Шоссейно-кольцевые гонки
В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.
Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:
- MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см 3 .
- Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.
Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.
Существует такой вид спорта как мотобол — футбол на мотоциклах • Фактрум
Что получится, если объединить футбол и мотоциклы? Получится мотобол — популярный в Европе моторизованный спорт. Разумеется, спорт этот далеко не безопасен — спортсменам на мотоциклах в погоне за мячом приходится проявлять невообразимую ловкость и совершать умопомрачительные трюки.
Во многих странах Европы есть даже национальные сборные по мотоболу. Что интересно, многие лучшие мотоболисты мира родом из России.
Матч по мотоболу проводится на футбольном поле. В игре участвуют две команды по пять игроков в каждой: четыре ездока и вратарь — единственный, кто не сидит на мотоцикле. Цель игроков на мотоциклах — большой мяч 40 см в диаметре и весом около одного килограмма. Когда игрок подъезжает к мячу, он одной ногой притормаживает, а другой пинает мяч.
За матчем следят двое судей. Матч делится на четыре тайма по 20 минут. Вратари стоят в красной области перед воротами, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Зато в их распоряжении всё остальное поле, по которому они и ездят на огромной скорости, иногда около 100 км/ч. Есть несколько правил безопасности: например, игроки не имеют права таранить друг друга или пинаться, но от травм это не всегда спасает.
Мотоциклы, на которых ездят игроки, специально разработаны для мотобола и подогнаны под тело ездока. Сейчас такие мотоциклы производятся в Испании — мотобольные клубы Франции, Германии, России, Беларуси, Украины, Литвы и Нидерландов покупают технику у одной компании.
Мотобол — любимый вид спорта в нескольких небольших городах России. Но первый неофициальный матч по мотоболу состоялся во французском городе Дижон. Игра быстро завоевала популярность, и через десять лет в неё уже стали играть в Англии, Нидерландах, Испании и Бельгии. А первый официальный матч прошёл в 1963-м году в СССР.
В наши дни есть несколько ежегодных чемпионатов по мотоболу: Кубок европейских наций, Кубок Франции, Кубок европейских чемпионов и другие. Почти каждый год выигрывает Россия, а второе место чаще всего достаётся Франции.
11 шагов для безопасной езды на мотоцикле
Смертность среди мотоциклистов очень высокая, поэтому лишний раз убедитесь, что вы делаете все возможное, для своей защиты.
Что необходимо для безопасной езды на мотоцикле:
– Права – Шлем – Защитная экипировка – Предельная осторожность – Светоотражающие элементы в одежде
Шаг 1: Пройдите курс обучения
Получите права на управление мотоциклом. Пройдите курс обучения, чтобы убедиться, что вы полностью владеете правилами дорожного движения. Прочитайте руководство по эксплуатации мотоцикла и внимательно изучите ваш байк, чтобы хорошо ознакомиться с его элементами управления перед началом езды.
Шаг 2: Одевайте шлем
Всегда одевайте шлем и проверяйте, чтобы он был надежно закреплен на голове. Убедитесь, что шлем соответствует нормам безопасности. Если он не имеет встроенного визора, одевайте очки для защиты глаз от летящей грязи, мусора и насекомых.
Шаг 3: Носите защитную одежду
Носите одежду, мотоэкипировку, которая максимально закрывает поверхность тела. Перчатки защитят ваши руки от вылетающих из под колес, движущегося транспорта, камешков. Мотоботы будут защищать ваши лодыжки от травм и не позволят ногам скользить. Улучшите свою видимость для окружающих транспортных средств, используя светоотражающие элементы в одежде.
Шаг 4: Останавливайтесь осторожно
Всегда нажимайте передний и задний тормоз одновременно. Контролируйте усилие, чтобы не заблокировать колеса и избежать возможного заноса вашего мотоцикла.
Шаг 5: Будьте внимательны проезжая перекрестки
25% аварий с участием мотоциклистов происходит, когда автомобиль поворачивает на перекрестке налево, наперерез мотоциклу. Подъезжая к перекрестку будьте очень внимательны, сбавьте скорость. Не останавливайтесь на перекресте резко, лучше, один или два раза покажите «стопами» едущему позади транспортному средству, что вы замедляетесь или останавливаетесь. Убедитесь, что вы видны машинам по обе стороны от вас.
Шаг 6: При обгоне будьте внимательны
Прежде чем обогнать другое транспортное средство, убедитесь, что мотоцикл находится в левой части полосы, на безопасном расстоянии от других участников дорожного движения. Не ускоряйтесь, если другое транспортное средство уже пошло на обгон.
Шаг 7: Держите дистанцию
Постарайтесь держать безопасную дистанцию между транспортными средствами, движущимися спереди и сзади вас (золотое правило: дистанция в метрах должна соответствовать вашей скорости в км/час). Следите за возможными выбоинами или мусором на дороге. Контролируйте дорожную ситуация впереди, по сторонам, и сзади в зеркалах. Следите за другими водителями.
Не ездите за открытыми грузовиками и легковыми автомобилями с багажом, закрепленным снаружи (на крыше или в прицепе). Если груз отлетит – это может быть фатальным для вас.
Шаг 8: Избегайте езды в дождь
По мокрой дороге желательно ехать в половину медленнее, чем вы обычно ездите по сухой дороге. Скорость имеет решающее значение для двухколесных транспортных средств. Если вам все-таки необходимо ехать в дождь, сбавьте скорость.
Шаг 9: Никогда не ездите бок о бок с другим мотоциклом
Никогда не ездите бок о бок в одной и той же полосе движения с другими байкерами. Это ограничит или сделает невозможным маневрировать в случае возникновения опасности на дороге, например: ямы, мусор или внезапно выехавшее перед вами транспортное средство.
Шаг 10: Проходите повороты осторожно
После перекрестков, повороты являются наиболее опасными местами для райдеров.
Шаг 11: Никогда не пейте за рулем
Если вы выпили или устал, не садитесь на мотоцикл. В случае усталости ваша реакция замедляется также как и при употреблении алкоголя.
Сравнение с футболом
Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.
Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.
В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.
Мотобол сейчас
Со временем интерес аудитории к мотоболу стал слабеть и сейчас по масштабу и популярности он существенно уступает другим дисциплинам, к примеру, мотокроссу или эндуро. Самое простое очевидное подтверждение этого факта – отсутствие мирового чемпионата.
Наиболее важным событием в этом направлении по сей день остается Чемпионат Европы, пришедший на смену Кубку Европы в 1986 году. В остальном все соревнования носят исключительно локальный характер. Например, национальные чемпионаты проводятся во Франции и Германии и, конечно же, России. Помимо Чемпионата у нас также на регулярной основе проводится Кубок России и личное первенство России по мотоболу среди юношей.
История возникновения
Поскольку прообразом мотобола выступает привычный для нас «европейский» футбол, можно предположить, что появился он в Европе. И это действительно так. Родоначальником нового направления, как к слову, и многих других, выступила Франция — один из пионеров мотоциклостроения и мотоциклетного спорта в целом.
Когда и кто именно решил выехать на футбольное поле на мотоцикле неизвестно, но первый неофициальный чемпионат по мотоболу локального масштаба был проведен уже в 1931 году. Спустя год он был организован вновь и на этот раз даже привлек команды из нескольких крупных городов. А на 1933 пришлось уже два вполне официальных мероприятия: Чемпионат Франции и первая международная игра, где одной из французских команд-пионеров противостояла команда английского мотоклуба. Именно этот матч можно считать переломным моментом в истории мотобола, после которого о новой необычной дисциплине заговорили во всем мире. Так в 1936 официальные команды появились и в других странах, например, в Германии и Бельгии.
Окончательно закрепился на международной спортивной арене мотобол в 1963 году, когда был образован Международный союз мотобольных клубов и созданы окончательные единые правила соревнований.
Что касается СССР, то сюда футбол на мотоциклах, как и другие мотодисциплины, пришел с опозданием, с достаточно небольшим. Первые любительские соревнования организовали студенты Московского института физкультуры и спорта уже в 1937 году
Вместе с победным шествием мотобола по Европе они весьма быстро завоевали заслуженное внимание и вышли на официальный уровень. К примеру, желающих посмотреть на необычные матчи не раз принимали Лужники.
Несмотря на стремительный старт, до организации первого крупного события в мире отечественного мотобола прошло большое количество времени — первый в истории Чемпионат СССР был проведен лишь в 1965 году. Зато он получился по-настоящему масштабным, ведь за звание чемпиона на поле боролось целых 15 команд из ближайших республик.
Успех в международном состязании открыл отечественным мотофутболистам дорогу на европейские соревнования, проходившие в 1966 году в Германии и Франции. Из 5 сыгранных матчей 2 завершились их победой, а один принес ничью. Этих результатов было достаточно, чтобы спустя год оказаться в турнирной таблице Кубка Европы и не просто поучаствовать в столь масштабном событии, а под громкие овации победить команду «Камаре», на тот момент носившую титул 10-катного чемпиона Франции, и занять 1 место.
Это был первый, но далеко не единственный случай, когда отечественные спортсмены показали свой профессионализм. В дальнейшем команды СССР получали чемпионский кубок практически ежегодно, лишь изредка уступая соперникам из Франции или Германии.
Весьма интересно, что после распада СССР череда побед наших спортсменов не прекратилась: за 17 чемпионатов, прошедших с 1991 года, российская команда 10 раз становилась победителем, а в промежутках (за исключением 1999 года) привозила домой только серебро.
Мотобол. Футбол на мотоциклах.
Экстремальные виды спорта всегда отличались необычными правилами и своими особенностями, где каждый игрок путем собственных навыков добивался определенных целей.
Мотобол — это специальный футбол на мотоциклах. Это и есть главная его особенность, которая не похожа на остальные разновидности футбола. Как и положено большинству отдельных «дисциплин», родства с европейским футболом здесь нет, правила и тактика существенно отличаются. Одни считают, что это несерьезный вид спорта, другие же уверяют, что побывав на мотобольном матче вы будете сильно удивлены зрелищем. Не зря среди всех «футболов», именно мотобол считают самым быстрым. Каждый игрок в команде способен разогнаться до 100 км/час, при это успевая наносить удары по мячу и совершать различные трюки. В мотоспорте такая дисциплина занимает особое место и имеет серьезную популярность в Европе.
Популярность мотобола регулярно растет, проводятся международные соревнования, а во многих странах даже организованы национальные сборные. Интересным фактом является то, что российские игроки в мотобол считаются одними из лучших.
История мотобола
Страной основателем мотобола считается Франция, придумал игру в 1930 году, а первой командой стала французская «Сошо». Уже спустя 2 года были основаны еще отдельные команды в городах Франции. В 1933 году были проведены официальные соревнования, где победителем стала команда «СУМА». Именно «Сума» начали создавать специальные версии мотоциклов. В том же 1933 году был проведен матч международного уровня, где среди команд «СУМА» и «Честер Мотоклуб» французы стали победителями. По странам мира мотобол имеет большую популярность, например в Северной Африке состоянием на 1955 год насчитывали уже 10 команд. А Франция до сих пор активно развивается в таком симбиозе мотоспорта и футбола, имея профессиональные команды мирового уровня.
Правила мотобола
Здесь уже матч по мотоболу проводят на поле, размерами идентичными с футбольное. Единственное что изменили, это разметка, по центру убрали круг, а ворота вместо прямоугольных сделали полукруглыми. Земляное покрытие решили убрать и поставили асфальт или гаревое покрытие. Чтобы мотоцикл лучше ехал и имел хорошее сцепление, поле могут посыпать песком.
В мотобол играет по 5 человек в команде, где 4 игрока в поле с мотоциклами, а 1 игрок на воротах. Игра проводиться огромным мячом, на порядок больше стандартного. Вес мяча около 1 килограмма, диаметр 40 см. это позволяет игрокам удобно передвигать мяч по полю. Когда игрок хочет произвести действие с мячом, одной ногой приходиться тормозить, а второй пинать мяч.
Продолжительность матча — 4 тайма длительностью по 20 минут каждый. За ходом игры следят двое судей, которые должны не допускать нарушений правил — запрещено таранить друг друга мотоциклами и въезжать в зону вратаря, которая обозначена красной областью. По остальному периметру поля можно двигаться в любом порядке и разгоняться до любой скорости, некоторые умельцы смогли разогнать до 100 км/час.
К другим особенностям правил можно отнести:
- мотоцикл длиной не больше 2,2 метра;
- игроки должны достичь возраста 16 лет;
- в заявке допускается по 10 игроков на команду;
- перерывы по 10 минут;
- вратарю можно удерживать мяч максимум 10 секунд;
- нельзя блокировать игроков на мотоцикле, которые находятся без мяча.
Мотоциклы для мотобола
По конструкции стандартный мотоцикл для мотобола сильно похож на обычный кроссовый, но имеет некоторые особенности и доработанные детали. Например, французы придумали устанавливать дуги (бугели), которые удерживают мяч при движении на мотоцикле. Требования к мотоциклам росли, и вскоре стандартную мото технику стали заменять специальными мотоциклами для мотобола, которые производили известные европейские бренды. В среднем мотоцикл для такого вида футбола комплектовался двигателем от 175 до 250 кубов.
С учетом всех особенностей, готовый под мотобол байк конвейера станет идеальным решением для различных международных соревнований. Мотоциклы также подгоняют под рост игрока для максимального комфорта. Также регулируют по высоте. Вконтакте
Другие соревнования
Удивительно, но Чемпионат Европы – это единственное состязание по мотоболу подобного масштаба. Помимо него из более-менее крупных соревнований можно выделить лишь национальные чемпионаты, проводимые в странах, изначально развивавших мотобол:
- Чемпионат, Coupe de France и Кубок чемпионов во Франции,
- Чемпионат и Кубок в Германии,
- Чемпионат и Кубок в России и так далее.
Забавный факт: в США мотобол настолько неразвит, что на официальном сайте Red Bull, спонсора и организатора различных соревнований по экстремальному спорту, даже появилась статья «Мотобол – Величайший спорт, о котором вы никогда не слышали».
ФУТБОЛ НА МОТОЦИКЛАХ
Мотобол или футбол на мотоциклах, не самый известный вид спорта, но мотоболу уже почти сто лет. Первые игры состоялись в 1929 году в Дижоне. Хотя есть версия, что французские цирковые актеры впервые сыграли для зрителей в футбол на мотоциклах в 1923 году. Так или иначе, но родина мотобола — Франция.
В мотобол играют две команды по 5 человек. 4 полевых игрока и вратарь. Спортсмены перемещаются по полю на мотоциклах. Размер поля идентичен с классическим футбольным. Покрытие обычно гаревое или же асфальтовое. Отличие — отсутствует разметка в виде круга в центре, а площадь ворот размечена в форме полукруга, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Суть игры заключается в поражении ворот соперника мячом, который в диаметре доходит до 40 сантиметров. Изначально вратарь защищал ворота, сидя на мотоцикле, но позже был лишен этого атрибута. Мотобольные мотоциклы отличаются от своих классических собратьев. У переднего колеса расположены специальные дуги, используемые для ведения мяча и «плуги» для недопущения попадания мяча под мотоцикл.
В 1933 году состоялся первый международный матч между командами из Англии и Франции, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.
После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии.
В Москве мотобольная «премьера» состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры.
История проведения международных мотобольных турниров ведет летоисчисление с 1964 года. В первом розыгрыше кубка Европы участвовали сильнейшие команды Франции, Германии, Голландии и Бельгии. Кубок Европы по праву достался самым опытным игрокам — французам.
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» (г.Элиста) стала первым чемпионом СССР.
В 1966 году Советский мотобол дебютировал на международной арене — команда «Домбай» (Черкесск) провела ряд встреч во Франции и ФРГ. В 1967 году «Домбай» принял участие в официальном розыгрыше Кубка Европы и сразу же одержал в нем победу.
Самыми титулованными командами страны являются «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Сегодня в мотоболе многое изменилось. С распадом СССР распались и общесоюзные соревнования — их заменили розыгрыши чемпионатов и кубков России, Украины, Белоруссии, Литвы. В остальных странах бывшего СССР о мотоболе забыли, что можно сказать и об Англии, Испании, Бельгии, Болгарии. Но в Германии и во Франции по-прежнему десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты.
Мотобол — европейский вид спорта, никогда не выходивший за пределы континента. Главнейшим мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларусии, Украины, Литвы, Голландии.
Несмотря на то, что данную соревновательную дисциплину придумали во Франции, большая часть его истории связанна с нашей страной, поэтому мотобол по праву может считаться русским видом спорта.
Автор текста: Татьяна Попова.
Автор фото: Татьяна Буренкова
Мотобол в России
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» из города Элиста стала первым чемпионом СССР. В те периоды никто даже не задумывался о том, что Россия в будущем будет побеждать на чемпионатах Европы.
Вот что на вопрос «Как вы пришли в мотобол?» отвечает нынешний председатель комиссии мотобола в нашей стране Валерий Мосин, которого по праву можно считать легендой этого вида спорта:
«Честно говоря, это была чистая случайность. Я был в молодости всесторонне физически подготовлен, любил спорт. Но вообще-то я хотел заниматься не спортом, а историей, поступал на исторический факультет МГУ три раза. И ни разу меня не взяли. Меня интересовала археология, особенно любопытны были новгородские берестяные грамоты – тогда это была очень «горячая» тема. Но, увы, конкурс был большой, и у меня не сложилось. Да и опыта не было – ни в каких экспедициях не успел побывать.
Отслужил в армии три года. И когда вернулся, стал думать о трудоустройстве. А после армии тогда давалось три месяца, чтобы устроиться на работу и чтобы пошел стаж. И вот эти три месяца уже подходят к концу. Еду я из Видного на электричке и встречаю там свою знакомую с мужем. Мы разговорились, и я узнал, что муж работает в Центральном автомотоклубе. Я рассказал ему свою историю, он подумал и сказал: «А что, приходи завтра к нам на работу, нам нужны толковые люди».
И я пришел. Это был 1968 год. Мой отдел занимался мотогонками на льду, ледовым спидвеем и мотоболом. Спорт я знал и любил, поэтому быстро втянулся. Работал себе и работал, а потом обстоятельства сложились так, что к 1974 году в силу некоторых событий я остался в этом отделе один. Раз один, то и руководить пришлось мне, и я стал ответственным за сборную СССР по мотоболу. Первый блин комом не вышел – в 1975 году сборная выиграла чемпионат Европы во французском Ульгате, и я остался на посту».
Самыми титулованными командами страны являются «Метталург» из Видного и «Ковровец» из Коврова, которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Валерий Мосин вспоминает, что Юрий Гагарин даже однажды заглянул на мотобол:
«Были большие соревнования в Лужниках по множеству видов спорта, и Юрий Гагарин, который был тогда на гребне популярности, был главным судьей всех соревнований. Ну и на мотобол он подошел, там был показательный матч. Но по полю со свистком не бегал».
1 of 3
Игра мотобол
Все мы привыкли к таким традиционным видам спорта как футбол, хоккей, баскетбол и даже регби. Ведь как хорошо прийти на трибуну и насладится любимой игрой, эти чувства нужно испытывать как можно чаще.
Но в сегодняшнем материале мы расскажем вам про вид спорта под названием мотобол, который в ближайшем будущем непременно будет иметь вес в обществе. Тем более уже сейчас поклонников данного вида спорта в нашей стране немало. Не зря мотобол имеет международный статус, значит, интерес к нему действительно растет. Кстати, чемпионат Европы по мотоболу в этом году будет проводиться у нас в стране, в городе Ковров.
Спидвей
Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».
Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.
Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:
- гаревое,
- земляное,
- травяное,
- ледяное.
Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.
Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости. Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала
Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.
Особенности и правила игры в мотобол
Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.
Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.
Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.
Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.
Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.
К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».
Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.
Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).
Мотоциклы
Поскольку мототриал серьезно отличается от других дисциплин, мотоциклы для участия в нем также нужны специальные. При определенной внешней схожести с кроссовыми или эндуро-байками, мотоциклы для триала имеют достаточно весомые конструктивные отличия:
- отсутствие седла в привычном понимании – трасса преодолевается стоя, поэтому оно фактически не нужно, но при езде на дальние дистанции может использоваться накладное седло,
- заниженный центр тяжести для лучшей балансировки,
- облегченный 2-тактовый двигатель объемом 250-280 см3,
- максимально облегченная конструкция – общий вес порядка 80 кг,
- короткая колесная база,
- особая настройка КПП – скорость первой передачи других мотоциклов здесь развивается только на четвертой, при этом разрыв максмальных значений на первых трех передачах минимален,
- повышенный крутящий момент на низких оборотах, позволяющий совершать резкие рывки,
- подвеска – передняя телескопическая вилка и задний моноамортизатор без прогрессии с уменьшенным ходом,
- подвеска мягкая, эффективно гасящая удары от приземления,
- небольшой бензобак (примерно до 3 л) для облегчения конструкции,
- специальные «цепкие» шины с небольшим давлением, расширяющим площадь контакта колеса с поверхностью,
- чувствительный и надежный тормоз.
Триальные модели практически с самого расцвета дисциплины выпускаются серийно. Среди ведущих производителей можно выделить уже упомянутую в материале о мотоболе испанскую компанию Gas Gas; испанско-японскую Montesa, поддерживаемую Honda; испано-французскую Sherco; испанскую Ossa и самого старого из всех, зародившегося еще в 1904 году, итальянского производителя Beta.
Мотоциклы для игры в мотобол
Для игры в мотобол применяются мотоциклы во многом схожие с классическими байками для мотокросса, эндуро или туризма.
Изменению подвергаются рычаги системы управления путем установки дублирующего рычага заднего тормоза с левой стороны байка, т.к. одна нога спортсмена чаще всего занята мячом, что делает невозможным использование стандартного ножного заднего тормоза мотоцикла, расположенного справа.
В некоторых случаях применятся дополнительная ручка заднего тормоза, которую размещают непосредственно на руле мотоцикла.
Спереди клетки рамы мотоцикла устанавливаются так называемые «плуги» для комфортного ведения мяча и предотвращения его возможного попадания под колеса байка. Также в районе ведомой звезды и диска переднего тормоза устанавливается дополнительная металлическая защита, которая предотвращает повреждение компонентов мотоцикла в случае столкновения спортсменов во время игры или прямого попадания мяча.
Правила и общая информация
Мототриал – это так называемый «технический» вид мотоциклетного спорта. В основе его лежит максимально аккуратное преодоление серии секций с естественными или искусственными препятствиями за установленный лимит времени. При этом касаться земли или препятствий телом (не только ногами) для балансировки или отталкивания запрещено.
Касания, сделанные во время преодоления каждой секции, приносят участникам штрафные баллы, но система подсчета основана не на их количестве.
- Одно касание наказывается одним баллом.
- Два – двумя.
- Три и более – тремя.
Сразу 5 штрафных баллов дается спортсмену за:
- перенос любого колеса в сторону без движения вперед,
- движение назад,
- касание ногой трассы с одновременным отрывом одной из рук от руля,
- выезд за границы трассы,
- отказ от прохождения секции с предварительным уведомлением судьи
- вынужденная помощь майндера – человека, страхующего спортсмена (касание майндером спортсмена или его мотоцикла),
- заглохший двигатель,
- выход тела спортсмена за границы габаритов мотоцикла,
Помимо штрафов «за неаккуратность», штрафные баллы начисляются и за чересчур медленное прохождение. За превышение лимита времени, выделенного на прохождение секции, менее чем на 59 секунд начисляется 1 балл, при превышении на время от 1 минуты до 1 минуты 59 секунд – 2 балла и так далее.
При получении 5 баллов в сумме триалист снимается с секции и переходит к преодолению следующей. Победителем всего соревнования становится участник, набравший минимальное количество штрафных баллов.