Велогонки на треке – Виды и соревнования – Велотрек и особенности

Где в России есть велотреки

Грустные размышления легкоатлетов о том, что в нашей стране мало хороших стадионов, любителей трекового велоспорта только насмешат. Ведь количество приемлемых треков в России в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам.

Есть три крытых, которые соответствуют требованиям для проведения на них международных соревнований:

Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.

  • Крылатское (Москва)
  • Локосфинкс (Санкт-Петербург)
  • Омский велотрек (Омск)

И четыре открытых – для проведения всероссийских соревнований:

  • Тульский велотрек (Тула)
  • Сатурн (Пенза)
  • Ярославский велотрек (Ярославль)
  • Локомотив (Ростов-на-Дону)

Сборно-разборные мобильные велотреки есть ещё в трёх городах:

  • Симферополь
  • Воронеж
  • Майкоп

Записи [ править ]

Помимо обычных гонок по треку, треки также являются местом для множества рекордов скорости. Это либо фиксированное расстояние, либо фиксированный период времени. Как правило, гонки на время (200 м, 500 м, 1 км и индивидуальная гонка преследования) будут регистрироваться для обеих гендерных категорий, а также для нескольких возрастных категорий на каждой трассе, для каждой страны и мира.

Один из самых спорных рекордов – это часовой рекорд , который подразумевает простую поездку как можно дальше за один час.

Историю часового рекорда пытались создать некоторые из величайших имен велосипедистов как из шоссейных, так и из трековых гонок (в том числе, майор Тейлор , Анри Дегранж , Фаусто Коппи , Анна Уилсон , Эдди Меркс , Франческо Мозер , Джинни Лонго и Тони Ромингер ).

Попытки обычно делаются на велодромах, имеющих репутацию быстрых. В последнее время это в основном происходит в высокогорных районах, таких как Мехико, Мексика или Агуаскальентес, Мексика , где более разреженный воздух приводит к более низкому аэродинамическому сопротивлению, компенсируя добавленную трудность дыхания. Нововведения в оборудовании и положение гонщика на байке также привели к значительным улучшениям в часовых рекордах , но также стали источником разногласий (см. Graeme Obree ).

В 2019 году чемпионат Pan Am, проходивший на недавно построенном велодроме в Кочабамбе, Боливия , Келси Митчелл и Николас Пол побили мировые рекорды на 200 метров в своих гендерных категориях. Трасса оказалась быстрой на многих других мероприятиях, причем рекорды Pan Am были установлены почти на всех хронометражных мероприятиях.

Transcontinental Race

Если бревет Париж-Брест-Париж показался вам недостаточно длинным, попробуйте себя на “Трансконтинентале” – автономной ультравелогонке через всю Европу. Победителям обычно требуется от 7 до 10 дней, чтобы финишировать на ней.

Такое испытание, несомненно, запомнится на всю жизнь, ведь это, помимо собственно соревнования, в какой-то мере и путешествие: организаторы вам определяют место старта, финиша и контрольных точек, а вот маршрут между ними вы выбираете сами. Вы сами вольны решать, где и когда вам питаться, где спать, у вас не должно быть машины сопровождения, вы сами везете всё своё имущество.

Главное правило здесь такое: все продукты питания, жилье, ремонт и т.д. должны быть получены от коммерческих источников, а не от семьи и друзей. Категоричны организаторы и во взаимодействии между участниками. Им запрещается драфтить, оказывать или получать помощь.

Впрочем, несмотря на всю суровость правил, оргкомитету поступает более тысячи заявок, но место на старте получают только около 300 человек.

К слову, в 2019 году эту изнурительную гонку выиграла 24-летняя немка Фиона Колбингер, опередившая не только всех 40 женщин, но и абсолютно всех 225 мужчин. 4000 км она преодолела за 10 дней, 2 часа и 48 минут.

Велоспорт шоссе

Шоссейный велоспорт в современной Европе является одним из самых известных видов. Особенно популярны однодневные велогонки и гранд-туры. Первым масштабным однодневным заездом считается велогонка Льеж-Бастонь-Льеж в Бельгии 1892 года. Другие гонки, ставшие символом европейских стран, появились в начале XX века.

Велоспорт шоссе проводится по твердому покрытию на специальных велосипедах. Сезонный шоссейный велоспорт стартует самой ранней весной и завершается только в середине осени. Многие команды спортсменов заручаются поддержкой коммерческих организаций, именно поэтому данный вид велоспорта позиционируют как коммерческий.

