Дети перестают болеть
15-летний Денис Камлык — ветеран лиги. На лёд он вышел в ноябре 2016 года, после того как попал с классом на семинар по следж-хоккею.
Также по теме
Специальный показ: как тифлокомментирование помогает незрячим знакомиться с искусством
Последние несколько лет в России возрождается система тифлокомментирования, то есть лаконичного описания предметов, явлений и…
У Дениса аутизм, и сначала он практически не участвовал в играх.
«Первое время он не слышал тренера, я выступала переводчиком. Он просто катался по коробке, но потом стал подъезжать, интересоваться, что происходит, и постепенно включился в игру. Теперь я его могу спокойно оставлять: он уже участвует в соревнованиях, сам забивает шайбы, появился азарт», — рассказывает Ольга.
По словам Барадачёвой, многие родители сначала боятся выпускать детей на лёд, думая, что это может быть опасно. Но страхи проходят, после того как становится виден результат.
«Если заниматься регулярно, появляется оздоровительный эффект. Параллельно происходит и социальная реабилитация», — говорит Анастасия Барадачёва.
В конце ноября в Сочи прошёл ежегодный фестиваль детского следж-хоккея, в котором приняли участие 16 команд. Денис Камлык забил на турнире первую шайбу.
Следж-хоккей
Игра получила широкое признание в Швеции, и к 1969 г. в Стокгольме насчитывалось 5 команд. В том же году в Стокгольме прошли первые международные соревнования по хоккею на санях между местной клубной командой и норвежской командой из Осло. Далее этот вид спорта начал распространяться по всему миру. Первые официальные правила были приняты в 1990 г.
Правила
Управление осуществляется Международным Паралимпийским Комитетом при согласовании с Техническим Комитетом по хоккею с шайбой МПК. Игра проводится по правилам Международной Федерации по Хоккею с шайбой с некоторыми изменениями. Вместо коньков хоккеисты катаются на санях с полозьями. В снаряжение входят две клюшки, у которых на одном конце находится металлическая насадка с зубьями для отталкивания ото льда и маневрирования, а другая часть клюшки изогнута, как у обычной хоккейной клюшки, и используется для удара по шайбе.
Как и в обычном хоккее с шайбой, игра заключается в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков (включая вратаря), общее количество игроков в команде – 15. Оборудование игры состоит из полозных саней вместо коньков и двух клюшек, зубчатых с одного конца и изогнутых с другого. Быстрым движением кисти игроки могут разворачиваться, отталкиваясь ото льда с помощью металлических зубьев клюшки, а изогнутым концом клюшки они передают пас и бьют по воротам. Игрок может использовать обе клюшки одновременно для проводки шайбы с последующим ударом по воротам. Игра состоит из трех 15-минутных периодов.
Защитная экипировка
Спортсмены заботятся о том, чтобы максимально обезопасить себя от болезненных ударов шайбы и клюшки, от ударов при столкновении с другим игроком и т. д. Хоккеисты должны иметь шлем с решеткой или маской и ошейником для защиты горла.
Кроме того, игроки надевают наплечники, налокотники, наколенники, а также краги (перчатки). Вратарь имеет дополнительные защитные приспособления – нагрудник и щитки для ног, а также перчатку-ловушку, которая дает возможность поймать шайбу, скорость которой иногда достигает 100 км/час.
Шайба: изготовлена из вулканизированной резины или другого материала, одобренного Международной Федерацией Хоккея. Толщина шайбы 2.54 см, диаметр – 7.62 см, вес 156-170 г.
Сани: Сделаны из алюминия или стали, имеют размеры 0.6 м х 1.2 м. Перед саней изогнут дугой, для сидения используется одно из двух возможных приспособлений. Сани снабжены полозьями толщиной 3 мм, которые изготовлены из закаленной стали. Предполагается, что шайба, поставленная на ребро, должна свободно проходить под санями, поэтому высота саней надо льдом должна быть в пределах 8.5-9.5 см. Длина полозьев не должна превышать трети от общей длины саней. Сани могут быть дополнительно снабжены спинкой, которая не должна быть выше подмышек, когда спортсмен сидит в санях. Ступни, икры, колени и бедра игрока ремнями крепятся к саням.
Клюшка: слово хоккей происходит из французского hocquet, что означает «кривая палка». В следж-хоккее игроки пользуются двумя клюшками с деревянным крюком на одном конце (для работы с шайбой) и с зубьями – на другом (для передвижения по льду). Максимальная длина клюшки 1 м, используемый материал – дерево, пластик или сплав алюминия с титаном. Максимальная длина крюка – 25 см для полевых игроков и 35 см для вратаря. Для того чтобы зубчатый конец клюшки не разрушал поверхность льда или нечаянно не вредил другим игрокам, вводятся следующие ограничения: зубцы клюшки не должны иметь острый конец. Металлическая насадка с зубцами не должна выдаваться более чем на 1 см. Количество зубцов должно быть не менее шести, причем максимальная длина каждого – не более 4 мм. Одна из клюшек голкипера может иметь металлическую насадку с зубцами у основания крюка, которая должна удовлетворять вышеописанным правилам. Он также может пользоваться перчаткой-ловушкой с зубцами менее 4 мм.
Классификация
В соответствии с классификацией Международного Паралимпийского Комитета (IPC) п.2.6., пригодными для участия в занятиях и соревнованиях по следж-хоккею являются спортсмены с нарушениями опорно-двигательного аппарата нижней части тела.
Минимальная инвалидность может быть следующей:
- Ампутация – по лодыжку.
- Парез – потеря 10 очков мышечной активности в обеих ногах (не считая степени 1 и 2; максимальное количество очков равно 80) .
- Церебральный паралич: спастика/нарушение координации, соответствующее 7 классу ДЦП.
- Одна нога короче другой – не менее чем на 7 см.
«Инклюзивная история»
В 2015 году москвичка Анастасия Барадачёва попала на соревнования детских следж-хоккейных команд в Канаду. На тот момент девушка работала в единственной на всю Россию детской следж-хоккейной команде «Ладога». В эту команду детей отбирали с перспективой дальнейшего роста, рассчитывая, что они потом пополнят взрослые команды и паралимпийскую сборную.
«Вместе с «Ладогой» я поехала на соревнования в Канаду, где увидела совершенно другой подход. У нас отбирают профессиональных спортсменов в команду. А там детские команды нацелены на общение, туда могут прийти все желающие. Больше всего поразило, что в положениях закреплено, что могут играть и те, у кого нет ограничений по здоровью. У брата церебральный паралич, сестра смотрит и говорит: «Я тоже хочу играть». Это уже больше инклюзивная история — люди разные, у всех особенности, и все вместе играют, не выделяя кого-то. И тут я подумала: «Почему у нас не так?» — рассказала Анастасия Барадачёва.
Сразу по возвращении, 29 декабря 2015 года, она зарегистрировала в России Детскую следж-хоккейную лигу.
«Сложностей было много, но тогда я не понимала, за что взялась. Была просто обида за российских детей, которые этого лишены, — рассказывает Анастасия. — Во взрослом хоккее играют спортсмены, которые защищают честь страны. Пусть у них есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, это настоящие атлеты, там всё заточено на результат. Мы же в Детской лиге развиваем совершенно другой подход. Наши команды открыты для всех».
История
Двое мужчин из Швеции разработали сани в 1960-х, потому что хотели продолжать играть в хоккей, несмотря на свои физические недостатки . Их конструкция включала в себя два лезвия коньков на металлической раме, что позволяло шайбе проходить под ними. Завершили ансамбль две круглые шесты с велосипедными ручками для палочек. Хотя существует множество ограничений на размеры и вес саней, используемых на Паралимпийских играх , основная конструкция современных санок остается верной первоначальным простым детским санкам 1960-х годов. Затем эти сани стали использовать в хоккее.
Несмотря на первоначальное отсутствие интереса и осведомленности в последующие несколько лет, соревнования между следж-хоккейными командами начались в 1971 году, в которые входило пять европейских команд . В 1981 году Великобритания создала свою первую команду по следж-хоккею, а вскоре в 1982 году последовала и Канада . Только в 1990 году Соединенные Штаты создали свою первую команду по следж-хоккею. Следж-хоккей продолжал развиваться, когда в 1993 году в Эстонии и Японии были созданы свои команды. Следж-хоккей был представлен на Зимних Паралимпийских играх в 1994 году , когда Швеция завоевала первую золотую медаль. С момента вашего появления на Играх следж-хоккей был смешанным мероприятием для мужчин и женщин. .
30 ноября 2016 года, в рамках усилий по улучшению и унификации маркетинга своих самосанкционированных видов спорта за пределами Паралимпийских игр, и сославшись на то, что слово «санки» имеет разное значение в разных языках, Международный паралимпийский комитет объявил, что впредь будет называть следж-хоккей Паралимпийским хоккеем (с его санкционированным подразделением, впоследствии переименованным во Всемирный Паралимпийский хоккей).
Прийти может любой
В Детской следж-хоккейной лиге принципиально отказались от отбора в команды.
«Мы пропагандируем, что заниматься у нас могут все. В командах есть дети с ментальными расстройствами, с синдромом Дауна, с аутизмом, а вместе с ними играют нормотипичные дети. В «Крыльях Советов» мальчика погнали из спортшколы, но он всё равно заходил на тренировки, потом попал на занятие следж-хоккеистов и остался. Стал приходить как волонтёр, помогать тренеру, поднимать детей. Потом говорит: «А что я сам не играю?» — и начал выступать», — говорит Анастасия Барадачёва.
«Ребятам, которые сами не могут отталкиваться, помогают специальные ассистенты (пушеры), которые за них передвигают сани. Так они могут тоже почувствовать себя в команде, в игре», — объясняет Анастасия Барадачёва.
Также по теме
«Беспомощность и ужас»: актёры помогают почувствовать себя на месте ребёнка в детдоме
Накануне Всемирного дня сирот благотворительный фонд «Арифметика добра» провёл 12-часовой иммерсивный спектакль «Другая жизнь». В ходе…
Помимо следж-хоккея, в лиге с этого года начали развивать и другие виды адаптивного хоккея.
«Адаптивный хоккей — общее название для разных методик, адаптированных для людей с разными возможностями. Хоккей доступен каждому, главное найти методику. Есть хоккей на санях, есть вертикальный — для ампутантов, которые играют стоя, но на протезах. Для тех, кто не может стоять, есть сани. Для слабослышащих разработали специальные визуальные сигналы. Люди с нарушениями зрения играют, ориентируясь на звуковые сигналы. И так далее», — рассказывает Анастасия Барадачёва.
В этом году внутри лиги появилась первая команда по хоккею для слабовидящих, а также команда для людей с ментальными расстройствами.
«В специальном хоккее всё как в обычном, но другой подход у тренеров и судей, учитывая особенности игроков. Долгое время был миф, что люди с синдромом Дауна и аутисты не могут участвовать в командных видах спорта. Мы ломаем этот стереотип», — объясняет Анастасия Барадачёва.
В Москве тренировки по хоккею для слабовидящих регулярно посещают шесть воспитанников специальной коррекционной школы-интерната №2. Чтобы спортсмены с нарушениями зрения могли ориентироваться на поле, используется специальная большая шайба, издающая громкий звук, а у арбитров — свистки с сигналами разной тональности.
«Сначала было сложно: дети не умели кататься на коньках. Первые два месяца ушли на то, чтобы поставить их на коньки. Сейчас дети адаптировались, им очень нравятся тренировки, мастер-классы, они сами посещают хоккейные матчи», — рассказывает директор интерната Ольга Брызгалова.
«Родители охраняют, как ангелы, и помогают не совершать ошибки»
Двенадцатилетний Рафаэль Зиновьев – не только капитан команды «Red Rocket» Ленинградской области, но и юный блогер. В раздевалке я встречаю улыбчивого и милого мальчика в инвалидной коляске, у него диагноз Spina Bifida, то есть расщепление позвоночника. Когда разговариваешь с Рафаэлем, о диагнозах не задумываешься. Его воле к победе может позавидовать любой взрослый, стоящий на ногах.
«Для меня как для капитана самое главное – давать напутствия детям, чтобы они настраивались на победу. Я не считаю, что я играю лучше всех в команде. Все играют по-своему, у всех свои плюсы и минусы. Я мечтаю попасть на Паралимпиаду – 2026 в Милане в качестве игрока сборной», – делится Рафаэль. Он начал заниматься два года назад и за это время успел поучаствовать во многих соревнованиях, родители с гордостью смотрят на сына и не стесняются рассказывать о его победах.
«У меня никогда не было мысли все бросить, я всегда шел к целям и преодолевал трудности. Мужчина должен быть стойким и держать себя в руках, если что-то случилось, не быть вспыльчивым. Но с родителями я всегда советуюсь, они дали возможность жить, они нас всегда охраняют, как ангелы, и помогают не совершать ошибки», – рассказывает юный спортсмен.
Рафаэлю не нравятся разговоры о тяжелой жизни или о том, что общество недостаточно хорошо относится к людям с инвалидностью. Вполне возможно, через десяток лет он будет не только спортсменом, но и мотивационным оратором.
Воспитать сына сильным очень хотели родители, особенно отец. Сначала мальчик играл в петербургской команде «Аврора», поэтому на тренировки приходилось ездить за 180 километров два раза в неделю. С ребенком на коляске это особенно трудно. Дмитрий Зиновьев работал инженером и первые сани для сына сделал собственными руками на работе, по фотографиям. Позже мужчина принял решение посвятить себя следж-хоккею, уволился с работы и организовал команду «Red Rocket».
«Из-за расстояния решили создать свою команду. Кроме того, мы живем в Ленинградской области и хотелось выступать за малую родину. Моя деятельность никогда не была связана со спортом. Просто Рафаэль в 2014 году увидел следж-хоккей на Паралимпиаде по телевизору и захотел попробовать играть. Он тогда был загипсован от груди до кончиков пальцев, лежал так полтора года. Первые сани я сделал для него сам, а сейчас он уже ездит на канадских», – делится Дмитрий Зиновьев. Папа мечтает, чтобы дети были полезны обществу, жили полноценной жизнью, не замечали ограничений и неудобств. Когда узнали о диагнозе младшего сына, было тяжело – слезы, переживания. Но в какой-то момент родители поняли, что надо собраться.
«Пусть живут в свое удовольствие, надо не гнаться за немыслимыми целями, но ставить собственные, выстраивать задачи и постепенно их добиваться. Если только остановишься, то жизнь прекратится. Когда Рафаэль родился, было тяжело, но вместе с женой мы собрались и приняли это, как должное. Мы всегда говорили сыну, что он такой же, как все, просто ездит на коляске», – поясняет Дмитрий. Сначала Рафаэля не хотели брать в обычную школу, даже несмотря на отсутствие проблем, связанных с интеллектуальным развитием. Сейчас он много читает, хорошо учится, изучает английский, побеждает в конкурсах юных журналистов. Но чтобы получить место в обычной школе, родителям пришлось потрудиться. «Нам говорили, что школа не оборудована, старались спихнуть на домашнее обучение. Тогда мы с друзьями сами построили пандус в школе, купили гусеничный подъемник и так попали в первый класс. После пятого класса Рафаэль сказал: «Теперь я в школу буду ходить один», поэтому мы довозим его до забора, а дальше он идет сам, переодевается самостоятельно. Я считаю важным дать свободу детям, даже если они с ограниченными возможностями. Я всегда спрашиваю себя: «Что будет после 18, если я сейчас не заложу в него знания и самостоятельность?». Мы прекрасно знаем, что есть старость, и наши ресурсы не безграничны», – замечает Дмитрий.
Папа Рафаэля уверен, что в России искусственно делают людей с инвалидностью дееспособными. В обществе не хватает понимания, как правильно организовать доступную среду, которая поможет жить обычной жизнью.
«Мне говорили, что следж-хоккей в России для детей с инвалидностью никому не нужен»
Детская следж-хоккейная лига появилась в 2016 году, основала ее Анастасия Барадачева. В прошлом она работала над запуском Фонда Константина Хабенского. От идеи ее многие отговаривали, убеждали, что развить детский следж-хоккей в России нереально, нет соответствующих условий, и никто особо заниматься этим не хочет.
«У меня супруг работает в благотворительной сфере, в том числе курирует следж-хоккей, так что я много об этом слышала и заинтересовалась. Четыре года назад в России была всего одна детско-юношеская команда в Тульской области. Ее мы отвезли в Канаду на соревнования, там я уже поняла, как все устроено. У них детей в следж-хоккей не отбирают, а просто принимают всех желающих. Я этим загорелась, и, вернувшись в Россию, решила заняться», – говорит Барадачева.
