Очки за элементы
Баллы за все элементы начисляются в определенной последовательности. Сначала техническим специалистом определяется наименование и уровень, затем вычисляется базовая цена в очках. Следом судьи устанавливают уровень исполнения. После этого оценки округляются. Очки за элементы — это сумма баллов за каждый из компонентов, выполненные спортсменом на льду во врем выступления.
За программу нельзя исполнять один элемент два и более раз. Однако существуют определенные исключения для прыжков в одиночном и парном катании (если второй прыжок выполнен в произвольной программе в каскаде или других элементах). Баллы за превышенное количество прыжков в фигурном катании могут не выставляться.
Особенности обучения детей
Дети легче и быстрей осваивают все навыки, чем взрослые, поэтому научить ребёнка кататься на роликах не составит особой сложности. Обучение можно начинать уже с трёхлетнего возраста.
Первое, чему стоит учить — равновесие. Упражнение «фонарик» укрепляет ноги малыша, а «самокат» — помогает держать баланс на одной ноге и не заваливаться вбок.
Второе, не менее важное задание — торможение. Очень важно научиться правильно тормозить, это поможет избежать нежелательных падений и травм
Спорт и активный образ жизни полезны в любом возрасте. Для ребёнка спорт — залог гармоничного психологического и физического развития. Катание на роликах поможет сформировать костную систему и позвоночник, улучшить кровообращение и обмен веществ. Кроме того, активный досуг дарит заряд энергии и положительные эмоции.
Оценки в танцах на льду
Танцы на льду были введены как спортивная дисциплина ввиду скучного соревнования по спортивным танцам. В исполнении запрещаются сложные поднятия партнерши над головой, подкрутки, сложные элементы акробатики. Используются прохождения дорожек, фигуры из бальных танцев в сочетании с согласованным парным катанием. Побеждает пара, набравшая по подсчетам максимальное число очков.
Оцениваются по аналогии с катанием одиночных спортсменов и парных. Отдается большая роль синхронному танцу, поддержкам, поворотам и оборотам в синхронности. Учитывается подобранная музыка, ее использование по теме постановки танца. Выставляются штрафы за ошибки, падения, несинхронное исполнение элементов. Коэффициента 1.1 для увеличения оценок за артистизм в этих расчетах нет.
Учитывается также авторитет спортсменов, приобретенные навыки за годы тренировок.
Очки за технику
Судьями техника оценивается очень строго. При исполнении обязательной программы учитывается:
гармония танца и музыки;
движения и ритм;
использование правильной постановки ребра конька, важно не использовать параллельное катание на двух ребрах одновременно;
танец проводится по определенному рисунку элементов;
- синхронность исполнения партнерами;
- четкость владения коньками при исполнении фигур.
Очки за общее впечатление
В 1982 году было принято решение предоставлять на соревнование несколько пар танцоров и проводить отборочные чемпионаты. На первый день проводится соревнование по обязательному танцу, на другой день – по оригинальной программе. Используется музыка без слов, поощряется применение фольклорных мелодий. Оценивается обыгрывание площади катка в танце:
- Один танец, в котором четыре последующих элемента занимают полный круг катка или шесть тактов с поочередным использованием половины площади.
- Дорожка из шагов не должна быть построена на продольной линии катка.
- Танцоры должны соблюдать синхронность в движении, за исключением переходов на реализацию элементов в такт с музыкой.
- Партнеры, держась за руки, могут только изначально выйти на лед, последующие движения исполняются только по указанным правилам соприкосновения пар.
- Используются костюмы указанного фасона, не мешающего исполнению.
Оценки: первая за технику и сложность элементов, вторая за пластику и четкость вхождения музыки в ритм танца.
Произвольный танец оценивается за технику, сложность, чистоту исполнения, пластику, сочетание мастерства с ритмом музыки, красоту костюмов, гармоничность партнеров, легкость при воспроизведении сложных поддержек.
Основные элементы фигурного катания на роликах
Каждый роллер должен уметь выполнять обязательные фигуры. К ним относятся:
- Вращения — выполняются на боковых, передних или задних колёсах. Если ролики рядные — на одном колесе, можно на одной или двух ногах.
- Шаги, которые применяют в фигурном катании (крюк, тройка), а также чисто роллерские шаги: крабий и змеиный. В первом случае роллер едет боком и сдвигает коньки от носков к пяткам. Во втором — одной ногой выполняется крабий шаг, а вторая — передвигается по кривой траектории.
- Прыжки исполняют такие же, как и в фигурном катании. Только не делается большой разницы между лутцем и флипом. Их оценивают одинаково.
- Тодес — практически невозможно выполнить на роликах, но спортсмены всё равно пытаются его изобразить, используя красивые позы.
Уровни сложности вращений в фигурном катании
Список черт сложности за которые дают уровни вращениям обширен и разнообразен. Это создаёт “пространство для маневра”, возможность подобрать вращения с учётом особенностей фигуриста и позволяет проявить индивидуальность. Как итог – исполнить вращения на максимальный уровень сложности.
Описание черт сложности уровня вращений
- Сложные вариации базовых позиций. Примечание. Базовым позициям вращений и их сложным вариациям посвящена отдельная статья.
- Прыжок внутри вращения. Примечание. После прыжка необходимо принять исходное положение в течение двух оборотов.
- Смена ноги прыжком.
- Сложная смена позиции на одной и той же ноге.
- Сложный заход на вращение. Примечание. Для вращений на левой ноге самым распространенным заходом является следующая последовательность: “Крюк вперёд наружу, выкрюк назад наружу”. Для вращений на правой – “Крюк вперёд внутрь, выкрюк назад внутрь”, “Твизл вперёд внутрь на правой ноге”. Въезд “качалкой” – перед самим вращением спортсмен резко опускает корпус вниз и поднимает свободную ногу как можно выше, после чего начинается вращение.
- Сложный выход из вращения. Примечание. Подпрыжка или движение на выезде, которое выглядит сложным в исполнении и оригинальным
- Четкая смена ребра во время вращения. Примечание. Для волчка действует только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружнее, то есть только на левой ноге.
- Три базовые позиции после смены ноги. Примечание. Совершив смену ноги, необходимо показать вращение в Либеле, Волчке и в позиции Стоя. Можно использовать базовые позиции или их вариации.
- Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом в Волчке или Либеле.
- Явное увеличение скорости в Либеле, Волчке, Бильмане.
- Восемь оборотов без смены позиции/вариации, ноги и ребра. Примечание. Для волчка эта черта засчитывается только при исполнении сложной вариации
- Сложная вариация захода в прыжках во вращение и вращениях заходом прыжком. Примечание. Самые распространенные варианты: чинян с демонстрацией в воздухе положение “Пистолетик”, бедуинский с приземлением в Либелу.
- “Качалка”. Примечание. Считается Небазовой позицией, поэтому, как и любая другая Небазовая позиция, может быть исполнена только в комбинированном вращении.
Дополнительные черты для Заклона
- Одна смена позиции назад-в сторону или наоборот. Примечание. Чаще всего исполняют переход из позиции Заклон в сторону в позицию Заклон назад.
- Позиция Бильман после Заклона. Примечание. В Короткой программе только после восьми оборотов в позиции Заклон.
Ограничения на использование черт сложности
Не смотря, а может быть из-за большого количества всевозможных черт сложности, есть определенные ограничения на их использование во вращениях
- Любая черта сложности может быть продемонстрированна только один раз за программу. Попытка демонстрации также будет считаться. Примечание.То есть, к примеру, если не получилось в комбинированнм вращении исполнить “качалку” три раза, то черта засчитана не будет и в другом вращении, даже при успешном исполнении, будет проигнорированна.
- Во вращениях со сменой ноги засчитываются только по две черты сложности на каждой ноге. Примечание.Если до смены ноги фигурист продемонстрировал три черты сложности, а после смены – одну, то технический специалист поставит только третий уровень сложности вращения
- Для заклона в короткой программе существует ограничение, которое гласит, что принимать позицию “Бильман” можно только после восьми оборотов в позиции заклона
Как считается итоговая стоимость элемента с учетом надбавки GOE
Каждый шаг GOE вверх или вниз приводит соответственно к увеличению или снижению количества баллов на 10% от Базовой стоимости элемента. В целом алгоритм вычисления итоговой стоимости следующий:
- Берем базовую стоимость выполненного элемента, которую определил Технический специалист и делим на десять.
- Находим среднее арифметическое выставленного GOE. То есть складываем все поставленные судьями плюсы и минусы, предварительно отбросив крайние значения (самую высокую и самую низкую оценки) и данную сумму делим на количество взятых оценок.
- Осталось перемножить подсчитанные в пункте один – десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое – из пункта два. Полученное число округляем до второго знака после запятой. Эту надбавку и прибавляем к Базовой стоимости. Данная цифра будет итоговым количеством баллов за элемент.
Расчет стоимости сольного прыжка с учетом GOE
В качестве наглядного примера подсчета стоимости элемента с учетом GOE возьмем распечатку Короткой программы, которую Елизавета Туктамышева исполнила на чемпионате России 2020 года, прошедшего в городе Красноярск.
И так, что мы видим на распечатке:
- Исполненный элемент – тройной Аксель
- Базовая стоимость – 8.00 баллов
- Поставленные судьями оценки – от 1 до -2
- GOE – -0.34 баллов
- Итоговая стоимость элемента – 7.66 баллов
Комментарий к детализации Елизаветы Туктамышевой
Из распечатки мы понимаем, что Технический специалист засчитал докрученный тройной Аксель. Если был бы недокрут, то напротив прыжка стоял знак “<” или “<<“. В то время как некоторые судьи решили, что недочеты в исполнении уравновешиваются положительными аспектами и поставили “0”, а другие заметили мелкие ошибки, что было отражено оценками “-1” и “-2”, один арбитр поставил “1”.
Следуя описаному выше алгоритму вычисления, вычисляем десять процентов от стоимости элемента, то есть от 8.00 баллов:
8/10=0.8
Затем находим среднее арифметическое выставленного GOE, не забыв проигнорировать самую высокую и самую низкую оценки. В данном случае это: “1” и “-2”. Соответственно, складываем оставшиеся семь оценок и делим на их количество. Получается:
(0+(-1)+0+(-1)+(-1)+0+0) /7=-3
Теперь перемножаем десять процентов от базовой стоимости и среднее арифметическое поставленных оценок, тем самым получаем количество баллов GOE:
0.8*-0.42=-0.34
Последнее действие – вычитаем GOE из базы и находим итоговую стоимость тройного Акселя в исполнении Елизаветы:
8.00-0.34=7.66
Подсчет GOE каскада прыжков
Теперь разберем, как судьи считают GOE для каскада. Сам алгоритм остается тем же самым.
Единственный нюанс – надбавка (или убавка – тут как повезет как получится у фигуриста исполнить элемент) GOE считается к самому высокому по стоимости прыжку каскада.
Посчитаем на примере великолепного каскада 3Lz+3T Камилы Валиевой, который она исполнила в короткой программе на 5 этапе кубка России-Ростелеком.
3Lz стоит 5.90 балла, а 3T стоит 4.20 балла
Тогда базовая стоимость каскада должна быть:
5.90+4.20=10.10
А в детализации базовая стоимость обозначена очень красивой цифрой: 11.11 (загадывайте желание). Ещё один балл и одну сотую (1.01 балла) дали за исполнение элемента во второй половине программы (это только прыжков касается).
Самый дорогой прыжок в каскаде – это лутц. Десять процентов от его стоимости – 0.59 балла.
Теперь отбрасываем самую высокую и самую низкую оценки GOE: +3 и +4. Осталось пять оценок, найдем их среднее арифметическое:
(4+4+4+4+4)/5=4
Перемножаем десять процентов стоимости тройного лутца на полученный коэффициент:
0.59*4=2.36
Складываем все озвученные баллы:
- 10.10 балла – базовая стоимость
- 1.01 балла – надбавка за исполнение во второй половине программы
- 2.36 балла – надбавка GOE
10.10+1.01+2.36=13.47 балла