Фехтование – тактика

Тактика защиты от ножа

 Тактика защиты от ножа включает четыре этапа: «отреагировать — прервать — захватить — нейтрализовать». Такая тактика актуальна для защиты против любой атаки.

Если на вас напали — ваши действия.

Отреагировать. Если отклониться от удара не представляется возможным, остаётся его нейтрализовать. Станьте в нейтральную позицию: руки располагаются между грудной клеткой и подбородком. Во время выпада противника необходимо нанести удар ладонью между запястьем и предплечьем.Если сил объективно не хватает, используйте две руки для гарантированно сильного удара, после чего возвращаем руки в изначальное положение и уходим с линии нового удара.Специалисты рекомендуют отражать удар наружной стороны предплечья — таким образом человек защищает вены и сухожилия от повреждений, но чтобы так отреагировать в стрессовой ситуации, необходимо закрепить обучение практикой, поскольку человек инстинктивно всегда отражает удар ладонью.

Прервать

На этом этапе важно прервать ритм движения нападающего, что позволит разрушить последовательность движений атака-возвращение ножа. Оптимальное решение: ударить противника по глазам и взять контроль над его оружием.Чтобы эффективно перехватить нож, торопиться не стоит, для гарантии лучше ударить по глазам несколько раз

Чтобы в реальной ситуации правильно отреагировать и при этом прервать атаку нападающего, необходимо закрепить этот навык на тренировке.

Захватить. Необходимо захватить руку нападающего, чтобы обеспечить контроль над оружием. При этом важно убедиться, что в момент захвата оружие нападающего не сможет нанести вам вред.Для этого нужна соответствующая физическая подготовка. Лучше всего одной рукой фиксировать запястье, а второй локоть, такой маневр одновременно обеспечивает контроль над оружием и не позволить противнику вырваться из захвата. Также эта позиция удобна для выведения противника из равновесия.

Нейтрализовать. На этом этапе необходимо нейтрализовать угрозу. Захватив атакующую руку, нельзя ее отпускать до тех пор, пока в ней имеется оружие. Именно на этом этапе нужно будет применить борцовские приемы, удары, заломы. Если такого навыка нет, в этот человек может позвать на помощь.

Указанные приемы защиты от вооруженного противника являются базовыми. Но в идеале лучше вообще избежать столкновения, т. е. убежать от вооруженного человека. Если столкновение неизбежно, указанные методы защиты помогут защитить себя от повреждений или смерти.

Предыдущая
НожиСеррейторный нож с зубчиками: для чего нужен и как его заточить
Следующая
НожиЯпонские ножи для охоты – вековые традиции в современных клинках

Места для нанесения резаных ран

  • А — поражение поверхностной височной артерии вызывает обильное кровотечение;
  • B — располагается практически на уровне кадыка — позволяет поразить сонную артерию и яремную вену. Повреждение любого из этих органов подразумевает обильное кровотечение и быструю смерть. Если сонную артерию непросто повредить, а полностью перерезать, то человек теряет сознание через 5-15 секунд, при наличии в крови наркотических веществ обморок может наступить только через минуту;
  • C — поражение трапeциeвидной мышцы ограничивает подвижность плечевого сустава;
  • D — длинный сильный надрез позволяет поразить головную вену и вызвать обильное кровотечение;
  • E — надрез дельтовидной мышцы позволяет поразить головную мышцу;
  • F – надрез двуглавой мышцы ограничивает движение руки и вызывает кровотечение из-за повреждения вен;
  • G — надрез внутренней части локтевого сустава позволяет перерезать вены и связки, так что противник не сможет управлять предплечьем;
  • H — повреждение вен вызывает кровопотерю, кровь заливает глаза, частично ослепляя нападающего;
  • І – очень болезненное повреждение лицевых нервов;
  • J — повреждение яремной вены, трахеи и связок, необходимых для поворота головы;
  • K – повреждение трапециевидной мышцы, отвечающей за движение рук;
  • L – повреждение грудной мышцы не позволит нападающему с силой ударить кулаком;
  • M и N — проникающее ранение брюшной полости ограничивает движение торса, при сильном разрезе возможно выпадение внутренностей;
  • O – обеспечит повреждение множества вен и обильное кровотечение;
  • P — повреждение группы артерий, расположенных на поверхности черепа — обильное кровотечение;
  • Q — потеря подвижности плеч;
  • R – повреждение мышц, отвечающих за подвижность верхней части тела;
  • S – болевой шок и потеря подвижности;
  • T – обильное кровотечение из поврежденных вен и потеря подвижности головы;
  • U — повреждение трапециевидной мышцы и потеря подвижности плечевого сустава;
  • V и W – очень болезненные порезы и потеря подвижности верхней части тела.


Пример точек для нанесения резаных ран.

Все указанные точки расположены на обеих половинах тела симметрично.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Оружие в фехтовании: рапира, шпага и сабля

Мужские и женские, одиночные или командные соревнования по фехтованию проводятся в трёх дисциплинах, у каждой из которых есть свои особенности в правилах и тактике ведения боя.

Рапира – колющее оружие. Главной отличительной особенностью фехтования с рапирой является маленькая зона поражения – засчитываются уколы только в туловище и шею. Также есть приоритет действий, то есть обоюдные уколы не приносят очки, а рапиристу в обороне нужно сначала отразить атаку соперника, чтобы получить приоритет для своего нападения.

Шпага – колющее оружие с гибким клинком трёхгранного сечения, более массивным, чем у рапиры. В фехтовании на шпаге результативными являются уколы практически в любую зону, кроме затылка. С отсутствием приоритета действий тактика упрощается, при взаимных уколах обоим фехтовальщикам присуждается по очку.

Сабля – самое короткое из трех оружий, которым наносятся как колющие, так и рубящие удары. Область поражения достаточно широкая, не засчитываются только атаки ниже пояса. Подобно рапире, в сабле существует приоритет действий, но схватки проходят более динамично благодаря разнообразию атакующих возможностей.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Классификация приемов фехтования

Историческое фехтование имеет очень большое разнообразие ударов, связок, атакующих и защитных действий. Овладение техникой и тактикой фехтования требует тщательного разучивания приемов и приобретения навыков умелого их использования в различных ситуациях боя.

Все приемы фехтования по своему назначению делятся на: базовые простые удары, удары–финты, защиты щитом, нападения щитом, технику защиты оружием, свилю, игровое владение оружием, передвижения.

Рассмотрим теперь каждый вид.

Основные положения необходимо знать и уметь правильно выполнять при проведении занятий и соревнований. К ним относятся:

  • держание меча, обеспечивающее управление клинком;
  • строевая стойка с оружием, которую необходимо соблюдать при построениях на занятиях и соревнованиях;
  • исходное положение, принимаемое фехтовальщиком при вызове на поле боя;
  • салют — приветствие судей и противника перед началом боя;
  • боевая стойка — основное положение фехтовальщика с оружием при ведении боя и выполнении фехтовальных приемов на занятиях.

Базовые простые удары:

  • Засечные удары (диагональные удары сверху).
  • Подплужный отножной (диагональный удар снизу с правого и с левого бока).
  • Горизонтальные удары.
  • Вертикальные удары.

Базовые удары наносятся на инерции с раскачкой тела, не используя мышечную силу руки.

Удары–финты. Это удары оружием, наносимые по сложной непрямолинейной траектории, использующие сокращение мышц руки для достижения скоростного удара.

Защиты щитом. Это техника работы щитом в обороне, использующая умбон, край и плоскость щита.

Нападение щитом. Это техника работы щитом в нападении, зацепы, удары, удержания и толчки.

Техника защиты оружием. Это защита мечом от меча, прибегая к сбивам оружия, блокам, отводам.

Свиля. Это защита телом от атакующих действий противника, основанная на реконструкции А.Белова в славяно-горицкой борьбе.

Игровое владение оружием. Это подготовительная техника виртуозного владения мечом в не боевой обстановке.

Передвижения. Это фронтальное передвижение волчьим шагом, передвижение в лево- и в правосторонней стойке, передвижение переносом веса тела с ноги на ногу во время работы оружием, слепой боевой шаг.

Умение передвигаться в бою, используя весь двигательный арсенал фехтовальщика, точно держать дистанцию, маневрировать очень важны в спортивном мастерстве.

Схема №1. Систематика приемов фехтования.

III а. Общая концепция

Принципиальное отличие Дистрезы от большинства европейских школ заключается в том, что она не ограничивалась только практическим аспектом. Дистреза была слиянием искусства владения оружием, философии и науки (в первую очередь, геометрии). В ней не было той мистики или оккультизма, туманом которых её любят окутывать, но определённые духовные аспекты в ней, безусловно, присутствовали. В этом плане, Дистреза оказывается ближе к традициям восточных, нежели западных, боевых искусств.

Так, Карранса писал про фехтование и процесс обучения:

Подобные сравнения и поиск Гармонии не слишком характерны для европейских школ.

Отдельно рассматривалось и состояние фехтовальщика во время боя. Отмечалось, к примеру, что фехтовальщик должен фехтовать с холодным разумом и расчётом, без эмоций, чётко и спокойно.

Как следствие научного подхода, Дистрезу от современных ей школ отличала четкая систематизированность. В то время обучение фехтованию, как на мечах, так и на рапирах, в основном состояло в изучении множества различных приёмов и способов противодействия им. В своих «Парадоксах защиты» Джордж Сильвер в главе, посвящённой испанской школе, писал следующее:

То есть, вместо заучивания разнообразных приёмов и стоек, мало связанных друг с другом, испанцы использовали систему, в которой при соблюдении главных принципов для успешного ведения боя хватало всего одной стойки. Безусловно, разнообразные приёмы (tretas) тоже существовали, но все они выполнялись по нескольким основным принципам и строились из базовых движений (movimientos). Это относится и к шагам, и к применению оружия. Часто встречаются сравнения Дистрезы с танцами. При этом имеется в виду, что ее приёмы формируются так же, как создаётся из набора простых элементов танец. В процессе обучения базовые движения заучивались до автоматизма, после чего фехтовальщик учился использовать их в соответствии с принципами Destreza. Причем упор делался не на количестве комбинаций и приёмов, а на более глубоком понимании и применении этих принципов.

Обратной стороной научного систематизированного подхода являлось настороженное отношение к Дистрезе (и особенно к трактатам по ней) со стороны представителей других школ. Непонимание и неприятие возникали из-за «заумности» текстов и сложности их восприятия.

Техника нанесения ударов-финтов

Финтами в средневековом фехтовании называют движения, выполненные по нестандартным траекториям и использованием мышц руки. В своей последней фазе поражения финт всегда приобретает форму базового удара, что позволяет отследить его качество. Нестандартные траектории (рис.18).

Рис.18

Во время нанесения базовых ударов фехтовальщик использует фехтовальный маховый ритм. Он может быть быстрым, медленным и средним, переход от любого махового ритма на другую скорость, при этом работая на стандартной траектории, с последующим увеличением или уменьшением последнего удара и является построением финтящего движения. Траектории финтов, подрезов, восьмерок (рис.19.1, 19.2).

Рис.19.1

Рис.19.2

Во время нанесения ударов фехтовальщик, строя фехтовальную связку, использует сочетания трех “китов” в историческом фехтовании. Это поражающий удар, идущий в зачет, шокирующий и дестабилизирующий. Шокирующий и дестабилизирующий удары подготавливают плацдарм для нанесения точного поражающего удара. Техника выполнения этих ударов может быть совершенно различна (при нанесении каролинского удара хват может быть романским). Задачи этих ударов и действий могут достигаться различными хватами и положением оружия.

Схема №2.

Умелый фехтовальщик во время фехтования ставит перед собой фехтовальные задачи из этих трех ударов, и если противник парирует их, пытается тут же во время боя преображать их из одной формы в другую.

III б. Основы техники

Стойка

Рис. 1. Защитная позиция из трактата Нарваэса, XVI век

Рис. 2. Передний план: Защитная стойка из трактата Тибо, XVII век

Рис. 3. Французская стойка против испанской стойки из «Школы Фехтования» Д. Анджелло, XVIII век

По поводу стойки испанцы придерживались следующего принципа:

Поэтому оружие держалось выпрямленной рукой на уровне плеча, с остриём, направленным на противника (рис 1, 2, 3). Выпрямленные ноги ставились на небольшом расстоянии друг от друга, правая стопа была повёрнута на противника. Корпус располагался вполоборота к противнику. Такая стойка позволяла постоянно создавать угрозу противнику своим клинком, к тому же, требовала для защиты лишь небольших по амплитуде движений кисти.

Важно не разворачивать корпус в ту или иную сторону чересчур. При повороте совсем в профиль (это может показаться выгодным, так как таким образом мы уменьшаем зону, которой может угрожать противник) мы лишаем себя достаточной маневренности, нам будет тяжело двигаться чётко и в непрерывной манере, присущей данному стилю

Если же мы будем держаться слишком прямо, мы излишне откроемся противнику, к тому же, из такого положения неудобно атаковать.

Что касается расстояния между фехтовальщиками, то в Дистрезе есть такое понятие, как Мера Пропорции, которое считается одним из ключевых. Про него сказано, что расстояние должно быть таково, чтобы кончик оружия противника находился на уровне вашего перекрестья. Это условие просто выполнить, когда клинки одинаковой длины. Но если длина их различна, то перед каждым диестро встает своя задача по выстраиванию необходимой дистанции, то есть возникает своя Мера Пропорции (Рис.4). Это расстояние так же называется защитной дистанцией.

Рис.4. Мера пропорции

Передвижения

Передвижения бойца во время фехтовального боя могут быть различными. Основное положение — это фронтальная стойка (рис.50).

Рис.49

Во время боя фехтовальщик раскачивает корпус в левую и правую стороны, что позволяет переходить влево- и правостороннюю стойку, и уже на свое усмотрение спортсмен может остаться в этой стойке определенное время, не меняя ее на другое положение. Основным условием в передвижении фехтовальщика является не поднос ступни одной ноги к ступне другой. В виду увеличенной массы в верхней части тела при узкой постановке ног спортсмена легко вывести из равновесия (рис.50).

Рис.50

Мышцы ног фехтовальщика должны отвечать двум основным требованиям:

  • силовая нагрузка от доспеха;
  • скоростная работа на выпаде вперед и в атаке.

Используя весь комплекс фехтовальных действий, спортсмен в спарринге наносит атаки, которые в зависимости от его мастерства подразделяются на простые, повторные, сложные атаки.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

История боя на мечах

История развития фехтования неразрывно связана с эволюцией военного дела и промышленных технологий:

Период Древнего мира

Этот многовековой промежуток времени характеризуется относительно низким развитием металлургии и невысоким качеством оружия.

Фехтование представляет собой как простую совокупность основных приемов, используемых в бою, так и вид зрелищного искусства.

Меч гладиус.

Вершина тактики этого периода— сомкнутый строй когорты римского легиона. Легионер сражается коротким гладиусом, поражая противника уколом из-за щита.

Позднее гладиус заменяется более длинной спатой, заимствованной у покоренных кельтов.

Аналоги спаты применяют и варварские племена, в которых отсутствовал такой способ построения. Бой сводился к индивидуальным схваткам, в которых преобладали рубящие удары.

Средние века

За этот период военное дело изменились коренным образом, а металлургия достигла больших высот. Обособляется военное сословие. Обучение технике владения мечом начинается с ранних лет. Пишутся первые учебники — фехтбуки, заложившие под фехтование теоретическую базу. Появляются новые разновидности холодного оружия.

Фехтование превращается в систему боя, включающую в себя уколы, порезы, рубящие удары, рычаги и элементы борьбы.

К периоду XVI—XVII веков огнестрельное оружие сводит на нет все преимущества сплошного рыцарского доспеха. Двуручный меч уступает первенство рапире, а фехтование становится не просто способом ведения боя холодным оружием, а превращается в искусство.

Меч — соратник древних воинов.

Основные техники фехтования на ножах и их отличительные черты

Боевые стойки.

История фехтования включает множество школ, каждая из которых отличается уникальной техникой владения холодным оружием.

Эти школы несут печать территориальных и культурных особенностей ареала распространения — отличия могут касаться как формы элементов оружия, так и хватов и техники боя.

Все школы можно разделить на традиционные и современные, как вариант, используется разделение на спортивный ножевой и прикладной бой.

Традиционные школы

Родиной фехтования на стилетах является Сицилия. Пик популярности этого варианта работы с ножом пришелся на XVI век.

Особенностями школы являются провокация, атака и контратака.

Стилет спортсмен должен держать в правой руке, локоть скругляется — эта рука, как и правая нога, находятся впереди, клинок нужно приподнять над головой.

  1. Боевые искусства с Филиппин активно используются специалистами спецподразделений. В эту группу входят разные техники от Кали и Эскрима до Арнис де мано. Наиболее эффективной считается Кали, эффектная Эскрима понравится поклонникам легендарного разбойника Зорро. Особенностью Арнис является применение не только ножа, но и прочих подручных предметов вроде камней, веревок и палок.
  2. Восточные ножевые единоборства объединяют большую группу единоборств, в которую входят Филиппинская, Тайская, Индонезийская, Японская, Малайская, Бирманская, Тайская, Вьетнамская и пр.

Современные школы

 Современные школы — это:

  1. Армейская система, которая входит в комплекс армейского рукопашного боя. Ее основной целью является оперативное освоение навыков для атаки и обороны от холодного оружия.
  2. Спортивный ножевой бой отличается ограничением мест поражения противника, в частности, исключается лицо, горло, затылок, позвоночник — по ним нельзя не только бить или имитировать удар, но и кусать, запрещен также хват за клинок ножа.

    Во время поединка противники должны находиться в пределах ринга, схватка начинается по знаку судьи. Матчи имеют временное ограничение, также поединок прекращается при нанесении травмы одному из спортсменов, но только в том случае, если она угрожает его жизни. Результаты определяет судья — он же объявляет победителя.

  3. Прикладной ножевой бой во многом похож на спортивный, правда, поединок проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, но ограничения на зоны повреждения и силу удара все же имеются.

При нарушении правил спортивного ножевого боя участника поединка ожидает дисквалификация, в тренировочном сражении можно получить повреждения, которые реально угрожают жизни.

Чтобы победить противника, его нужно «убить» или лишить боеспособности — спортсмены применяют боевую технику.

Бои на ножах

Такая техника владения ножом актуальна для представителей криминала. Главной особенностью является возможность использования любых тупых предметов в качестве альтернативы холодному оружию. Он активно задействуется при подготовке спецподразделений.


Тренировка техники владения ножом.

На практике данные навыки применяются для запугивания, нападения на противника, а также самозащиты.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий