Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала
Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.
Обувь
Ботинки для шоссейных и кроссовых дисциплин — это высокая обувь, обязательно покрывающая лодыжку и голень и имеющая плотную посадку. Под высокой, плотной защитой для голени, как и в случае с другими частями экипировки, скрывается мягкая прослойка.
Обувь для MotoGP изначально разрабатывается под посадку на мотоцикл и надежную защиту от трения об асфальт, поэтому ходить в ней чрезвычайно неудобно. Кроссовые ботинки чуть более мягкие на сгибе, так как гонщику приходится постоянно переключать передачи. Для этого, к слову, на подъеме стопы материал усиливается износостойкими накладками. И, конечно же, покрытия используются исключительно синтетические, поскольку езда по бездорожью — это, в прямом смысле, грязное занятие.
Еще одно отличие касается маленьких, но важных накладок. В мотоботах для шоссейных гонок на внешней стороне мыска установлена пластиковая накладка — слайдер. Суть у нее ровно та же, что и у «встроенного» наколенника — обеспечить безопасный контакт с дорожным покрытием при входе в поворот. Слайдеры быстро изнашиваются, поэтому конструкция ботинок изначально предполагает их простую замену.
В кроссовых мотоботах слайдера нет — здесь он просто не нужен, но вместо него используется прочная стальная накладка, расположенная по центру подошвы. Она необходима для защиты от истирания ботинка о подножки и грунт.
Хиллклимбинг
Название дисциплины говорит само за себя: это скоростной подъем на гору на мотоцикле. Весьма интересно, что первое подобное соревнование состоялось еще в 1897 году, но до сих пор это направление не стало официальной дисциплиной. Сейчас соревнования по хиллклибингу все так же проводятся непериодически и исключительно ради развлечения.
Изначально основной задачей участников было просто подняться на вершину выбранного в качестве места проведения холма, а победителем признавался тот, кому удалось подняться выше остальных, так как для многих подъем на вершину был недостижимой задачей. Все дело в том, что первые модели мотоциклов были чрезвычайно тяжелыми и не слишком мощными, поэтому их приходилось модернизировать – снимать все лишние узлы, тем самым снижая общий вес машины, дорабатывая двигатель для достижения большей мощности и оплетать заднее колесо цепями для более качественного сцепления с почвой.
Сейчас мотоциклы гораздо более мощные и легкие, но и они не могут использоваться без дополнительных модификаций. Как минимум – установки кроссовой или даже специальной резины. В отдельных случаях мотоциклы представляют собой настоящие «конструкторы», созданные из узлов различных моделей. Например, это может быть машина с шасси от кроссового и двигателем от спортивного мотоцикла.
Наибольшей популярностью хиллклимбинг пользуется сейчас в США и Франции – состязания по нему проводятся ежегодно, а зачет осуществляется сразу в нескольких классах:
- до 450 см3,
- 451-700 см3,
- более 700 см3.
Отдельно также организуются соревнования классических мотоциклов – моделей, выпущенных до 1970-го года или искусно имитирующих их «кастомов». Кроме того, существует и зимняя альтернатива.
Мотоциклы для спидвея
И последнее, на что стоит обратить внимание — это конструкция мотоциклов, использующихся в гонках. Изначально, когда это направление мотоциклетного спорта только начало формироваться, на трек выходили стандартные модели, поскольку о специальных модификациях под различные дисциплины тогда речи не велось
Но с течением времени, как и во всех других уже сформировавшихся видах спорта, техника начала модернизироваться с учетом особенностей гонки и поверхности трассы.
Для спидвея основными характеристиками мотоцикла можно считать высокую скорость, которая позволяет обгонять соперников на прямых отрезках, и хорошую управляемость, жизненно необходимую при прохождении поворотов. В связи с этим модели для классических трековых гонок, гросспидвея, земляной и травяной дорожки оснащаются 4-тактным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см3. При этом двигатель и выхлопная системы расположены в нижней точке рамы, что позволяет добиться большей устойчивости. Руль более широкий — для лучшего контроля переднего колеса
Но самое важное отличие кроется в системе торможения, точнее, в ее отсутствии — снизить скорость гонщик может исключительно путем торможения двигателем.
В неофициальных соревнованиях также могут принимать участие модели с меньшим объемом двигателя — 250 и даже 125 см3.
В гонках на ледовой дорожке участвуют слегка модифицированные модели. Основное отличие заключается в наличии на шинах крупных металлических шипов — порядка 120 на переднем и до 200 на заднем колесе. При этом большая их часть сосредоточена на левом крае шины, поскольку именно от него зависит качество контакта колеса с трассой во время поворота. Наличие шипов также требует дополнительной защиты, поэтому колеса на «зимних» мотоциклах прикрыты широкими, длинными пластиковыми крыльями.
Общая информация
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.
Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.
Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.
Шлем
Защита головы — крайне важный элемент экипировки, поскольку именно на голову, лицо и, особенно, нижнюю челюсть, приходится порядка 70% всех полученных тяжелых травм.
Современный шлем — это достаточно сложное и очень хорошо продуманное изделие. Он состоит из двух слоев, каждый из которых имеет свое значение:
- Наружный («скорлупа») — принимает на себя удар, отвечает за внешний вид и аэродинамику. Он изготавливается из различных видов пластика — легкого, но прочного материала.
- Внутренняя мягкая вставка нужна для эффективного гашения удара и комфортного ношения шлема. Внутренняя часть производится из формованного полистирола, обтянутого тканью.
Также шлем дополняется ремешком с застежкой, за счет которого он плотно сидит на голове. Большинство шлемов также оснащаются защитным «стеклом» — визором. В случае с профессиональным спортом визоры могут иметь различные улучшения, например, защиту от запотевания, повышенную устойчивость к царапинам, антибликовое покрытие и другие.
Шлемов существует несколько видов, но в профессиональном мотоциклетном спорте используется только два:
- Интеграл — «классический» шлем с литой «челюстью», откидным визором и обтекаемыми формами. Используется в шоссейно-кольцевых гонках.
- Кроссовый — отличается наличием козырька, усиленной, выставленной вперед «челюстью» и отсутствием визора — вместо него гонщики носят широкие очки. Аэродинамика у таких моделей хуже, поэтому при движении на высокой скорости, нагрузка на шейный отдел позвоночника существенно возрастает.
И последняя, достаточно важная деталь при ношении шлема — подшлемник. Он нужен для большего комфорта, удобства ухода за внутренней частью, а также для защиты шеи от ветра.
История мотогонок
Во Франции был создан Автомобильный клуб, который организовал в конце девятнадцатого века самые первые мотогонки в Париже. И после этого центром мирового спорта по мотогонкам считается именно эта страна. Это был автопробег всех видов машин по обычной дороге на длинное расстояние. К соревнованиям допускались любые виды мотоциклов, даже трех- и четырехколесные.
Экипаж машины мог буксировать свой транспорт или ремонтировать его во время прохождения соревнования. Главным требованием было дойти до финиша собственным ходом. В начале двадцатого столетия автогонки и мотогонки были официально разделены, как самостоятельные виды соревнований. Был сформирован МФМК в 1904 году. И теперь только эта организация проводила международные мотогонки.
Соревнования, проводимые на дороге, не были интересны зрителям, а их нужно было привлечь. Чтобы заинтересовать людей гонками, соревнования начали проводить на мототреках, которые специально для гонок были созданы. С каждым разом условия соревнований усложнялись и добавлялись новые испытания для мотоциклистов.
Гонки по дороге, которые назывались шоссейными, преобразовали в другой вид, шоссейно-кольцевые, и они стали более зрелищными. Появились новые требования и условия. На мотоцикле нужно было подняться на возвышенность, проводились гонки на рекордную скорость. На специальных треках проводятся скоростные гонки. Изменялись условия гонок, и, соответственно, появились мотоциклы новых конструкций.
Гонки на мотоциклах по бездорожью тоже появились в начале прошлого столетия. Впервые подобные соревнования прошли в Лондоне. Постепенно становясь все более популярными гонки на мотоциклах стали проходить в виде развлекательных шоу.
Россия провела впервые такие соревнования в 1898 году. Это произошло под городом Петербург. И после этого мотогонки по дороге Москва – Петербург проводились постоянно. В бывшем Советском Союзе тоже начали проводить подобные мотогонки. Это случилось в 1924 году. Они прошли на ипподроме. И когда отечественное мотостроение стало развиваться, подобные соревнования проводились в каждой республиках Союза.
История возникновения и развития мотоспорта в мире
За точку отсчета для мотоспорта принимают создание в 1885 году первой механической повозки – так назывался прародитель современного мотоцикла. Он представлял собой полностью деревянную конструкцию, оснащенную бензиновым двигателем, и мог перемещаться со скоростью до 12 км/ч. Изобретатель этой повозки – гениальный немецкий конструктор Готтлиб Даймлер.
Конструкция не вызывала доверия у властей, поэтому в Европе на ее использование вводились ограничения. Так, в Англии перед мотоциклом должен был идти пешеход с фонарем, а разрешенная скорость перемещения составляла всего 6 км/ч.
Это не стало препятствием для развития инженерной мысли: энтузиасты создавали повозки, работающие от электричества, пара или газа.
Первые гонки
В 1894 г. состоялось автомобильное состязание, в котором приняли участие и механические двухколесные экипажи. Маршрут гонки составил 126 км – это расстояние от Парижа до Руана.
Средняя скорость движения транспортных средств, участвующих в этих соревнованиях, была смехотворной: 20 км/ч. Но для конца 19-го века это был прорыв. Гонка привлекла множество зрителей, ее стали проводить каждый год.
Но первое соревнование для мотоциклов состоялось лишь в 1899 г. С этого момента начинается история возникновения мотоспорта как самостоятельного явления.
Гонку прошла в Вене. Тогда еще не существовало четких правил проведения состязаний. В 1900 г. это недоразумение было исправлено спонсорами гонок: они установили ограничение массы транспортных средств от 400 кг до 1 т.
Чемпионат мира по мотокроссу 1965
В июле 1905-го в Чехии была создана Международная федерация мотоклубов (ФИМ).
Развитие направлений мотоспорта
Начало 20-го века стало временем бурного развития мотоспорта. В 1907-м проводятся первые гонки на гаревых дорожках, в 1908-м – на кольцевой трассе. В том же году появился мотокросс, соревнования на пересеченной местности. Мотоциклетные повозки принимали участие наравне с лошадьми.
Популярность мотоспорта росла, и в 1913 г. ФИМ проводит первые шестидневные соревнования International Six Day Trial (ISDT). В первых из них принимали участие мотоциклы и трициклы. Результаты подсчитывали в личном и командном зачете. Это одно из ключевых состязаний для мотоциклетных команд, существующее и сегодня.
У зрителей популярность обрели мотокроссовые гонки на крутых подъемах. В соревнованиях участвовали мощные мотоциклы с пробуксовочной системой.
После Второй мировой войны в Великобритании был организован «Мотокросс наций». Победителями этих гонок чаще всего становились британские и американские команды.
Первый чемпионат Европы был проведен в 1955-м, а мировой – в 1957 г. С тех пор мотоспорт продолжает развиваться, появляются новые направления. Например, мотофристайл (прыжки с трамплина), стантрайдинг (езда с трюками).
Особенности мотоциклов
Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.
Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения
Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.
Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.
Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.
Возникновение мотоспорта[]
Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894—1903 гг.
Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции учрежденный в 1895 г. Благодаря АКФ, Франция в течение многих лет оставалась центром мотоциклетного спорта, а отправной точкой соревнований долгое время являлся Париж.
На рубеже XIX—XX века проводились главным образом автомотопробеги на длинные дистанции по обычным дорогам. Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж — Бордо — Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.
В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырехколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счет работы собственного двигателя.
Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населенные пункты из расчета гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).
Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.
8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.
Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала
Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.
История появления
История появления супермото крайне необычна. Тогда как другие дисциплины стали следствием логичного развития ранее существовавших соревнований или попыток подстроить их под существующие ограничения (как это было, например, со спидвеем), предпосылкой для появления этого направления стало простое развлекательное ТВ-шоу Superbikers, организованное в США в 1979 году. В его рамках в различных дисциплинах (мотокроссе, кольцевых гонках, дрэг-рейсинге, триале) сошлись суперзвезды практически из всех существовавших тогда дисциплин. Цель у них была одна — доказать, что именно их мотоцикл, выбранный перед самым первым заездом, является наиболее универсальным и скоростным в постоянно меняющихся условиях.
К 1985 году шоу, несмотря на изначальный огромнейший успех, было закрыто из-за кадровых перестановок на телеканале и упавших рейтингов. И если бы не французские гонщики, вернувшиеся после участия в нем домой, подобный род соревнований вполне мог бы кануть в Лету. Но интерес французов к необычным гонкам не угас, а разгорелся с новой силой в местной серии заездов, получившей название Supermotard (motard по-французски – мотоциклист).
Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку все это вызвало определенную путаницу с русскоязычными названиями дисциплины и мотоциклов, появившуюся из-за разницы между английским и французским названием исходных соревнований. Среди профессионалов словом «супермото» принято именовать исключительно мотоспортивное направление, а модели мотоциклов для него — мотардами или, что реже, супермотардами.
Так супермото, требующий от гонщика двойной подготовки (выносливости для управления мотоциклом на бездорожье и отточенности движений для развития максимальной скорости на асфальте) начал свое победное шествие по Франции.
Дисциплина оказалась крайне зрелищной, поскольку предлагала зрителю именно то, что он любит больше всего: скорость и серьезный вызов участникам
Все это было на руку не только организаторам, но и телевидению, которое вновь обратило свое внимание на супермото в 1993 году. Оно же поспособствовало и дальнейшему его развитию, так как трансляции локальных соревнований велись не только в родной стране, но и в соседних Италии и Испании
Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе.
Точно так же, как со временем ТВ вернулось к супермото, дисциплина мотоциклетного спорта в итоге вновь набрала популярность в США, где даже сформировалась собственная «школа». От привычной для европейцев «французской» она отличалась соотношением асфальтированных и грунтовых участков. В ней преобладали грунтовые отрезки, тогда как в «оригинале» основная ставка делалась на скоростные виражи на асфальте.
Мотогонки, видео
Среди остальных видов спорта гонки на мотоциклах считаются азартным и увлекательным видом спорта. Особенно для молодых людей. Рев мотора многих из них настолько завораживает, что они влюбляются в мотоцикл на всю жизнь. Мало кого гонки оставляют равнодушным.
Зрелищный вид мотогонок постоянно собирает тысячи зрителей и поклонников данного вида соревнований. Мотоциклы постоянно совершенствуются. Появляются очень маневренные и высокоскоростные модели. Помимо этого современные мотоциклы обладают огромной мощью.
Все виды гонок на мотоциклах, а список их довольно большой, можно посмотреть на видео и фото. Лучшие кадры гонок просто завораживают. Гонки на мотоциклах – это то место, где широкая душа мотоциклистов полностью разворачивается.
https://youtube.com/watch?v=5UPfdXc0SEE
https://youtube.com/watch?v=gqo_P61OS80
Оборудование
Мотокросс мотоцикл
- Основные производители
|
|
|
- Незначительный
TM (Италия), TM занимает наибольшую долю рынка мотокроссовых велосипедов, не считая основных шести.
- Нишевые рыночные производства
|
|
|
- Китайские производители
|
|
Производители, прекратившие производство
|
|
|