“Садовое Кольцо”

“Садовое Кольцо” является самой популярной шоссейной велогонкой для любителей в нашей стране. Организаторы особо подчеркивают любительский статус соревнований, не позволяя профессионалам попадать в протокол гонки.

Участие в “Садовом Кольце” престижно, ведь этот старт входит в календарь любительских соревнований Международного союза велосипедистов (UCI). Мероприятие занимает два дня. В первый день на Крылатских холмах проходит гонка с раздельным стартом (ITT), которая получила право быть отборочной на любительский чемпионат мира Gran Fondo World Series. А во второй день стартует групповая гонка по Садовому кольцу.

Mallorca 312

Остров Майорка называют раем для велогонщиков и триатлетов. Многие здесь проводят тренировочные сборы, а ещё больше людей оказываются на острове, чтобы пройти Ironman 70.3 Mallorca.

Веломарафонский маршрут Mallorca 312 огибает весь остров. За эти 312 км вы наберете 5050 м высоты с пересечением горного массива Серра-де-Трамунтана, охраняемого ЮНЕСКО. Нельзя сказать, что в итоговый протокол включат любое финишное время. Лимит на преодоление максимальной дистанции – 21 час.

Учитывая приличные перепады высот, в туристическом режиме Майорку проехать не удастся. Новичку лучше поехать 167 км с вертикальным набором 2475 м. С момента старта у вас в запасе будет 17 часов.

Участие профессионалов в Майорке не ограничивают, так что все спортсмены смогут прокатиться вместе с элитой шоссейного велоспорта. Например, в 2019 году на 312-километровую гонку заявился двукратный победитель Тур де Франс, сам Альберто Контадор. Рельефные 312 км он проехал со средней скоростью 33,6 км/ч.

Правила перестроения

Если вы собираетесь перестроиться вверх по треку, глядите через правое плечо. Если, наоборот, вам нужно вниз или вы хотите сдать смену при групповой езде, глядите через левое плечо. Все перестроения делаются в начале прямой. На вираже это чревато падением.

Предупреждайте группу о своих манёврах

Когда вам нужно уйти вправо, сделайте движение левым локтём, а если вам нужно перестроиться влево, вниз по треку, просигнализируйте об этом правым локтём. Если же вы сомневаетесь, что другие велосипедисты знакомы с этими знаками, оповестите их об этом голосом.

Оставьте преимущество за быстрым

Трек – травмоопасное место для тренировок и требует хорошего чувства велосипеда, так что преимущество здесь за быстрыми и уверенными велосипедистами. Старайтесь уступать им путь, потому что при повышенном пульсе во время интенсивных интервалов их реакция может быть замедленной.

Не катайтесь в наушниках

На треке вы должны оставаться в предельном внимании и концентрации. На шоссе ещё возможно слушать музыку через один правый наушник, потому что и автомобили, и велосипедисты совершают обгон слева

Но на велодроме обходить вас могут со всех сторон, поэтому важно, чтобы оба уха были свободны для принятия звуковых сигналов

Используйте голосовые команды

  • «Без смен!», «Ап!» или «Оп!» означают обгон другого гонщика.
  • «Мягче!» – просьба о снижении темпа в групповой езде.
  • «Жёстче!» – команда об увеличении темпа в групповой езде.
  • «Смена!» означает, что вы сдаёте смену.

На групповой тренировке команды передаются по цепочке от выкрикнувшего участника до ведущего «паровоз».

Базовые правила движения по полотну трека

Когда вы едете по какой-либо из линий («лазурка», спринтерская или стайерская) обгонять своих соседей по этой линии вы можете только справа. Перед сменой обязательно обернитесь и сдайте её направо. Когда ваша тренировка близится к завершению или же вы собираетесь тормозить, сдавайте влево.

Объезд завала может осуществляться только справа, потому что трек наклонный и упавшие гонщики с велосипедами так или иначе покатятся вниз по полотну.

Совершая обгон, не стремитесь сразу же вернуться на свою линию, как это делается у автомобилистов. В велоспорте вы должны обгонять с большим запасом и делать плавное перестроение.

Ни в коем случае не сморкайтесь на полотно велотрека. Для этой процедуры возите в кармане джерси носовой платок. Кроме того, помните о хорошей акустике в помещении трека и не говорите того, что не предназначено для чужих ушей.

Дисциплины соревнований на треке

«Гонка на скорость»

Дистанция 1км для муж.. и 500м для жен. Стартует 1гонщик. Лучший результат для муж. – около минуты. Главные качества, необходимые спортсмену – скоростная выносливость и частое педалирование.

«Спринт»

Дистанция 3 круга. Участвует 2 и более спортсменов. Учитывается только время на последних 200-х метрах. Правила спринта предусматривают отбор по отсеву в заездах на 200м на время с дальнейшими раундами на выбывание

Важное место занимает тактическая борьба

«Спринт командный»

Соревнуются 2 команды в составе 3-х гонщиков на определенных условиях: два первых члена команды занимаются разгоном и поочередно покидают трек, дав финишерам выяснить отношения.

«Гонка преследования командная»

Считается очень сложным видом. Команды из 4-хчеловек на 4-х километровой дистанции. Старт дается на середине трека по разные стороны. До финиша должно доехать минимум трое, а время берется по последнему в тройке.

«Кэйрин»

Мужской и женский вид. В заезде соревнуются 8 человек. Здесь на «сцене» появляется «Дерни», выполняющий на мотоцикле или электроцикле роль разгоняющего. Разогнав группу до скорости примерно 40км/час, «Дерни» покидает дорожку. Все время следования за разгоняющим, гонщики ведут тонкую тактическую борьбу, выбирая удобную позицию для финишного рывка.

«Скрэтч»

Проводится среди мужчин и женщин. Гонка начинается с общего старта и продолжается примерно 15000 м у мужчин и 10000 м у женщин. Побеждает первый на финише. Скорость и хорошее тактическое мышление являются залогом успешного выступления в этой дисциплине.

«Гонка по набранным очкам»

На протяжении 40 км у мужчин и 24 км у женщин, спортсменам начисляются очки за победы на определенных интервалах дистанции. Больше всего – 20 очков прибавляется в случае опережения соперника на круг, за каждую победу в мини спринте — 5 очков).

«Индивидуальная гонка с преследованием»(4 км мужчины и 3 км женщины)

В заезде участвуют 2 гонщика, стартуют на разных сторонах дорожки. Задача – показать лучшее время на определенном отрезке дистанции и обогнать соперника на круг. В международном регламенте это гонка на выбывание – 8-ка лучших попадает в 1/2 финала, 4-ка лучших в 1/2 выходит в финал, а самый быстрый из проигравших получает бронзу.

«Мэдисон»

Своеобразный вид командной борьбы с элементами передачи эстафеты на больших скоростях. Дистанция 50км. Два гонщика поочередно подменяют друг друга определенным способом — рукопожатие с последующим подталкиванием партнера. Такая передача эстафеты строго контролируется судьями.

Возможна только, когда гонщики проезжают друг мимо друга. Один из них уходит на верхние дорожки, второй продолжает крутить педали в полную силу (смена происходит примерно через каждые 1.5 круга. Задача команды – проехать как можно большее количество кругов. Существует еще опция премирования очками, но, как правило, важнее количество кругов.

«Омниум»

Состоит из 6-ти дисциплин, которые проходят в определенном порядке. Побеждает спортсмен с наименьшей суммой занятых мест.

«Круг с хода»

Фактически это индивидуальная гонка на время, только со стартом с хода от линии финиша. Разгон 3,5 круга. Время берется на отрезке 200 — 250 м (зависит от длины трека).

«Гонка на выбывание»

Индивидуальная гонка, где на каждом 2-ом круге последний спортсмен выбывает из заезда. На последнем круге остаются 2 гонщика и разыгрывают первенство.

«Гит (с места)»

Индивидуальная гонка на время с ограничением по дистанции. Соревнования на велотреке всегда привлекают большую зрительскую аудиторию. Не только высокие скорости и стремительные финишные спурты захватывают болельщиков. Тактическая борьба за выбор позиции увлекает не меньше.

В арсенале спортсменов есть различные технические приемы и в так называемой игре «кто кого пересидит», когда участники заезда буквально стерегут друг друга, чтобы не упустить момент начала финишного рывка. Один из наиболее интересных приемов такого соперничества -« сюрпляс» ( танец на месте).

В настоящее время, правила ограничивают время «замирания» (велосипедист стоит на месте без движения, при этом ноги находятся на педалях) 3-мя минутами. Ввели такое ограничение после того, как были зафиксированы случаи «сюрпляса» продолжительностью несколько часов!

Велотреки в других странах

В западной Европе велотреков довольно много и описать все невозможно в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся велодромами, которые недавно принимали или скоро будут принимать Чемпионат мира по трековым велогонкам (UCI Track Cycling World Championships). А больше всего велотреков на душу населения в Японии, но велокультура в Стране восходящего солнца это тема совсем другой статьи.

