут той жизнью, которая
показана в фильме.

– Мы в нашем
авиацентре не готовим людей к подвигу. Они живут и служат так, чтобы в
экстремальных ситуациях вести себя достойно. Олег Пешков и Константин Мурахтин
это показали, – подчеркнул Юрий Сушков.

Штурман Константин Мурахтин признался, что во время
просмотра фильма ему было очень тяжело пережить заново трагические события 2015
года. Впечатления майор резюмировал одной фразой – «высший пилотаж». Он
отметил, что лента понравится не только военным летчикам.

– Фильм получился – в прямом смысле этого слова. Мы
с Олегом были теми, кто поступал в военное училище в трудные времена для
страны. Как показано в фильме, народ увольнялся – не только курсанты, но и
офицеры. А люди, которые оставались в авиации, были влюблены в небо, –
рассказал майор Мурахтин.

Мурахтин с женой Альбиной

Военный летчик-исследователь ЦНИИ ВВС Минобороны
России Евгений Фленов считает, что фильм «Небо» сопоставим с легендарной лентой
«В бой идут одни старики».

– Давненько у нас не снимали таких фильмов.
Получилось хорошее кино обо всех – об офицерах, о летчиках, техническом
составе. С такими людьми мы выиграем в любой войне, – отметил Евгений
Алексеевич.

По мнению летчика Назара Дмитриевского, с
профессиональной точки зрения фильм «Небо» получился очень искренним.

– Это лента о подвиге, о тех людях, которые идут с
нами плечом к плечу в строю, тех людях, которые нас учат и передают свой опыт.
Я уверен, что многих ребят, стремящихся быть офицерами России, этот фильм вдохновит
на большие подвиги. Почему «Небо»? Небо олицетворяет безмятежность и безграничность,
небо – это стихия, которую невозможно объять. Это и внутренняя стихия людей, их
волнения, их чувства и эмоции, – подытожил Назар Дмитриевский.

1 Парашютный спорт

История Еще до Леонардо да Винчи древние конструкторы в Европе и Азии пытались создать некое подобие парашюта. В двадцатых годах XVII века жажда свободы заставила-таки француза Лавена его смастерить: изобретатель, заключенный в крепость, сшил из простыней подобие палатки, прикрепил к конструкции китовый ус и веревки и сиганул с крепостной стены в протекавшую внизу реку, но его поймали и вернули в тюрьму. Идею довели до ума в начале XX века. Развитию парашютизма поспособствовала Вторая мировая война. Через пять лет после ее окончания был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

Специфика В классическом парашютизме от спортсменов требуются две вещи: приземлиться в заданную мишень и выполнить в воздухе комплекс из шести фигур в свободном падении. Мировой рекорд принадлежит нашему соотечественнику Андрею Савину, сумевшему приземлиться семь раз подряд без отклонения.

Герой Француз Патрик де Гиардон поучаствовал в создании скайсерфинга — нового вида парашютного спорта, в котором экстремал прыгает с самолета с пристегнутой сноубордической доской и исполняет в свободном падении всевозможные фигуры. Также Гиардон создал вингсьют — крылатый костюм для планирования, в котором парашютисты ­напоминают белку-летягу.

8 Аэробатика

История Первый чемпионат мира по аэробатике — демонстрации фигур высшего пилотажа моторными самолетами, вертолетами, планерами или парапланами — прошел в Венгрии в 1960 году. Первый европейский турнир провели через 17 лет. На соревнованиях по высшему пилотажу спортсмены должны выполнить две фигуры — «домашнюю ­заготовку», множество раз уже отработанную, и объявленную участнику за пару часов до старта. Причем выполнять все нужно в ограниченном пространстве — в квадрате со сторонами 1 км, высота пилотирования — от 100 до 1000 м.

Специфика Двадцать лет назад Международная авиационная федерация стала проводить соревнования под музыку. Судьи на полном серьезе оценивают не только выполнение фигур, но и «хореографию» спортсменов. Стать участником соревнования по аэробатике не так просто. Как любому пилоту, перед тем как сесть за штурвал, спортсмену необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, теоретическую и тренажерную подготовку.

Герой Российский пилот Алексей Максимов — один из лучших спортсменов-люби­­телей в России. На своем «пожилом» учеб­но-тренировочном реактивном самолете Л-29, не приспособленном для таких трюков, он выполнил сложную фигуру «колокол», при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Известны его слова: «Для меня самолет не способ передвижения, это хобби, средство познания жизни».

5 Дельтапланиризм

История На первый взгляд дельтаплан кажется очень простой конструкцией, и многие удивляются, когда узнают, что появился этот летательный аппарат уже после первых полетов в космос. Стреловидное крыло с подвеской для пилота весит всего 5–7 кг. Да и стоит зачастую меньше тысячи евро. Дельтаплан прост в управлении, и при определенной сноровке дельтапланерист способен легко приземлиться в заданной точке.

Специфика Чаще всего пилоты стартуют на склонах. Спортсмен бежит до тех пор, пока его не подхватят восходящие потоки воздуха, благодаря которым и осуществляется полет. Еще один вариант — буксировка (в роли буксира может выступать и человек). Те, кому наскучило просто летать, могут поучаствовать в турнирах. Часто соревнуются в полете до определенной точки на скорость. Побеждает тот, кто долетел первым.

Герой Родившийся в середине XIX века Отто Лилиенталь стал первым человеком, который объяснил причины парения птиц. За свою жизнь он изобрел, построил и испытал 11 аппаратов, позволяющих парить в воздухе подобно пернатым. В том числе прототип дельтаплана. Его труд во многом помог развитию современной авиации. «Жертвы неизбежны», — сказал немецкий изобретатель перед смертью, попав в аварию на своем планере.

7 Слэклайн

История В 80-х годах в Йосемитском национальном парке в Калифорнии Адам Гроссовский и Джеф Эллингтон придумали развлечение: ходить по подвешенным между столбиками цепям, ограждающим парковку. ­Йосемити — известный центр альпинизма и скалолазания, и там всегда полно экстремалов. Скучающие в перерывах между восхождениями спортсмены быстро подхватили идею коллег, правда, заменили цепи на альпинистские веревки.

Специфика В немецких школах проводили исследование, результаты которого показали: дети, хотя бы раз в неделю ходящие по канату, учатся гораздо лучше. Чтобы научиться слэклайну, достаточно иметь сносную физическую подготовку и упорство. Слэклайн — это хождение по канату, вернее, стропе (веревка плоская, а не круглая), которая свободно закреплена и может отклоняться под действием силы тяжести не только вниз, но и в стороны. Существует несколько основных разновидностей слэклайна: дисциплины варьируются в зависимости от длины дистанции (лонглайн) и высоты натяжения стропы (хайлайн). Мировой рекорд в хайлайне — 1800 м, в лонглайне — 384 м.

Герой Для слэклайнеров Энди Льюис — личность легендарная. Этот американец узнал о том, что такое слэклайн, в 2004-м и уже через четыре года поднимался на пьедестал на всех крупнейших соревнованиях. Он первым смог выполнить сальто назад, сохранив при этом равновесие. Невероятные трюки, на которые способен этот парень, увидели в прямом эфире больше ста миллионов зрителей во время шоу Мадонны на открытии Суперкубка Национальной футбольной лиги США.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий