Спортивная яхта – Виды и классификации – Как выбрать и характеристики

Классификация лодок

В настоящее время лодки используются не только в качестве транспорта, но и как прогулочные средства и спортивные. Классификация лодок всегда спорна и не имеет четких границ. Обычно современные модели классифицируются по типу материала корпуса: фанерные, металлические, пластиковые, надувные. Вторым разрезом классификации лодок является их предназначение: прогулочные, грузовые, рыболовные, спортивные, пассажирские, охотничьи. Лодки можно разделить также и типу корпуса: моноблочные, катамараны, тримараны. Тип днища влияет на мореходные качества: плоскодонные, килеватые, комбинированные (сложные). По доступности движителя лодки ранжируют на гребные, моторные, парусные. При выборе водного транспорта для определенных нужд остро встает вопрос о размерениях: большие обладают лучшими мореходными и потребительскими свойствами, маленькие — удобны в транспортировке и хранении. Лодки могут быть разборными и складными. Единой общепринятой классификации лодок не существует и каждый делает свой выбор на основании совершенно различных критериев. При этом производители лодок стараются сами классифицировать свои изделия и позиционировать их как наиболее подходящие для той или иной необходимости. Форма и компоновка лодок постоянно изменяются, приобретая более удобные мелочи и становясь более маневренными, безопасными и надежными. Но при выборе судна необходимо понимать, что любая лодка — это компромисс между остойчивостью, управляемостью, скоростью, надежностью и другими факторами.

Отчего зависит скорость моторной лодки

Скорость мотолодки напрямую зависит от многих факторов, характеризующих как само плавательное средство, так и состояние окружающей среды. Приведем некоторые из них. Скорость моторной лодки зависит от мощности лодочного мотора. Как правило, мощность лодочного мотора (в случае применения подвесного лодочного мотора) ограничена конструктивными особенностями корпуса лодки. Производители заявляют максимальную мощность и максимальный вес подвесного лодочного мотора, который можно устанавливать на их судно. Превышение этих параметров наверняка приведет к увеличению скорости мотолодки, но является небезопасным. Скорость моторной лодки зависит от гребного винта. Правильно подобранный винт может значительным образом влиять на скорость моторной лодки.

большинстве лодочных моторов для небольших лодок используются трехлопастные винты. Диаметр гребного винта ограничивается в небольших пределах моделью лодочного мотора. Самым распространенным параметром для подбора гребного винта является шаг. Чаще всего шаг винта измеряется в миллиметрах и показывает угол наклона лопастей. Значение в мм показывает на сколько винт углубится в плотную среду за один оборот. Реже, наклон лопастей указывают в мм.Скорость моторной лодки зависит от корпуса лодки. Обводы корпуса лодки, его покрытие и вес самым непосредственным образом влияют на скоростные характеристики мотолодки: одна лодка легко скользит по воде, а чтобы заставить двигаться другую, необходимо приложить немалые усилия. Обводы корпуса влияют на управляемость и устойчивость судна, и если лодка с трудом удерживает курс, развить на ней значительную скорость не получится, т.к. это небезопасно. От модели к модели на скорость влияет загрузка судна, чем она выше, тем скорость ниже. Скорость лодки зависит от погоды. Высокая волна и сильный ветер не позволят моторке показать такую же скорость, как на спокойной воде. При проведении замеров реальной скорости, в результатах теста обычно указывают не только загрузку лодки, но и погодные условия, в которых проводились испытания. Кроме того, направление течения значительно ускоряет или тормозит лодку.

Из какого материала делают яхты

  1. Дерево

Материал, который с самого начала использовался для строительства первых парусных яхт. Лодки получаются долговечными, но требуют особого ухода. Специальные пропитки и эпоксидная смола защищают корпус от насекомых-вредителей и от влаги. Выглядят деревянные парусные яхты весьма эффектно, что привлекает многих ценителей.

  1. Алюминий

Этот металл начал использоваться для строительства яхт только после окончания Второй Мировой войны. Материал отличается легким весом, долговечностью, стойкостью к коррозии, прочностью, хорошей мореходностью и управляемостью. Однако стоимость таких парусных яхт выше, чем из стеклопластика. Для дорогих моторных яхт часто выбирают именно этот металл.

  1. Стеклопластик

Самый популярный материал для строительства парусных яхт. Экологичен, практичен, устойчив к ударам, прост в обслуживании. Благодаря легкому весу снижается расход топлива. Такие яхты смотрятся весьма достойно на воде, при этом отличаются доступной ценой.

  1. Легкие сплавы

Компромиссный вариант, когда стеклопластик используется вместе с металлическими сплавами. Этот тип парусных яхт популярен в спорте. Вес корпуса небольшой, а прочность высокая

Но очень важно соблюдение технологии при строительстве, иначе морская вода будет разъедать судно

Классификация яхт по удалению от берега

  1. Категория D

К этому типу принадлежат яхты, которые используются для путешествий по защищенным внутренним водам, например, небольшие реки, озера, каналы. Рассчитаны на силу ветра, не более 4 баллов, и высоту волны до полуметра.

  1. Категория C

В этой категории находятся суда, приспособленные для прибрежного плавания, где ветер не превышает 6 баллов, а волны редко могут быть выше двух метров.

  1. Категория B

Яхты для морских путешествий, способные выдержать ветер силой до 8 баллов и волну до четырех метров.

  1. Категория A

Океанские яхты, абсолютно автономные, созданные для длительных путешествий. Им не страшны ни ветер больше 8 баллов, ни волны высотой от 4 метров. На таком судне можно переплыть любой океан.

Прибрежная регата

Прибрежные регаты отличаются от регат с коротким курсом большей длительностью маршрута. В среднем дистанция составляет 20-50 миль, но встречаются соревнования и с более долгим маршрутом, иногда в 3-4 раза. В зависимости от этого варьируется и время, которое экипажи проводят в море. Часто организаторы рассчитывают на то, что яхтам понадобится порядка 6 часов на прохождение маршрута. Но встречаются прибрежные гонки длящиеся сутки и более.

Название этого типа дистанции объясняется довольно просто — гонка проходит в пределах видимости с земли или же в промежутке между берегом и близлежащими островами. Финишируют яхты, в большинстве случаев, в месте старта, однако, бывают и исключения, как пример — греческая Rodos Cup . О Родос Кап тут. Здесь яхтсменам приходится стартовать с о. Кос, а заканчивать дистанцию на Родосе.

Частенько организаторы совмещают два типа регат — и с коротким курсом, и прибрежные проходят в рамках одного соревнования. Увидеть это можно на примере турецкой регаты Marmaris International Race Week больше информации здесь. Три небольших гонки проходят в гавани, а две другие — у берегов Мармариса.

Участникам прибрежной регаты следует помнить о специфических условиях, выдвигаемых организаторами, в первую очередь, в сфере безопасности экипажа и технического оснащения судов.

Классификация моторных яхт:

Класс А (океанские яхты)- это тип моторных судов (яхт), построенных с учётом возможности преодоления ветра силой более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по  шкале Бофорта ) и сопротивлению волны высотой более 4 метров, оборудованные автономным обеспечением .

Класс В (морские яхты)-это категория моторных судов (яхт), способных преодолеть силу ветра не более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта) и высоту волны не более 4-х метров.

Класс С (прибрежные яхты)- это группа яхт, которые предназначены для эксплуатации в различных дельтах рек, крупных каналах и иных прибрежных водах, при скорости ветра не более10,8-13,8 м/сек (6 баллов по шкале Бофорта) и высоте волны не более 2 метров.

Класс D (мини-яхты и катера)- это подвид моторных яхт, место эксплуатации которых — небольшие закрытые водоемы, защищенные от волнения. Это могут быть небольшие реки, озера, каналы. Способны преодолеть волну высотой не более 0,5 м и скорость ветра не более 5,5-7,9 м/сек (4 балла по шкале Бофорта). Теоретически на таком судне можно выйти и в открытое море, но исключительно при отличном прогнозе погоды и на небольшое расстояние от берега, так как запас автономности у них крайне мал, а даже незначительное ухудшение погоды грозит полноценным кораблекрушением.

2. Парусные яхты – это суда, основной движущей силой которых является сила ветра, действующая на парусное вооружение. Материал корпуса современных парусных яхт – стеклопластик. Парусные яхты в зависимости от назначения имеют разное количество парусов. Судна, предназначенные для спортивных целей, не имеют кают вовсе или же они минимальны по размерам. Такие модели оснащены большим количеством парусов. Парусные яхты, которые рассчитаны на длительные прогулки и проживание на борту судна, имеют минимальное количество парусов и хорошие условия для размещения.

3. Парусно-моторные яхты представляю собой симбиоз парусных и моторных моделей. Наличие двигателя на парусных яхтах делает её универсальной для выходов в море при любой погоде. Парусно-моторные яхты являются автономными и не зависят от наличия топлива в баке, что является весомым преимуществом при длительных прогулках и круизах. Парусно-моторные яхты разделяются по количеству корпусов на однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трёхкорпусные (тримараны). Наиболее популярными на данный момент считается двухкорпусные парусно-моторные яхты. Их неоспоримым преимуществом является хорошая устойчивость, наличие свободного пространства, неплохая скорость движения, маневренность. 

4. Гулеты – один из видов яхт, который представляет собой деревянную яхту, двухмачтовую. Движение осуществляется с помощью парусов и двигателя. На данный момент гулет чаще всего и=применяется в качестве прогулочных яхт. По комфорту и оснащенности они не уступают моторным и парусным яхтам. Внешне гулеты сохранили свой первоначальный стиль, изящность, традиционную форму: широкая палуба, округлая носовая часть, низкий профиль корпуса. 

5. Теплоход – моторное судно, способное разместить на борту большое количество пассажиров. Теплоходы используются для часовых экскурсий, проведения мероприятий корпоративных, организация праздников. 

Далее перейдем к разнообразию парусных яхт. Среди них, в зависимости от предназначения выделяют различные типы.

Строительство

Первоначально все яхты строились из дерева. В середине 19 века мире появились первые паровые яхты с стальным корпусом. Чуть позже уже в 1960 году – для строительства моторных лодок стали активно использовать стекловолокно. Сегодня для строительства лодок используют все три материала:

  • Дерево. Сейчас деревянные яхты можно встретить не так часто. Но технология WEST все же используется: слои дерева, пропитанные эпоксидной смолой, обеспечивают легкий, но в то же время прочный корпус.
  • Металл. Несмотря на свою крепость, алюминий – очень легкий металл для строительства яхт. Он не очень популярен: все дело в высокой стоимости. К тому же, его сложно спаивать. В большинстве случаев требуется дополнительная обработка корпуса в части под ватерлинией. Иначе образования коррозии не избежать.
  • Стекловолокно. Стекловолокно – популярный материал корпуса яхт длиной менее 24 метров (79 футов). Корпуса из стекловолокна не боятся коррозии, но не защищены от огня. Серийное строительство лодок из стеклопластика осуществляется в гораздо более короткие сроки. Большинство новых яхт строят в закрытых пресс–формах (пластмасса и стекловолокно накладываются вручную). Другие – методом вакуумного вливания: сначала накладывают термоволокно, а затем внедряют пластик под атмосферным давлением.

Рассмотрим размеры, которые влияют на показатели гоночных яхт:

  1. Длина судна. Срабатывает принцип: чем больше, тем лучше. То есть чем больше будет длина корпуса, тем большую скорость сможет развить яхта.
  2. Ширина судна – чем меньше ширина яхты, тем меньше её остойчивость. Менее широкие яхты являются более маневренными, но при плохих погодных условиях и сильном ветре существует большая вероятность её переворота. Следовательно, чем шире судно, тем лучше его остойчивость.
  3. Осадка судна влияет на показатели остойчивости. Судна с большей осадкой устойчивее держатся на поверхности воды, чем яхты с меньшими показателями осадки корпуса. Осадка влияет на лавировочные качества яхты (движение под углом к ветру).
  4. Вес яхты (водоизмещение) — это весомый показатель для яхты, так как чем больше водоизмещение, тем выше уровень остойчивости судна. При этом большое водоизмещение создаёт большее сопротивление воды, что уменьшает скоростные показатели яхты.
  5. Высота надводного борта влияет на бытовые условия на борту и на мореходность судна. Гоночные яхты с высокими бортами используют для заплывов на дальние расстояния. Следует помнить, что борта добавляют массы корпусу судна.
  6. Последний показатель – это площадь парусности. Он имеет прямую зависимость с максимальной скоростью гоночного судна.

Трансокеанская регата

Трансокеанские регаты — следующая ступенька после гонок открытого моря. Их особенность в том, что маршрут проходит через весь океан или через значительную его часть. Протяженность дистанции высчитывают по-разному. В некоторых источниках она указывается от 2000 миль, в то же время Международная федерация парусного спорта (ISAF) квалифицирует как океанскую любую регату, с маршрутом более 800 миль.

По объективным условиям, Северный ледовитый океан не пользуется популярностью у яхтсменов, как и Индийский, но второй уже по причинам историческим. В первую очередь соревнования устраивают в Тихом и Атлантическом океане. Причем именно трансатлантические рейсы стали особенно популярны и сейчас существует несколько регат с подобным маршрутом.

Конечно, чтобы пересечь океан требуется немалое мастерство. В то же время сейчас проводятся несколько любительских регат — South Transatlantic Race или OSTAR послужат отличным примером. Но и для таких соревнований существуют жесткие правила безопасности. Они касаются всего — выучки экипажа, радиосвязи, НЗ воды и продуктов, технического состояния судов. Впрочем, почет после завершения такого плавания обеспечен любому, даже непрофессиональному яхтсмену.

Яхты-монотипы

Такие яхты конструкторы строят строго по чертежам, соблюдая все размеры, технологию и рекомендации по постройке. Идеальный монофлот – когда яхты были выпущены на одной верфи, в одной серии, в одном и том же году. Благодаря своей идентичности, яхты способны развиваться с одинаковой скоростью. Но это чисто технически. Остальное зависит от мастерства гонщика, его опыта, выносливости, знаний стратегии и тактики парусных гонок, способности предугадать заход ветра и действия соперников. Парусные гонки на монотипах становятся по-настоящему захватывающим зрелищем для зрителей и азартной игрой для участников. После финиша уже не скажешь победившему шкиперу, мол, у него лодка лучше и парусность больше. Килевые яхты-монотипы появились относительно недавно. Первая такая яхта была построена в 1910/1911 году Вильямом Гарднером. В проекте принимал активное участие предприимчивый и энергичный американец Г. Курри. «Звёздный» стал первым классом яхт и популярен до сих пор во всем мире, так как на протяжении нескольких десятилетий был включен в олимпийскую программу. Это наглядный пример того, как класс яхт от национального уровня, когда лодки строятся только на территории одной страны, может подняться до международного и даже олимпийского. Кстати, именно на «Звезднике» впервые в истории советского парусного спорта рулевой Тимир Пинегин и шкотовый Федор Шутков завоевали золотую медаль на Олимпийских играх в Неаполе.

Яхта и катамаран: отличия, плюсы и минусы.

Важным вопросом в мире яхтинга является выбор между разными видами водного транспорта. Наиболее популярным и сложным является решение выбора между катамараном и парусной яхтой.

Первое, что следует отметить, что катамаран – это тоже яхта. Главное его отличие в наличии двух корпусов, соединённых между собой. Свободного пространства на катамаране за счёт строения корпуса намного больше, чем на однокорпусной парусной яхте. 

Катамараны бывают:

  • Спортивные – для участия в регатах, гонках
  • Круизные – для коротких и длительных морских переходов.

Один из ведущих факторов безопасности на воде – это устойчивость судна. 

Катамараны:

  • Катамараны обладают высокой стабильностью на воде, устойчивой конструкцией корпуса. Нахождение на борту катамарана на воде максимально комфортное, можно свободно передвигаться, ничего не падает с поверхностей.
  • Скорость современных катамаранов (при одинаковых внешних условиях и длине корпусов) выше, чем скорость парусной яхты.
  • Комфорт, большая вместимость пассажиров, уют. Катамараны называют «дом на воде» за хорошие условия жизни на борту
  • Катамараны могут двигаться по мелководью и труднодоступным местам за счёт небольшой осадки корпуса.
  • Риск перевернуться на катамаране минимален, даже при сильной качке. Конструкция практически непотопляема.