Польша, Прушкув (BGZ Arena)

В 2019-м году в в Прушкуве прошел Чемпионат Мира по трековым велогонкам под эгидой UCI. Было разыграно 20 комплектов медалей, по 10 среди мужчин и женщин.

Германия, Берлин (Velodrom)

Построен велодром в 1997 году с прицелом на проведение Олимпийских игр 2000-го года. К сожалению, заявка Германии была отклонена. В 2020-м году с 26-го февраля по 1 марта Берлин принимал Чемпионат Мира по трековым велогонкам.

см. выше

Франция, Париж (Велодром Сен-Кантен-ан-Ивелин)

Vélodrome de Saint-Quentin-en-Yvelines

Чемпионат Мира по трековым велогонкам 2022-года пройдет в Париже, на следующий год после Ашхабада

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Основные виды

На сегодняшний день существует 4 основных вида велоспорта:

  1. шоссейные;
  2. трековые;
  3. мотокросс на велосипедах;
  4. соревнования на горных велосипедах.

Благодаря своей популярности, все перечисленные виды являются олимпийскими. А сейчас рассмотрим что за спорт представляет собой каждый вид в отдельности.

Шоссейные велогонки

Данный вид представляет собой гонка, проводимая на большие дистанции и продолжающая много дней. Для этого спортсмены будут кататься на специальных шоссейных велосипедах.

В качестве трассы могут служить как асфальтированные дороги, так и брусчатка, гравий. Сама дорога может быть идеально ровной, так и иметь различные неровности. Главное требование – отсутствие участков с пересеченной местностью.

Подразделяются на следующие виды:

  • простые однодневные – когда спортсменам требуется проехать около 300 км;
  • сложные многодневные – такие заезды могут продолжаться более 7 дней, за время которых нужно преодолеть не одну тысячу километров;
  • критериум – представляет собой круговую гонку, трасса которой проходит по городским улицам и составляет около 50-150 км;
  • гранд тур – состоит из 3 гонок, с общей продолжительностью в 21 день. Проводится в Испании, Италии и во Франции.

Трековые велогонки

Данные соревнования проходят на стадионе на специальном треке. В отличие от шоссейных, он не отличается масштабностью и красотой. Однако является не менее популярным.

Трек представляет собой твердое, идеально ровное покрытие, имеющее определенный угол наклона, доходящий до 42°.

Всего разделяется на 16 дисциплин. Между собой они разделяются только небольшими отличиями в правилах.

Наиболее популярные:

  • индивидуальные и командные;
  • имеющие общий или раздельный старт;
  • спринт или гонка с преследованием;
  • в которых делается оценка относительно отведенного времени на получение баллов.

Для победы следует приехать быстрее чем соперники.

Велосипедный мотокросс

Можно встретить еще обозначение BMX. Для участия потребуются специальные велосипеды, имеющие данную маркировку. Их главное отличие заключается в наличие широких шин, так же как в маунтинбайке, небольшие колеса с низкой посадкой велосипедиста, причем руль должен быть расположен достаточно высоко.

Благодаря конструкции, такой вид транспорта является более устойчивым, легко преодолевает различные перепады высот, позволяет выполнять трюки.

Такое соревнование проходит на специальных трассах, имеющих грунтовое покрытие, извилистые, имеющих трамплины, ямы, возвышения или иные препятствия, которые обязательно необходимо преодолевать.

Гонки на горных велосипедах

Это экстремальный вид спорта и очень зрелищный. Является относительно молодым, но весьма популярным в Европе и США.

Разделяется на:

  • кросс — представляет собой заезд, проходящий по пересеченной местности, на дистанцию до 5 км;
  • даунхилл – это будет скоростной спуск, причем трасса будет состоять из естественных препятствий;
  • марафон – длина заезда более 100 км, причем принимаются заявки от всех желающих.

Трековые дисциплины велогонок

Трек подразумевает под собой велодром, который технически ориентирован на определенный спектр дисциплин. Также необходим специальный уклон конструкции трека на прямых и поворотных участках.

В трековых соревнования нежелательным является аэродинамическое сопротивление. Ради уменьшения данного фактора велосипед изготавливают единым из волокон углерода, которые славятся своей прочностью и небольшим весом материала. Такой подход в создании обеспечивает спортсменам развитие нужной скорости на треке и дарит возможность покорить пьедестал. Низкая посадка на велосипеде позволяет минимизировать сопротивление воздуха, она очень похоже на посадку велосипеда для шоссе.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий