Конный кросс (кросс-кантри) – Соревнования и правила – Особенности

Какой велосипед подходит для кросс-кантри

Точных характеристик кросс-кантри велосипеда указать нельзя, так как они подбираются исходя из личных предпочтений велосипедиста и вида соревнований. Однако, есть устоявшиеся общие нормы для участия в данной дисциплине:

Байк конструкции хардтейл или двухподвес. Большинство кросскантеров отдает предпочтение хардтейлу. Двухподвес является более мягким и комфортным. Однако именно излишняя амортизация и увеличенный вес способствует потере скорости и времени. Оборудование фирмы Sram или Shimano. Для профессионалов устанавливаются Sram 7.0 – 9.0 и Shimano Deore XT, XTR. Если же Вы любитель или новичок можно установить оборудование попроще – Sram 3.0 – 5.0, или Shimano Altus или Acera. Рама велосипеда предпочтительно должна быть изготовлена из карбона. Поскольку такие модели стоят достаточно дорого, то новичкам можно использовать алюминиевые рамы, но для серьезных соревнований все же их не рекомендуют. Качественные амортизаторы. Это тот случай, когда работает принцип дороже – качественней, так как дешёвое оборудование может попросту не выдержать нагрузки и сломаться в ключевой момент на трассе, что может привести к падению и травмам. Профессионалы выбирают масляные или воздушные вилки, благодаря которым можно легко преодолевать препятствия и регулировать вилку под собственный вес. Надежные колеса. На 26 дюймовые колеса с двойными ободами устанавливаются качественные спицы, которые способны выдержать нагрузку при прыжках. Покрышки должны быть с хорошим протектором. Контактные педали. Рекомендуется использовать только профессиональным гонщикам. Новичок при падении может не успеть отстегнуть ногу и получить серьезные травмы.

Все указанные характеристики являются достаточно общими, поскольку каждый новичок, любитель или профессионал может собрать байк под себя, опираясь на личные предпочтения в определенных деталях.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Типы беговых препятствий

Лошадь и всадник преодолевают канаву элемента гроба

Существует много различных типов препятствий, пересекающих округа, и все они в некоторой степени предназначены для имитации или напоминания препятствий, с которыми лошадь и всадник теоретически могут столкнуться при реальной катании по пересеченной местности. Некоторые препятствия представляют собой одиночные прыжки или «вертикали» из разных материалов. Некоторые могут иметь несколько элементов, взятых за один прыжок, такие как тройные перекладины или оксеры, иногда называемые «распределенными» ограждениями. Водные препятствия также обычно используются на большинстве маршрутов, как и прыжки с бревна . Третьи представляют собой комбинации нескольких элементов, включая бревна, берега, воду и канавы.

Ключевые кросс-кантри ралли с участием мотоциклов

Далеко не во всех заездах мотоциклы могут принимать участие. К примеру, Кубок FIM по бахам, являющийся одним из самых молодых, но достаточно весомых мировых соревнований, допускает участие только на квадроциклах. Впрочем, в ряде значимых заездов, мотогонщики играют весьма важную роль.

«Париж–Дакар»

Наиболее известным, причем даже среди людей далеких от мотоциклетного спорта, является знаменитый ралли-марафон «Париж–Дакар».

Старт первому заезду был дан 26 декабря 1978 года в Париже, но поскольку ралли завершилось только в следующем году, первым годом ее проведения считается именно 1979. С тех пор соревнование проводится ежегодно.

В заезде принимают участие гонщики на мотоциклах, квадроциклах, мотовездеходах и грузовых автомобилях. Изначально, в первые годы проведения, заезд был общим, но позже, по понятным причинам, был разделен на классы. Более того, в настоящее время маршруты для транспортных средств разных классов могут достаточно сильно различаться.

К участию в гонке допускаются не только профессиональные спортсмены, но и заводские команды (выступающие от завода-изготовителя техники), а также любители, причем количество последних составляет порядка 80%.

Дисциплина кросс-кантри

Cross-country в переводе на русский язык значит – пересеченная местность. Иначе говоря, кросс-кантри это спортивная дисциплина, которая рассчитана на езду по пересеченной местности. Но это совсем не означает, что если кто-то решил покататься на велосипеде по лесным тропинкам, то он самостоятельно занимается именно этим видом соревновательных дисциплин.

Так как соревнования по кросс-кантри приняты и утверждены Международным ОК (олимпийским комитетом) и уже более 20 лет входят в программы олимпийских игр, то и созданием трасс занимаются профессионалы. Для этого вида специально разрабатываются и устраиваются усложненные трассы. А для их преодоления необходим велосипед с особенными возможностями, а также выносливость, хорошая физическая подготовка, быстрая реакция и крепкая нервная система.

Соревнования по кроссовому бегу в России и мире

Один из классических вариантов кроссового забега в России уже был назван. Это кросс «Лисья гора» в Битцевском парке в Москве. Проходит весной. Круг 2 км, грунтовое покрытие. Дистанции от 2 до 8 километров: юноши и девушки бегут 4 и 2 км, взрослые участники могут пробежать от 4 до 8 км.

Ещё один вариант кросса в Битцевском парке – «Быстрый пёс». Его участники пробегают не в одиночку, а со своей собакой. Участники бегут один круг в 2 км. Обязательно участие четвероногого компаньона.

Ежегодное событие – кросс для лыжников «Царь горы» в Подмосковье. Это молодёжное соревнование для воспитанников лыжных секций. Мероприятие проходит осенью и закрывает бесснежный сезон подготовки. Трасса проходит в лесистой и холмистой местности на грунтовом покрытии. Дистанции – от 500 метров до 8 км. Этот ежегодный забег немного похож на популярные за границей национальные состязания для школьников.

Это лишь некоторые примеры проводимых соревнований по кроссовому бегу в России, больше забегов на любой вкус вы сможете найти в нашем календаре.  

В мире проводятся национальные чемпионаты в кроссовом беге – в Канаде, в Австралии, в США, в Англии. Помимо взрослых участников, которые борются за чемпионские титулы, в подобные соревнования активно вовлекаются школьники и учащиеся колледжей: особенно это популярно в Англии, Канаде и США.

По прямому запросу можно найти десятки состязаний на дистанциях 5-10 километров для юношей и девушек. Некоторые соревнования длятся несколько дней подряд, потому что в них участвуют целые команды – по несколько участников от каждой школы.

Разновидности велобайка

Модифицированные горные велосипеды выполняют главную задачу – передвижение по пересеченной местности. Конструкция должна выдерживать частую нещадную эксплуатацию, механические повреждения. Высоко ценится маневренность, проходимость и сцепление с трассой. Важными характеристиками являются:

  1. Передняя вилка – до 10 см. Она должна обеспечивать высокое сопротивление, блокировать амортизацию при необходимости.
  2. Покрышки в два дюйма. Специальное покрытие и протекторы обеспечат сцепление и проходимость.
  3. Легкая, прочная рама. Чем меньше вес конструкции, тем легче маневрировать спортсмену на трассе.

Кантри велосипед имеет множество модификаций. Наиболее популярные – хардтейлы и двухподвесы. Первые не подходят для новичков. Они тяжелее и сложнее в управлении. Необходим опыт обращения с горными велосипедами. Хотя стоят они дешевле, чем двухподвесные. У Хардтейла задняя часть жестче, тяжелее. Передняя вилка обеспечивает хорошую амортизацию, а жесткая рама компенсирует перепады высот на трассе. Общий вес такой конструкции – свыше 20 кг. Некоторые спортсмены намеренно уменьшают массу, рискуя безопасностью.

Двухподвес больше подходит для новичков, хотя им активно пользуются и профессиональные велогонщики. Ровер с двумя вилками амортизации позволяет максимально точно прочувствовать дорогу. У профессиональных моделей отсутствует вибрация, управление легкое. Модели стандартной комплектации отличаются высокой маневренностью, устойчивостью на сложных участках трассы.

ДвухподвесХардтейл

Трассы для кросс-кантри

В качестве места проведения соревнований по кросс-кантри выбирают:

  • шорт-трек – 2-5 км, 6-10 кругов;
  • классическую трассу – 5-9 км, 3-7 кругов;
  • марафонскую трассу – 60-120 км.

Маршрут строится по пересеченной местности в полях, лесах с использованием грунтовых дорог. Проходимость трассы должна быть 100% независимо от погодных условий, если существует опасность разрушения участка дороги, устанавливают дополнительный маршрут.

По всему пути делаются разметки, указывающие дальнейшее направление, а также защитные приспособления в виде сеток на опасных участках дороги. При длительных заездах на трассах размещаются станции техобслуживания и питания.

Велосипеды кросс-кантри

Кросс-кантри это сложный и опасный вид спорта, поэтому обычный любительский велосипед не подойдет. Выбирая транспорт для соревнований, необходимо отталкиваться от рекомендаций:

одновременная легкая и крепкая рама, это обеспечит более легкое прохождения сложных участков трассы;
надежное навесное оборудование, поможет быстрее преодолевать маршрут. Велосипед может быть с одной или двумя подвесками

Во втором случае конструкция транспорта несколько утяжеляется, зато он становится более проходимым;
внимание колесам. У них должны быть обода с небольшой массой, а покрышки обеспечивать хорошую управляемость, то есть хорошо сцепляться с покрытием трассы;
надежные вилка, руль и другие элементы велосипеда;
велосипед для этого спорта не может быть дешевым

Хорошие модели стоят от одной тысячи долларов.

