Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса
Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:
- Ознакомление с приёмом, правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
- Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
- Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
- Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).
Принципы и последовательность начального обучения для взрослых
Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.
- Принцип сознательности и активности заключается в умении добиться от ученика понимания и осмысливания полученных знаний. В теории баскетбола это, например, сложность тактической структуры. Обучаемый должен понять и проанализировать задачу, увидеть возможные ошибки и варианты решения. Немаловажную роль в таком правиле играет мотивация.
- Принцип наглядности подразумевает визуальное восприятие материала учениками, что помогает чётко и ясно освоить тактический приём или фол.
Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.
- Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
- Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
- Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.
Сколько полевых игроков в баскетбольной команде?
Ознакомившись с регламентом четвертей и тайм-аутов, перейдем и к правилам баскетбола, которые определяют сколько баскетболистов принимают участие в поединке.
состав команды
Итак, то, сколько игроков (баскетболистов) играют в 1 и 2 команде по баскетболу, равняется:
Пяти игрокам в каждой команде, семи в резерве.
Десяти игрокам на площадке из двух команд, 24 вместе с резервом.
Однако такой формат игры присутствовал не всегда, ранее по правилам баскетбола поединки проводились 9 на 9, 7 на 7, а теперь количество человек, сколько основных игроков в одной баскетбольной команде, равняется 5. Причем такой формат используется во всех лигах, будь то Национальная Баскетбольная Ассоциация или чемпионат Мадагаскара.
Позиции в баскетболе и их значения
Все игроки, принимающие участие в профессиональных поединках, делятся на 5 позиций. Ознакомимся со всеми позициями игроков в баскетболе и их значениями:
- Разыгрывающий защитник – Point Guard (PG). Эту позицию еще называют «первым номером». Такие игроки должны иметь хороший дриблинг, скорость и, конечно же, пас и первый шаг в баскетболе. Самыми известными баскетболистами, игравшими на этой позиции, являются Крис Пол, Стив Нэш, Джейсон Кидд, Мэджик Джонсон и Джон Стоктон.
- Атакующий защитник – Shooting Guard (SG). Второй номер на баскетбольной площадке, которые должны владеть хорошим прыжком, средним ростом и умениями быстрого принятия решений. Атакующие защитники отвечают за дальние броски, соответственно, должны быть крайне точными. Именно на этой позиции выступали большинство легенд мирового баскетбола – Майкл Джордан, Коби Брайант, Дуэйн Уэйд, Аллен Айверсон, Джерри Уэст.
- Легкий нападающий – Small Forward (SF). Третий номер отличается от второго, прежде всего, ростом. Это более рослые игроки, которые активно действуют под кольцом противника, борются за подборы и даже блокируют броски. Среди легенд на этой позиции звезд не меньше – ЛеБрон Джеймс, Ларри Берд, Кевин Дюрант, Скотти Пиппен, Джулиус Ирвинг.
- Тяжелый нападающий – Power Forward (PF). 4 номер на площадке отвечает за подборы, причем как в нападении, так и в атаке. По негласным правилам баскетбола такие игроки должны быть высокими и иметь подходящее телосложение, ведь бороться за мяч приходится всегда. Самыми популярными представителями баскетбола на этой позиции являются: Тим Данкан, Карл Мэлоун, Дирк Новицки, Кевин Гарнетт и Деннис Родман.
- Центровой – Center (C). Номер 5. На этой позиции играют самые рослые баскетболисты, а их задачами являются подбор мяча и игра под кольцом. Такие игроки всегда менее ловкие, однако, в 3-х секундной зоне им нет равных. Звездами на позиции центрового были такие игроки как Карим Абдул-Джаббар, Уилт Чемберлен, Шакил О’Нил, Хаким Оладжувон и Билл Рассел.
При этом официально правила баскетбола и соревнований по нему позиции игроков не регламентируют, все они являются формальными. Тренер может выпустить хоть 5 центровых, однако продуктивность подобной расстановки будет крайне низкой. Именно поэтому такая схема расположения баскетболистов на площадке считается классической.
После того как мы изучили все позиции на площадке полевых игроков в баскетболе, а также число, сколько их на поле, теперь предлагаем перейти и к основным правилам игры в баскетбол. Узнаем, что означает пробежка, как термин в баскетболе, сколько шагов можно сделать при атаке, а также что это такое приставной шаг в правилах баскетбола.
