Типы
Термин мотоцикл имеет разные юридические определения в зависимости от юрисдикции (см. ).
Существует три основных типа мотоциклов: уличные, внедорожные и двойного назначения. Внутри этих типов существует множество подтипов мотоциклов для разных целей. Часто есть гоночные аналоги каждому типу, например, шоссейные и уличные велосипеды, или мотокросс, в том числе грунтовые велосипеды.
Уличные велосипеды включают крейсеры , спортбайков , скутеров и мопедов , а также множество других видов. Внедорожные мотоциклы включают в себя множество типов, предназначенных для гонок по грязи, таких как мотокросс, и в большинстве районов запрещены к использованию на улицах. Машины двойного назначения, такие как двойной спортивный стиль, созданы для езды по бездорожью, но имеют функции, которые делают их легальными и удобными на улице.
Каждая конфигурация предлагает либо особые преимущества, либо широкие возможности, и каждая конструкция создает различную позу при езде.
В некоторых странах использование опор (задних сидений) ограничено.
Классические мотоциклы[]
- Неоклассик
- Ретро-мотоцикл
- Нейкед (стритфайтер)
1/3
Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. Обычно лишены избытка пластмассовых деталей. Наиболее универсальные мотоциклы.
К классическим мотоциклам можно отнести:
- Ретро-мотоциклы – восстановленные или хорошо сохранившиеся модели 50-80-х годов.
- Неоклассики – современные мотоциклы в классическом стиле
- Нейкеды (стритфайтеры) — это некий гибрид спортивного мотоцикла с неоклассиком. Ранее чаще всего встречались самодельные стритфайтеры. Т.е. брался, например, чистый спорт, с него снимаался пластик, задирался зад, клипоны меняли на руль по выше и т.д… Однако на сегодняшний день крайне популярны серийные модели этого класса, зачастую наследующие двигатели серийных спортбайков
Классическое исполнение
Питбайк Kayo 125 Classic оснащается одноцилиндровым силовым агрегатом «Лифан». Это четырехтактный двигатель с мощностью 11 л/с и рабочим объемом в 120 см3. Крутящий момент, который может достигать значения в 8 000 оборотов в минуту, впечатляет. Используется воздушная система охлаждения. Эти характеристики позволяют мотоциклу разгоняться до 80 км/ч, при этом байк обладает хорошей маневренностью. Приятный звук работающего двигателя разбавляется звуком выхлопа.
Двигатель тратит 2,5 л на 100 км пробега. Топливный бак с емкостью 5,5 л выполнен из пластика и дополнен специальным стравливающим клапаном.
Четырехступенчатая коробка механического типа обладает некоторыми особенностями, которые заключаются в способе переключения передач. Первое положение является нейтральной передачей. При выборе следующих режимов лапку необходимо поднимать вверх. К такому способу переключения нужно привыкнуть. Байк оснащается дисковой тормозной системой с армированными шлангами.
Рама, выполненная из стали, отличается довольно простой конструкцией. Но именно благодаря этому обеспечивается ее надежность. Она способна выдерживать нагрузки, возникающие даже после прыжков. Впереди установлена перевернутая телескопическая вилка. Амортизатор маятникового типа представляет заднюю подвеску — эта конструкция позволяет отрегулировать жесткость по своему усмотрению.
Внешние элементы исполняются из пластика, способного выдержать удары и другие механические воздействия. После удара они возвращаются в исходное положение.
ФУТБОЛ НА МОТОЦИКЛАХ
Мотобол или футбол на мотоциклах, не самый известный вид спорта, но мотоболу уже почти сто лет. Первые игры состоялись в 1929 году в Дижоне. Хотя есть версия, что французские цирковые актеры впервые сыграли для зрителей в футбол на мотоциклах в 1923 году. Так или иначе, но родина мотобола — Франция.
В мотобол играют две команды по 5 человек. 4 полевых игрока и вратарь. Спортсмены перемещаются по полю на мотоциклах. Размер поля идентичен с классическим футбольным. Покрытие обычно гаревое или же асфальтовое. Отличие — отсутствует разметка в виде круга в центре, а площадь ворот размечена в форме полукруга, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Суть игры заключается в поражении ворот соперника мячом, который в диаметре доходит до 40 сантиметров. Изначально вратарь защищал ворота, сидя на мотоцикле, но позже был лишен этого атрибута. Мотобольные мотоциклы отличаются от своих классических собратьев. У переднего колеса расположены специальные дуги, используемые для ведения мяча и «плуги» для недопущения попадания мяча под мотоцикл.
В 1933 году состоялся первый международный матч между командами из Англии и Франции, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.
После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии.
В Москве мотобольная «премьера» состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры.
История проведения международных мотобольных турниров ведет летоисчисление с 1964 года. В первом розыгрыше кубка Европы участвовали сильнейшие команды Франции, Германии, Голландии и Бельгии. Кубок Европы по праву достался самым опытным игрокам — французам.
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» (г.Элиста) стала первым чемпионом СССР.
В 1966 году Советский мотобол дебютировал на международной арене — команда «Домбай» (Черкесск) провела ряд встреч во Франции и ФРГ. В 1967 году «Домбай» принял участие в официальном розыгрыше Кубка Европы и сразу же одержал в нем победу.
Самыми титулованными командами страны являются «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Сегодня в мотоболе многое изменилось. С распадом СССР распались и общесоюзные соревнования — их заменили розыгрыши чемпионатов и кубков России, Украины, Белоруссии, Литвы. В остальных странах бывшего СССР о мотоболе забыли, что можно сказать и об Англии, Испании, Бельгии, Болгарии. Но в Германии и во Франции по-прежнему десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты.
Мотобол — европейский вид спорта, никогда не выходивший за пределы континента. Главнейшим мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларусии, Украины, Литвы, Голландии.
Несмотря на то, что данную соревновательную дисциплину придумали во Франции, большая часть его истории связанна с нашей страной, поэтому мотобол по праву может считаться русским видом спорта.
Автор текста: Татьяна Попова.
Автор фото: Татьяна Буренкова
Выбор первого байка
Если вы новичок, не советуем вам начинать сразу с большой кубатуры. Выбор первого мотоцикла должен базироваться на соображениях безопасности. Необходимо понять принципы управления байком, хорошо выучить ПДД, отличать разницу между ездой по ДОПам на машине от езды на двухколёснике.
А разница есть! Автомобиль – габаритный транспорт. Его хорошо видно на дороге (и то регулярно происходят ДТП). Мотоцикл же всегда остаётся невидимкой. Даже яркая экипировка не помогает
Для новичка очень важно убедиться в этом на своём опыте. Необходимо будет также научиться предугадывать дорожную обстановку на «несколько ходов» вперёд
Все мотоциклисты знают, что большая кубатура и взрывной характер провоцируют пилота нарушать правила. Если опытный райдер может себе это позволить, то новичок пока не умеет настолько хорошо реагировать. Его рефлексы не отточены, навыков всё ещё маловато. Зато гонора – хоть отбавляй! Поэтому мы советуем в качестве первого мотоцикла выбирать 125-кубовую технику. Вот несколько её преимуществ:
- Открыть категорию А1 для законной езды по ДОПам можно уже с 16 лет;
- Эти байки сравнительно недорогие, как новые, так и б/у;
- Они весьма дёшевы в обслуживании;
- «Кушают» очень мало топлива;
- Расходники и запчасти можно найти даже в глубинке;
- Одного-двух сезонов вполне достаточно для того, чтобы освоить необходимые навыки управления мотоциклом;
- Если вы купите японский мот с пробегом, к примеру – легендарную Yamaha YBR 125, то продать его сможете по той же цене, не теряя в деньгах.
Эволюция мотоспорта[]
Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Кроме того, эти гонки шли с «нейтрализацией», но даже это не исключало несчастных случаев во время соревнований. Для повышения зрелищности и популярности мотосоревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно.
Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъему на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.
Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.
Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904—1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка — для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными.
С развитием дорожных гонок продолжалась работа по достижению максимальных скоростей в рекордных заездах на различные дистанции. Осуществимо это было только на прямых участках автострад или специальных треках. При этом к конструкции мотоцикла предъявлялись своеобразные требования — поворотливость и управляемость на виражах, а также процесс разгона и торможения играли здесь второстепенную роль.
Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов — гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.
В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения — International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро».
В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.
С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта — например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.
Крузер(Cruiser)
Крузер(или как некоторые называют Круизер) сделан в стиле американских машин с 1930-х до начала 1960-х годов, таких как Indian и Harley-Davidson, последний в значительной степени определяет данную категорию.
(Harley-Davidson Street)
В основной массе мотоциклы оборудованы V-образным двигателем с большим объемом до 1000 кубов, хотя есть и другие конфигурации. Моторы настроены на низкий крутящий момент, что делает их менее требовательными к езде, потому что на них нет необходимости так часто ускоряться.
Водитель располагается на байке, помещая ноги вперед, а руки поднимаются достаточно высоко, так что спина находится в прямом состоянии или слегка откинувшись назад. При низких и средних скоростях Крузер окажется более комфортным, чем другие мотоциклы. Однако езда в течение длительного времени по автостраде может утомить из-за попыток сопротивляться силе ветра, который бьет прямо в грудь наездника. Аппараты ограничены при поворотах в следствии недостаточности дорожного просвета.
(Honda Shadow VT 750)
Известным представителем данной группы является Honda Shadow 750(на фото выше). На Авито этот Крузер можно купить по средней цене в 250 — 300 тысяч рублей.
Задняя подвеска[]
Подвеска рычажного типа • Амортизаторы • Схемы задней подвески
Основная статья: Задняя подвеска
Впервые задняя подвеска на мотоциклах появилась относительно недавно. В то время как необходимость передней подвески стала очевидной практически сразу, с задней подвеской дело обстояло гораздо менее критично – до тех пор, пока не увеличились скорости. На протяжении десятилетий параллелограммные вилки работали совместно с жесткой подвеской заднего колеса (известной многими под названием хардтейл (hardtail), а наиболее крупные неровности дороги смягчались за счет подрессоривания одиночного сиденья. Пассажиру приходилось мириться с элементарной подушкой, расположенной над задним крылом, а вместе с ней и с большинством ударов и вибраций, передаваемых задним колесом.
Вскоре после второй Мировой войны из-за роста скоростей отсутствие задней подвески стало серьезной проблемой для гоночных мотоциклов, потому что время отсутствия контакта заднего колеса с дорогой тоже увеличилось. Это означало, что отсутствие подвески начинает ограничивать общие характеристики машин.
Одной из первых появилась задняя подвеска свечного типа. Она представляла собой чуть больше чем пара двухсторонних вертикальных пружин. расположенных по обе стороны рамы между двумя специальными кронштейнами задней вилки. Ось колеса располагалась между ними и закреплялось между верхними и нижними пружинами. Несмотря на отсутствие амортизации, рамы со свечной подвеской обеспечивали определенный уровень комфорта и управляемости, и вскоре они стали широко использоваться на дорожных моделях. К числу главных недостатков подвески такого типа можно отнести износ (следовательно, стремление колеса к скручиванию относительно рамы из-за отсутствия взаимосвязи между концами вилки)и недостаточный ход подвески, который ограничен из-за натяжения цепи при вертикальном смещении колеса в любую сторону от центрального положения; кроме того, это означает, что в центральном положении цепь будет иметь самое слабое натяжение. Представленная компанией Triumph в 50-х годах подрессоренная ступица, по сути, являлась дальнейшим развитием задней подвески. Пружинный механизм располагался внутри задней ступицы и обеспечивал подрессоревание оси заднего колеса. Таким обрезом, подвеска получала некоторый ограниченный ход по сравнению с жесткой подвеской заднего колеса.
Настоящий прорыв в области задних подвесок произошел с появлением качающейся задней вилки, или маятниковой рычажной (название обычно сокращают до “рычажной подвески”). Подвеска такого типа вскоре стала использоваться повсеместно, что мы наблюдаем до сих пор, хотя по сравнению с первоначальной конструкцией в результате ее развития, применения современных материалов, и совершенствования используемых амортизаторов появилось множество вариантов такой подвески.
Одно из главных требований к задней подвеске любой конструкции – способность обеспечить расположение колес в одной плоскости, а оси колеса • под прямым углом к осевой линии рулевой колонки. Это зависит от прочности и жесткости подвески, а также от способности шарниров выдерживать высокие осевые и радиальные нагрузки.
Мотобол сейчас
Со временем интерес аудитории к мотоболу стал слабеть и сейчас по масштабу и популярности он существенно уступает другим дисциплинам, к примеру, мотокроссу или эндуро. Самое простое очевидное подтверждение этого факта – отсутствие мирового чемпионата.
Наиболее важным событием в этом направлении по сей день остается Чемпионат Европы, пришедший на смену Кубку Европы в 1986 году. В остальном все соревнования носят исключительно локальный характер. Например, национальные чемпионаты проводятся во Франции и Германии и, конечно же, России. Помимо Чемпионата у нас также на регулярной основе проводится Кубок России и личное первенство России по мотоболу среди юношей.