Парусная яхта:

  • Маневренность парусной яхты больше, чем у катамарана. Парусники динамичнее и лучше реагируют на смены ветра.
  • Управляемость парусной яхтой высокая даже в условиях волны
  • Цена парусной яхты как правило ниже, чем стоимость катамаранов.

К недостаткам яхт относят:

  • Меньше свободного пространства
  • Плохая устойчивость и наличие крена на воде.
  • Большая осадка ограничивает зону плавания

Споры что лучше яхта или катамаран не прекращаются. Выбор между двумя видами суден зависит от целей, для которых необходимо судно. Тихий, размеренный, длительный отдых однозначно будет идеален на борту катамарана. Активное времяпровождение, лавировка и ощущение драйва создаст отдых на борту парусной яхты. Выбор судна зависит от таких факторов, как маршрут, длительность, бюджет, количество пассажиров и т.д.

Виды парусного спорта

Парусные соревнования классифицируются:

  1. По району плавания:
  • кругосветные;
  • океанские;
  • морские;
  • локальные.
  1. По типам или классам яхт:
  • монотипы;
  • макси-яхты;
  • яхты, соответствующие обмерной формуле;
  • крейсерские килевые яхты и швертботы;
  • однокорпусные;
  • катамараны;
  • тримараны.
  1. По профессиональному цензу:
  • профессиональные;
  • любительские;
  • смешанные;
  • по составу экипажа;
  • одиночные;
  • командные;
  • возрастные;
  • по половому признаку.
  1. По виду дистанции:
  • этапные;
  • рейсовые.
  1. По длине дистанции:
  • короткие;
  • длинные.
  1. По правилам проведения соревнований:
  • матчевые;
  • командные;
  • с пересадкой;
  • гандикапные;
  • по приходу.

Из какого материала делают яхты

  1. Дерево

Материал, который с самого начала использовался для строительства первых парусных яхт. Лодки получаются долговечными, но требуют особого ухода. Специальные пропитки и эпоксидная смола защищают корпус от насекомых-вредителей и от влаги. Выглядят деревянные парусные яхты весьма эффектно, что привлекает многих ценителей.

  1. Алюминий

Этот металл начал использоваться для строительства яхт только после окончания Второй Мировой войны. Материал отличается легким весом, долговечностью, стойкостью к коррозии, прочностью, хорошей мореходностью и управляемостью. Однако стоимость таких парусных яхт выше, чем из стеклопластика. Для дорогих моторных яхт часто выбирают именно этот металл.

  1. Стеклопластик

Самый популярный материал для строительства парусных яхт. Экологичен, практичен, устойчив к ударам, прост в обслуживании. Благодаря легкому весу снижается расход топлива. Такие яхты смотрятся весьма достойно на воде, при этом отличаются доступной ценой.

  1. Легкие сплавы

Компромиссный вариант, когда стеклопластик используется вместе с металлическими сплавами. Этот тип парусных яхт популярен в спорте. Вес корпуса небольшой, а прочность высокая

Но очень важно соблюдение технологии при строительстве, иначе морская вода будет разъедать судно

Материал корпуса: пластик, дерево, металл

Сталь

Одно из главных преимуществ стали – высокая ударопрочность. При столкновении с подводными объектами, будь то рифы, льдины, киты или океанский мусор, этот материал обычно вообще не деформируется, в крайнем случае, только проминается. Отремонтировать такую лодку можно в любом порту земного шара, где есть сварочный аппарат и кусок стали.

Однако важно помнить, что этот металл подвержен коррозии и поэтому требует тщательной подготовки к покраске и нанесению антикоррозийного покрытия. Важно чтобы корпус был качественно обработан не только снаружи, но и внутри – при покупке лодки следует проверять отсутствие ржавчины и прочих скрытых дефектов под внутренней обшивкой

Благодаря пескоструйной обработке и современным эпоксидным покрытиям сегодня сталь требует меньше времени и денег на уход, чем раньше, но все же больше, чем уйдет на содержание стеклопластика.