Настя признается, что первых детей она сама сажала в сани, учила кататься. Было сложно, потому что день за днем приходилось ломать стереотипы тех, кто в успех не верил.
«Я объясняла, что специальная инфраструктура не нужна. Надо использовать, что есть, и этого достаточно. Первые команды создавала сама, полтора года занималась всем как волонтер. Сажала детей в санки, учила отталкиваться клюшками. Мы давали везде объявления, что набираем команды в разных городах», – комментирует Анастасия. Президент Лиги считает, что с детьми надо общаться на равных, не думать о том, что у них есть инвалидность. Анастасия как никто другой понимает, что жалость тут не уместна.
«В каких-то моментах у них возможностей гораздо больше. У меня тоже инвалидность по зрению: я вижу одним глазом. Есть выражение «люди с особыми потребностями», оно выражает суть лучше. Я не чувствую жалости по отношению к себе, поэтому не чувствую жалости и к ним. Всем ребятам мы не даем спуска. Если кто-то сделал что-то некорректное, то я могу прийти и поругать. Люди должны нормально реагировать, когда видят человека на коляске, например. Но должен включаться рефлекс, что ему нужно помочь. На него не надо жалобно смотреть», – добавляет Барадачева. Игры Лиги намеренно проходят на открытых площадках. Это помогает окружающим лучше понять людей с инвалидностью, корректно с ними общаться. «Наших ребят стали приглашать на тренировки в обычные команды. Раз в год летом мы организуем международный лагерь для детей следж-хоккеистов. В этом году приезжали дети из Чехии, Словакии, Финляндии, Японии и США. У нас появилась идея впервые сделать два отряда: один для обычных хоккеистов, а другой для следж-хоккеистов. Когда обычные хоккеисты увидели ребят с инвалидностью, они впали в ступор, была настоящая паника. Но к концу лагеря все передружились», – говорит Барадачева.
Следж-хоккей помогает детям становиться увереннее, они перестают комплексовать, сильно меняется внутреннее самоощущение. Они больше не считают себя инвалидами.
К сожалению, иногда родители возлагают на детей слишком большую ответственность, дети переживают и не могут наслаждаться игрой в полной мере. «Но это наш российский менталитет, для нас спорт – только победа, только золото», – добавляет Барадачева.
«Брать ребенка из детского дома надо от избытка, а не от недостатка»
У родителей особенных детей, как и обычных, подходы к воспитанию разные. Кто-то воспитывает силу духа и характера, другие хотят, чтобы ребенок в первую очередь чувствовал себя комфортно. Два года назад Ольга Комарова взяла из детского дома девятилетнего Сашу. Женщина признается, что об усыновлении раньше думала, но никогда не предполагала, что возьмет взрослого ребенка на коляске.
«Я ездила в Питер, навещала друзей в больнице, в соседней палате наткнулась на совершенно красивые голубые глаза, у Саши очень броская внешность. Тогда подруга сказала, что ребенок из детского дома. В больнице он лежал укрытый по пояс, так что ног не было видно. Врачи не имеют права раскрывать информацию посторонним, поэтому ответили, что лечат почки. Я подумала: «Что мы, в Москве почки не вылечим?». И пошла собирать документы. Как говориться, сначала влюбился, а потом поздно пить Боржоми», – вспоминает Ольга.
У Саши такой же диагноз, как и у Рафаэля – Spina Bifida, и он – капитан команды «Умка» из Одинцово. В следж-хоккее делает большие успехи.
«Это не было осознанное решение. Он очень активный, до такой степени, что сложно поверить, что человек, который не ходит, может столько двигаться. Мы решили что-то ему найти для сброса энергии. Один из подписчиков скинул ссылку на Instagram Сергея Кутового (блогер с ампутацией, – прим. ред.), там было объявление о наборе в детскую следж-команду. Мы решили попробовать. Живем мы на Бабушкинской, а тренировки проходят в Одинцово, то есть 43 километра по московским пробкам. Но Саша сел в сани и сразу поехал, хотя многим детям в начале сложно просто держать равновесие», – вспоминает Ольга.