Форма для детей, играющих в баскетбол
Одежда для игры в баскетбол должна быть свободной, не сковывающей движения, материал «дышащий», так как иначе кожа ребёнка подвергнется воздействию пота и трения, что приведёт к раздражению и высыпаниям.
Майка и шорты
При выборе профессиональной одежды стоит отдать предпочтение синтетическим материалам, с повышенной износостойкостью по сравнению с натуральными тканями, а также хорошо пропускающих воздух. Майка и шорты должны быть свободными, но при это не висящими, чтобы игрок не запутался в собственной одежде во время игры.
Рекомендуется носить специальные подштанники, которые снизят риск растяжения мышц от больших нагрузок. Если игра проходит летом, одежда должна иметь специальную сеточку, которая будет пропускать большее количество необходимого кислорода.
Фото 3. Детская баскетбольная форма для мальчика. Она состоит из майки и шорт свободного покроя.
Кроссовки
Обязаны быть с мягкой и упругой подошвой, но жёсткой пяткой. Кроссовки или кеды должны фиксировать ногу, но не сжимать её, а носок — хорошо гнуться. Лучше выбирать резиновую подошву, которая не будет скользить. А также подойдёт любой нескользящий и прочный материал, который не износится за один сезон. Обувь должна быть лёгкой и амортизирующей, это поможет в беге и прыжках, а не замедлит действия.
Чем полезны защитные наколенники
В баскетболе для защиты будет достаточно носить наколенники. В этом виде спорта используют наколенники с усиленной прошитой подушечкой, которая защитит сустав от ударов и падений. Для грамотного выбора защитного инвентаря необходимо определиться с правильным размером. Следует измерить окружность коленной чашечки из положения стоя и сверить со шкалой, которая находится на упаковке.
Фото 4. Детские баскетбольные наколенники. Изделия обладают специальными мягкими подушечками для защиты коленей.
Методика обучения баскетболу в школе
Обучение каждому из баскетбольных приёмов начинается с объяснения и показа учителя.
Подводящие упражнения для игры в баскетбол.
Ловля
Одиночные упражнения:
- Перекладывания мяча из рук одного ученика в руки другого (имитация ловли).
- Ловля мяча после подбрасывания над собой (в прыжке и на месте).
Фото 3. Техника ловли мяча с подбрасыванием его перед собой. Упражнение выполняется стоя на месте и в прыжке.
- Ловля мяча в момент его отскока от пола или стены.
Упражнения в парах:
- Перебрасывания мяча друг другу с боковых линий.
- Перебрасывания с ударом о пол.
- Ловля мяча, летящего по дугообразной траектории сверху.
- Приём мяча от броска сбоку.
Передача
- Передача мяча по кругу и в шеренге.
- Передача о стену (один игрок бросает мяч в стену, другой ловит).
- Стоя в кругу: поочерёдная передача мяча от груди центровому игроку.
- Ловля и передача мяча в движении пар. Занимающиеся перемещаются приставным шагом по параллельным линиям лицом друг к другу. Способ передачи — от груди.
Ведение
Все элементы обучающих ведению упражнений выполняются как правой, так и левой рукой (поочерёдно и подряд).
- Посылание мяча в пол кистью руки на месте.
- Ведение по прямой линии.
- Ведение по кругу.
- Ведение по кривой (с обходом препятствий).
Фото 4. Школьник выполняет ведение баскетбольного мяча по кривой. Препятствия обозначены при помощи конусов.
- Ведение со сменой направления движения по сигналу учителя.
Составляющие моменты тренировок начинающего баскетболиста
Трудно отрицать тот факт, что физические данные спортсмена влияют на перспективы в баскетболе.
Но не всякий высокий, правильно сложенный и ловкий от природы человек, заинтересованный этим видом спорта, становится успешным игроком в баскетбол.
Да, есть генетически одарённые атлеты, но в итоге всё решают трудолюбие и правильный тренировочный процесс. С первых же занятий спортсмена необходимо планомерное и комплексное погружение начинающего баскетболиста в мир новых для него знаний и умений.
Изучение теории
Как теория без практики мертва, так и не подкреплённая теоретическими знаниями практика беспомощна и даже пагубна. Незнание истории баскетбола и эволюции его правил — спортивное бескультурье. Отсутствие у баскетболиста представлений о методиках тренировок и о схемах тактического взаимодействия в игре — причины задержки в продвижении. Непонимание основ техники баскетбола — путь к закреплению ошибок.
Физическое состояние
Общее и узкоспециальное физическое развитие баскетболиста должно идти в ногу с тактико-техническим становлением. В какой-то момент именно нехватка силовой мощи станет причиной некачественной игры баскетболиста. А мастерские технические навыки спортсмену в принципе недоступны без подобающей физической формы.
Отработка техники
По мере отработки обязательных технических навыков неизбежно выявятся сильные и слабые стороны спортсмена. Отчасти это повлияет на амплуа игрока.
Но в любом случае отстающую технику спортсмену придётся подтягивать, уделяя ей дополнительное время.
При этом «сильные» навыки баскетболисту следует развивать дальше, доводя до совершенства. Стабильно успешный в конкретных действиях спортсмен — всегда востребован.
Изучение тактик игры
Баскетбол — игра сложная, позиционная и стремительная. Отработанность схем группового и командного взаимодействия спортсменов, взаимопонимание, интеллектуальная игра и оперативная гибкость, а также умение с полуслова понимать тактические указания тренера — залог победы в баскетболе в не меньшей степени, чем мастерство спортсмена обращения с мячом и великолепная физическая форма атлетов.
Развитие волевых качеств
Подчас победа команды в игре или переход воспитанника на следующую ступеньку личного мастерства — связаны с трудностями, преодоление которых зависит от морально-волевых качеств баскетболиста.
Умелый наставник решает воспитательные и психологические проблемы, приводя подопечного к пониманию личной ответственности за свои действия, формируя характер.
А также способствуя спортивному и эмоциональному взрослению игрока.
8 основных правил игры в баскетбол и техника кратко для школьников по физкультуре: 3, 4, 5, 6, 7 класс, по пунктам
Баскетбол
Сейчас на уроках физкультуры школьники играют в баскетбол, изучая правила. Кому-то этот вид спорта просто нравится, а кто-то становится настоящим профессионалом, защищая свой город, область, регион или даже страну на разных соревнованиях. Вот 8 основных правил игры в баскетбол и техника кратко по пунктам для 3, 4, 5, 6, 7 класса:
- Всего принимает участие в баскетбольной команде 12 человек, но только 5 игроков одновременно могут участвовать в битве за мяч, остальных можно менять по желанию, без ограничений на замены.
- Очко засчитывается, когда мяч полностью залетает в корзину.
- Бегать с мячом запрещено. Пробежкой считается, когда мячик в руках и игроком делается более 3-х шаг. В данном случае право ввода мяча передается команде противников.
- Ведение мяча разрешается только одной рукой, касание одновременно второй рукой грозит переходу хода противникам.
- Если мяч летит за границу спортплощадки, засчитывается аут и право забросить отдается соперникам.
- Прыжок с мячом можно совершать исключительно при броске его в корзину. Перед броском держать в руках мячик можно не более 3-х сек., иначе сброс передается противоположной команде.
- В случае результата вничью, к матчу добавляется 5 мин. Овер-тайм длится, пока не будет одного победителя.
- Игра должна проходить без намеренно грубой игры. При нарушениях хода игры, дается право на штрафной бросок (2 попытки). В случае попадания засчитывается 1 очко.
Важные правила техники с мячом:
- Всегда нужно быть готовым раскрыть ладонь при приеме мяча, чтобы не повредить себе руку, пальцы.
- Как только игрок отдает пас своему партнеру по команде, он должен занять нужную позицию, открыться под него в правильный момент.
- При забросе мяча в корзину, нужно встать на свою позицию, чтобы не дать сопернику провести быструю атаку в своей зоне.
- Нельзя бить, толкать, задерживать рукой своего соперника, чтобы не нанести ему какую-либо травму.
- Стараться правильно держать мяч перед броском в корзинку. Обхватить мяч двумя руками, одной опорной, прислонить к боку мяча, второй – кистью делать бросок. Он должен находиться чуть дальше макушки (5-7 сантиметров).
Каждый школьник должен знать эти правила и технику игры.
Основы баскетбола для начинающих взрослых
Разминка — первое, с чего начинается тренировка по баскетболу. Мышцы и связки разогреваются, становятся эластичнее, что помогает избежать травм и растяжений.
Общая физическая подготовка — основа, на которой строится тренировочный процесс. Это развитие ловкости, гибкости, быстроты, выносливости и силы.
