Класс
Систем определения класса параплана несколько. Они основаны на том, какие испытания проходит аппарат перед запуском в производство. Самая популярная испытательная система — ACPUL. Она включает в себя семнадцать видов различных тестов.
Специалисты проверяют, как аппарат ведёт себя при взлёте, как он приземляется, с какой скоростью передвигается, использования каких аксессуаров требует, насколько стабилен при раскачивании, как выходит из срыва и ведёт себя на поворотах, каким уровнем манёвренности обладает и так далее. Полученные характеристики и становятся базой для определения класса устройства.
Competition
Такое устройство подходит тем спортсменам, которые практикуют ежедневные полёты. Пилот, пользующийся таким аппаратом должен обладать богатым опытом выхождения из разных небесных ситуаций.
Performance
Также подходит для опытных пилотов. Устройство обладает широким спектром дополнительных возможностей, реализующихся во время полёта.
Отличается довольно высокой стабильностью, что делает его более лёгким в управлении, чем Competition.
Standard
Пожалуй, самый простой в управлении класс параплана. Подходит для новичков и для тех, кто летает редко.
Очень стабилен. Может похвастаться высоким уровнем манёвренности.
Этот параплан без участия пилота может выйти из большинства полётных ситуаций.
Считается, что сначала выпускник лётной школы должен приобрести параплан класса Standart. Через год регулярных полётов он уже может купить параплан Performance. На Competition можно переходить тогда, когда в лётной книжке пилота накопилось не менее 150 часов полёта.
Если вы думаете о том, как выбрать параплан, здраво оцените свой опыт полётов и приобретайте только устройство подходящего класса.
Что безопаснее?
Изначально, нужно определиться с тем, что безопасность будет зависеть больше не от разновидности авиасредства, а непосредственно от пилота, от его уровня квалификации и возможностей пилотируемого устройства.
Другим вопросом станет то, какое летательное средство предоставит большее количество возможностей, в каком будет больше диапазон допустимых метеорологических условий. По таким показателям лучшим считается дельтаплан.
Вследствие того, что в дельтаплане (по своему устройству схож с планером), в отличие от парапланов (скорее похож на парашют), жесткое крыло, первые имеют большую стабильность в воздухе и меньше подвергаются «внешнему влиянию среды». Помимо этого, дельтаплан летает быстрее, что увеличит верхний предел ограничений на скорость ветра.
Параплан обладает существенным недостатком — у него в полной мере гибкое крыло (отсутствуют какие-либо жесткие составляющие), что ведет к складыванию авиасредства при значительной турбулентности. Однако, в качестве оправдания современному параплану, следует отметить, что они как складываются, так и раскладываются в полете. При соответствующих действиях (в ряде случаев без них) пилот вновь «раскладывает» крыло и продолжает пилотирование. Но для этого понадобится набрать необходимую высоту. Когда соответствующая высота не набрана либо не хватает времени, то земля окажется раньше, чем пилот разложит авиасредство.
Не стоит утверждать, что с дельтапланом возможно делать любые пируэты. При чрезмерном упорстве приспособление попросту сломается в полете. Однако для этого понадобятся крайне сложные условия и турбулентность, но параплан не летает при подобных метеорологических условиях.
Классификация парамоторов
Помимо стандартного парамотора, представляющего собой воздушный винт, расположенный за спиной человека, существуют также паралеты — особая разновидность парамотора, в которой пилот вместе с двигателем размещены на особой тележке. Благодаря использованию тележки во время приземления и взлета человек не держит двигатель на плечах, а в полет может брать с собой намного больше топлива, но, с другой стороны, если ранцевая конструкция позволяет совершить взлет практически откуда угодно, то паралет взлетает только с разбега, а для этого нужно найти ровную площадку, на которой не будет каких-либо кочек и рытвин.
Также существует множество подвидов, включая модели:
- Спортивные;
- Учебные;
- Тандем;
- Сидячие;
- Лежачие;
- С мягкой или кевларовой спинкой;
- С мягким протектором;
- Аэробеки;
- Целый ряд других.
Отличие параплана от дельтаплана.
Дельтаплан тоже относится к категории планеров-парителей, только его конструкция более жесткая, чем у параплана. Кроме этого, у пилота есть возможность за счет смещения центра тяжести управлять дельтапланом. Да и по весу он намного превосходит параплан – от 25 до 40 килограммов. Собирать его сложнее и дольше, транспортировка тоже проблематична. Полеты на дельтаплане требуют основательного обучения, как минимум необходимо около пятнадцати занятий пилотирования, тогда, как для обучения обращению с парапланом достаточно семь занятий. Во время учебных занятий, полеты стартуют с возвышенности, и поднимать на себе в гору параплан намного легче, чем дельтаплан. Управлять парапланом проще, скорость его ниже, отсюда и риск получения травм тоже снижается.
Кроме этого, для посадки дельтаплана нужно выбирать площадку, а параплан сядет практически в любом месте. Поэтому мест, где можно заняться этим видом спорта гораздо больше. Быть может, из-за этого парапланеризм более популярен в нашей стране, чем дельтапланеризм.
Обучение
Курс обучения проводится в школе под руководством квалифицированных инструкторов
Основным источником опасности при парапланеризме является неосторожное или неуклюжее пилотирование. Поэтому этот вид спорта необходимо изучать в школе, где пилотов учат технике, теории и практике шаг за шагом, без спешки
Эти часы тренировок дадут пилоту уверенность в том, что он освоил параплан.
Для безопасного полета необходима теоретическая подготовка по ветрам, технике пилотирования, аварийным ситуациям. Также понадобится тысяча советов, ухищрений, деталей, исправлений и т.д., которые можно узнать только у специалиста. К акро допускаются только прошедшие SIV-курс пилоты. SIV знакомит пилотов с опасными режимами полета.
Акробатика для пилотов
Акробатика в парапланеризме — это выполнение всех видов сложных маневров. Для их осуществления необходимо, чтобы пилот обладал отточенной техникой и широким спектром теоретических и практических знаний.
Парапланеризм — это наиболее распространенная форма свободного полета в последние годы. Акробатика добавляет эмоции и адреналин к парапланеризму, что делает спорт еще более возбуждающим.
Любая ошибка может быть фатальной, и чтобы этого не случилось, необходимо, чтобы пилот прошел специализированный курс. Обучение в школе парапланеризма позволяет студенту получить все возможные знания о движении параплана, а также обо всех мерах безопасности, необходимых для занятия парапланеризмом. Только тогда можно будет безопасно летать и заниматься любым видом акробатики.
В какую погоду не летают
Парапланеризм хоть и относится к экстремальным видам спорта, но требует холодной головы и правильного расчёта, сорвиголовы в этом спорте не задерживаются. Пойдя на поводу у своего желания полетать несмотря на погоду, можно в дальнейшем сильно пожалеть о своём поспешном поступке. Разобравшись в благоприятных лётных условиях, рассмотрим неблагоприятные и категорически неблагоприятные. Итак, на параплане не летают в дождь и не потому, что крыло намокнет (оно изготовлено из непромокаемой ткани), а потому, что в дождь силы поднимающегося воздуха в динамике может не хватить, чтобы поднять и само крыло, и пилота и в то же время преодолеть льющуюся с небес стихию, о термике речь можно вообще не вести, так как в дождь он просто не возникнет. Полёт на параплане невозможен в грозу, при сильном шквалистом ветре, граде, снеге по вполне понятным причинам. Многие парапланеристы летают зимой, используя динамический воздушный поток, и поскольку динамик не зависит от солнечной активности, то можно совершать полёты и в пасмурную, но бесснежную погоду. Но в таком случае ограничивающим фактором будет влажность воздуха. При сильной влажности летать не стоит, так как может начаться оледенение крыла, что приведёт к весьма печальным последствиям, особенно если у пилота нет парашюта.
Принцип полета на параплане
Параплан по конструкции близок к парашюту. У него нет мотора, а основную подъемную силу создает складное «крыло» эллиптической формы. В сложенном виде параплан можно упаковать в рюкзак и носить с собой. Вес конструкции — от 5 до 20 кг.
Самый простой способ летать на параплане — это подняться на возвышенность, расправить крыло, разбежаться и прыгнуть. Во время разбега параплан наполнится воздухом и поднимет пилота вверх. Полет будет напоминать замедленный прыжок с парашютом. За счет подъемной силы и силы тяжести планер будет лететь вперед и медленно опускаться.
Чтобы продлить полет можно найти склон с восходящим потоком — динамическим или термическим. Это поможет подняться в воздух и парить над склоном, а при мощном термике — подняться выше облаков и лететь вперед. Опытный пилот может перемещаться от одного термического потока к другому.
paradrom_chegem
gulzhan_turdubaeva
paraflypro
Полеты на параплане
Для начала определимся, что собой представляет параплан. Основная его часть – это мягкое крыло, имеющее специальные воздухосборники, через которые оно наполняется воздухом. Именно это поднимает его с земли. Движение вперед и вниз осуществляется с помощью силы тяжести, она же помогает создавать и сохранять определенную скорость параплану, которую ограничивает сила сопротивления, создаваемая самим крылом, стропами и пилотом. Чтобы преодолевать силу сопротивления, приходится расходовать набранную высоту. Поэтому, чтобы параплану лететь, ему надо постепенно снижаться – планировать.
Если человеку, управляющему парапланом ничего не предпринимать, чтобы оставаться на определенной высоте, то довольно скоро он окажется внизу. Понятно, что при этом снова придется идти в гору и заново начинать полет. Полеты с возвышенности относятся к категории простых и практикуются даже теми, кто не имеет опыта или теми, кто только учится обращению с парапланом. Однако, такое занятие может быстро наскучить и захочется освоить технику, при которой появится возможность летать не только сверху вниз, а парить на определенной высоте. Для этого придется научиться использовать восходящие воздушные потоки.
Разновидности
Конструктивные особенности парапланов с мотором позволяют выделить несколько их разновидностей:
- Мотопараплан. Оснащен рамой из тонких трубок (алюминиевых, карбоновых), к которой крепится кресло пилота, и силовой установкой. Она позволяет взлетать с горизонтальной поверхности. Чаще всего это двухтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью 14–29 л. с. и ременным либо шестеренчатым редуктором. Гораздо реже встречаются мотопарапланы с электродвигателем.
- Паратрайк. Вариация мотопараплана, у которой силовая установка крепится к тележке на колесах. Это облегчает взлет, но ухудшает мобильность.
- Аэрошют. Так называется парашют с мотором. Крыло здесь почти прямоугольное, такая форма обеспечивает пилоту стабильность при парении в условиях турбулентности. Модель для него комфортнее, может нести больший вес. Управляется он теми же клевантами, но ногами, а не руками. Необходимые навыки можно освоить за 2–3 дня.
- Паралет (или дельталет). Крыло по форме напоминает дельтаплан, но оно гораздо более гибкое. Аппарат очень легкий, скоростной, может нести большой полезный вес. Силовая установка крепится к тележке на колесах или лыжах. Управление балансирное, освоить его непросто.
МотопарапланПаратрайкАэрошютДельталетСпидглайдер
Парамотор с тележкой — паралет
Парамотор — это параплан, оснащенный силовой установкой. С помощью воздушного винта ранцевой установки создается тяга, за счет которой человек может свободно подниматься в воздух даже с горизонтальных площадок.
Парамотор с тележкой или паралет — это удобный летающий транспорт с силовой установкой, с помощью которой можно легко взлетать и двигаться в воздухе при отсутствии каких-то особых условий.