Из-за жизни в детском доме у мальчика педагогическая запущенность, он не может определить время года за окном, не ориентируется во времени. Но никаких серьезных интеллектуальных патологий нет, поэтому есть шанс, что в атмосфере любви он сможет догнать своих сверстников. «Реальность такова, что у Саши очень серьезные проблемы со здоровьем, и чтобы добиться чего-то в жизни, ему надо прикладывать больше усилий. Я стараюсь научить его сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Саша теоретически во втором классе, мы занимаемся с репетиторами. Пока решение не принято, в ближайшие годы станет понятно, сможем ли мы рассчитывать на обычный аттестат. В Европе, например, по этому поводу сильно не напрягаются, ставят диагноз и дают прикладную профессию», – комментирует Ольга Комарова.
Ольга не хочет мучить ребенка операциями, чтобы не отнимать у него снова годы жизни. «Мы с папой Рафаэля во многом противоречим друг другу. У Рафаэля сделаны всевозможные операции, чтобы он мог встать на ноги. Они любой ценой пытаются делать какие-то шаги, на это тратят много времени и ресурсов. Я иду другим путем – не делаю операции, потому что для этого надо украсть еще несколько лет его жизни. Ходить он все равно не сможет, а ради десяти шагов в корсете и на ходунках я не хочу его мучить. Есть понятие качества жизни. Например, чтобы встать вертикально, ему нужно сделать шесть операций, две из которых с аппаратом Елизарова», – объясняет мать мальчика. На вопрос, насколько тяжело воспитывать ребенка из детского дома и стоит ли на это решаться, Ольга шутит: «Брать надо, но ничего хорошего из этого не выйдет».
Сегодня Ольга воспитывает двух детей-колясочников из разных детских домов. Помогают в воспитании родители Ольги, которые сперва отговаривали ее от усыновления. «Естественно, мои родители сначала не хотели для меня сложностей. Мама пыталась отговорить. Считала, что я переоцениваю свои силы. Но у меня чудесные родители, которые меня любят и поддерживают. Когда они узнали, что я подписала документы на усыновление, то за неделю сделали ремонт в квартире», – рассказывает мама Саши. Говорят, что в хоккей играют настоящие мужчины, но в детской следж-хоккейной Лиге есть и девочки – команды смешанные. Тренеры признаются, что по своей физической подготовке и технике девочки ни в чем не уступают мальчикам. Юным хоккеисткам в смешанных командах нравится, а мальчики им всегда помогают.
«С мальчиками заниматься не тяжело, они нам помогают. Носят санки, вещи, пропускают вперед. На тренировках занимаемся мы с удовольствием. Расстраиваемся, конечно, если команда проигрывает, но не сильно. Мы мечтаем о том, чтобы дальше играть и выигрывать», – делятся близняшки Софья и Ульяна Наривские из «Red Rocket». У девочек ДЦП, но они очень общительные и приветливые. Первыми встретили меня в раздевалке и принялись жать руку.
«Деньги на сани собрали через краудфандинг»
Главной проблемой стало отсутствие необходимой экипировки. В России сани для следж-хоккея не производились, их приходилось везти из США или Канады.
«Сначала я просила во взрослых клубах, чтобы хотя бы пару саней дали. Но там они на вес золота, все индивидуально подогнаны, поэтому ничего не вышло. Заказывать за границей не было возможности — импортные сани стоят порядка 120 тыс. рублей. Поэтому первые полгода я занималась тем, что ездила по производителям. Согласился выпускать сани Тульский машиностроительный завод. Мы им привезли пару саней как образец, они их разобрали и сделали такие же», — рассказывает Анастасия.
Деньги на производство первых российских саней для следж-хоккея собирали через краудфандинг, а экипировку командам подарила Федерация хоккея России, которая стала поддерживать Детскую следж-хоккейную лигу.
Сейчас, по словам Анастасии, российские сани стоят 30—35 тыс. рублей (в зависимости от комплектации).
Первые два года ребята просто учились кататься, владеть клюшкой, а с прошлого года начали проводить первые товарищеские матчи.
«Мы запустили соревнования, чтобы дети поняли, что это за игра, ради чего они тренируются», — вспоминает Анастасия Барадачёва.