Из-за высокой теплопроводности сталь быстро остывает в высоких широтах и сильно накаляется в тропиках, поэтому нужен грамотный подход к теплоизоляции корпуса и выбору палубного покрытия.

Сегодня сталь часто выбирают при строительстве круизеров собственными силами.

Алюминий

Хотя в ударопрочности алюминий и уступает стали, он все же гораздо крепче стеклопластика. Податливость этого металла и втрое меньший, чем у стали, вес позволяют создавать прочные легкие лодки с аэродинамичным корпусом и хорошими скоростными характеристиками. Однако в океане для комфорта на борту больший вес, а значит, меньшая качка, может быть приоритетнее возможности погонять.

Кроме того, алюминий дороже. В судостроении используется лишь немногие из его сплавов, работа с ним технологически сложнее и занимает больше времени. Такую лодку уже не построишь на заднем дворе – потребуется специальное сварочное оборудование и высокая квалификация сварщика, поэтому производство алюминиевых яхт – прерогатива профессионалов. Как следствие, поиск места, где смогут подлатать поврежденный корпус, может стать большой головной болью.

Алюминий подвержен гальванической коррозии, из-за этого придется тщательно выбирать необрастайку (к примеру, виды, содержащие медь, будут губительными для корпуса) и отслеживать повреждения в местах соприкосновения с элементами из других металлов: фитингами, фундаментами лебедок, гребным валом, баллером руля. Также алюминий в большей степени, чем сталь, страдает от электролиза, хотя современные сплавы и методы изготовления улучшили положение дел.

Алюминиевую лодку придется перекрашивать каждые 4-5 лет или же мириться с малоприятным внешним видом пузырящегося покрытия.

Стеклопластик

Однако стойкость к ударам стекловолоконных корпусов значительно ниже алюминиевых и стальных. В случае посадки на мель или столкновения со льдиной в океане пластиковая лодка может получить пробоину, в то время как на стальном корпусе не останется даже царапины, а на алюминиевом появится вмятина.

К минусам также можно отнести запах и вредные испарения во внутренних помещениях, необходимость дополнительной защиты от молний и осмос, хотя сейчас он уже мало кого пугает, так как приводит только к утяжелению корпуса из-за впитавшейся воды и не способен нанести серьезного вреда.

Классификация

Классифицируя яхты, в первую очередь стоит разделить их на гоночные (спортивные), коммерческие и частные (для путешествий):

  • Гоночные яхты предназначены для спорта и туризма. Суда спроектированы с акцентом на удобство управления. Морские болиды идеальны для скоростных коротких переходов.
  • Частые яхты предназначены исключительно для личного использования владельцем и членами его семьи. Суда могут принадлежать и компаниям.
  • Коммерческие яхты – моторные или парусные суда для частных круизов.

По европейским стандартам яхты делятся на 4 класса: A, B, C и D:

  • Класс А (яхты для использования в океанских водах). Способны преодолевать силу ветра более 21 м/с (8-40 узлов) и высоту волны 4 м (13 футов).
  • Класс В (морские яхты). Способны преодолевать силу ветра не более 21 м/с (8-40 узлов) и волну высотой менее 4 м (13 футов).
  • Класс С (прибрежные яхты). Способны преодолевать силу ветра не более 14 м/с (6-27 узлов) и волну высотой не более 2 м (6,6 футов).
  • Класс D (легкие малогабаритные яхты или катера). Способны преодолевать силу ветра 8,2 м/с (4-16 узлов) и волну высотой не более 0,5 м (1,6 фута).

В зависимости от основной конструкции корпуса выделяют три основных типа яхт:

  • Однокорпусные. Это самая популярная конструкция моторных и парусных лодок. Форма корпуса и глубокий балластный киль способствуют более легкому передвижению судна под острым углом к ветру, в лавировку и с креном. Однокорпусные парусники хорошо “отрабатывают волну”: судно плавно, без ударов “переваливается” с одной волны на другую. Главное достоинство 1-корпусных яхт – остойчивость.
  • Катамараны. Судно имеет два корпуса, расположенные в виде полозьев саней. Это значительно повышает устойчивость. Большие катамараны намного вместительнее классических яхт. Проходимость катамаранов выше, так как киль не опускается в воду.
  • Многокорпусные суда (они же – тримараны). Судно состоит из трех параллельно расположенных корпусов. Такие яхты считаются самыми устойчивыми из–за большой ширины. Тримараны могут быть обычными или открытыми. Суда безопасны: даже если два корпуса заполнялся водой, третий удержит яхту на плаву. Из–за ширины судна на тримаране достаточно трудно лавировать. К тому же, конструкция яхты не подразумевает большого жилого пространства.

Материал корпуса.

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке — не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

Параметры разделения спортивных яхт по классам

Помимо деления на парусные и моторные, в спортивных соревнованиях предусмотрели еще несколько классификаций суден. При этом отталкивались специалисты от технических параметров яхт. Так, в учет принимаются:

  1. Длина корпуса – влияет на скоростные показатели. Чем длиннее яхта, тем меньше воздействует сила сопротивления, следовательно, судно набирает большую скорость.
  2. Ширина корпуса – прямо пропорциональна показателю остойчивости, т.е. чем шире яхта, тем больше развито сопротивление корпуса. Но в то же время высокие показатели остойчивости значительно снижают скорость судна.
  3. Осадка – показатель напрямую влияет на маневренность и остойчивость яхты. Чем больше осадка, тем увереннее лавирует яхта.
  4. Водоизмещение (масса нагруженного судна) – способствует улучшению остойчивости и мореходности яхты, но уменьшает скоростные характеристики.
  5. Высота борта – высокий борт улучшает мореходность яхты и повышает безопасность нахождения на судне. Однако, для спортивных яхт лучше заниженные борта, поскольку такая конструкция придает судну больше скорости и маневренности.
  6. Парусная площадь – чем больше этот показатель, тем выше скорость яхты.

По перечисленным показателям и определяются основные классы яхт для спортивных соревнований. Рассмотрим их отдельно.

Прошлое и будущее

С 1972 года рекорд скорости на 500-метровке ставился 24 раза, причем первые семь раз его устанавливал один и тот же человек — британец Тим Коулмэн, сначала на катамаране Crossbow, затем на Crossbow II. Помимо двух лодок Коулмэна, всего три полноценных судна становились обладателями рекорда: это описанные выше Hydropt? re и Vestas Sailrocket 2, а также Yellow Pages Endeavour, чей рекорд держался с 1993 по 2004 год. Семь мировых рекордов поставлено на виндсерфе, еще шесть — на кайтсерфе.

Рекорды скорости на морской миле фиксируются со сравнительно недавнего времени, с 2003 года. Ставились они десять раз, из них четырежды — виндсерфингистами. Сложно сказать, сколько продержатся ларсеновские рекорды. Конфигурация его Vestas Sailrocket 2 всем известна — неудивительно, если в ближайшие годы появится ряд клонов. Правда, своими достижениями австралиец, похоже, выбил из рекордной гонки виндсерферов и кайтсерферов, которые физически исчерпали скоростные возможности своих снарядов.

Рекорд Vestas Sailrocket 2 на 500-метровке очень велик относительно всех преследователей и потому имеет все шансы продержаться не меньше десятка лет. Не стоит забывать, что при всей гениальности конструкции судна роль удачного стечения обстоятельств и погодных условий во время заплыва трудно приуменьшить. Чтобы побить рекорд, нужно очень, очень постараться — при условии невероятного везения.

С другой стороны, если кто и сможет поставить новый рекорд, то скорее это будет именно Ларсен, поскольку он имеет «фору» — готовую техническую схему очень высокого уровня. Если он будет совершенствовать свой «болид», то сможет постепенно превосходить свои достижения — раз за разом, хотя бы на пол-узла, ставя новые и новые мировые рекорды.


Тримаран Banque Populaire V предназначен для длительных переходов — об этом сразу говорят его размеры: длина — более 23 м, водоизмещение — 23 т. Парусность рекордного тримарана превышает 1300 м2.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий