Ралли-гонки
Это изнурительный высокопрофессиональный и достаточно эффектный вид спорта для знающих людей. Гонщик должен обладать высочайшим мастерством, чтобы в любую погоду и в дождь и в снег, по шоссе ли или по грунтовке, в лесу или в пустыне вести свой раллийный автомобиль к финишу.
Важным фактором распространенности и популярности авторалли в некоторых странах мира, например, в той же Финляндии, является как-раз то, что многие раллийные автомобили были созданы и собраны на основе серийных автомоделей, которые вы можете в любое время приобрести при наличии у вас денежных средств или тех же умений создать свой собственный раллийный болид. Не обязательно создавать супердорогой и очень быстрый автомобиль спорткар. Авторалли имеют множество категорий в которые входят также и любительские гонки на машинах. К примеру, в раллийных гонках третьей категории (любительские соревнования) вообще не нужно переделывать автомобиль, в этих соревнования могут участвовать обычные автомашины.
Многие автопроизводители используют такие раллийные гонки для саморекламы своих самых передовых, быстрых и проворных автомобилей. Поэтому заезды профессиональных команд всегда отличаются своей зрелищностью и иногда находятся за гранью фантастики.
Такие заезды проходят, как правило, на закрытых участках реальных существующих дорог, большинство из которых просто укатанные грунтовки. Ралли по совокупности своих факторов являются одними из самых сложных видов автоспорта. Гоночная сессия может проходить и длиться несколько дней вне зависимости от погодных условий.
Болельщики, что присутствуют на соревнованиях, находятся так близко к происходящему действию, как это только возможно. Иногда они даже попадают под колеса этих гоночных автомобилей. Неправда ли друзья, звучит экстремально и захватывающе, не так ли?
Спидвей
Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».
Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.
Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:
- гаревое,
- земляное,
- травяное,
- ледяное.
Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.
Гоночная трасса Moscow Raceway
Гоночная трасса Moscow Raceway была открыта в 2012 году. Строительство автотрека началось в 2008 году. Стройка обошлась в 4,5 млрд. рублей. Трасса находится в Волоколамском районе Московской области, на 95-ом километре Новорижского шоссе.
Автодрому присвоена высшая категория FIA – Grade 1.
Характеристики трассы | |
---|---|
Длина | 4070 м |
Минимальная ширина | 12 м |
Максимальная ширина | 21 м |
Покрытие | Асфальт |
Количество поворотов | 15 |
Максимальная скорость | 311 км/ч |
Адрес гоночной трассы Moscow Raceway: 143650, Московская область, Волоколамский район, дер. Шелудьково, 39.
Спутниковые координаты трассы: 55.99523, 36.274869
Стоимость:
Аренда трассы рассчитывается отдельно, в зависимости от даты тренировок и составляет- от 1000 до 2500 рублей за сессию.
Стоимость одного заезда в трек-дни составляет: 2500 рублей.
Аренда, обучение, гонки: тел. +7 (915) 009-27-70.
Информация по трек-дням: тел. +7 (915) 269-64-15.
Шоссейно-кольцевые гонки
В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.
Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:
- MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см3.
- Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.
Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.
Классы участников
Кросс-кантри ралли интересно не только своими правилами, достаточно сильно выделяющимися на фоне других гонок, но и списком участников. Дело в том, что на трассы выходят не только мотоциклисты, но и спортсмены на другой технике вплоть до грузовиков, причем в каждом мероприятии список участников оговаривается отдельно. Например, существуют гонки, в которых мотоциклисты вообще не принимают участия.
По понятным причинам зачет производится в отдельных классах:
- мотоциклы,
- легковые автомобили весом до 3 т,
- грузовики.
Интересующий нас класс мотоциклов также делится на группы:
- незначительно модифицированные серийные мотоциклы в двух подклассах: с двигателем до 450 «кубов» и более;
- серьезно улучшенные мотоциклы с аналогичным делением на подклассы,
- квадроциклы с кубатурой двигателя до 500 и более.
Весьма интересно то, что для участников различных классов (например, грузовиков и мотоциклов) трассы в рамках одной гонки могут серьезно различаться, поэтому каждый участник должен ориентироваться самостоятельно, а не следовать за настигнутым соперником. К слову, мотоциклистам в этой ситуации приходится сложнее всего, поскольку участники на автомобилях работают группами: «экипаж» легковых машин включает водителя и штурмана, отслеживающего маршрут, а в случае с грузовиками к их числу может также присоединяться отдельный механик.
Начало же этой прямой в 2013 забрало жизнь датчанина Аллана Симмонсена
Но на Сарте происходили не только аварии, но и яркие гонки. Например, прошедший суточный марафон подарил одно из самых жарких сражений за последние годы, причем в категории GT. Спустя 24 часа после старта судьба гонки решилась на самом последнем круге, когда экипаж Aston Martin в первом повороте опередил Corvette, в команде которого выступал отец Кевина Магнуссена, действующего пилота Ф1, Ян Магнуссен.
В 1955 году здесь состоялась крупнейшая в истории автоспорта авария с участием болида Mercedes 300 SLR, который тоже есть в Forza Motorsport 7. Она унесла 84 жизни и привела к полувековому запрету гонок на территории Швейцарии. Первый с тех пор заезд состоится только в 2018 году. За рулем тогда находился Пьер Левег, знаменитый тем, что в 1952 году был близок к единоличной победе в Ле-Мане, проведя за рулем 23 часа. Его тогда подвела ошибка при переключении передач.
После этого случая гонщикам запретили участвовать в «24 часах Ле-Мана» в одиночку.
При этом Ле-Ман продолжает оставаться одной из самых притягательных гонок вообще, участие в которой принимают не только действующие пилоты Формулы-1 (как победитель гонки 2015 года Нико Хюлкенберг), но и знаменитости, такие как Патрик Демпси, Фабьен Бартез и даже Джеки Чан в роли владельца команды, едва не победившей в 2017 году.
Гоночная трасса в Санкт-Петербурге
Автодром в Санкт-Петербурге представляет собой спортивный комплекс, который построен в соответствии с международными стандартами. Шоссейно-кольцевой трек был выстроен в соответствии со стандартами Международной автомобильной Федерации FIA. Трассе присвоена 2 категория. Стоит сразу отметить, что Автодром Санкт-Петербурга имеет самый скоростной в России участок трассы. На этом участке у автогонщиков есть возможность разгоняться до 300 километров в час.
Характеристики трассы | |
---|---|
Длина | 3073 м |
Минимальная ширина | 12 м |
Максимальная ширина | 16 м |
Покрытие | Асфальт |
Количество поворотов | 11 |
Адрес гоночной трассы Автодром Санкт-Петербург: Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, Шушары, 5 км от КАД.
Спутниковые координаты трассы: 59.773651, 30.45033
Стоимость:
Аренда гоночных автомобилей: тел. +7 (921) 570-09-50.
Заезд 15 минут: от 500 рублей (малое кольцо), от 1000 рублей (большое кольцо).
Аренда спортивной версии ВАЗ 2106 – ВАЗ 2107: 2500 рублей / 10 минут.
Аренда Subaru WRX STI: 12000 рублей / 10 минут.
Уроки контраварийному вождению: 2500 рублей / 1 час.
Основные мероприятия
Самое важное мероприятие для мира кросс-кантри ралли – это, безусловно, знаменитый «Дакар». Старт впоследствии ставшему легендарным марафону был дан в декабре 1978 года в Париже
К финишу в сенегальском Дакаре участники пришли лишь в январе 1979, поэтому в итоге гонка получила название «Дакар-1979». С тех пор она проводится ежегодно и раз за разом привлекает огромное количество профессиональных гонщиков и даже любителей.
Интересный факт: фигурирующий в названии Дакар в последний раз становился местом финиша в 2007, а в этом году трасса будет проложена по территории Саудовской Аравии.
Более подробно о «Дакаре», а также о еще нескольких значимых гонках вы можете узнать из нашей прошлой статьи, а следить за достижениями российских спортсменов – здесь.
Mazda 787B
Суточная гонка в Ле-Мане — уникальное и неповторимое событие. Гонка 1991 года была особенной. Именно тогда в ней, что удивительно, в последний раз в истории победил болид японской марки.
Но Mazda 787B интересен не только этим.
787B — единственный автомобиль с роторным двигателем, побеждавший в Ле-Мане. Еще интереснее, что больше нигде он не побеждал. Технические характеристики 787B даже сегодня выглядят впечатляюще. Около 700 л.с при 830 кг веса. Одним из пилотов был действующий на тот момент гонщик Формулы-1 Джонни Херберт, успех которого лишь в 2015 году смог повторить Нико Хюлкенберг вместе с Porsche.
https://youtube.com/watch?v=jTaJwQ7sq6c
На фоне своих конкурентов из Японии, таких как Honda или Toyota, Mazda не обладает столь мощной автоспортивной историей. Победа в Ле-Мане так и осталась самым большим достижением в автоспорте, хотя и такое не каждому удается. Если бы не фактический запрет на роторные двигатели, то верхняя ступень, возможно, покорилась бы еще не раз.
Все это лишь малая часть огромной Forza Motorsport 7. Неохваченными остались такие трассы, как бельгийская Спа-Франкоршам с захватывающей «Красной водой», дом всего британского автоспорта — трасса в Сильверстоуне, автодром в Барселоне, который хранит историю о великолепной победе Михаэля Шумахера, одержанной на пятой передаче и многие-многие другие.
А гоночной техники настолько много, что только о классах можно рассказывать часами — в игре присутствуют даже болиды Формулы Е. Поэтому, если вы любите автоспорт или планируете им увлечься без риска сломать себе все кости и сгореть, то «семерка» создана именно и только для вас.
Forza Motorsport 7 в продаже с 3 октября для PC и Xbox One. Материал подготовлен при поддержке Microsoft Russia.
С чего все началось
Прародителем мотокросса принято считать так называемую «гонку за лисой». Это соревнование было организовано в Англии в 1908 году с целью доказательства того, что мотоциклы, несмотря на относительную молодость, являются весьма перспективным средством передвижения по бездорожью, по мощности и проходимости превосходящим привычных для того времени лошадей. Для подтверждения этого на трассу вышли 16 всадников и 13 мотоциклистов.
Доказать свою правоту любителям инноваций не удалось: во-первых, безоговорочную победу по времени в гонке одержала конница, а, во-вторых, 11 из гонщиков на «механизированных экипажах» вовсе не смогли прийти к финишу. Но, несмотря на поражение, мотокросс вместе с мотоциклетной техникой продолжил сове развитие и уже через несколько лет предстал перед зрителями в новом обличии.
Здесь стоит отойти от темы и отметить, что основным видом соревнований на тот момент стали гонки на длинные дистанции. Они ставили серьезный вызов гонщикам, зачастую выступавшим и инженерами, вручную дорабатывающими своих «железных коней», но были малоинтересны зрителям: следить за движением на всей протяженности трассы было просто невозможно. Поэтому стали приниматься первые попытки сделать соревнования более локальными, чтобы их посетители могли лицезреть всю сложность борьбы спортсменов. Одной из таких попыток стал новый прообраз мотокросса.
По правде говоря, он не имел практически ничего общего с тем, чем стал в итоге. Дело в том, что соревнования проводились не на привычной замкнутой трассе, а у подножья холма. Основной задачей участников, стартовавших поочередно, был подъем на его вершину, но, ввиду небольшой мощности, солидного веса мотоциклов тех лет и крутости подъема, сделать это не удавалось никому. Победителем же считался тот гонщик, которому удавалось больше всех приблизиться к цели. Несложно догадаться, что с такими, довольно странными, правилами состязания не ждал оглушительный успех.
Вновь, и на этот раз навсегда, мотокросс вернулся уже после Второй Мировой. Правила вновь изменились и теперь представляли собой хорошо знакомые нам гонки по пересеченной местности с одновременным стартом всех участвующих мотоциклистов. Единственным спорным моментом оставалась длина трассы, которая в итоге ограничилась 1,5-3 км. Впрочем, из этого правила были исключения – иногда длина кольца достигала внушительных 30 км, а при большом количестве участники могли стартовать поочередно. Впрочем, подобные изменения лишь разнообразили принятую концепцию и делали новообразованные соревнования еще более интересными для простого, непосвященного зрителя.
Органы управления
Мотокросс регулируется во всем мире Международной федерацией мотоциклов (FIM), имеющей федерации во многих странах.
- Австралия – Мотоциклетная Австралия (Массачусетс)
- Австрия – Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
- Бельгия – Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
- Бразилия – Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
- Канада – Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская ассоциация мотоциклистов (CMA)
- Чешская Республика – Autoklub České republiky (ACCR)
- Дания – Danmarks Motor Union (DMU)
- Эстония – Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
- Финляндия – Suomen Moottoriliitto (SML)
- Франция – Французская федерация мотоциклистов (FFM)
- Германия – Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
- Индия – Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
- Ирландия – Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) – NB охватывает весь остров
- Италия – Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
- Латвия – Latvijas Motosporta Federācija (LaMSF)
- Литва – Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
- Нидерланды – Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
- Новая Зеландия – Новая Зеландия по мотоспорту (MNZ) и Федерация мотоциклов по грязи Новой Зеландии
- Норвегия – Norges Motorsportforbund (NMF)
- Польша – Polski Związek Motorowy ( PZM )
- Португалия – Federação Motociclismo Portugal (FMP)
- Россия – Мотоциклетная Федерация России (МФР)
- ЮАР – Motorsport South Africa (MSA)
- Испания – Real Federación Motociclista Española (RFME)
- Словения – Союз автоциклов Словении (AMZS)
- Швеция – SVEMO
- Швейцария – Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
- Таиланд – Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
- Великобритания – Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами , как Любительский мотоспорт ассоциация (AMCA), Орф , BSMA и YSMA .
- США – Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)
Основные соревнования
Помимо ISDE, который по-прежнему каждый год организуется ФИМ, существует и ряд других крупных соревнований по эндуро:
- The Maxxis FIM World Enduro Championship (он же просто WEC) — гонка из 8 2-дневных этапов, пришедшая на замену Чемпионату Европы в 1990 году.
- FIM SuperEnduro World Championship — стадионные соревнования на скорость.
В нашей стране наиболее важным событием является Чемпионат России по эндуро на мотоциклах. Он проводится на регулярной основе с 2001 года. Соревнование включает серию двухдневных этапов, организованных в разных городах. В дополнение к стандартным классам мотоциклов в него входят дополнительные гонки для участников на снегоходах (организуются с 2003) и квадроциклах (с 2009).
Подробнее о месте проведения и результатах минувших и будущих отечественных соревнований можно узнать здесь.
Мотокросс в двух словах
В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.
В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.
Общая информация
Кросс-кантри ралли – это соревнования на выносливость, проходящие по трассам с естественным рельефом, по большей части, бездорожью, в том числе особо сложному ландшафту: пустыням, руслам высохших рек, горам и т.д.
В большинстве случаев длина трассы не позволяет пройти ее сразу, поэтому соревнования разбиваются на этапы. Каждый этап при этом разделен на несколько участков:
- спецучастков, проложенных по бездорожью,
- лиазонов (перегонов) – отрезков трассы, проходящих по дорогам общего пользования и соединяющих спецучастки между собой.
Гонка хронометрируется, и общее время спортсмена складывается из времени прохождения каждого участка. Единственный нехронометрируемый отрезок – супер спецучасток с организованным на нем местом для зрителей. Он не является обязательной частью гонки и используется исключительно в развлекательных целях и для привлечения внимания к дисциплине.
Между участками располагаются бивуаки – отдельные зоны, где гонщики могут заправить машины, произвести ремонт или просто отдохнуть. К слову, отдых – это обязательная часть, четко прописанная в правилах соревнования, так как накапливающаяся усталость существенно повышает риск аварий и травм, который в условиях кросс-кантри ралли и без того крайне велик.
Еще одна отличительная черта дисциплины – отсутствие разметки трассы, которая всегда присутствует в других видах соревнований. Однако это не означает, что участники могут преодолеть расстояние между стартом и финишем любыми доступными путями. Маршрут гонки строго определен и размечен контрольными точками, пропуск которых грозит штрафом. При этом маршрут держится в секрете, поэтому участникам приходится ориентироваться по GPS и дорожной книге.
Подробнее о том, как происходит ориентирование и открытие контрольных точек вы можете узнать из нашего спецматериала.
И последняя важная особенность: процедура старта. Гонщики выезжают на трассу по одному, причем интервал между первыми 5 участниками составляет 2 минуты, а последующими – одну или 30 секунд.