План тренировок
Следуйте этому расписанию на неделю для тренировок и простых поездок. Для кросс-тренировочных дней подойдут плавание, бег или даже спортивная ходьба – главное, продолжать двигаться и не забывать делать растяжку. А для тренировки мышц торса можно как раз использовать велотренировки.
Совет: если вам сложно запомнить расписание, сохраните фото себе в телефон или сделайте снимок экрана на смартфоне или сделайте заметки на малярном скотче и приклейте его на руль байка.
Уровни интенсивности
Ниже вы увидите примерные уровни интенсивности для каждой тренировки. На нее влияет столько факторов (ветер, ландшафт, тип велосипеда), что трудно будет учесть их все. Не гоняйтесь за цифрами – достаточно того, что вы старались. В этой программе вам не придется максимально напрягаться, но в других программах уровень напряжения будет на пределе.
Кстати, если планируете много кататься по бездорожью, например, в парке, рекомендуем https://www.mag-russia.ru/sec-duhpodvesy/ велосипеды двухподвесы, они имеют мортизацию на обоих колесах, что смягчает удары и помогает лучше контролировать велосипед на неровной дороге.
Неделя 1:
Тренировка на этой неделе нацелена лишь на то, чтобы поставить вас на колеса, помочь обрести уверенность в управлении велосипедом и научить контролировать силы.
Неделя 2:
Эта тренировка поможет вам стать увереннее при смене скоростей на велосипеде. Так вы сможете контролировать прикладываемое усилие. Вам будет комфортнее в долгих поездках. Более натренированные байкеры найдут, что тяжелая работа на низких скоростях и быстрое вращение педалей на высоких – отличные способы затронуть разные мышечные группы.
Неделя 3:
Тренировка на этой неделе призвана улучшить ваши навыки в управлении велосипедом при езде по ровной поверхности. Вы научитесь профессионально входить в повороты.
Неделя 4:
Для многих езда на скорости 90-100 оборотов в минуту будет казаться неестественной, но вы скоро заметите, что она требует меньше усилий, а поэтому подходит для длинных поездок. Тренировка сделает быструю езду более комфортной в будущем. Вы также научитесь контролировать усилие при помощи скорости. Не жертвуйте правильной техникой на этом этапе тренировки. Если бедра или колени начнут раскачиваться из стороны в сторону, снизьте скорость и попробуйте еще раз.
Неделя 5:
Тренировка на этой неделе должна настроить ваши легкие и ноги на трудности длительной поездки. Вы научитесь выдерживать более продолжительные и напряженные туры.
Неделя 6:
Езда стоя даст вашим ногам передохнуть. Также это хороший способ подняться в горку, потому что вы давите на педали всем своим весом. Поднимается и скорость пульса, потому что больше работы выполняют мышцы верхней части тела – им приходится поддерживать торс в вертикальном положении. Тренировка этой недели укрепит и навыки езды, и общую выносливость.
Правила поведения и занятий на велотреке
2. Проверяйте велосипед до тренировки
Не менее раза в месяц следует проверять затяжку болтов на своём велосипеде. И перед каждым выездом на трек оценить натяжение цепи, чтобы она не спала во время тренировки, и давление в шинах. Оптимальное давление – 7-8 атмосфер.
3. Будьте внимательны
Чтобы попасть на трассу, выходите с «Лазурного берега». Там вы набираете скорость, чтобы она была не менее 33-35 км/ч. Перед выходом внимательно посмотрите назад, чтобы не стать препятствием для встречного гонщика.
4. Соблюдайте прямолинейность движения
Катаясь на треке, не занимайте всё полотно вилянием из стороны в сторону. Выберите одно направление, соответствующее типу вашей тренировки, и держитесь его.
5
С осторожностью используйте шоссейный велосипед. У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало
Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей
У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало. Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей.
По правилам велотрека движение по полотну трека на шоссейнике запрещено. Шоссейный велосипед, конечно, можно использовать, но тогда придётся кататься на нём в нижней части полотна (пространство до выхода на «Лазурный берег»), не поднимаясь выше спринтерской линии.
Рекомендуем уточнить возможность катания на шоссейнике в этой части трека у администрации.
6. Следите за чистотой своего велосипеда
Не выезжайте на трек с грязным велосипедом и пыльными колёсами, всегда протирайте их перед выходом на полотно. Это делается не только ради чистоты полотна, но также и для улучшения сцепления с поверхностью.
7. Двигайтесь быстро в верхней части трассы
При прохождении поворотов с гоночной скоростью, которая может превышать 85 км/ч, крен пытается соответствовать естественному наклону велосипеда, движущегося по этой кривой. Поэтому велосипедисты не соскальзывают вниз.
Риск скольжения намного выше при низких скоростях (30 км/ч и ниже) как на прямых участках трека, так и тем более на виражах. При падении вы не только создадите угрозу себе и своему оборудованию, но и остальным спортсменам, находящимся ниже вас.
Запомните: чем медленнее вы едете, тем ближе к основанию трека должны находиться.
8. Не ходите по полотну
Полотно велотрека не терпит вмятин, трещин и выпуклостей, поэтому запрещено, находясь на нём, выстёгиваться из педалей и ходить в туфлях.
10. Не возите на велосипеде сумки, запчасти и воду
Все вещи должны быть сняты с велосипеда перед выходом на трек. Это касается велосумок, насосов, приклеенных гелей, фонарей и даже бутылки с водой. Если что-то из этого вдруг отлетит, оно может попасть другим велосипедистам под колёса, и случится завал. Фляжки с водой остаются на столах в коридоре отдыха.
Вы можете ездить с хорошо закреплёнными датчиками и велокомпьютером, но на соревнованиях их нахождение на велосипеде строго запрещено. Запрещены даже наручные часы.
Правильная техника езды на велосипеде: советы для эффективного и безопасного катания
Безопасность катания
Важно понимать, что в первую очередь правила созданы для того, чтобы повысить безопасность катания. Неправильная техника со временем может привести к проблемам со здоровьем: могут начать болеть колени, спина, руки
Само неправильное положение тела может также привести к аварийным ситуациям: необходимо соблюдать правильное положение корпуса при поворотах, катании с горы и т. д.
Положение корпуса
Чтобы вес грамотно распределялся, необходимо подобрать физиологичное положение для посадки. Для этого ключевым фактором является подбор правильного по размеру велосипеда.
Размер рамы и посадка
О том, что велосипед должен подходить по размеру, задумываются немногие. Мало кто вообще знает, что каждая модель брендового велосипеда идет в нескольких вариантах ростовки рамы. Именно поэтому не стоит покупать один велосипед для катания людьми с разными параметрами. «Подстраиваться» здесь значит вредить здоровью.
Также отдельное внимание необходимо обращать на положение руля. Вилка руля в виде бараньих рогов встречается на шоссейных велосипедах и предполагает движение на большой скорости, например, по трассе
Такая посадка дает лучшие аэродинамические показатели, однако к ней необходимо привыкнуть.
Для ежедневного катания по городу или пересеченной местности советуется выбирать руль обычного прямого или прогулочного вида (высокий руль). Такой вариант позволяет лучшее управление велосипедом за счет удобного хвата.
Присмотритесь и к рулевым ручкам: их толщина должна быть комфортной, но слишком толстой.
Ширина руля также влияет на комфорт вождения. Если у вас не слишком длинные руки, вам не подойдет широкая рулевая вилка.
Обязательно примерьте байк перед покупкой и сделайте тестовый заезд. Практически все магазины предполагают такую опцию.
Высота сиденья
Посадка на среднем уровне и выше среднего позволяет мышцам ног распрямляться при педалировании. Такой вариант подойдет для спортивного катания: он равномерно распределяет нагрузку на мышца ног.
Второй вариант предполагает заниженную посадку, в которой нога не распрямляется до конца. С велосипеда в этом случае легче слезать, что особенно комфортно для начинающих. Посадка свойственна прогулочным моделям и чопперам, применяется также в агрессивных видах велоспорта: даунхилле и фрирайде, для исполнения трюков BMX.
Определить удобное положение нетрудно, для этого необходимо опереться ногой на педаль, прижимая пятку. Если при этом нога находится в комфортном положении, не слишком согнута, но и не тянется, посадка физиологична.
Седло должно быть установлено горизонтально. Именно так не будет нарушаться кровоток в области таза. Опираться на седло необходимо не ягодицами, а седалищными костями. Правильно подобранное седло не вызывает дискомфорта при катании на нем.
Комфортный уровень высоты седла может меняться в зависимости от уровня вашего мастерства. Если для новичков удобно заниженное положение седла, то при переходе к уверенному катанию, вы сможете добавить пары сантиметров высоту. При сиденье важным правилом является касание пальцами ног земли. Также если поставить раму велосипеда между ног, необходимо, чтобы оставался зазор хотя бы в несколько сантиметров между промежностью и рамой. Это снизит травмоопасность при случайном соскоке с седла.
Тренировочные дни должны базироваться на длительности гонки
Конечно, здравый смысл подсказывает, что готовиться нужно исходя из длинны трассы, но это очень общее правило, так как гонщики выбирают либо слишком длинный маршрут, либо, наоборот, короткий. Райдерам, которым предстоит участвовать в однодневной 5-часовой гонке необходимо делать однодневные длительные тренировочные заезды или серию умеренно длинных участков в течении нескольких дней. Если Вам предстоит гонка длительность меньше 2 часов, то Вы должны «наезжать» выносливость отрезками в 2-3 часа, чтобы адаптироваться к соревновательному режиму.
Если Ваши ноги постоянно «забиты» и не восстанавливаются, то Вы не сможете развить необходимый уровень мощности, который требуется в таких дисциплинах как кросс-кантри.
Тренируйте быстрый старт
Гонки с массовым стартом начинаются на открытом пространстве и сужаются до узкой дорожки. Это требует готовности очень активно крутить педали в течении 30-90 секунд, чтобы покинуть общую группу. Если Ваша гонка имеет такое же начало как Кубок мира, то подготовка быстрого старта является обязательной.
Подходите к каждому ответственному старту с умом, смотрите на трассу и изучайте свои слабые и сильные стороны. Правильный подход к тренировкам с учетом особенностей и требований конкретной гонки окупится сторицей. Начинайте делать специализацию не позднее нескольких недель до конкретной гонки.
Что такое базовая тренировка?
Во время базовой тренировки ваш организм научится использовать кислород более эффективно. Обычно, базовая тренировка – это длительные поездки с ровным темпом. Умеренная интенсивность позволяет вашему телу совершить необходимые адаптации. Ранняя весна – это идеальное время для такой тренировки.
Если весной наработать хорошую базу, то в разгар сезона вы гораздо легче будете переносить тяжелые тренировки на пиковых мощностях. Усталость будет наступать позже, высокую мощность, а следовательно и скорость можно будет держать гораздо дольше.
Базовая тренировка велосипедиста – это затратная по времени часть тренировочного процесса, но обходного пути нет.
Используйте шоссейный велосипед для развития выносливости
Гонщики, которые все время тренируются на горных велосипедах и ездят на технических участках, часто имеют огромные ограничения по поддержанию необходимого гоночного темпа. Это особенно дает о себе знать, когда гонщик едет вместе с группой и не может поддерживать ее скорость.
Сложности возникают из-за того, что гонщики привыкают делать большое усилие, восстанавливаться, снова делать рывок и восстановление, и так всю гонку. Конечно, такие райдеры показывают хорошее время на технических участках. Но, если привыкнуть выкладываться менее двух минут, а потом отдыхать, то низкая выносливость или не готовность поддерживать высокий темп на длительных ровных участках может стать причиной поражения. Для таких отрезков важна способность выполнять длительную аэробную работу.
Призер Олимпийских игр по кросс-кантри Нино Шуртер в составе команды Orica-GreenEDGE
Любой кантрийщик должен быть способен поддерживать достаточно высокий темп всю гонку. Интересно, что призер Олимпийских игр Нино Шуртер активно тренируется на шоссейном велосипеде и даже выступал в прошлом году за команду Orica-GreenEDGE. ( Пробайк: Scott Spark Нино Шуртера)
Спринт
Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.
Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.
Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.
Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.
Что такое велотрек
Велотрек имеет форму овала с длиной покрытия от 133 до 500 м, но самые важные международные соревнования проходят на треках длиной 250 м. Угол наклона на виражах может показаться пугающим для новичка: 42 градуса! На прямых участках эта цифра уменьшена до 12,5 градусов.
На велотреке, в отличие от стадиона, нет размеченных одна за другой дорожек одинаковой ширины, но разметка тем не менее имеется, и вот что она означает:
- «Лазурный берег» – полностью окрашенная в голубой цвет полоса, наносимая по всей внутренней кромке трека. Нужна для выхода велосипедистов на трассу.
- Измерительная линия – чёрная линия (или белая, если полотно тёмное), по внутренней кромке которой идёт измерение длины велотрека.
- Спринтерская линия – линия красного цвета, по которой отрабатывают спринт.
- Стайерская линия – линия голубого цвета для остальных тренировок.
Это нюансы продольной разметки. Но есть ещё и поперечная:
- Финишная линия – широкая белая полоса с чёрной линией посередине. Наносится на полотно в конце одного из прямых участков, за несколько метров до виража.
- Линия 200 метров – белая линия, наносимая за 200 метров до финишной.
- Линия гонки преследования – две красные линии, наносимые напротив друг друга в середине каждого из прямых участков трека и служащие линиями финиша в гонках преследования.
Ширина всего полотна от 5 до 10 м в зависимости от длины трека. Покрытием велотрека обычно служат дерево и бетон.
Также у велотрека до выхода на «Лазурный берег» есть плоская часть без крена – зона тихой езды. На ней велосипедисты разминаются и заминаются.
Гонка по очкам
Проводится как среди мужчин, так и среди женщин. В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки (каждые два километра). Победителем гонки по очкам не обязательно становится гонщик, первым пересекший финишную черту, а чаще всего тот, кто накопил большее кол-во очков в течение гонки. Выигравший спринт гонщик получает 5 очков, за 2-е место гонщик награждается 3-мя очками, за третье – 2-мя и за четвертое – одним. Двойные очки предоставляются при пересечении линии в середине гонки и на заключительном кругу. Если гонщик или гонщики сумели обогнать остальную группу на круг, они получают 20 очков за каждый круг. Те же гонщики, которые проиграли лидерам круг, лишаются 20 очков. В случае если два или больше гонщиков заканчивают гонку с равным количеством очков, то победителем становится тот из них, кто выиграл большее число спринтов. Если и эти показатели оказываются равными, то победитель определяется согласно месту, занятому на заключительном спринте.
Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам в гонке по очкам – 40 километров, у женщин эта дистанция меньше – 24 километра. Храбрость, выносливость, концентрация внимания, реакция, способность быстро принимать решения – вот качества, которыми должен обладать гонщик для достижения победы.
На международном уровне, гонка по очкам – одна из наиболее молодых видов гонок на треке. Она не являлась Олимпийской дисциплиной до 1984 (у женщин 1996). На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).