Паралет — это практически компактный личный самолет, который можно транспортировать с собой в любое путешествие, погрузив в багажник какого-нибудь автомобиля. Например, вы запланировали отправиться в продолжительное путешествие по России или хотите увидеть какие-то новые места за ее пределами. Благодаря паралету вы сможете увидеть их не только с высоты своего роста, но и полноценно насладиться местными пейзажами с неба. С его помощью вы можете увидеть всю красоту разных мест не только так, как это видит большинство других людей, а получив полноценную красочную картину.
airsportrussia
airsportrussia
airsportrussia
Нюансы управления
Для взлета на обычном параплане требуется склон и довольно быстрый разбег или пилота вместе с устройством поднимают на лебедке (примерно так запускают воздушного змея). Конструкция с мотором позволяет взлететь и с горизонтальной поверхности. Нужно просто разбежаться, сориентировать крыло против ветра так, чтобы оно наполнилось воздухом и завести двигатель. Расположенный сзади мотор «толкает» пилота вперед, устройство набирает высоту, пока он работает на больших оборотах.
Управление предусмотрено ручное. Если потянуть за клевант справа или слева, оболочка с этой стороны подогнется. Крыло повернет в эту сторону за счет изменения геометрии его поверхности. Одновременно задействованные ручки – это эффективный тормоз.
Для набора скорости на подвесной системе фиксируется акселератор. При нажатии на него ногой изменяется угол наклона аппарата, скорость увеличивается. Использовать его необходимо, ведь параплан неизбежно теряет высоту, расходуя энергию на преодоление сопротивления воздуха.
Параплан с мотором – еще одно устройство для любителей экстрима и незабываемых впечатлений. Технику управления им при желании может освоить каждый, никаких удостоверений «летчику» не требуется. Разумеется, это «транспортное средство» не лишено отдельных недостатков. Имеются и метеорологические ограничения для полетов.
Принцип полета на моторном параплане
Параплан можно без преувеличения назвать наиболее безопасным, легким и низкоскоростным летательным аппаратом из тех, которые существуют на сегодняшний день. Принцип полета его такой же, как и в случае с парашютом, но только это устройство предусматривает возможность управляемого планирования. Чтобы взлететь, человеку не нужно обязательно взлетать в небо на самолете, а достаточно только забраться на какую-нибудь возвышенность или же воспользоваться специальным стартовым оборудованием, дождавшись соответствующих погодных условий.
Параплан имеет небольшую дальность полета из-за того, что планирование само по себе очень зависимо от ветра, а также характеристик воздуха в определенной местности. При этом существует множество профессиональных парапланеристов, которые используют специальные техники для продления полета с помощью ветра и восходящих потоков воздуха, благодаря чему они могут преодолевать огромные расстояния.
Моторный параплан значительно упрощает полет, так как в нем указанные выше техники компенсируются использованием специального двигателя. Ему не требуются какие-то специализированные устройства для транспортировки или подъема в воздух, а находиться там можно столько времени, сколько позволяет емкость используемого бака. С помощью мотопараплана человек может самостоятельно добраться до высоты пяти километров, а среди остальных летательных аппаратов его можно назвать наиболее маневренным. Если же двигатель выключится из-за сбоя или окончания топлива, человек сможет дальше управлять полетом, как и в случае с обычным парапланом.
Если на моторном параплане установлено усиленное крыло и мощная силовая установка, в воздух это устройство поднимет не только пилота, но еще и дополнительного пассажира или же какие-нибудь грузы.
altair_aero
altair_aero
lucky.kotya
Как это бывает: первый самостоятельный полет
Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.
Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.
Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.
Нужна ли сертификация?
Введение сертификации на парапланы изначально преследовало цель обезопасить полеты. Присвоение класса аппарату дает представление о том, каких технических возможностей можно от него ожидать и предугадать его поведение в сложных ситуациях (срыв, сложение).
Россия
Российские парапланеристы отмечают, что все сертификационные тесты проводятся в спокойном воздухе над водной поверхностью и на большой высоте, поэтому не позволяют спрогнозировать поведение аппарата в нестабильных естественных условиях. Таким образом, сертификаты не дают гарантии безопасности полёта, но их отсутствие может привести к проблемам с надзорными органами.
Чтобы приобрести сертифицированный параплан, рекомендуется обращать внимание на нашивку, подтверждающую сертификацию крыла. Если такой нашивки нет, параплан не сертифицирован
Несанкционированные (без разрешения соответствующих органов) полёты на параплане в России облагаются штрафами «за нарушение правил полётов».
Европа
Со времени регистрации параглайдинга как спорта в европейских странах и введения стандартов классификации парапланов в середине 1990-х годов, их сертификация для осуществления полётов стала обязательной. Пилот, использующий крыло без подтверждения сертификации и нарушающий другие правила и законы малой авиации, может быть оштрафован службой контроля на сумму от 300 до 2000 евро.
Купоны на полеты на параплане, дельтаплане, прыжки с парашютом и другие активности: https://ktoletit.ru/biglion/
Отличие параплана от парашюта.
Внешне параплан очень напоминает парашют, называемый «крыло», но есть определенные отличия:
- 1. Купол парашюта – прямоугольник, а параплана – эллипс.
- 2. Длина купола параплана больше, чем у парашюта.
- 3. Поверхность параплана гладкая, строп мало и они тонкие. Парашют изготавливается из секций, поэтому его поверхность не гладкая.
- 4. Площадь купола параплана больше.
Назначение парашюта – прыжки с самолета, то есть он уменьшает скорость падения и обеспечивает мягкую посадку на землю. Параплан стартует с возвышенности, его движение – это полет, а не падение. Поскольку параплан не должен раскрываться в свободном падении, при его изготовлении используют материалы, более легкие и, одновременно, жесткие. Снижаясь на один метр, он успевает пролететь до десяти метров по горизонтали, то есть его аэродинамика составляет от 7 до 10 единиц, а у парашюта всего от 2 до 4-х при скорости снижения 4 м/с.
Характеристики
Параплан – наиболее медленный из летательных аппаратов тяжелее воздуха. Типичные скорости полёта относительно воздуха 20-70 км/ч. За счёт низкой скорости, склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и минимальных требований к площадке для экстренной посадки, параплан прост в обучении и прощает некоторые ошибки пилота.
Однако параплан имеет сравнительно невысокие лётные характеристики, что сильно ограничивает его возможности по погодным условиям. Параплан является самым лёгким (5–7 кг) и самым доступным (от 1000 евро) среди пилотируемых летательных аппаратов. Малый вес параплана по сравнению с планёрами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы работают только на растяжение и, соответственно, изготовлены из тканевых материалов.
Старт с горы, лебедки, земли
Из вышесказанного понятно, что для продления дальности полёта параплану требуется набрать как можно большую высоту. Вот почему наибольшей дальностью отличаются полёты, стартовавшие с вершины или склона горы.
Оптимального парения можно добиться, если стартовать со склона минимум с 30-40-метровым перепадом высоты.
На равнинной местности пригодные для планирования потоки воздуха формируются на высотах 300-400 м, хотя, как правило, их сложно обрабатывать. Более комфортно работать с восходящими потоками с земли на высоте от 500 м над уровнем равнины.
Чтобы обеспечить успешный старт, пилот становится против ветра, расположив крыло параплана позади себя, наклоняется вперед и начинает разбег. Воздухозаборники крыла наполняются, приобретают необходимый профиль и отрывают подвеску с пилотом от земли.
Если в ландшафте местности отсутствуют возвышенности, пилоты используют буксировочный комплекс — лебёдку. Она крепится карабинами к ремням подвески. Этот приём часто применяется в учебных полётах лётных школ.
Важным условием для старта с лебедки является наличие ровной и относительно чистой (не заросшей высокой травой или кустарником) площадки для разбега.
Буксирование позволяет крылу быстрее наполниться воздухом, набрать объём и обрести необходимую парусность. Поднявшись на необходимую высоту, пилот отцепляется от лебёдочного троса.
Достоинства и недостатки старта с лебедки
Пилоты называют следующие преимущества старта с лебедки:
- Буксировочный комплекс устраняет зависимость полётов от капризов погоды и позволяет летать при любом направлении ветра.
- Для учеников это отличный способ сэкономить силы — им не приходится подниматься в гору, полёт начинается и заканчивается на месте взлета, поэтому новички больше сосредотачиваются на учебном процессе.
- За счет экономии сил и времени удаётся совершить большее количество полётов, нарабатывается больший опыт взлётов и посадок, чем при старте со склонов.
- Старт с лебёдки обеспечивает достаточно большую высоту, а значит, и длительность полётов, чего сложно достичь при старте с земли.
- С лебёдки можно добиться эффективности полёта не только в ветреную погоду, но и в штиль.
- Как итог, суммарный показатель налёта ученика обычно в несколько раз выше, чем при обучении на склонах.
Недостатки лебёдочного старта для начинающих спортсменов:
- по сравнению с типичной высотой обучения на склоне высота взлёта на лебёдке в 10 раз больше, что вынуждает считать этот метод более опасным;
- буксировка значительно упрощает взлёт, это расслабляет пилота-новичка и лишает его навыков старта с горы;
- привыкшие к лебёдке ученики мало подготовлены к полётам в динамике и боятся склонов, не имея опыта работы с ними;
- лёгкость и доступность учебных полётов на лебедке при их большой высоте (200-300 м) приводят к тому, что ученик переоценивает собственные силы и недооценивает сложность разнообразных нюансов при естественных полётах.
Главным недостатком старта с лебедки является то, что для работы с ней требуется команда, которая должна обеспечивать установку и контроль буксировочного комплекса, спортсменам-одиночкам такой старт не подходит.
Советы опытных пилотов
Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:
- Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
- Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
- Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
- Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
- Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
- Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
- В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
- Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
- После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
- Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
- Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!
Основные характеристики
Вес самой оболочки параплана – всего 5–8 кг. Мотор – это еще плюс 8–12 кг. Такую массу по силам поднять абсолютному большинству взрослых людей.
Скорость варьируется в пределах 20–65 км/ч. Такой большой «разброс» обусловлен опытностью пилота, его умением реагировать на сложение оболочки параплана. Иногда производители искусственно ограничивают скорость моделей для начинающих и любителей 30–40 км/ч.
Еще одно важное для пилотов свойство – глайд – частное дальности полета к высоте. Если при снижении на метр по горизонтали параплан пролетает 10 м и более, это качественная спортивная модель
На учебных – аэродинамическое качество составляет 7–8 единиц.
Объема бензина при моторе класса Standard хватает примерно на 3 часа полета. На подготовку параплана уходит максимум четверть часа. Высота полета – до 5 км.
Летать на параплане с мотором можно круглогодично. Температурных ограничений не предусмотрено. Запрещаются вылеты в следующих случаях:
- при скорости ветра от 8–10 м/с;
- под ливнем, снегопадом, которые ограничивают видимость;
- в туман (по той же причине);
- при сильных восходящих воздушных потоках – не все могут справиться с турбулентностью.
Купить параплан: основные правила выбора
При покупке параплана стоит учитывать несколько факторов, от которых сильно зависит качество дальнейших полетов
В первую очередь стоит обратить внимание на сертификацию параплана. Сертификация говорит о том, для кого подходит данное крыло
Современные крылья чаще всего попадают в одну из четырех категорий (A, B, C, D).
Категория A — учебные крылья, которые подходят начинающим пилотам. Начинающий пилот в нашем понимании — это человек, который ранее не летал на парапланах. Техника для него новая и непонятная. В таких случаях требуется самый надежный параплан, который будет прощать все ошибки пилота на этапе обучения.
Категория B — парапланы для пилотов выходного дня. Пилот выходного дня в нашем понимании — это пилот, успешно прошедший первоначальный курс обучения. Общий налет на параплане такого пилота составляет около 30-40 часов. Парапланы категории B летят немного быстрее, имеют более резкое управление и требуют от пилота более точных воздействий.
Категория C — парапланы для опытных пилотов с налетом не менее 70 часов. Данный класс крыльев предназначен для длительных маршрутных полетов. Начинающий пилот в сложной ситуации с таким крылом не справится. Крылья категории C требуют очень точных и взвешенных управляющих воздействий как весом, так и клевантами.
Категория D — парапланы для спортивных целей. Подойдут опытным пилотам-спортсменам. Современные крылья категории D имеют двухрядную стропную схему, большое удлинение.
Также можно отдельно выделить парапланы, которые прошли только нагрузочные тесты. Обычно их заносят в категории LoadTest. К таким крыльям, чаще всего, относятся спидглайдеры и некоторые размеры обычных парапланов, не прошедших сертификацию из-за своего сложного поведения в нештатных ситуациях.
При выборе параплана также стоит обратить внимание на площадь крыла. Дело в том, что каждый размер параплана имеет свою весовую вилку
Предположим, крыло рассчитано на полетный вес 80 — 100 кг. В эту массу входит вес пилота и вес всего оборудования. Так, при свободном полете общий вес снаряжения составляет около 20 кг. Значит, вес пилота должен находиться в пределах 60-80 кг. Оптимально крыло грузить от середины вилки и выше. В таком случае вес пилота должен быть 70-80 кг.
Такой подход объясняется тем, что только в данных диапазонах крыло соответствуют заявленным характеристикам безопасности. В противном случае крыло считается несертифицированным.
Предположим, что крыло будет недогружено — вес пилота меньше рекомендуемого значения. В таком случае крыло будет лететь медленнее и больше подвергаться сложениям. После сложения крыло будет медленнее раскладываться, этот процесс займет больше времени, а это может привести к травме.
В случае перегруженного крыла ситуация меняется на 180 градусов. Крыло становится резким, на управление реагирует остро. Сложения протекают быстро, непредсказуемо. Удержать крыло в сложенном состоянии сложнее, оно норовит быстро менять траекторию полета. Чтобы вывести крыло в нормальный полет, требуется хороший навык управления. Это говорит о том, что новичкам такая ситуация не по зубам.
Учитывая данную информацию, становится понятно, что нельзя купить универсальный параплан, например, на всех членов семьи. Также становится понятно, что на тандемном крыле нельзя летать одному.
Хочется отметить, что начинающие пилоты часто хотят купить тандемное крыло, чтобы катать своих родственников и товарищей. Друзья, тандем-пилотом можно стать после 2-3 лет активных полетов на одноместном параплане!
Параплан
Параплан внешне похож на парашют, но имеет свои особенности в конструкции. Он представляет собой удлинённое крыло с воздухозаборниками, проникая в которые воздух поднимает всю конструкцию вместе с пилотом. Купол изготовлен из специальной прочной и водонепроницаемой ткани и разделён на секции, часть секций открыты для доступа воздуха, секции по краям крыла закрыты и называются «уши». Последние придают форму и устойчивость.
Параплан имеет стропы со сложной системой ветвления, образующей несколько ярусов. Для их изготовления используют прочный материал, выдерживающий на разрыв до сотни килограммов. С помощью строп параплан крепится к подвесной системе, в которой сидит человек. В нижней части строп находятся ручки управления, называемые клевантами. Если пилот хочет дать крен вправо, достаточно потянуть за правую клеванту, если влево — то за левую, потянув за обе клеванты, пилот замедлит скорость на посадке.
Существует несколько классов парапланов:
- standard — достаточно простые в управлении модели, хорошо подходящие новичкам, конечно, лётные характеристики у них не самые высокие, зато они надёжны и простят небольшие ошибки;
- performance — переходный класс, предъявляющий больше требований к пилоту, но и «выжать» из него можно гораздо больше, чем из предыдущей модели;
- competition — спортивные модели для парапланеристов со стажем и солидным багажом умений, обладают превосходными лётными характеристиками и позволяют развить большую скорость, но и малейшая ошибка при полёте на таком крыле может стать последней, именно такие парапланы используются на спортивных соревнованиях.
Существует также классификация парапланов в зависимости от их назначения:
- учебные, как понятно из названия, их используют при обучении, именно таким снаряжением укомплектованы лётные школы;
- акро — созданы специально для трюков в воздухе, для обычных полётов они плохо подходят из-за более «нервного» поведения в воздухе;
- тандем — предназначены для полётов вдвоём, обычно такие крылья используются для катания туристов на курортах;
- мотопарапланы — созданы для полётов с мотором, они гораздо больше своих собратьев и выдерживают больший вес.