Многодневные велогонки – Соревнования и подготовка – Особенности

Дорожные и трековые дисциплины

Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.

Шоссейные

Шоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные «болиды» не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.

Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.

Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: шоссейный;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы.

Трековые

Трековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.

Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: трековый;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.

Велокросс или Циклокрос

Велокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.

В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.

В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.

Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.

Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.

Велосипед для шоссе

Велосипеды для шоссейных гонок являются одними из самых дорогих. Для профессиональных гонщиков изготавливаются индивидуальные байки, на которых спортсмены могут выступить всего на нескольких соревнований.

Но эти велосипеды в дальнейшем не просто утилизируются, а продаются. Причем спрос на такие б/у байки очень большой, не смотря на их высокую цену.

Рама может выполняться из алюминиевого сплава или карбона. В самых бюджетных моделях могут применяться и другие сплавы, но самым распространенным материалом является именно углеволокно.

Рама должна обладать не только малым весом, но и хорошими аэродинамическими свойствами. Проводка тросиков внутренняя.

Колеса на сликовых покрышках. Они обеспечивают отличный накат и минимальное сопротивление. Обода могут быть аэродинамичные с высоким ободом. Колеса с аэропрофилем используются чаще на разделках, чем на длительных групповых этапах.

Трансмиссия с большим придаточным числом, особенно важно это для байков для индивидуальных гонок. Именно на разделках необходимо развивать максимальные скорости на небольших участках трассы.Руль типа баран

Он позволяет велосипедисту «ложиться» ближе к раме, что позволяет ему легче развивать высокую скорость, а так же снижать сопротивление воздуха.

Тормоза механические ободные клещевого типа. Гидравлические дисковые тормоза хоть и эффективнее, но весят непозволительно много для шоссейного велосипеда. Хотя обычных клещевых тормозов вполне достаточно для эффективного управления легким байком на гладкой дороге.

В целом можно сказать, что главная задача инженеров шоссейных велосипедов – максимально уменьшить их вес. Правда, международным велосообществом установлен нижний порог веса в 6,8 кг.

Самые передовые байки, которые могут быть допущены до Тур де Франс и весят около 7 кг, причем вес рамы может быть менее 900 грамм.

Плюсы

Занятия шоссейным велоспортом обладают немалыми преимуществами. Тренировки направлены на то, чтобы укрепить здоровье юного спортсмена и улучшить работу его сердечно-сосудистой системы. Благодаря аэробной нагрузке повышается объем крови, перекачиваемой сердечной мышцей. Упражнения, направленные на повышение выносливости, способствуют увеличению объема легких.

Велосипедист постоянно следит за дорогой, фокусируя взгляд на встречных объектах. Это — отличная тренировка зрения, а также профилактика близорукости. Кроме того, занятия велоспортом благотворно влияют на психику ребенка. Физическая активность на свежем воздухе поднимает настроение, избавляя от негативных мыслей и переживаний. Разум освобождается для новых идей. Многие творческие люди используют езду на велосипеде, чтобы запустить мыслительные процессы на максимум.

Шоссейный велоспорт включает в себя циклические дисциплины. Монотонные движения и глубокое дыхание способствуют притоку крови к мозгу. Это в свою очередь стимулирует появление новых клеток в гиппокампе — области, отвечающей за память.

Париж-Брест-Париж

Веломарафон по маршруту Париж-Брест и обратно – это самый массовый длительный велозаезд. На трассу выезжают более 2,5 тысяч велосипедистов на всех видах двухколесного транспорта: традиционном шоссейном велосипеде, лежачем, МТБ и других.

Этот старт является и старейшей регулярной велогонкой: год её основания – 1891-й. До 1951 года 1200-километровый веломарафон проводился среди профессионалов раз в 10 лет, а сейчас это любительский марафон с лимитом в 90 часов для 1200 км, организуемый раз в четыре года.

Для этого старта применительно название “бревет”, которым в веломарафонской среде именуют организованные заезды с лимитом времени на длинные дистанции. Стандартными дистанциями являются 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км. Бреветы проводятся под эгидой французского клуба Audax Club Parisien, где и утверждается мировой календарь.

Важно отметить, что просто так захотеть и попасть на гонку Париж-Брест-Париж у вас не получится. Для участия необходимо сначала проехать от 200 до 600 км с регистрацией зачета в местном клубе, который официально проводит бреветы

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Как выбрать секцию

Бесплатные секции велоспорта в вашем городе Азов, Ангарск, Верхняя Пышма, Волгоград, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Ижевск, Ишим, Калининград, Каменск-Уральский, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Краснодар, Курск, Майкоп, Мурманск, Мытищи, Набережные Челны, Новокузнецк, Одинцово, Омск, ПГТ Пышма, Пермь, Петергоф, Ржев, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Сестрорецк, Симферополь, Смоленск, Стерлитамак, Таганрог, Тверь, Тольятти, Тула, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Шахты, Ярославль, поселок Родники

При выборе секции необходимо опираться на собственные цели. Одни занимаются из чистого интереса, другие же грезят об Олимпийских играх. Поэтому будет не лишним узнать историю той или иной школы, ее репутацию. Внимания заслуживают заведения, которые много лет подряд выпускают высокоранговых спортсменов. Также следует оценить инфраструктуру. Огромным преимуществом для школы будет наличие собственного трека и загородных трасс.

Многое зависит от финансового положения семьи. Транспорт и экипировка стоят недешево, и нередко родители не имеют возможности приобрести их. Лучше отдать предпочтение государственным школам. Там имеется в свободном пользовании весь необходимый инвентарь.

Выбираем тренера

При подборе тренера необходимо учитывать характер ребенка. Строгий учитель привьет дисциплину ленивому спортсмену. Добродушный понимающий тренер поможет робкому ребенку быстрее адаптироваться. В велосипедном спорте встречаются наставники самых разных типажей. Пробное занятие поможет определить, насколько подходит тот или иной кандидат. Наличие или отсутствие психологической совместимости сразу бросается в глаза.

При прохождении начального этапа подготовки многое зависит от тренерского подхода к занятиям. Кто-то проводит их в игровой форме, кто-то относится к ним с максимальной серьезностью. До 13 лет ребенок будет осваивать лишь основы велоспорта. А обучить им способен любой квалифицированный тренер. Проблема в том, что неправильным поведением он может отбить у ребенка мотивацию к занятиям. Поэтому не стоит останавливаться на первом попавшемся наставнике.

Необходимо пробовать разные виды спорта. Возможно, ребенок соглашается на предлагаемую дисциплину просто потому что не знает о существовании других вариантов. В первый год посещения спортивной школы происходит формирование интереса. Некоторые дети числятся одновременно в нескольких секциях. Им часто приходится пропускать одно занятие ради другого. Спустя время они видят, каких результатов добиваются их ровесники, которые регулярно ходят на тренировки. И тогда им приходится выбирать наиболее приоритетное хобби. Родители должны не давить на ребенка и позволить ему самостоятельно принять решение. Иначе дело закончится обидами и упреками спустя годы.

Медицинские противопоказания

Шоссейный велоспорт предполагает высокие нагрузки, выдержать которые способен не каждый. Необходимо проконсультироваться с врачом, если у ребенка есть бронхиальная астма или болезни опорно-двигательного аппарата. Заболевания сердечно-сосудистой системы и болезни позвоночника также требуют внимания специалиста.

Существует ряд противопоказаний, наличие которых не позволяет заниматься шоссейными велогонками. Среди них:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • детский церебральный паралич;
  • детский аутизм;
  • общие расстройства психологического развития;
  • специфические расстройства развития моторной функции;
  • синдром Аспергера;
  • нарушение активности и внимания;
  • диссоциативные конвульсии и двигательные расстройства;
  • судороги;
  • эпилепсия.

Чрезмерная физическая активность при этих заболеваниях может навредить здоровью. Родители должны обсудить с педиатром и тренером свое решение отдать ребенка в шоссейный велоспорт.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, какправило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высокомуровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметьлицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура иконтинентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонкахэтой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард(англ. wild card), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, адля трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинствакоманд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана наоснове континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю ОлегуТинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступаютнациональные сборные.

С какого возраста

Школы олимпийского резерва принимают на обучение велоспорту детей, достигших 7 и 10-летнего возраста. Младшие проходят предначальный этап обучения, старшие — начальный. Программа секций разнообразна и включает в себя несколько типов активности:

  • тренировочные занятия по физической подготовке;
  • обучение езде на разных видах велосипедов;
  • велосипедные походы в парки и леса;
  • участие в соревнованиях.

Занятия продолжаются круглый год. Летом спортсмены ездят по трекам и асфальтовым дорогам. Зимой они обучаются в помещении фигурной езде с препятствиями. Их учат самостоятельно ремонтировать собственный транспорт, рассказывают о правилах дорожного движения. Проходят городские и школьные гонки.

Экипировка спортсменов

Нельзя сказать, что экипировка шоссейных гонщиков какая-то особенная. Стандартом считаются лосины с «памперсом», для более удобной посадки на седле и велоджерси с молнией.

Для гонщиков обязателен шлем. Для всей экипировки есть ряд ограничений, которые касаются и защиты головы. В отличие от триатлона, использование аэродинамических шлемов в шоссейных гонках запрещено.

Велотуфли обязательно контактные и изготовленные из легких материалов.

Нередки случаи, когда спортсмены вынуждены одеваться в дополнительную одежду и раздеваться по ходу гонки. Так, например, этапы некоторых гранд туров могут проходить по горным перевалам, в которых может иметь место сильная разница температур.

Спортсменам – лидерам определенных заездов или этапов могут выдаваться майки различных цветов. Так, например, на различных многодневках существуют следующие:

  • майка лидера генеральной классификации;
  • майка лучшего спринтера;
  • майка горного короля;
  • майка лучшего молодого гонщика;
  • майка чемпиона мира;
  • майка национального чемпиона.

UCI Gran Fondo World Series

В эту серию любительских велозаездов по всему миру входит как отборочный этап и наше московское “Садовое Кольцо”. Аббревиатура UCI означает, что гонки серии санкционированы Международным союзом велосипедистов и являются официальными, хотя и проводимыми среди велогонщиков-любителей.

Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.

На протяжении года в каждой возрастной группе отбираются лучшие гонщики, которые получают право побороться за радужную майку на любительском чемпионате мира по велоспорту. Эти соревнования высокого уровня под девизом “велоспорт для всех” стали проводиться с 2011 года.

Maratona dles Dolomites

Психологический портрет спортсмена

Главная черта характера, который должен обладать любой спортсмен — настойчивость, граничащая с упрямством. Но без решимости она ничего ему не даст. Также большую роль играют самообладание и самостоятельность.

В велоспорте очень важна психологическая устойчивость к монотонии. Проще говоря, это способность человека долгое время совершать повторяющиеся действия без потери концентрации. При этом он не испытывает тоску и не находится в подавленном настроении. Велоспортсмен должен уметь правильно рассчитывать свои силы, чтобы выбрать наиболее подходящий момент для маневра. Многое зависит от его энергичности и выносливости.

Еще одно качество, необходимое велогонщику — стрессоустойчивость. Без нее он не преодолеет дистанцию при плохой погоде, не справится с волнением на старте. Тот, кому не страшен стресс, сможет победить предсказуемые трудности.

Тренер по велоспорту Александр Мартыненко:

Шоссейные и трековые гонки

По правилам игры, соревнования на гоночных байках делятся на такие виды:

  • стандартные (на длинных дистанциях);
  • гонки на время;
  • индивидуальные;
  • командные;
  • трековые.

Гонка на время – простой способ доказать сопернику уровень выносливости. Дистанция для мужчин – 1000 м, для женщин – 500 м. На старте устанавливается обратный отсчет в 90 секунд, задача велосипедиста – не только уложиться в этот интервал, а прийти первым.

Разновидность гонки на время – спринт. Группа велосипедистов проходит три круга, но отсчет времени на скорость ведется только на последний 200 м. Кроме силы и выносливости, в спринте нужно проявить смекалку и выбрать удачную позицию перед финишированием.

Трек – состязания велосипедистов на овальном замкнутом круге. Угол наклона рамы и корпуса должен составлять 42 градуса. Традиционно покрытие трека деревянное или бетонное. Дистанция зависит от масштабов соревнования и варьируется от 1 до 40 км.

Движение под наклоном на соревнованиях по треку

Индивидуальные гонки делятся на два типа: с раздельным стартом и преследование.

Гонка с раздельным стартом показывает абсолютные возможности каждого велосипедиста. С каждым кругом игрок должен показывать лучшие результаты. Общая дистанция у мужчин – 48.6 км, у женщин – 31.2 км. Задержка старта следующего участника – 90 с.

Гонка преследования – соревнования, в которых один участник догоняет другого и показывает лучший результат. Игроки стартуют с разных сторон круга. Гонка рассчитана на одного победителя и разбита на стандартные соревнования, полуфинал и финальную гонку. Длина дистанции: 4 км – мужчины, 3 км – женщины. В командном преследовании друг друга догоняют группы из трех человек. Положение определяется по третьему гонщику.

Разряды гоночного велоспорта:

  • КМС – кандидат в мастера спорта (от 13 лет);
  • МС – мастер спорта (от 15 лет);
  • МСМК – мастер спорта международного класса (17 лет и старше).

В категорию МСМК попадают спортсмены, победившие на соревнованиях сборной России. Призовое место – не ниже 3-го.

Нормативы для велоспортсменов по дисциплинам. Звание МКМС подразделяется на I, II и III разряды

L’Étape by Le Tour De France

L’Étape by Le Tour De France – это серия из 15 стартов, организованных для велосипедистов-любителей. Гонки проходят в США, Бразилии, Мексике, Колумбии, Великобритании, Швейцарии, Марокко, Китае, Таиланде, Австралии и на родине серии – во Франции.

На королевском этапе во Франции любительская гонка собирает до 15 000 участников, а во всем мире более 50 000. Организаторы предлагают любителям окунуться в атмосферу профессионального спорта и испытать себя на сложных, но в то же время живописных трассах.

Все маршруты серии были разработаны экспертами знаменитой Тур де Франс. На сайте мероприятия говорится, что на некоторых стартах могут присутствовать даже чемпионы Тур де Франс.

Календарь веломарафонов и велогонок России

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий