Фехтование – техника

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифлёную поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, остриё.

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Остриё – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары остриём, во избежание поломки оружия.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы всё-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага» пришло к нам из романских языков, а «рапира» — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошёл от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Шпага

Спортивное фехтование

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей.

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными.

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Характеристика фехтования на рапирах

Современное фехтование на рапирах сформировалось в результате обобщения опыта различных национальных школ. Важнейшей чертой современного фехтования на рапирах является первостепенная значимость владения техникой, в которую каждый мастер вкладывает своеобразие, воплощенное в манере боя. На базе высокой техники действий оружием основывается и тактическая подготовка рапиристов.

Фехтование на рапирах характерно большим разнообразием средств нападения и защиты

Некоторые специалисты считают, что в подготовке рапириста самую важную часть составляют защитно-ответные действия и что в тренировочном процессе этим действиям должно уделяться наибольшее внимание. Прочное владение защитными действиями имеет громадное значение и позволяет спортсмену увереннее вести бой, легче бороться с атаками противника, смелее входить в дистанцию для атаки

Вместе с тем наблюдения за боями сильнейших рапиристов показывают, что наиболее результативными являются фехтовальщики, широко применяющие разнообразные атакующие действия, для которых характерны внезапность, быстрота, глубина и уколы в различные секторы поражаемой поверхности.

Сильнейшие рапиристы уделяют большое внимание выбору места укола. Атаки в нижние секторы, ранее мало поражаемые, уколы в бок, в спину сверху в настоящее время стали довольно распространенными и исполняются иногда чаще, чем типовые атаки в верхние секторы

Широко применяются защиты со сближением, увеличилось использование круговых защит, а также защит с оппозицией и уклонением.

Бой рапиристов становится все более динамичным, чему содействовало увеличение длины поля боя с 12 до 14 м. Все чаще находит применение “стрела”, которая ранее в рапирном бою встречалась сравнительно редко.

Рост значимости маневрирования вызывает необходимость тщательной работы над передвижениями, что повышает требования к силе мышц ног. Большое разнообразие технических и тактических средств ведения боя требует постоянной заботы о совершенствовании быстроты, точности, координации движений и вариативности в управлении оружием.

Большая подвижность в ходе боя, разнообразные движения оружием, необходимость поиска сектора для нанесения укола в ходе нападений приводят к расширению вариантов защитных действий, резко увеличивают уровень психических напряжений, подвижность психических процессов спортсменов. Поэтому все более возрастает значение психологической подготовки, которая играет важнейшую роль во встрече противников, примерно равных по своей физической и технической подготовленности.

Стиль ведения боя сильнейших рапиристов в настоящее время отличается ярко выраженным атлетическим характером, быстротой и мощностью движений. Увеличение динамичности рапирного боя, его маневренности, глубина подготавливающих действий требуют от спортсменов умения внезапно переходить от одних действий к другим, молниеносно выходить в атаки выпадом и “стрелой”, переключать амплитуды и ритм движений тела и рапиры.

Бой на рапирах, легком оружии, которым разрешается наносить только уколы в ограниченную поражаемую поверхность (туловище), не требует у начинающих большой физической силы и является наиболее доступным. Фехтованием на рапирах поэтому занимаются как мужчины, так и женщины.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

«Medieval Swordmanship. Illustrated Methods and Techniques»..


Автор работы: Джон Клементс (John Clements) 1998год. Перевод с английского: И.Р. Курбанов
Коррекция перевода (части 2, 3): Андреев И.Ю. 2013 

Примечание: почти невозможно описать только словами и иллюстрациями достаточно подробностей, чтобы научить приему или правильному движению. Эти примеры предназначены информировать, а не для отражать все возможности. Они являются обобщенными инструкциями и не являются универсальными или наиболее полными . Здесь будет сделана попытка обратиться к основным концепциям и принципам средневекового боя мечом и щитом. В целях обобщения инструкций по применению меча и щита, далее будут представлены два типа средневекового щита:

  •  среднего размера круглый щит, иногда называемый «Саксонским» или «Викингским» щитом
  •  большой каплевидный или миндалевидный щит, обычно называемы «Нормандским» щитом.

Эти два типа щитов показаны с центральным кулачным хватом и более знакомым «локтевым» хватом. В качестве оружия выступает обычный меч Типа X

Однако к щиту и мечу никогда до этого не обращались как к комбинации оружия боевых искусств.

Не найдено записей о существовании в раннем Средневековье фехтования мечом (или другого боевого искусства) как отдельного, независимого умения. Скорее это считалось одним из разделов Искусства Войны. Но меч, в отличие от другого оружия, такого как топоры, копья, луки и кинжалы, которые имели применение в быту или на охоте, являлся исключительно оружием войны. Битва была единственной причиной его существования (за исключением «испытания оружием» и турниров). Это было персональное оружие войны. И оно продолжало играть эту роль вплоть до эпохи Ренессанса.

В сущности, в Средние века любое персональное оружие – топор, копье, древковое оружие, булава или кистень — использовалось, принимая во внимание эффективную комбинацию меча и щита. Однако к щиту и мечу никогда до этого не обращались как к комбинации оружия боевых искусств

Учитывая хорошо знакомые изображения щита и меча в Западной культуре, и ассоциируя их со средневековым воином и рыцарем, можно сказать, что в те времена использование этого оружия было представлено во всех своих смертельных аспектах.

Использовать щит несложно : в действительности для этого необходимо применять лишь несколько простых принципов. Однако из-за стилистических идей или неверных правил спарринга, на практике часто эти принципы не используются. Понимание основ боя средневековым мечом и щитом должно начинаться с положения тела и оружия.

Историческое развитие рапиры

Тонкое, колющее оружие рапира предназначалось для поединка с противником, который был без брони. В конце 15 века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiere. Может быть, название пошло от этого самого слова.

Точно установить происхождение термина рапира, пока не удаётся. Имеются лишь споры по правильному переводу терминологии. А вразумительного ответа нет. В отличие от шпаги или меча, у рапиры центр тяжести находится у самой рукояти.

Тем самым обеспечивая необыкновенную маневренность и подвижность клинка. Поскольку изделие весило около килограмма, а длина достигала 1 метра, балансировка достигалась массивным навершием, и сложным эфесом. Максимальное распространение рапира достигла в 17 веке.

В течении всего времени начиная с 15 века, её часто модифицировали и совершенствовали. Изменения вносились с веяниями моды, а также с новыми требованиями фехтования. Форма клинка из плоского, приспособленного не только колоть, но и рубить, перешла в ромбическое сечение.

Лезвие у клинка уже полностью стало отсутствовать. Менялась и длина клинка, некоторые экземпляры превышали одного метра. Достигнув своего апогея в длине к 16 веку, она пошла постепенно на спад. Это диктовала школа фехтования и само удобство ношения изделия.

Первые рапиры, похожи на мечи.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Когда применялись

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий