Тенденции и перспективы развития сферы услуг в переходной экономике
В условиях формирования российской рыночной экономики развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости не только в материальном секторе, но и в сфере услуг, а научно-технический прогресс сопровождается углублением общественного разделения труда, что в -значительной, мере не только усложняет, но и укрепляет экономические связи, без которых современное производство функционировать и развиваться не может. Зависимость темпов развития материального производства и общественной производительности труда от уровня развития сферы в том числе производственных услуг становится на современном этапе все более очевидной, а диспропорции. сдерживающие рост производительных сил общества, отрицательно сказываются на повышении уровня жизни населения.
В экономической литературе принято в соответствии с критерием близости к материальному производству разграничивать нематериальные (непроизводственные) и материальные услуги, и последние откосить к материальному производству. Поскольку существует технологическое единство производства материальных и непроизводственных услуг и связанная с этим общность их управления как собирательных отраслей (транспорт и связь, бытовое обслуживание, коммунальное хозяйство и т.д.). то часто искусственным является проведение “демаркационной линии” между материальными и непроизводственными услугами. При весьма нечетком разграничительном критерии – близость к материальному производству открывается большой простор для субъективизма в оценке степени связи услуги с материально-вещественным субстратом.
Отнесение непроизводственных услуг к производственным на практике часто диктовалось соображением улучшения сводного народнохозяйственного показателя экономического роста страны – национального дохода, рассматриваемого как результат труда работников материального производства. Так, в последние 10-15 лет услуги по ремонту и строительству жилья, услуги прачечных и фотографии, ремонт и возведение построек, производимые в домашнем хозяйстве собственными силами были включены в сферу материальных услуг и учтены при исчислении национального дохода. До последнего времени в отраслевых учебниках по экономике жилищно-коммунального хозяйств; , бытового обслуживания. связи и т.д. теоретически обосновывалась целесообразность рассматривать эти отрасли только как отрасли материального производства. Очевидно, это было обусловлено тем. что низкий уровень оплаты труда в непроизводственной сфере по сравнению с материальным производством делал непроизводственные отрасли малопрестнжиыми и создавал трудности в формировании квалифицированного кадрового потенциала. Отнесение к материальному производству означало распространение на них преимуществ в условиях оплаты по труду и других социальных льгот, которыми пользовались работники производственных отраслей. Тем самым представлялось возможным повышать престиж работников, занятых ранее оказанием непроизводственных услуг, и улучшить положение с кадрами на предприятиях сферы услуг.
Учитывая сервисно-ориентированный характер всех услуг {производственных и непроизводственных) и их возрастающую роль как экономического блага целесообразно выделять из народного хозяйства сферу услуг з целом, как это делается в мировой экономической теории и практике. Разумеется, целостное рассмотрение сферы услуг не исключает возможности группировать и классифицировать отрасли услуг в зависимости от соответствующих поставленных целен и задач исследования. Это должно сбыть отражено в адекватном понятийном аппарате- . Так. в настоящее время наряду с понятием сферы УСЛУГ, широко используются в социально-экономической литературе такие дефиниции, как сфера обслуживания, социальная инфраструктура, социально-культурный комплекс и сферы нематериального производства.
Однако при всем несовершенстве представленной классификации услуг она практически необходима для понимания общих особенностей функционирования хозяйственного механизма в сфере услуг.
Практически, на развитие общественного производства в различной степени или опосредованно воздействуют все отрасли сферы услуг, и соответственно, особое место в этой структурной перестройке рыночной экономики отводится усиливающемуся процессу сервнеизации общественного производства н всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом,
Концепция создания прогрессивной системы материально-технического обеспечения
Появление и достаточно быстрое внедрение в процессы управления. планирования, материально-технического снабжения новых информационных технологий, а также их интеграция, создают совершенно новую среду информационного общения.
В рыночных условиях функционирования нашей экономики, складывающиеся взаимоотношения между поставщиками и потребителями необходимо рассматривать с позиций существующих .между ними информационный технологий. В настоящее время информационный продукт з виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение по сравнению с такими характеристиками средств, как вычислительная техника, мощность, память или пропускная способность. По мере того, как растет ценность информационного продукта, способность к взаимодействию приобретает значение ведущей технологической проблемы для поставщиков и потребителей не только в области производства, но и, естественно, материально-технического обеспечения этого производства. Способность к взаимодействию означает для двух и более сторон, представленных машиной или человеком, провести идеальный обмен информационным продуктом. Обеспечить такую возможность могут высокопроизводительные ЭВМ и средства связи.
Рассмотрим организацию материально-технического обеспечения как многопродуктовый процесс:
– на материальном уровне по состояниям изделия на всех этапах его жизненного цикла как у поставщика, так и у потребителя изготовление, консервация, хранение, транспортировка, использование по назначению, восстановление технического состояния (ремонт), разработка и списание;
– на информационном уровне – отражение материального процесса в документированном виде по всем стадиям и состояниям.
Для выработки управленческого решения руководителям органов материально-технического обеспечения требуется возможно более полное информационное отображение движения изделия не только от поставщика к потребителю, но и фактическое состояние этого изделия на месте потребления.
В системе материально-технического обеспечения должна присутствовать информация о фактических наработках по каждому изделию в период эксплуатации. Эти требования определяют необходимость интеграции различных видов информационных процессов: получение, хранение, использование, списание-комплекс технических средств сбора, переработки и хранения информации в совокупности с программным обеспечением. Все это должно обеспечить взаимодействие всех заинтересованных сторон, т.е. поставщиков и потребителей авиатехники.
Современные средства вычислительной техники позволяют решать задачу несколькими альтернативными путями. Поскольку органы материально-технического обеспечения в эксплуатационных подразделениях территориально расположены достаточно компактно, то наиболее приемлемыми вариантами будет использование либо многопользовательских рабочих станций, либо локальных вычислительных сетей, базирующихся на персональных ЭВМ.
Основываясь на вышеизложенных соображениях, представляется возможным обосновать в принципиальном плане новую структуру органов материально-технического обеспечения отрасли:
1. Основу должна составлять многоуровневая иерархическая система материально-технического обеспечения с распределенной сетью баз и складов; 2. На верхнем эшелоне управления должен существовать единый хозоасчетный орган типа АО “Авиазаказ”. АО “Авиатехснаб”, котооые будут реализовывать две основные функции: – управление на межотраслевом и общегосударственном уровне закупками и поставками особо важных ресурсов централизованного распределения, а также решение всех вопросов технической политики снабжения гражданской авиации; – реализация определенной номенклатуры запасных частей н агрегатов на принципах оптовой торговли и оказание платных услуг авилпредприятию по снабженческо-сбыточной деятельности.
3. Основными звеньями структуры должны быть региональные хозрасчетные снабженческие организации. сформированные на базе существующих региональных организаций материально-технического обеспечения гражданской авиации.
Региональные организации будут осуществлять поставку преобладающей части потребляемых отраслью материальных ресурсов на договорной основе с эксплуатационными предприятиями.
Особенности, определяющие развитие рынка услуг в сфере авиационных перевозок
В XX зеке человечество стало свидетелем рождения нового вида транспорта -воздушного – и превращения его в одну из ведущих отраслей национальной экономики. Стратегическая значимость воздушного транспорта определяется тем, что его развитие стало показателем научно-технического прогресса СТРАНЫ, ОН служит своеобразным локомотивом подъема научно-технического уровня других отраслей народного хозяйства. Изначально воздушный транспорт имел возможность весьма мобильно выполнять роль отрасли двойного назначения: не только гражданской, но и оборонной.
Стратегическая гражданская важность воздушного транспорта состоит з возрастающей социально-экономической значимости авиатранспортных услуг в решении проблемы преодоления людьми пространства и экономии времени на их перемещения на дальних маршрутах. Сравнительные преимущества авиаперевозок по отношению к другим видам транспортных услуг способствовали тому, что они стали объектами массового потребления
С развитием мобильности людей и туристским бумом усилился вклад авиатранспорта в создание единого комплекса условий жизнедеятельности людей на всей территории страны, в обеспечение социальной общности и укрепление связей людей, живущих в отдаленных друг от друга регионах. Следовательно, широкая географическая доступность людям авиатранспортных услуг становится необходимым условием жизнедеятельности современного цивилизованного общества.
Становление рыночного хозяйственного механизма з гражданской авиации России потребовало теоретического осмысления роли и места организации возд\члного движения и материально-технического снабжения отрасли в системе “экономически отношений воздушного транспорта. В концептуальном плане понимание их роли и мести как экономического явления невозможно без выяснения природы услуг авиатранспорта и особенностей формирования рынка этих услуг. Опираясь на описанную в первой части данной главы, концепцию услуги вообще и авиатранспортной в частности, можно научно обоснованно подойти К решению проблем включения воздушного транспорта в систему рыночных отношений.
Специфика рынка услуг воздушного транспорта состоит з том. что здесь присутствует целый ряд факторов, ограничивающих сферу действия “невидимой руки” рыночно-коккурентного механизма и обусловливающих необходимость вмешательства государства, применения “общественной руки”, поэтому гарантии широкой доступности авиатранспортных услуг могут быть обеспечены двумя способами.
Первый – это установление государственной монополии в сфере авиаперевозок и поддержание за счет бюджетных ассигнований относительно невысоких цен, приемлемых для широких масс населения, имеющих скромный уровень достатка и потребления. В этом случае верх берет некоммерческий подход к авиатранспорту. Допускается существенная нерентабельность авиамаршрутов. Чем больше регионов страны находятся в суровых природно-климатических условиях, малонаселенны и практически недосягаемы другими видами транспорта, тем в большей степени приходится руководствоваться соображениями укрепления национальной общности людей независимо от места их проживания и осуществлять государственную финансовую поддержку нерентабельных авиамаршрутов. Исторически сложилось так, что государственные авиапредприятия стали символом государственного единения.
Второй способ гарантии доступности авиаперевозок – это преимущественно негосударственный рыночный ПУТЬ реализации прав граждан на авиатранспортные услуги. Он предполагает высокий уровень платежеспособности населения, а именно сформировавшийся массовый средний класс, уровень доходов которого в состоянии поддерживать рентабельность подавляющегося большинства авиамаршрутов- Кроме того, широкая доступность авиаперевозок обеспечивается снижением стоимости авиатранспортных услуг по меое развития конкурентных рыночных отношений- При этом способе предусматривают механизм государственного регулирования конкурирующих авиакомпаний, выполняющих перевозки, перекрестного финансирования внутри воздушного пространства, за счет рентабельных аеиамаршрутов осуществляется финансовая поддержка нерентабельных. При слабом государственном регулировании авиаперевозок возрастает роль финансовой поддержки нерентабельных маршрутов за счет средств территориальных бюджетов, региональных частных компаний и других внебюджетных средств.