Уровень подготовки определяет, задачи какой сложности выполнит спортсмен на игровой площадке, как будет протекать тренировка. ОФП улучшает самочувствие, развивает сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.
Крепатура — это боль в мышцах, которая появляется как спустя 5—6 часов после тренировки, так и на следующий день после занятия. Возникает у людей, тело которых еще не адаптировалось к нагрузкам. Проходит сама в течение 5—7 дней.
Разминка
Средняя продолжительность — 10 минут. Каждое упражнение по 10 повторений.
Плечи:
- Круговые движения в плечевых суставах.
- Попеременный подъем гантелей вверх.
- Исходное положение: руки прямые, вытянутые перед собой. Разведение рук в стороны.
Таз:
Круговые движения бедром: наружу, вовнутрь.
Выпады вперёд и в сторону
Важно! При выпадах задняя нога прямая. Заднее колено над полом
Махи ногами: вперёд, в сторону, назад.
Спина:
- Наклоны туловища вперёд с прогибом назад.
- Наклоны туловища вправо, влево.
- Повороты туловища вправо, влево.
Колени:
- Круговые движения в коленном суставе (ноги вместе, на ширине плеч).
- Из положения лёжа на спине: сгибание, разгибание ноги в коленном суставе.
Голеностоп:
- Перекаты с пяток на носки.
- Круговые движения стопой.
Приседания, ноги на ширине плеч, спина прямая, руки за головой. Пятки на полу:
- Приседания ноги вместе, на ширине плеч.
- Полуприседания — таз доходит только до линии колен.
История происхождения
Баскетбол был придуман в США молодым преподавателем физической культуры Джеймсом Нейсмитом. В то время ведущим видом спортом была гимнастика. Чтобы разнообразить уроки, Нейсмит закрепил на перилах лестницы две корзины для фруктов, затем разделил учащихся на две команды и предложил каждой из них выполнить несколько бросков. Победителем такого баскетбола он объявил ту команду, которая забросила больше мячей в корзину. А первый официальный турнир по баскетболу состоялся в конце 1891 года.
Первоначально создатель написал кратко 13 главных правил, но каждая новая игра совершенствовала их. Вскоре этот вид спорта покорил мир. Сначала этим развлечением заинтересовались на Востоке, потом в Европейских странах и во всем мире. На эту тему написан ни один реферат студентами спортивных ВУЗов.
Позднее в 30-х гг. ХХ столетия впервые была основана первая любительская лига баскетбола, а в 1989 слово «любительский» было заменено на «профессиональный». В 1936 году этот спорт впервые попал на летнюю олимпиаду.
Техника работы ног
Одновременно с освоением базовой техники, в тренировку вводятся тактические игровые элементы.
Остановки — элементы в технике нападения. Их задача помочь спортсмену избавиться от соперника, получить преимущество в атаке.
Освоение начинается одновременно с изучением бросков на два шага, так как этот ритм основной для приемов нападения в движении.
Остановка прыжком
Игрок берет разбег, отталкивается ногой от пола и делает длинный прыжок по ходу движения. Приземление отрабатывается в двух вариантах:
- Приземление на обе ноги одновременно.
- Приземление на опорную ногу с последующее постановкой второй ноги.
Для закрепления навык отрабатывается в движении:
- Остановка прыжком во время ходьбы, бега.
- Остановка прыжком после сигнала.
- Остановка прыжком после ведения и ловли.
Фото 2. Показана правильная техника выполнения остановки с прыжком на обе ноги одновременно.
Остановка шагами
Применяется, если мяч в руках у игрока. Спортсмен ведет длинным шагом правой (у левши левой) ноги, с пятки на носок перекатом, подтягивая снаряд к груди. Второй шаг короткий с разворотом туловища. Остановка происходит за счет распределения веса тела на обе ноги. Закрепляется навык следующим образом:
- Ходьба и бег. Первый шаг короткий, второй длинный.
- Исходное положение: игрок стоит, держит в руках мяч. Затем подбрасывает его вперёд и вверх, пытается поймать снаряд с остановкой шагом: первый длинный, второй короткий, останавливающий шаг.
Зигзаг без мяча с остановкой прыжком
Для отработки этой техники используются ориентиры — конусы или фишки.
Дорожка выставляется таким образом, чтобы линия от конуса к конусу давала диагональ.
Игрок двигается перебежками и останавливается перед каждым конусом прыжком на две ноги и фиксирует позицию.
Важно! Ноги согнуты в коленях
Зигзаг без мяча с остановкой шагами
Выполняется так же, как и зигзаг с остановкой прыжком, только в конце диагонали спортсмен останавливается двумя шагами, фиксирует позицию.
Цели тренировки спортсменов в тренажерном зале
Тенденции развития баскетбола связаны с заметным увеличением числа атлетичных игроков: как среди профессионалов, так и в любительском спорте. Разносторонне тренированные баскетболисты — физически доминируют в игре при условии соответствующего уровню противника тактико-технического развития.
Важно! Показателен опыт родины баскетбола — США. По свидетельствам экспертов, спортсмены NCAA и NBA уделяют физической подготовке до 70% тренировочного времени, начиная каждый «рабочий» день с посещения тренажерного зала
Оправданность включения в годичный цикл подготовки баскетболистов специальных занятий в тренажерном зале — подтверждается исследованиями и тестами. В упрощённом виде — целеполагание таких тренировок заключается в развитии трёх физических параметров:
- основной силы;
- взрывной силы;
- выносливости.
Для молодых спортсменов рекомендуются двухмесячные программы упражнений в режиме трёх тренировок в неделю.
Меньший срок не позволяет судить об эффективности для спортсмена использованных методик. Эти микроциклы перемежаются паузами сроком до месяца — во избежание перетренированности спортсменов.
На время соревнований — тренировки баскетболистов на силу, скорость и выносливость служат только для поддержания функциональных кондиций и сокращаются до 1—2 в неделю.
Развитие основной силы
Круговой метод: 6—8 повторений в 3—5 подходах с паузами на отдых 5 минут. Отягощение — от 75% разового максимума (РМ). Движения безостановочные, в умеренном темпе.
Упражнения:
- Становая тяга или тяга в стиле «сумо».
- Приседания со штангой за головой.
- Жим штанги лёжа.
- Жим штанги с груди сидя.
- Подтягивания в висе на перекладине или тяга верхнего блока.
Взрывная сила
Интервальная работа: 6—10 повторений в 4—6 подходах с паузами в 2—4 минуты. Отягощение — 40—70% РМ. Движения во время выполнения упражнений взрывные.
Упражнения на развитие взрывной силы:
- Выпрыгивания с отягощением из низкого приседа.
- Запрыгивания на тумбу с грузом (гирей).
- Толчок штанги с груди стоя.
- Рывок гири с пола в стойку со снарядом над головой.
Фото 2. Показана правильная техника выполнения упражнения рывок гири с пола в стойку.
- Отжимания с хлопками.
Занятия на выносливость
Работа в продолжительных сетах: 15—30 повторений в 3—5 подходах с паузами в 1—2 минуты. Отягощение — 20—50% РМ. Движения во время выполнения упражнений безостановочные, в спокойном темпе.
Упражнения на выносливость:
- Приседания со штангой на груди.
- Подъёмы на тумбу с разделённым отягощением в руках.
- Броски набивного мяча об стену в комбинации с приседом.
- Отжимания от пола с постановкой рук на ширине плеч.
- Подъёмы туловища на наклонной доске.
Для анализа достигнутых результатов и мониторинга состояния спортсменов применяются:
- динамометрия — оценка общей силы;
- высокий прыжок — анализ скоростной силы;
- бег из высокой стартовой позиции на 20 и 6 метров — оценка дистанционной и рывковой скорости;
- челночный бег — анализ скоростной выносливости;
- тест «Купера» — оценка общей выносливости.
Недостаток силовой подготовки и выносливости типичен для юниоров.
Поэтому организованный подход к функциональному тренингу целесообразно применять для начинающих атлетов, студенческих команд и молодёжных сборных.
Состоявшиеся спортсмены в баскетбол готовы к индивидуальной работе с кондиционным тренером или достаточно опытны для планирования самостоятельных занятий в тренажерном зале.
Правила передвижения с мячом по игровой площадке
Есть следующие правила.
Сколько шагов с мячом в руках можно сделать
Спортсмен, получивший мяч, вправе делать не более двух ходов, а на третьем шаге устанавливается нарушение — пробежка.
Внимание! Ловля мяча на месте и касание пола в период приёма значит один ход. При дриблинге игрок использует бег
Вести мяч по полю не требует большого усилия от участника, однако далеко не всякий может похвастаться качеством его ведения. Ключевые манипуляции выполняются локтевыми и лучезапястными суставами
При дриблинге игрок использует бег. Вести мяч по полю не требует большого усилия от участника, однако далеко не всякий может похвастаться качеством его ведения. Ключевые манипуляции выполняются локтевыми и лучезапястными суставами.
Ноги нужно согнуть, чтобы не утратить равновесие и быстро изменить направленность движения в случае необходимости.
Важно! Туловище должно быть наклонено вперёд, а независимая от мяча рука и плечо не должны подпускать противника, однако и отталкивать его нельзя. Баскетболист при ведении должен уметь хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой
Баскетболист при ведении должен уметь хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой.
Качественное владение техникой ведения мяча добавит спортсмену универсальности, как игроку и позволит создать в значительной степени серьёзную угрозу для противника. Процесс обучения дриблингу — постоянная практика. Чем дольше игрок водит его, тем чаще это увенчивается успехом.
Остановка игрока
При необходимости следует уметь резко остановиться на любой скорости, не совершив при этом пробежки.
При медленном ходе остановка может сделана посредством большого хода любой ногой вперёд для упора.
При быстром беге остановка производится значительно сложнее. Для этого игроку следует сделать один длинный шаг, а затем выполнить основной упор на конечность, коснувшуюся пола первой.
При очень быстром беге остановка проводится прыжком с единовременным приземлением на обе полусогнутые ноги и поворотом туловища на 90°. После прыжка они должны быть расположены на ширине плеч и приземлиться одновременно на полные ступни, а затем плавно перейти в скольжение.
Остановка двумя шагами: что это обозначает
В большинстве своём выполняется, когда спортсмен владеет мячом. Игрок производит длинный шаг правой ногой с небольшим приседом, немного отстранив туловище назад, затем берёт его в руки и прислоняет его к груди.
Фото 1. Так выполняется при игре в баскетбол ловля мяча с остановкой двумя шагами.
Следующий шаг, совершённый левой ногой, сопровождается поворотом корпуса в сторону ноги, расположенной сзади. Тяжесть тела распределяется на обе конечности, остановка фиксируется.
Тренировки для обучения ведению
Перед тем как мяч достигнет цели — кольца, его нужно туда привести через площадку, которая кишит недружелюбными соперниками. Это умение относится к технике владения мячом. Решить задачу можно следующим образом.
Ладонями по мячу
Спортсмен начинает вести мяч шагом, на следующем подходе лёгким бегом через шаг ударяет мячом о пол и ловит его. Упражнение выполняется на обе руки в 2—3 подхода по 10 повторений.
Правило дриблинга в баскетболе предполагает, что мяч направляется не ладонью, а кончиками пальцев, которыми плотно охватываем площадь мяча, направленную к спортсмену.
Это помогает контролировать отскоки снаряда.
Мяч на пальцах
Выполнение упражнения: ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперёд.
Упражнения:
- Ведение мяча из одного конца зала в другой.
- Ведение мяча с преодолением препятствий — конусов, напарников по команде.
Мяч вокруг тела
Техника используется, чтобы защитить мяч, когда соперники плотно опекают ведущего.
При таком ведении тело спортсмена находится между мячом и защитником.
Мяч удерживается рядом с ногой.
После завершения разворота передается в другую руку.
Низкий дриблинг на месте
Выполнение упражнения: задача — в низкой стойке совершить серию ударов с отскоком, таким образом, чтобы мяч не поднимался выше колена. Мяч контролируется. Локоть не действует. Туловище наклоняется вперёд. На третьем подходе добавляется преграда — напарник.
Средний дриблинг в движении
Отличается от низкого дриблинга высотой, на которую поднимается мяч. В варианте среднего дриблинга это высота до пояса ведущего.
Упражнение выполняется в два подхода на обе руки. Первый — шагом, второй в беге. Основная нагрузка приходится на кисть руки. В работу включается локоть. Спина прямая.
V-дриблинг перед собой
Исходное положение: стойка на полусогнутых ногах, мяч в правой руке.
Выполнение упражнения: послать мяч по диагонали от правого бока к центру. После удара мяча о пол, принять его левой рукой. Повторить в обратном направлении. Для отработки движения:
- Первый подход — 10—15 повторений на месте.
- Второй подход в движении: ходьба, бег.
- Третий подход — через препятствие. Напарник препятствует продвижению вперед, спортсмен использует V-дриблинг как обманное движение и уходит в сторону за спину напарника.
Кроссовер
Кроссовер — манёвр, при котором игрок, который ведёт мяч, изменяет направление движения, перекидывает из одной руки в другую. Основа техники — движение в сторону рывком, чтобы обмануть противника.
Выполнение упражнения: перекинуть мяч в другую руку, как только защитник потерял бдительность и выпал из игры. Наработать это движение можно самостоятельно.
Упражнение разбивается на две части:
- Рывок из стороны в сторону.
- К рывку добавляется переброс мяча.
- Третий этап освоения техники — отработка элемента с препятствием на напарнике.
Переводы под ногой
Исходное положение: ноги согнуты в коленях, мяч в доминирующей руке. Начало — длинный шаг в сторону.
Одновременно с шагом мяч толкается вниз так, чтобы после отскока от пола снаряд прошел между ног.
Затем мяч принимается левой рукой. Упражнение выполняется в три подхода по 10—15 повторений:
- Первый подход на месте без движения.
- Второй подход с шагом.
- Третий подход в беге.
Внимание! Нельзя выполнять технику в быстром темпе сразу, без подготовки. В первую очередь подходы осуществляются в медленном темпе, чтобы тело запомнило движение правильно
После двух-трёх тренировок скорость выполнения движения постепенно увеличивается.
Техника безопасности на уроках физической культуры
Безопасность школьников на уроке физкультуры — приоритетная задача учителя. Основные правила можно кратко сформировать так:
Все ученики перед началом занятий должны принять участие в беседе по технике безопасности.
Медицинский допуск к уроку обязателен. На обычном уроке занимаются дети из основной и подготовительной групп здоровья.
Для переодевания, должно быть, отведено специальное помещение, раздельное для мальчиков и девочек.
Спортивная обувь и форма одежды — обязательные условия для допуска к уроку. Длинные волосы должны быть убраны, чтобы не мешать выполнению упражнений.
Освобождённые от нагрузок должны иметь при себе медицинскую справку, подтверждающую их право не принимать участия в занятии. Во время урока такие ученики должны находиться в спортивном зале вместе со всеми и в спортивной форме. Из помещения на спортплощадку выходить без сопровождения руководителя запрещено. Использование мобильных телефонов на уроке позволено только в крайнем случае и по согласию учителя.
Нельзя проносить на территорию зала продукты питания, жевательные резинки (но иметь при себе воду настоятельно рекомендуется).
Запрещается использовать спортивное снаряжение без разрешения, выполнять не регламентированные учителем упражнения
О недомогании или травме ученик должен немедленно сообщить руководителю занятия.
Важно соблюдать на уроке дисциплину и выполнять все указания учителя физкультуры. Запрещены действия, которые могут привести к созданию опасных ситуаций для самого ученика и окружающих
Если школьник обнаружил неисправность спортивного инвентаря, он обязан проинформировать об этом руководителя.
Для того чтобы выйти за территорию зала, необходимо разрешение учителя физической культуры.
Основной состав
В баскетболе каждому игроку отводится определенная роль:
- Плеймейкер или разыгрывающий защитник. Это первый номер команды (мозг). Он должен хорошо владеть мячом, а развивать высокую скорость.
- Атакующий защитник (второй номер). Игрок, умеющий высоко подпрыгивать. Должен легко прорывать защиту команды-соперника.
- Центровой, основной играющий, должен быть атлетического телосложения. Он играет под кольцом и борется за подбор.
- Легкий форвард, главной задачей которого является набор очков.
- Тяжелый форвард. Его задача – контроль мяча.
Прежде чем достигнуть высокого уровня, нужно пройти следующие основные этапы становления в баскетболе:
- Новичок. Начало баскетбольного пути. Тренировки (уроки) проходят смешанно, между мужчинами и женщинами. Минимальное взаимодействие между игроками. Проводится общая разминка с игровыми упражнениями. Происходит оттачивание умений и навыков.
- Любитель. Полупрофессиональные разминки, отработка основных навыков. Такие спортсмены уже хорошо оценивают игровую ситуацию.
- Профессионал. Для такого спортсмена по баскетболу свойственны: отличное владение мячом, меткие трехочковые броски, резкие и точные пасы. Он знает каждое правило, беспрекословно выполняет команды тренера. Самостоятельно отрабатывает технические элементы баскетбола.