Мастер спорта по фехтованию
Мастер спорта является одним из высших званий в любом виде соревнований, в том числе и в фехтовании. В личных (но не в групповых) состязаниях необходимо занять следующие места:
- 3—8 в первенстве мира среди юниоров.
- 3—16 на международном соревновании в категории «А», организованной международной федерацией фехтования.
- 1—16 на первенстве России.
- 1—8 в различных первенствах России среди юниоров.
- 1—8 на чемпионате среди европейских стран в категории юниоры.
- 1—3 на всероссийских соревнованиях. При этом участвовать в турнирах должно не менее шести мастеров.
- В течение двух лет одержать 20 побед над мастерами спорта на турнирах первой и второй категории. В их числе должны быть 10 побед в личных схватках, а 5 — в турнирах первой категории.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
- вызов участников;
- проверка снаряжения перед боем;
- слежение за правильной работой аппарата;
- наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
- вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
- поддержание порядка.
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Фиксация удара
- Удары фиксируются электрофиксаторами;
- При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;
- Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола;
- Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;
- После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.
Другие варианты
Другие варианты включают ограждение на инвалидных колясках для людей с ограниченными возможностями, ограждение на стульях, шпагу с одним ударом (одно из пяти видов современного пятиборья ) и различные виды неолимпийского соревновательного фехтования. Ограждение из стульев аналогично ограждению для инвалидных колясок, но для трудоспособных. Сидя противники расставляют стулья и забор напротив друг друга; Применяются все обычные правила фехтования. Примером последнего является Американская лига фехтования (отличная от Ассоциации фехтования США ): формат соревнований другой, и правила полосы отвода интерпретируются по-другому. В ряде стран школьные и университетские матчи незначительно отличаются от формата FIE
Вариант этого вида спорта с использованием игрушечных световых мечей привлек внимание страны, когда ESPN2 приобрела права на выбор матчей и включила его в свой программный блок «ESPN8: The Ocho» в августе 2018 года.
Методы
Клинок
Девять классических парирований составляют базовую работу клинка. Первое парирование, которое изучает большинство фехтовальщиков, – это четверка , известная как «парирование четверки». Парирование названо в честь линии, которую они защищают от атаки: четвертое парирование защитит четвертую линию, которая является верхней внутренней линией. Атакующая работа с клинком состоит из различных способов нанесения ударов по противнику. Прямая атака – это прямое продолжение к действительной цели. Поскольку от него легко защититься, фехтовальщики часто используют многочисленные финты, чтобы заставить своего противника парировать, а затем уходят из боя вокруг лезвия. В качестве подготовки к атаке фехтовальщики могут выполнить приземление или атаку по клинку. Это включает в себя простой удар , резкий удар по лезвию противника и более сложное связывание , в котором фехтовальщик заставляет лезвие противника переместиться на другую линию.
Работа ног
Положение выпада справа, показывающее, на сколько большего расстояния можно достичь в стойке с упором
В фехтовании очень многое зависит от того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Фехтовальщики постоянно маневрируют в пределах досягаемости друг друга, ускоряются, замедляются, меняют направление и так далее. Все это нужно делать с минимальными усилиями и максимальной грацией, что делает работу ног, возможно, наиболее важным аспектом режима тренировок фехтовальщика. В современном спортивном фехтовании защита движением ног обычно принимает форму движения либо прямо от вашего противника, либо прямо к нему.
Самый распространенный способ атаки в фехтовании – выпад , когда фехтовальщик вытягивает переднюю ногу и выпрямляет заднюю ногу. Этот маневр имеет то преимущество, что позволяет фехтовальщику сохранять равновесие, преодолевая гораздо большее расстояние, чем за один шаг, но при этом позволяет вернуться в защитную стойку.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
- вызов участников;
- проверка снаряжения перед боем;
- слежение за правильной работой аппарата;
- наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
- вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
- поддержание порядка.
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):
- Рапира – колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
- Шпага – колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
- Сабля – рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.
Время боя и количество уколов
Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:
- Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
- Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
- Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
- Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.
Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.
- Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).
Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение
Нанесение уколов
Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.
Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.
В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.
Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.
Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.
Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.
Шпага и рапира — что засчитывается
Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.
Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.
Сабля — что засчитывается
Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.
Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок
Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).
6. Литература
- Единая всероссийская спортивная классификация по фехтованию на 2014-2017 гг.
- Правила соревнований по Арт-фехтованию (2009 г.).
- Правила соревнований по Арт-фехтованию (2011г.).
- Правила соревнований по артистическому фехтованию (от 2014 года).
- Анализ изменений в правилах проведения соревнований по артистическому фехтованию от редакции 2009 года до редакции 2014 года.
- Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям по технике.
- Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям по артистизму.
- Материалы 2-й Конференции по вопросам развития арт-фехтования в России (06-07.02.2010, г.Коломна), памятки для судей. Судьям-хронометристам.
- Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2009.
- Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2010.
- Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2011.
- Итоговый анализ выступлений. Чемпионат России 2013
- Итоговый анализ выступлений от Лихтаренко В.М.
Соревнования по фехтованию
- Олимпийские игры.
- Чемпионат мира по фехтованию – ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
- Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
- Национальные чемпионаты.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».
Правила фехтования
Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.
Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.
Правила фехтования
Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.
Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.