Альпинизм – материальное обеспечение

Категории трудности маршрутов

Для оценки сложности прохождения, помимо рассмотренных характеристик участков, используют классификацию маршрутов по трудности, включающую 11 категорий.

  • Горы высотой до 4,5 км, рыхлая порода, включая камни и траву.
  • Соответствуют категории сложности IA с включением непродолжительных участков I категории.

  • Комбинированный или скальный рельеф гор высотой до 5 км.
  • Минимальная длина восхождения – 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, короткие дистанции II категории.

  • Скальный или комбинированный до 6 км.
  • Минимальная длина восхождения – 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной до 100 м ледово-снежных или до 20 м скальных рельефов II.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6 км.
  • Длина восхождения – от 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной от 80 метров ледово-снежных или от 30 метров скальных рельефов II, до 30 м ледово-снежных и до 3 м скальных участков III.
  • Страховка: до 2 крючьев.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 6,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 200 м ледово-снежных или 20 м скальных рельефов III.
  • Страховка: до 5 крючьев.
  • Продолжительность – от 4 ч.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 300 м ледово-снежных или 30 м скальных рельефов III, до 100 м ледово-снежных и до 8 м скальных участков IV
  • Страховка: до 8 крючьев.
  • Продолжительность – от 5 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 3-ей кат., сколько угодно маршрутов 1-2 кат.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 200 м ледово-снежных или до 50 м скальных рельефов IV.
  • Страховка: до 20 крючьев.
  • Продолжительность – от 6 ч.
  • Траверсы: 5 и более маршрутов 3А, 3 и более – 3Б.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 80 м скальных рельефов IV или до 5 м рельефа V.
  • Страховка: 10 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 8 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4А.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: I, II, III, IV, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 40 м скальных рельефов V.
  • Страховка: до 40 крючьев.
  • Продолжительность – от 10 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4Б, 1 маршрут 4А, сколько угодно маршрутов 1-3 кат.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,7 км.
  • Состав маршрута: III, IV, с участками длиной более 50 м скального рельефа, более 600 м ледового рельефа V, до 5 м скальных участков VI.
  • Страховка: 30 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 15 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 5А.

6А, Б

  • Скальный или комбинированный рельеф от 3,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,7 км.
  • Состав маршрута: IV, V, с участками более 20 м VI.
  • Страховка: 100 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 40 ч.
  • Траверсы: 3 и более маршрутов 5Б, один из них – стенный.

Для отнесения маршрута к категории 6Б требуется экспертное заключение, рекомендация комиссии по новым маршрутам, подтвержденные решением Федерации альпинизма.

Страховка на скалах, льду и снегу

Обычно практикуется страховка через выступ. Его предварительно необходимо проверить. Малонадежным считается тот, что шатается или дребезжит при ударе. Также нужно выбрать выступ без острых граней или щелей, чтобы в них не застряла веревка.  

Следует учесть, что выступ, пригодный для верхней страховки, не всегда годится для нижней, так как веревка может соскользнуть при сильном рывке.

Если не окажется удобных для организации страховки выступов, нужно забить скальные крючья. Также их зачастую используют для промежуточной страховки. Альпинист во время движения находит трещину и забивает в нее крюк – до упора ушка в скалу.

Что касается закладывания веревки за выступы, нужно следить, чтобы она огибала их с разных сторон. Положение «змейкой» поможет сократить высоту падения при срыве. Если идти с большим запасом веревки в руках, помимо неудобства, это влечет опасность. При срыве альпинист падает на всю длину, что увеличивает шансы получить травму. Также есть примеры, когда сорвавшийся срывал и товарища, который не ожидал резкого рывка. Бывалые советуют в такой ситуации прыгать в противоположную сторону от того, кто сорвался.

Приемы страховки на льду такие же. Только из-за отсутствия выступов применяется перегиб через ледовый столбик или карабин. Основная сложность прохождения ледников с трещинами – выбор правильного маршрута. Основную опасность представляют ледопады. Следует тщательно избегать мест, в которых можно попасть под обвал. Такие участки необходимо проходить быстро и по одному под наблюдением остальных. Нужно организовать страховку в соответствии с требованиями рельефа. При переходе или прыжке через трещину требуется запас веревки.

Ледовые крючья забиваются на расстоянии порядка 10 метров. При прохождении ледовых гребней нужно спуститься ниже их на несколько метров и там забить крюк.

Закрытые ледники преодолеваются в связках по 3 или 4 человека. Они идут на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Первым следует наиболее опытный альпинист, способный правильно выбрать путь, без запаса веревки. Остальные берут по 2-3 метровых кольца в руку.

При рыхлом снеге ледоруб держит плохо. Поэтому для эффективной страховки применяют тросик вокруг древка ледоруба. Практика показывает, что страховка эффективна, даже если ледоруб не до конца вошел в снег.

Гребни с карнизами рекомендуется проходить поутру, когда снег замерз. Страхующий становится ниже по склону. Несмотря на то, что скалы в этом месте обычно круче, обеспечивается хорошая страховка через перегиб. Если на карнизе находятся два человека и один срывается вместе с карнизом, второму нужно прыгать в другую сторону. Это гарантирует минимальные повреждения для обоих.

Страховка на травянистых склонах и осыпях

Обычно группа идет, не связавшись. Для безопасности на маршрутах пеших восхождений в горы применяется самостраховка ледорубом. Крутой травянистый склон отличается тем, что на нем крайне трудно задержаться, особенно с тяжелым рюкзаком или после дождя. Иногда в такой ситуации выручают кошки.

Особенно осторожными нужно быть с камнями. Если катится большой булыжник, следует очень быстро оповестить об этом товарищей по команде. Так у них есть шанс уклониться. На склонах, где часто случаются камнепады, лучше двигаться так, чтобы альпинисты находились не друг под другом. В таких ситуациях маленькие группы не растягиваются, а большие проходят опасные участки по отделениям и очень быстро.

Если осыпь лежит на плитах и оканчивается обрывом, необходимо внимательно выбирать путь при движении. На крупных осыпях страховка не требуется. Правда, даже большие камни не всегда бывают устойчивыми.

Факторы сложности

При оценке сложности маршрутов учитывают несколько факторов:

  • протяженность и расположение трудных участков;
  • высота вершины;
  • протяженность маршрута;
  • крутизна подъема;
  • время прохождения;
  • особенности метеорологических условий.

Сложные участи для прохождения оцениваются по следующим факторам:

  • рельеф;
  • крутизна;
  • характер выступов, трещин и др.;
  • количество и полезность зацепок;
  • возможность прохождения с рюкзаком;
  • способ подъема;
  • оптимальный способ спуска;
  • количество необходимого спецснаряжения;
  • использование технических приемов.

По рельефу маршруты разделяют на:

  • скальные;
  • комбинированные (ледово-снежно-скальные).

Иногда в отдельный вид выделяют ледово-снежные маршруты. Однако практической целесообразности в этом нет: их можно отнести к подвиду комбинированных.

Методика оценки сложности маршрута учитывает весь комплекс перечисленных факторов.

Верхняя обвязка (грудная обвязка, “лифчик”) раздельной страховочной системы

Зачем необходимо использоватьверхнюю обвязку

Верхняя обвязка обхватывает плечи и грудную клетку альпиниста.

Грудную обвязку чаще всего используют в горном туризме, когда человек с тяжёлым рюкзаком может сорваться и оказывается перевёрнутым вниз головой, может упасть в трещину. В этих случаях если турист теряет сознание и не может самостоятельно скинуть рюкзак, а помощь придёт нескоро, всё может закончиться плохо.
Также верхняя обвязка применяется при прыжках с верёвкой.
В альпинизме и скалолазании верхняя обвязка практически не встречается. Встречается обычно у представителей “старой гвардии” и на некоторых соревнованиях.

Верхняя обвязка не может использоваться самостоятельно, так как при ее нагружении очень быстро наступает удушение, а так же возможны переломы ребер. Она является дополнением к нижней.

Основные задачи верхней обзвяки: правильное позиционирование человека после срыва, ещё большее распределение нагрузки от рывка на тело человека (т.е. защита от перелома позвоночника, который возможен при сильном рывке) и исключение возможности вывалиться из нижней беседки.

Верхняя обвязка состоит из широкого силового ремня, охватывающего грудную клетку спортсмена, и двух бретелек, фиксирующих положение грудной обвязки на плечах.

Одним из первых вариантов грудной обвязки является альпинистский “пояс Абалакова», который также мог использоваться в качестве беседки.

Пояс Абалакова

Верхние обвязки бывают регулируемые и не регулируемые.

По конструкциирудные обвязки бывают двух основных типов:

  • Бабочка — грудная обвязка этого типа выполнена в виде “восьмерки”.Бабочки бывают регулируемые, т.е. возможно подогнать нужный размер, благодаря силовым пряжкам и нерегулируемые – в этом случае грудная обвязка выбирается под размер конкретного спортсмена.
  • Майка (стандартная) — грудная обвязка этого типа состоит из грудного обхвата и плечевых лямок.Майка – наиболее распространенный тип грудной обвязки. Основной причиной этого является наличие возможности регулировки данной системы в широком диапазоне.
Различные по конструкции верхние обвязки раздельной страховочной системы

Большинство моделей грудной обвязки имеют разгрузочные петли.

Для женщин важно расположить верхнюю обвязку выше груди, чтобы не травмировать её при срыве.

Полная (комбинированная) страховочная система

Полные страховочные системы в основном предназначены для спелеологов, промышленных альпинистов, военных, спасателей. Настоятельно рекомендуется для страховки маленьких и худеньких детей, а также для людей с нулевыми навыками лазания. Некоторые модели могут быть предназначены для альпинизма.

Полная система состоит из пояса, ножных и плечевых обхватов. Т.е. она объединяет в себе верхнюю обвязку и нижнюю беседку.

Общественное снаряжение на альпинистский выход

350-400 г/чел сухостей (это не длинный поход, иначе бы брал больше, конечно), в итоге на 5 дней по 2 кг.

С палаткой все понятно — выбор нынче огромный, состав аптечки также не является основной темой статьи. По кухне часто возникает вопрос о JetBoil и подобных системах. С моей точки зрения, это вопрос вкуса – вес будет примерно тот же (незначительно выше), экономия газа будет заметная (но одним баллоном все равно не обойтись). Мне не очень нравится транспортный объем, поэтому я перешел последнее время на два титановых котелка, один в другом (с одной плоской крышкой или без крышек вовсе), в которые аккуратно помещается баллон газа, и микрогорелку без шланга в комплект. Суммарный объем такой системы меньше Джета, и часто она в итоге удобнее. Но, повторюсь, возможны оба варианта. На вкус и цвет, как говорится…

Тут точный список, конечно, зависит от маршрута, но в среднем, по моему опыту, меняется не сильно. Набор закладок висит на одном овальном карабине без муфты, каждый френд отдельно на своем маленьком карабине, тоже без муфты. Веревки нынче можно найти и полегче, ледобуры для лета иногда подойдут легкие титановые – но не будем придираться. Опять же, свобода для самовыражения, но без фанатизма. Иногда количество снаряжения на разрядниках, выходящих на тройку меня повергает в священный трепет…

Итого общего снаряжения на двоих ≈12,3 кг, то есть по 6,15 кг на нос, точнее на спину.

На фото комплект мужского снаряжения плюс все общественное, что делится на второго участника. Для удобства упаковки одежды в рюкзак были использованы легкие мешки Sea to Summit разного цвета и объема

В итоге в рюкзаке оказывается 12,6 кг на подходе, причем много что из этого легко вешается снаружи рюкзака, что вполне допустимо на подходах и не критично на простом рельефе. Поэтому при аккуратной запрессовке это все легко влезает в правильный рюкзак на 45 литров. Не пишу всякие мелочи типа очков, солнцезащиты, фонарей, раций, навигационных систем и прочей радости, хотя они, конечно, присутствуют. Положим на них еще по 1 кг на каждого. Плюс, конечно, вес самого рюкзака. хотя статья изначально не о весе, а об объеме.

При выходе на гору бивак обычно остается внизу, железо развешено на людях, в итоге в рюкзаке остаются и вовсе пустяки, что позволяет ходить быстро и без страданий.

На этой оптимистической ноте хочется пожелать вам множества красивых и безаварийных восхождений, и попрощаться.

До новых встреч в эфире.

Владимир Молодожен, специально для http://sport-marafon.ru/

Об авторе: Владимир Молодожен — мастер спорта по альпинизму, кандидат в мастера спорта по туризму, специалист по outdoor-снаряжению. Чемпион России 2009 года по альпинизму в высотно-техническом классе. Инструктор UIAA, инструктор DAV. В 2015-м году назначен вице президентом ФАСиЛ (ФА) СПб. Кроме того, Владимир является генеральным директором Альпайн-Хаус.

Присоединение веревки к беседке

Присоединение верёвки к беседке узлом восьмерка

Узел восьмёрка ввязывается в верхнюю и нижнюю части беседки.

Данный способ можно использовать при лазании с верхней и нижней страховкой.

Присоединение верёвки к беседке карабином

Осуществляется прищелкиванием двумя карабинами с муфтами к силовому кольцу беседки. При этом карабины должны быть направленными в разные стороны.

Данный способ можно использовать при лазании с верхней страховкой.

Прищелкивание только одного карабина в верхнюю и нижнюю части страховочной системы опасно, т.к. возможен разрыв карабина при рывке при резкой поперечной нагрузки на муфту (достаточно от 6–7 kN). Кроме того, в таком положении муфта может самопроизвольно раскрутиться, что может привести к выщелкиванию карабина.

Самозадержание

Независимости от надежности страховки нужно пробовать задержаться самому. Даже если не получится в первый момент, должно быть стремление остановиться или замедлить скольжение.

На скальных поверхностях нужно тут же схватиться за выступ или прыгнуть на расположенную ниже площадку. В противном случае рекомендуется распластаться на скалах. Это позволит не падать кувырком, а скользить. Там есть шансы остановиться на более пологом участке.

На льду самозадержание идет клювом ледоруба. В случае средней крутизны он остановит скольжение. На крутом склоне скорость значительно уменьшится, что поможет товарищу задержать вас.

При падении на снегу или льду необходимо сразу же перевернуться на живот. Если покров твердый, поможет клюв ледоруба, а на небольшой скорости – ранты ботинок. На насте при торможении лучше подойдет лопатка ледоруба.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий