Требования к экипировке
Любая мотоэкипировка должна отвечать двум основным требованиям:
- надежно защищать тело и голову мотоциклиста от травм (царапин, ушибов, переломов) не только при падении или столкновении, но и во время гонки;
- быть достаточно удобной и не мешать активному управлению и маневрированию.
Так как различные дисциплины предполагают различные условия для спортсмена, под них подстраивается и его защитный костюм. К примеру, экипировка участников шоссейно-кольцевых гонок обладает улучшенной аэродинамикой, а мотоциклистов, предпочитающих езду по бездорожью — предлагает большую свободу и качественную защиту от песка и грязи.
Несмотря на подобные различия, комплект мотозащиты практически всегда состоит из стандартного набора элементов.
Трансмиссия[]
• • Сцепление • Принцип действия и устройство механической коробки передач • Автоматические трансмиссии • •
Основная статья: Трансмиссия
Всем моторизованным двухколесным транспортным средствам необходимо устройство для передачи мощности от двигателя к заднему колесу. Эту функцию выполняет “силовая передача’ или “трансмиссия”. Существуют трансмиссии двух основных видов: механическая и автоматическая: они отличаются отводимым водителю уровнем допустимого вмешательства и управления. Механическая трансмиссия используется на всех современных серийных мотоциклах, а в прошлом использовалась на некоторых мопедах. Автоматическая трансмиссия, в основном, встречается на мопедах и скутерах, хотя существуют примеры использования автоматических коробок передач на серийных мотоциклах (Honda DN-01).
В трансмиссиях всех типов, и механических, и автоматических, присутствуют передняя передача, сцепление, коробка передач и главная передача, хотя в зависимости от типа машины их форма может видоизмениться. В механической трансмиссии традиционной схемы передняя передача передает мощность от коленчатого вала через сцепление к коробке передач. Сцепление используется для соединения и разъединения двигателя с коробкой передач, таким образом позволяя
двигателю работать, когда машина остается неподвижной. Коробка передач допускает выбор различных передаточных чисел для достижения максимальных показателей в пределах диапазона частот вращения двигателя, его мощности и крутящего момента. Главная передача передает мощность от коробки передач к заднему колесу.
Трансмиссия любого типа предназначена для обеспечения работы двигателя в пределах узкого диапазона частот вращения (измеряемых в оборотах в минуту), при том самой машине обеспечивается относительно широкий диапазон скоростей движения. Потому что,несмотря на возможность функционирования двигателя в достаточно широком диапазоне частот вращения, наиболее эффективная работа достигается только в узком промежутке этого диапазона. Для обеспечения широкого диапазона скоростей движения, при работе двигателя в узкой полосе частот вращения, требуются различные передаточные отношения между двигателем и задним колесом. В наиболее упрощенном виде работа одно- скоростной автоматической трансмиссии скутера не представляет особой сложности, в то время как на больших машинах применяются гораздо более сложные и изощренные системы. Многое зависит от предназначения рассматриваемой машины и ожидаемых от нее характеристик. От скутера небольшого объема требуется просто перемещать водителя на короткие дистанции с умеренными скоростями, быть дешевым при покупке и эксплуатации: следовательно, сложная схема трансмиссии не требуется. На больших машинах необходимый диапазон скоростей движения, расстояний, которые они покрывают, и массы перевозимого груза гораздо больше, это требует применения коробки передач, обладающей множеством передаточных чисел.
Перчатки
И последний, далеко не по важности, элемент экипировки спортсмена мотоциклетного спорта — перчатки. С ними, относительно других элементов одежды, все достаточно просто
Перчатки могут быть короткими или длинными — для защиты запястья во время кроссовой гонки; легкими (перфорированными) — для жаркой летней погоды или плотными, непромокаемыми — для дождей и холодов. В качестве материалов, как и в предыдущих случаях, используется плотная кожа или прочная синтетическая ткань, а также пластик — для усиления фаланг пальцев и тыльной стороны ладони.
Еще один интересный момент: существуют как классические перчатки с пятью пальцами, так и модели, где безымянный палец и мизинец и соединены вместе. Это нужно для того, чтобы защитить последний от вывиха или перелома во время падения.
Зарождение и становление состязаний в России
История мотоспорта в России берет начало в конце 19-го века. В нашей стране механические повозки появились в 1891 г. А в 1898-м состоялась первая гонка экипажей.
В ней принимали участие трициклы и коляска на 4 места с бензиновым движком. Участники преодолели расстояние в 41 км. Успех соревнований подтолкнул отечественных энтузиастов к созданию Русского мотоклуба.
Через год после первого заезда состоялся соревновательный пробег из Москвы до Санкт-Петербурга. В нем принимали участие трициклы и автомобили.
Победителем обеих гонок команда трицикла французского производства «Клеман». Отечественных разработок на тот момент не существовало. Поэтому мотоциклетные соревнования были прерогативой состоятельных людей, у которых были деньги на покупку импортной техники.
Было создано 2 организации для руководства мотоспортом: Всероссийское и Московское общества автомобилистов. Они стали амбассадорами мотоциклетного спорта в России. В 1920 г. проходит ключевое для истории мотоспорта в России первенство страны, в 1928-м – рабочая спартакиада.
Мотокросс СССР 1960
Но выпуск отечественных мотоциклов был налажен лишь в 30-х гг 20-го века Они стали принимать участие в соревнованиях наравне с зарубежными. Тогда же появляются новые направления я в мотоспорте: мотокросс, мотобол, гонки по льду.
Колеса, шины и тормоза[]
Конструкции колес • Шины • Тормоза • Гидравлические тормозные системы • Антиблокировочная тормозная система (ABS) • Комбинированная тормозная система
В совокупности колеса, шины и тормоза, возможно, являются наиболее важными деталями, связанными с безопасностью. Любая из них выполняет многосторонние задачи в наиболее неприметной форме.
Основная статья: Колеса
Колеса служат опорой для мотоцикла, обеспечивают точную и надежную установку шин и противостоят нагрузкам, прикладываемым к ним при торможении, ускорении или со стороны неровностей дорожного полотна. В дополнение к вышеперечисленному, колесо должно быть как можно легче. Исходя из потребностей, конструкция колес развивалась для удовлетворения все возрастающих требований, предъявляемых к ним с постепенным ростом мощности двигателей.
Основная статья: Шины
Шины устроены гораздо сложнее, чем можно было бы подумать: они тоже развились вместе с мотоциклом в те непростые изделия, которые теперь считаются обыденными. Шины должны обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию мотоцикла в широком диапазоне нагрузок, скоростей, температур и погодных условий. Они составляют основу безопасности водителя, но их цена должна поддерживаться в разумных пределах, поскольку шины скорее являются расходным материалом.
Основная статья: Тормоза
Тормоза должны обеспечивать поглощение накопленной энергии большого, быстро движущегося мотоцикла и его водителя в течение нескольких секунд. Тормоза преобразуют эту энергию в тепло и быстро его рассеивают – факт, который редко приходит на ум водителю во время движения.
Суровый российский мотоспорт
В заключение стоит отметить, что вышеуказанный состав команды является условным «идеалом», однако на практике, и особенно в России, он соответствует идеалу далеко не всегда.
Основная проблема для отечественных спортсменов заключается в практически полном отсутствии финансирования со стороны. Даже у сильных гонщиков, не раз занимавших призовые места и выступающих в составе мотокоманд, нет спонсоров, которые могли и желали бы полностью финансировать их участие. Поэтому практически все отечественные мотоциклисты являются и механиками в одном лице – купленный на свои деньги мотоцикл заправлять и ремонтировать в перерывах между заездами приходится самостоятельно. Эту особенность российского мотоспорта многие опытные спортсмены и тренеры всегда подчеркивают, отвечая на вопросы новичков.
Исключением в данном случае являются лишь некоторые детские и юношеские мотошколы. Часто на их базе также образуется собственная команда, участники которой принимают участие в региональных, а иногда и всероссийских соревнованиях. При этом для обучения, тренировок и выступлений школой может быть организован собственный парк мотоциклов, а их техническим обслуживанием нередко занимаются штатные механики. В этом случае организационная форма достаточно сильно напоминает западные спортивные команды.
Двигатель[]
Двигатель |
---|
Двигатель • • • Двухтактный двигатель • Четырехтактный двигатель • Роторный двигатель • • • Борьба с вибрациями • Схемы компоновки двигателей |
Основная статья: Двигатель
Двигатель вырабатывает энергию, необходимую для приведения мотоцикла в движение. К числу основных частей и узлов относится головка цилиндров, цилиндр (ры), поршень (ни), шатун (ны), и коленчатый вал. У всех двигателей внутреннего сгорания (ДВС), за исключением роторных (РПД), есть эти узлы; главное различие между двигателями заключается в числе цилиндров, поршней и их расположении. Почти во всех современных конструкциях детали двигателей внутри или прикреплены к литому корпусу. Эти корпуса принято называть кривошипными камерами (картерами), не смотря на то, что в них расположено больше деталей, чем один коленчатый вал.
Система зажигания[]
• Катушка зажигания • Свеча зажигания • • • • • Системы управления двигателем
Основная статья: Система зажигания
Для работы двигателя необходим какой-нибудь способ инициации сгорания в строго определенный момент каждого рабочего цикла. Наиболее общепринятым способом является использование кратковременной высоковольтной искры. Высоковольтная искра проскакивает с изолированного электрода в центре запальной свечи на массу(заземление на корпус) через небольшой воздушный промежуток.
К неотъемлемым элементам любой системы зажигания относятся следующие. Во-первых, необходимо найти способ получения электрической энергии для питания системы Даже несмотря на то, что во многих случаях источником энергии служит батарея, следует обеспечить ее подзарядку, в противном случае система скоро перестанет работать в связи с тем, что батарея разрядилась. Питание от батареи или от отдельной обмотки питания подводится к катушке зажигания. Это устройство преобразует ток небольшого напряжения и большой силы (“низковольтный”) в ток большого напряжения и низкой силы (“высоковольтный’), необходимый для образования искры на электродах.Обычно в современных системах приходится говорить о преобразовании напряжения 12 вольт в напряжение порядка 40 киловольт. Для управления и изменения момента искрообразования требуется какой-нибудь коммутатор механического типа в виде контактного прерывателя или его электронного аналога – индуктивного датчика, или датчика угла поворота коленчатого вала в сочетании с блоком электронного управления (ECU). Кроме того, необходим способ изменения момента новообразования (опережения и запаздывания), механически или при помощи электроники оптимизирующий угол опережения зажигания на всех частотах вращения двигателя.
Здесь рассматриваются основные теории, принципы и методы, связанные с образованием искры и управлением моментом искрообразования
Стандартный состав команды
От чего зависит успех любой мотогонки? От уровня подготовки самого гонщика и от технического состояния его «железного коня».
С первым пунктом все достаточно просто: для достижения хороших результатов спортсмену приходится постоянно тренироваться, причем это относится не только к управлению мотоциклом. Огромное значение имеет и общий уровень физической подготовки. Особенно это касается мотокросса и дисциплин, где трасса проложена по бездорожью, поскольку только для того, чтобы постоянно удерживать на ней мотоцикл требуется хорошая выносливость, тренировать которую помогают строго распланированные кардио тренировки.
Что же до технического состояния мотоцикла, то за него отвечают инженеры и механики, причем они не только ремонтируют машину между чемпионатами, но и участвуют в процессе гонки. Наиболее показательными в этом плане выглядят такие мотоспортивные дисциплины как MotoGP и Супербайк, где обязательными «спутниками» соревнований выступают бокс для мотоцикла и комплект сменной резины, практически мгновенно изнашивающейся о покрытие трека.
Полный состав команды выглядит примерно так:
- Владелец команды – это может быть один человек или компания-производитель мототехники.
- Генеральный директор – им может быть владелец команды или отдельный человек.
- Директор – занимается административными вопросами, принимает решения об участии в конкретных соревнованиях, работает со спонсорами и спортсменами.
- Менеджер – несет ответственность за организационную деятельность.
- Пилоты – обычно их несколько, причем некоторые могут выступать в одном классе. Это нужно для того, чтобы иметь возможность выбора между участниками, которые будут представлять команду на крупном соревновании. В отдельных дисциплинах команду может представлять сразу несколько пилотов. Одновременно пилот может состоять только в одной команде и не может менять ее в период чемпионата.
- Механики и инженеры, в том числе, шеф-механик и инженер-телеметрист. Механики могут работать как на всю команду в целом, так и на конкретного пилота. В последнем случае организуется несколько небольших команд механиков, состоящих из 2-4 человек, каждая их которых обслуживает конкретный мотоцикл.
- Тренеры пилотов – обычно это профессиональные мотогонщики, закончившие свою карьеру.
- Спонсоры – производители мототехники, запчастей или экипировки. Спонсорство – обоюдовыгодный процесс: спортсмены получают финансирование или бесплатные детали для мотоциклов, а спонсоры – именитого гонщика, регулярно появляющегося на экранах и фотографиях в СМИ с логотипами компании на мотоцикле или одежде.
Интересна ситуация с техникой внутри команды. Обычно у каждого гонщика есть собственный мотоцикл, на котором он выступает постоянно, однако возможны и другие варианты. Например, некоторые правила допускают использование одного мотоцикла несколькими участниками по предварительному согласованию, а также наличие дополнительной, запасной техники.