Термины
Специфическими терминами и жаргонизмами может похвастаться практически любой спорт. Академическая гребля не исключение. Рассмотрим некоторые из них.
Банка. Так называется подвижное сидение. Оно выполняется из древесины или пластика и ездит на 4-х колесиках по специальным рельсам. Благодаря подвижности сидения, спортсмен может помогать себе ногами.
Подножка. Представляет собой пару обуви, закрепленную на металлической пластине. Играет роль опоры во время толчка. В заплыве без рулевого, у одного из гребцов правый ботинок подсоединяется к рулевому механизму, для корректировки направления движения.
Полозки. Это рельсы, по которым двигается банка.
Отвод/кронштейн. Металлические трубки, которые скреплены между собой в виде конуса и установлены на бортах лодки (в парных судах – слева и справа, в распашных – слева или справа). Играют роль опоры для весла.
Фальшборт. Пластина, закрепленная вдоль вершины борта, перпендикулярно ему. Защищает экипаж от брызг.
Козырек. Устанавливается за спиной первого номера и защищает экипаж от воды.
Вертлюг. Служит для крепления весла к концу кронштейна.
Носик. Резиновый шарик, установленный на носу лодки. Предупреждает повреждение инвентаря при столкновении судна, с чем либо.
Каблук. Пластиковая деталь, которая ограничивает длину весла.
Инвентарь и оборудование
Академические суда – спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (отводами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками).
- учебные или любительские (такая лодка шире, чем гоночная, с высокими бортами);
- гоночные (узкое основание, низкие борта).
Для изготовления лодок используются композитные материалы и эпоксидные смолы.
Особые требования к дизайну лодок не регламентированы, однако к техническим характеристикам они есть:
- Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время;
- Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки;
- Минимальный вес лодки без весел и радиосистем должен быть:
- 4+ (четвёрка рулевая) — 51 кг;
- 2х, 2 — (двойка парная и безрульная) — 27 кг;
- 1х (одиночка) — 14 кг;
- 2+ (двойка рулевая) — 32 кг;
- 4 — (четвёрка безрульная) — 50 кг;
- 4х (четвёрка парная) — 52 кг;
- 8+ (восьмёрка) — 96 кг.
- Толщина лопаток распашных весел в 3 мм от края по всему периметру должна быть не менее 5 мм, а у парных весел в 2 мм от края — не менее 3 мм.
- Во время международных соревнований лопасти весел должны быть окрашены в национальные цвета.
Инвентарь и оборудование
Академические суда – спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (отводами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками).
Виды лодок:
- учебные или любительские (такая лодка шире, чем гоночная, с высокими бортами);
- гоночные (узкое основание, низкие борта).
Для изготовления лодок используются композитные материалы и эпоксидные смолы.
Особые требования к дизайну лодок не регламентированы, однако к техническим характеристикам они есть:
- Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время;
- Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки;
- Минимальный вес лодки без весел и радиосистем должен быть:
- 4+ (четвёрка рулевая) — 51 кг;
- 2х, 2 — (двойка парная и безрульная) — 27 кг;
- 1х (одиночка) — 14 кг;
- 2+ (двойка рулевая) — 32 кг;
- 4 — (четвёрка безрульная) — 50 кг;
- 4х (четвёрка парная) — 52 кг;
- 8+ (восьмёрка) — 96 кг.
- Толщина лопаток распашных весел в 3 мм от края по всему периметру должна быть не менее 5 мм, а у парных весел в 2 мм от края — не менее 3 мм.
- Во время международных соревнований лопасти весел должны быть окрашены в национальные цвета.
«Хариус» — фофан из фанеры
Публикуемые чертежи и проект простой по конструкции гребной лодки фофан, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых для самостоятельной постройки.
Незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.
Со временем сокращалась, а затем и совсем прекратилась серийная постройка деревянных лодок (говорят, что хороший «шлюпочник» — тонкие доски, имеющие минимум дефектов, — стал дефицитным, да и для верфей столь дешевая продукция стала невыгодной), утратила свою чистоту вода рек и заливов близ больших городов — теперь, чтобы выкупаться и приятно провести время на берегу, нужно отъехать от города на 50 и более километров. Может быть, поэтому стали столь редкими здесь гребные лодки и шлюпки, уступив свои позиции быстроходным моторным лодкам.
А между тем, отсутствие полноценной замены «фофана» в ассортименте поступающих в торговую сеть лодок с каждым годом ощущается все более остро. Вместительные гребные лодки необходимы жителем поселков, расположившихся на берегах озер и небольших рек; без такой лодки становится неполноценным отдых горожан — владельцев садовых участков и дач, если рядом, по крайней мере, протекает речка с глубиной около полуметра. Гребные лодки нужны базам отдыха, туристским базам и пунктам проката на излюбленных рыболовами-любителями озерах. Именно для этого довольно широкого круга лиц, предпочитающих отдых на экологически чистых акваториях, и предназначен проект «Хариуса» — упрощенного варианта лодки «фофан».
Основные данные гребных лодок «Хариус» и типа «Фофан» | ||
---|---|---|
«Хариус» | «Фофан» | |
Длина наибольшая, м | 4,30 | 4,37 |
Длина по КВЛ, м | 4,01 | 3,61 |
Ширина наибольшая, м | 1,37 | 1,43 |
Ширина по КВЛ, м | 1,00 | 1,09 |
Высота борта на миделе, м | 0,48 | 0,48 |
Водоизмещение по КВЛ, м³ | 0,24 | 0,16 |
Масса корпуса, кг | 90 | 75 |
Допустимая нагрузка, чел. | 4 | 5 |
Примечание: КВЛ — конструктивная ватерлиния для обеих лодок при осадке 0,15 м |
Обе лодки имеют одинаковые главные размерения и, хотя существенно различаются по обводам корпуса, практически идентичные ходовые качества, остойчивость и всхожесть на волну. Обводы «Хариуса» больше напоминают другую гребную лодку, в прошлом широко использовавшуюся для прибрежного морского рыболовного промысла, — дори. От дори предлагаемая лодка отличается меньшим наклоном форштевня и транца, большей длиной по килю, килеватым и более широким днищем.