Хардейл зачастую превосходит модели с двумя подвесами, ведь он разгоняется за считанные секунды, экономя время спортсмена. Зато двухподвесные байки показывают большую устойчивость, они меньше вибрируют, таким образом езда по неровностям становится более комфортной. У велосипедов с двумя подвесакми отличная амортизация, поэтому даже на участках с ямами или ухабами, спортсмен может не вставать с сиденья. Они отличаются боле ярким дизайном и привлекательным внешним видом.

Безусловно, велосипед с двумя подвесками будет тяжелее, а также усложняется обслуживание.

Общая информация

Кросс-кантри ралли – это соревнования на выносливость, проходящие по трассам с естественным рельефом, по большей части, бездорожью, в том числе особо сложному ландшафту: пустыням, руслам высохших рек, горам и т.д.

В большинстве случаев длина трассы не позволяет пройти ее сразу, поэтому соревнования разбиваются на этапы. Каждый этап при этом разделен на несколько участков:

  • спецучастков, проложенных по бездорожью,
  • лиазонов (перегонов) – отрезков трассы, проходящих по дорогам общего пользования и соединяющих спецучастки между собой.

Гонка хронометрируется, и общее время спортсмена складывается из времени прохождения каждого участка. Единственный нехронометрируемый отрезок – супер спецучасток с организованным на нем местом для зрителей. Он не является обязательной частью гонки и используется исключительно в развлекательных целях и для привлечения внимания к дисциплине.

Между участками располагаются бивуаки – отдельные зоны, где гонщики могут заправить машины, произвести ремонт или просто отдохнуть. К слову, отдых – это обязательная часть, четко прописанная в правилах соревнования, так как накапливающаяся усталость существенно повышает риск аварий и травм, который в условиях кросс-кантри ралли и без того крайне велик.

Еще одна отличительная черта дисциплины – отсутствие разметки трассы, которая всегда присутствует в других видах соревнований. Однако это не означает, что участники могут преодолеть расстояние между стартом и финишем любыми доступными путями. Маршрут гонки строго определен и размечен контрольными точками, пропуск которых грозит штрафом. При этом маршрут держится в секрете, поэтому участникам приходится ориентироваться по GPS и дорожной книге.

Подробнее о том, как происходит ориентирование и открытие контрольных точек вы можете узнать из нашего спецматериала.

И последняя важная особенность: процедура старта. Гонщики выезжают на трассу по одному, причем интервал между первыми 5 участниками составляет 2 минуты, а последующими – одну или 30 секунд.

Занятие не для слабых телом и духом: cross country

На вопрос: «Что такое кросс-кантри?» есть один однозначный и не терпящий возражений ответ – это гоночная дисциплина. В основе ее лежит езда по пересеченной местности, не стоит путать кросс-кантри с поездкой за город с товарищами или выезд на байке в ближайший лесок. Нельзя называть любого, севшего на велосипед с двумя подвесами, кантрийщиком: говоря так, можно оскорбить настоящих спортсменов, которые прилагают нечеловеческие усилия для достижения достойных результатов в этой спортивной дисциплине.

Итак, кросс-кантри – это гоночная дисциплина, которая наравне с любым привычным обывателю спортивным занятием требует отменной атлетической формы, длительных и изнурительных тренировок, а также большого умения. Для велосипедиста недостаточно только уметь хорошо ездить, или только обладать высокой скоростью и выносливостью. Задача успешного кросскантрийщика – сочетать все эти качества для достижения максимального результата.

Для того, чтобы успешно проходить дистанции, предназначенные для кросскантрийных соревнований, потребуется не один месяц тренировок. При этом недостаточно иметь сильные ноги: часто самоуверенные спортсмены ошибаются, понадеявшись на свою силовую составляющую и мощь. Техника, смекалка и умение «правильно» проходить трассу значит для кросс-кантри гораздо больше. Поэтому и схема тренировок среднестатистического кросскантрийщика значительно разнится от других дисциплин.

Как выглядит трасса тур де франс — самый крутой маршрут в истории велосипедов

Задача будущего победителя соревнований: научить свои мышцы работать в гармонии с сердцем – то есть тренировки призваны создать баланс работы мышечной и сердечно-сосудистой системы. Отсюда и схема тренировок, которая включает в себя:

  • Аэробные дистанционные нагрузки – это, как ни странно, просто катание на байке по пересеченной местности. Даже неспешное катание позволяет научить организм правильно поглощать кислород, переносить его в мышцы. Задача таких тренировок – не выработка высоких скоростей, а умение ездить долго, не испытывая усталости.
  • Силовые тренировки – это взращивание той мышечной системы и такой силы, которая нужна для силового кручения педалей. Собственно, процесс тренировок в этом и заключается: езда на подъемах сидя и стоя.
  • Скоростные тренировки – именно этот вид тренировок позволяет собрать воедино все результаты и получить на выходе высокую скорость прохождения трасс: для этого должна быть отточена техника кругового педалирования. Оптимальной частотой, которая позволит успешно проходить трассы, является 80-90 оборотов в минуту.

Техническая сторона кроссового бега

Техника бега по пересеченной местности несколько отличается от обычной пробежки. При передвижении по прямой дороге, можно применять стандартную технику – прямое туловище, руки слегка прижаты к корпусу под прямым углом, стопа касается земли сначала пяткой, а затем перекатывается на носок.

Если предстоит подъем, использовать такую технику будет довольно проблематично, поскольку на ноги будет приходиться очень большая нагрузка. Чтобы облегчить себе работу, можно бегать с немного согнутым корпусом, но сильно наклонять его нельзя. Кроме того, следует сократить длину шага и быстрее двигать руками. Движения рук тоже будут отличаться от таковых при простом беге – руками нужно размахивать широко, начиная движение от бедра и поднимая их высоко к груди. При подъеме самой большой нагрузке подвергаются лодыжки и стопы, поэтому слишком часто бегать в гору не стоит, особенно если целью тренировок является поддержание хорошей физической формы, а не подготовка к соревнованиям.

При спуске больше всего работают мышцы колена и голени. Если имеются проблемы с коленным суставом, такую нагрузку необходимо строго дозировать

Людям с избыточным весом тоже нужно спускаться крайне осторожно, чтобы не травмировать колено. Рекомендуется обмотать колени эластичным бинтом – это придаст им дополнительную защиту и позволит избежать травм. Немаловажным моментом является правильная техника дыхания

Вдох желательно производить носом, выдох – ртом. Если возникает одышка или другие неприятные ощущения, можно попробовать дышать только ртом. Сильно участился пульс? Значит, надо снизить темп бега, либо временно перейти на ходьбу, пока сердце не перестанет выскакивать из груди

Немаловажным моментом является правильная техника дыхания. Вдох желательно производить носом, выдох – ртом. Если возникает одышка или другие неприятные ощущения, можно попробовать дышать только ртом. Сильно участился пульс? Значит, надо снизить темп бега, либо временно перейти на ходьбу, пока сердце не перестанет выскакивать из груди.

Особенности горных велосипедов

Обычные горные велосипеды созданы для преодоления сложных склонов. Но они создавались для обычного преодоления трудностей, а не быстрого. Их колёса больше, а сам велосипед массивнее. Правда есть исключения. Кросс кантри сами по себе являются горными велосипедами, поэтому включают в себя все их достоинства. Трудно выделить в горном велосипеде положительную черту, которой нет у кросс кантри. Пожалуй, только безопасность, но велосипед велосипеду рознь.

У кросс кантри более низкая посадка, чем у горного велосипеда. Это нужно для более активной езды. Типов горных велосипедов существует много. Даунхил это скоростной спуск с гор. Они отличаются мощной тормозной системой, которая обеспечивает лёгкую остановку транспортного средства перед препятствием. Фрирайд можно использовать не только для спуска, но и для подъёма. Существует стиль олмаунтин, который специализируется для езды вне дорог.

Каждый из этих стилей горных велосипедов имеет какие-то черты, которые позволяют ему выполнять свои функции. Кросс кантри это один из многочисленных видов горных велосипедов. Он предназначен именно для спортивного преодоления препятствий. Ехать на нём нужно не только быстро, но и красиво.

Остальное зависит от конкретного вида велосипеда. Горный велосипед очень широкое понятие. Сюда можно включить и тяжёлые машины, предназначенные для прохода по непроходимой местности и лёгкие тягачи, которые нужны для подъёма в гору по крутым склонам. Выбор велосипеда зависит от того, что именно человек собирается делать в горах.

Кросс кантри дорогой велосипед. При его производстве используется сложные карбоновые рамы, которые улучшают качество велосипеда. Остальные виды создаются на базе более дешёвых элементов

Это заставляет говорить о ещё одном важном отличии – цене. Нормальный маунтинбайк можно купить за 1000-2000 долларов США, кросс кантри будет стоить 2500. Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже

Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже.

Выводы

Кросс-кантри предъявляет высокие требования, как к байку, так и к спортсмену. Опасность падений и травм здесь ниже, чем в даунхилле или эндуро, однако, важна выносливость велосипедиста, его характер. Споры по поводу того, какой байк выбрать (хардейл или двухподвес) не прекращаются даже в среде профессионалов, ведь преимущества и недостатки есть у каждой модели. Для тех кто не знает в каких условиях будет использоваться велосипед оптимальным решением будет маунтинбайк, предназначенный для кросс-кантри. Он подойдет для езды, как по бездорожью, так и по шоссе, хоть и не обеспечит максимальный комфорт

Но всегда важно помнить, что его настоящая стихия – пересеченная местность

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий