Фехтование – судейство

Мастер спорта по фехтованию

Мастер спорта является одним из высших званий в любом виде соревнований, в том числе и в фехтовании. В личных (но не в групповых) состязаниях необходимо занять следующие места:

  1. 3—8 в первенстве мира среди юниоров.
  2. 3—16 на международном соревновании в категории «А», организованной международной федерацией фехтования.
  3. 1—16 на первенстве России.
  4. 1—8 в различных первенствах России среди юниоров.
  5. 1—8 на чемпионате среди европейских стран в категории юниоры.
  6. 1—3 на всероссийских соревнованиях. При этом участвовать в турнирах должно не менее шести мастеров.
  7. В течение двух лет одержать 20 побед над мастерами спорта на турнирах первой и второй категории. В их числе должны быть 10 побед в личных схватках, а 5 — в турнирах первой категории.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Фиксация удара

  • Удары фиксируются электрофиксаторами;
  • При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;
  • Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола;
  • Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;
  • После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

Другие варианты

Другие варианты включают ограждение на инвалидных колясках для людей с ограниченными возможностями, ограждение на стульях, шпагу с одним ударом (одно из пяти видов современного пятиборья ) и различные виды неолимпийского соревновательного фехтования. Ограждение из стульев аналогично ограждению для инвалидных колясок, но для трудоспособных. Сидя противники расставляют стулья и забор напротив друг друга; Применяются все обычные правила фехтования. Примером последнего является Американская лига фехтования (отличная от Ассоциации фехтования США ): формат соревнований другой, и правила полосы отвода интерпретируются по-другому. В ряде стран школьные и университетские матчи незначительно отличаются от формата FIE

Вариант этого вида спорта с использованием игрушечных световых мечей привлек внимание страны, когда ESPN2 приобрела права на выбор матчей и включила его в свой программный блок «ESPN8: The Ocho» в августе 2018 года.

Методы

Клинок

Девять классических парирований составляют базовую работу клинка. Первое парирование, которое изучает большинство фехтовальщиков, – это четверка , известная как «парирование четверки». Парирование названо в честь линии, которую они защищают от атаки: четвертое парирование защитит четвертую линию, которая является верхней внутренней линией. Атакующая работа с клинком состоит из различных способов нанесения ударов по противнику. Прямая атака – это прямое продолжение к действительной цели. Поскольку от него легко защититься, фехтовальщики часто используют многочисленные финты, чтобы заставить своего противника парировать, а затем уходят из боя вокруг лезвия. В качестве подготовки к атаке фехтовальщики могут выполнить приземление или атаку по клинку. Это включает в себя простой удар , резкий удар по лезвию противника и более сложное связывание , в котором фехтовальщик заставляет лезвие противника переместиться на другую линию.

Работа ног

Положение выпада справа, показывающее, на сколько большего расстояния можно достичь в стойке с упором

В фехтовании очень многое зависит от того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Фехтовальщики постоянно маневрируют в пределах досягаемости друг друга, ускоряются, замедляются, меняют направление и так далее. Все это нужно делать с минимальными усилиями и максимальной грацией, что делает работу ног, возможно, наиболее важным аспектом режима тренировок фехтовальщика. В современном спортивном фехтовании защита движением ног обычно принимает форму движения либо прямо от вашего противника, либо прямо к нему.

Самый распространенный способ атаки в фехтовании – выпад , когда фехтовальщик вытягивает переднюю ногу и выпрямляет заднюю ногу. Этот маневр имеет то преимущество, что позволяет фехтовальщику сохранять равновесие, преодолевая гораздо большее расстояние, чем за один шаг, но при этом позволяет вернуться в защитную стойку.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира – колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага – колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля – рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Время боя и количество уколов

Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:

  1. Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
  2. Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
  3. Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
  4. Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.

Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.

  1. Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).

Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение

Нанесение уколов

Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.

Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.

В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.

Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.

Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.

Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.

Шпага и рапира — что засчитывается

Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.

Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.

Сабля — что засчитывается

Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.

Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок

Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).

6. Литература

  1. Единая всероссийская спортивная классификация по фехтованию на 2014-2017 гг.
  2. Правила соревнований по Арт-фехтованию (2009 г.).
  3. Правила соревнований по Арт-фехтованию (2011г.).
  4. Правила соревнований по артистическому фехтованию (от 2014 года).
  5. Анализ изменений в правилах проведения соревнований по артистическому фехтованию от редакции 2009 года до редакции 2014 года.
  6. Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям по технике.
  7. Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям по артистизму.
  8. Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям-хронометристам.
  9. Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2009.
  10. Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2010.
  11. Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2011.
  12. Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2013
  13. Итоговый анализ выступлений от Лихтаренко В.М.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию – ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий