Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!
Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует.
Капоэйра начинается не в спортивном зале…
К этому можно добавить только одно: капоэйра однозначно начинается и заканчивается не на тренировке или в спортивном зале, а где-то в нашем сердце и нашей душе.
В капоэйре столько хитрости и мудрости, что с её помощью можно осуществить любую мечту и добиться чего угодно во внешнем мире, и даже познать свою настоящую суть. Она может применяться буквально для всего, о чем может помыслить человек.
2.2.37 «В лучшем учителе или инструкторе можно увидеть»…
«В лучшем учителе или инструкторе можно увидеть, что он опасен, он не подделка, вводящая в заблуждение, он активен, он подвижен, он коварен, у него есть множество уловок; он учит приседать, прижиматься ближе, если возможно – ложиться, чтобы применить точный удар. (77a,5-3)
Конечно же, по настоящим капоэйристам видно, что они стоят многого: они отличаются подвижностью тела и ума, у них есть ответы на многие вопросы и выходы из многих ситуаций. Когда надо, они приседают, чтобы избежать проблем, когда надо быть ближе, они всегда близко, когда необходимо быть далеко, их тяжело отыскать.
Если надо лежать, они будут лежать, а если необходимо – они будут гордо стоять на ногах или даже на руках. Если все это способно помочь победить или сделать жизнь лучше, хороший капоэйрист сделает все это, не сомневаясь.
Поэтому и говорят, что в настоящей капоэйре воистину не существует ограничений, а все ограничения содержатся только в сознании людей и их нежелании эти самые ограничения преодолевать.
2.2.40 «Причина этого зла!»…
«Я говорю, защищать капоэйру – значит защищать капоэйристов, значит быть одному за всех. Хуже всего то, что никто ни за кого и ни за что не отвечает, такова причина этого зла!»… (77b, 14-17)
Естественно, если каждый отдельный капоэйрист будет считать, что от него ничего не зависит, то это в целом сильно замедлит прогресс всей капоэйры, так как вся капоэйра и складывается, по сути, из совокупности действий всех капоэйристов.
Но, если каждый отдельный человек начнет считать себя ответственным за прогресс всей капоэйры в целом, тогда капоэйра, несомненно, очень быстро достигнет небывалых высот в известности, популярности и развитии.
Нужно почувствовать собственную (личную) ответственность за все происходящее, ведь если каждый человек не будет чувствовать на себе ответственности, то никто и не начнет ничего делать: все будут ждать, пока самую сложную работу сделает кто-то другой.
Это как в бизнесе: если никто (ни один конкретный человек) не несет ответственности за выполнение рабочего плана и за реальный результат, то в итоге вероятность, что проект будет завершен в срок, будет крайне мала. Что сегодня и происходит в большинстве организаций, в том числе в капоэйре.
Если бы многие люди брали на себя ответственность за развитие и защиту всех остальных, общий прогресс ускорился бы в тысячи раз.
Но достижимо ли это сегодня? Например, вы способны взять на себя такую ответственность хоть в каком-то деле?
2.2.41 «Был равен мне»…
«Я желаю, чтобы каждый был равен мне. Именно так с вами»… (77b, 1-2)
Имеется в виду, что капоэйристы также должны наследовать некоторые качества и умения от своих учителей, у них должен быть некий «идеал», к которому они должны стремиться. Нельзя терять общего видения того, в какую сторону следует развиваться.
Хотя, конечно же, рано или поздно нужно будет перерасти и своего лучшего учителя, чтобы другие ученики также имели еще более высокие примеры для подражания, ведь в капоэйре есть еще достаточно места для развития, улучшения и исследования.
И вот именно с таким умонастроением правильно практиковать капоэйру и развиваться, тогда вы обязательно обойдете основные трудности и опасности на пути капоэйриста. Ну а в следующей статье, мы снова поговорим о том что такое капоэйра, это лучшая гимнастика, соревнования, вид спорта или даже еще нечто большее?
1.4.20 «Нуждаемся в ярких капоэйристах»
…«все еще нуждаемся в ярких капоэйристах, которые бы объединяли (-сь), становились коллегами, объединяя свои, более искренние, голоса, чтобы сформулировать ее (капоэйры) дальнейшее развитие; это личный призыв к сотрудничеству.
В чем же причина того, что капоэйристы не объединяются, чтобы понять глубже и укрепить свой спорт?»… (8а, 8-14)
Комментарий Деканио: «Слова Учителя снова призывают к объединению всех капоэйристов. Это необходимо для достижения общей цели: развития капоэйры.
При этом Паштинья не признает разницы в значимости между (капоэйрой) Режионалом и Анголой!»
Конечно же, капоэйра все еще нуждается в мудрых капоэйристах, которые были бы способны объединиться для реализации общей цели — сделать капоэйру известной и популярной в мире, а также способствовать ее дальнейшему развитию «в правильном направлении».
Следует отметить также комментарий Деканио о том, что, на самом деле, любая капоэйра является «правильной» капоэйрой, и нет худшего или лучшего её вида.
Есть лишь капоэйристы, которые эгоистично желают делать всё только для себя, жестоко «используя капоэйру в своих целях и для удовлетворения своих амбиций», а есть те, которые хотят отдать развитию капоэйры все свои силы и даже самого себя. А это два кардинально противоположных подхода. И те, и другие капоэйристы встречаются во всех возможных видах капоэйры.
А изначально два вышеназванных стиля – это просто два разных подхода к философии и к физическим аспектам обучения одной и той же капоэйре.
При условии, конечно, что это обучение будет разумным и основанным на правильном мышлении, правильных идеалах и отсутствии раздутого эго. Что к сегодня, к сожалению в реальности встречается не так часто.
1.4.22 «Капоэйра оскудела»
«Капоэйра оскудела
Когда в прошлом она была жестокой, многие мастера и не только, обращали наше внимание, когда мы выходили из ритма; они объясняли с вежливостью, обучали нас в рамках спорта капоэйры. Это и есть причина того, что каждый, обучившийся в те дни, имеет игру тела и ритм»… (9а, 1-9)
Мастер еще раз объясняет, почему у него сформировалось именно такое мировоззрение и мнение о том, как правильно играть капоэйру, чтобы она приносила пользу и счастье.
Паштинья утверждает, что ранее (скорее всего, примерно до 1920-30х гг.) капоэйра была еще более жестокой, поэтому, чтобы хоть как-то избежать драк и открытых столкновений, оскорблений и даже поножовщины, некие «морально-этические правила» были просто жизненно необходимы.
В те времена большинство капоэйристов были на порядок агрессивнее и вспыльчивее, чем сегодня. Особенно из-за их обычного достаточно низкого социального положения, а также тяжелой жизни (голодного и безработного периода после отмены рабства, высокого уровня преступности).
Поэтому Паштинья рассказывает, что ранее мастера и старшие ученики просто вынуждены были объяснять множество раз начинающим капоэйристам, как правильно играть под тот или иной ритм музыкальных инструментов. Поясняли, как правильно «играть телом» в ритм музыке, а также показывали это на своём примере.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Тогда именно ритм музыки начинал руководить движениями опытных капоэйристов, а не их собственное эго. Соблюдение правил и ритма было ключом от «игры тела» и от настоящей капоэйры, от ловкости, уклонений, малисии, которого так не хватает как сегодняшним, так и прошлым капоэйристам.
Что это такое
Вид единоборства, позволяющий вести бой не с помощью ударов, а путем уходов от них.
Чтобы лучше понять, что это такое — капоэйра, нужно познакомиться с историей ее возникновения.
В шестнадцатом веке в Бразилию португальские колонисты завезли огромное количество рабов из Африки. Для них это было не столько боевое искусство, сколько символ свободы и тоски по дому — песни, ритм, танцы.
Отмена рабства дала толчок развитию капоэйра, возрос интерес к этому виду единоборства, стали открываться первые школы.
Произошло разделение на стили.
- Режионал. Достаточно агрессивный, скоростной и силовой. С акробатическими элементами, атаками и контактными ударами ногами.
- Ангола. Название получил по месту своего возникновения. Более мягкий и спокойный. Изобилует связками и фрагментами африканских национальных танцев.
- Контемпоранеа. Смешанный универсальный стиль, который является основным в базовых спортивных школах.
Как и прочие боевые искусства это включает разнообразные удары ногами, руками и головой.
В технике присутствуют:
- бросковые и контратакующие элементы;
- перемещения с опорой на руки;
- уклоны;
- акробатические сальто для атаки и ухода от ударов соперника;
- удары с опорой на ногу в голову или туловище.
Скорость зависит от уровня мастерства сражающихся и задается преподавателем с помощью музыкальных инструментов.
Соперники поочередно переходят из атакующего положения к оборонительному и наоборот.
Краткая история возникновения капоэйры
Но как по мне не так важно афро-бразильское оно или бразило-африканское. Но капоэйра, которую знаем мы началась с того что португальцы колонизировали, а вернее захватили силой часть континента, сегодня называемого страной «Бразилия»
На данной территории очень хорошо растет кофе и сахарный тростник, и это основное её преимущество, но есть и недостаток. В том, что растить данные культуры в огромных масштабах довольно трудно, особенно учитывая 35-40 градусную жару летом и палящее солнце.
Тяжелая история капоэйры
Это реально адская работа, на которую требуются реальные рабы, но из кандидатов в рабы на данной территории были только местные индейцы. Но как не пробовал белый человек сделать из индейцев рабов, это не давало особых результатов.
Тогда и пришлось «находчивым» португальцам возить рабов судами по морю из самой Африки, где не похожих на них людей странного черного цвета, а значит в их понимании «низшего сорта», было в достатке.
Бразильские рабы все-таки подчинились этой участи, и как показала история не зря. Ведь в отличии от почти вымерших индейцев, африканцы благодаря своему более гибкому и более приспосабливаемому к разным условиям мышлению, поступили все-таки более мудро, что предпочли несвободу и работу на белого хозяина, чем смерть. И сегодня занимают достаточно высокое социальное положение, возможно даже частично благодаря своей «капоэристкой истории».
История рабства в Бразилии
В общем необычная и тяжелая история капоэйры и бразильских рабов началась, в то время как находчивые португальцы завезли их помогать белым людям по хозяйству. Поверьте, пожизненно быть рабом без каких-либо прав и надежды на изменение ситуации — это незавидная судьба для любого человека.
Да что там, это, наверное, самая скверная ситуация, которую можно себе представить, и для многих людей это в разы, а то и на порядок хуже, чем пожизненно сидеть в тюрьме.
Белые люди, того времени, несильно отличались порядочным отношением к своим рабам. Конечно, были и исключения, но в среднем, так как рабы стоили не очень дешево, их приобретали только в случае необходимости, и тем более не отпускали на волю.
В любом случае их быстро бы нашли другие белые и вернули бы назад в семью, его купившую, сделав заодно клеймо. Чтобы больше «не терялся» и чтобы было понятно, куда его вести назад, а если хозяин не был найден, то рабов просто продавали дальше.
Поэтому в 90% случаев сильные мужчины рабы пожизненно работали в поле на плантации, по 14-16 часов в день под палящим солнцем без выходных и отпусков.
Старые женщины стоили не так дорого, они в основном могли работать только, как поварихи, портнихи или им иногда доверяли присматривать за детьми.
Дети-рабы были почти бесполезными и не ценились дорого, к тому же они ели немало, а ждать пока они смогут работать в поле, было долго, поэтому их легче было продать кому-то или даже подарить, как сейчас это делают с хомячками, естественно, при этом желания их родителей никак не учитывались.
Что еще забрали у бразильских рабов кроме свободы
Вторая важная ценность у человека, особенно во время тяжелых испытаний после свободы — это вера и религия. Её также забрали у бразильских рабов, так как единственной правильной религией считался католицизм, а рабы настойчиво пытались верить в непонятных то ли Богов, то ли духов, и вдобавок ко всему еще практиковали что-то наподобие черной магии.
Естественно, это никак не входило в планы плантаторов, и они просто одним махом запретили все проявления этой «еретической религии» и обязали рабов регулярно поклоняться своим католическим святым.
Сделано это было, чтобы они как можно быстрее забыли свое вольное прошлое, свою свободу, свою историю и прочее, что может подтолкнуть их к восстаниям и нелюбви к своим хозяевам.
Третье, чего они лишились, это обладание своими вещами и собственностью. Её как вы тоже уже догадались, не было и в помине.
У большинства мужчин рабов, работающих в поле, самой большой мечтой было получить свою обувь, и позднее, когда эти рабы все-таки заслужили отмену рабства своими жизнями, первое, что они сделали, это отправились в магазин купить хоть какую-нибудь обувь, доказывая окружающим, что они, наконец, свободны. Кстати поэтому те, кто заниматься капоэйрой анголой почти всегда заниматься обутыми.
У рабов отняли, наверно все, что можно было отнять у человека, кроме его собственной жизни. Но как же тогда эти люди умудрились часто сами отвоевывать свою свободу, учитывая, что у них не было никакого оружия, а при побегах их преследовали хорошо вооруженные люди, как получилось сохранить религию, в то время как верить не во что другое было нельзя, а они 24 часа в сутки находились под присмотром.
Стили и школы капоэйры
Современная капоэйра представлена несколькими направлениями. Они разнятся практикуемыми техниками, ритмом и манерой движений.
Основных вариантов капоэйры четыре:
- Ангола. Характеризуется бесконтактным ведением поединка и плавными текучими движениями. Основная цель здесь – вывести соперника из равновесия и продемонстрировать свои навыки. Боевой составляющей здесь уделяется намного меньше внимания.
- Режионал. Характеризуется активными и эффектными ударами ногами и руками, а также высокой скоростью движений.
- Контемпоранеа. В нем присутствует множество акробатических элементов, многие техники являются заимствованными из других восточных единоборств. Здесь активно используются как стойки на руках, так и низкие переходы и высокие удары, характерные для предыдущих вариантов.
- Миудинью. Исключающий бой стиль. Характеризуется постоянным уходом от ударов соперников с помощью вращений.
Школы капоэйры
Сейчас существует множество школ капоэйры, в том числе и в разных городах России. По сути, прийти заниматься может любой желающий.
Уровень мастерства в школах определяется по цвету шейного или поясного платка. Помимо занятий в роде, ученики изучают историю зарождения и становления капойэры как вида спорта, философию ведения боя, а также португальский язык и аутентичные песни и музыку. Традиционная форма капоэйристов – это белые штаны и майка из хлопчатобумажных материалов. На нее наносится эмблема школы.
Упорные занятия позволяют начинающим капоэйристам через некоторое время достичь статуса формадо – опытного ученика. Высшим же уровнем считается статус местре, который дает право тренировать других и открывать свою школу. Посвящение в ученики проходит с помощью специального обряда – батизаду.
В целом капоэйра – это очень красивый и зрелищный вид спорта, несущий в себе глубокую философскую составляющую, которая превращает каждую поединок в подобие шахматной партии тел и сознаний противников. Заниматься капойэрой могут все желающие, независимо от пола, телосложения и возраста, поскольку этот вид спорта учит использовать те возможности организма, которые доступны в данный момент, а уже после упор идет на их развитие.
Основные правила
До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.
Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.
Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.
Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.
Школы, стили, направления
Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников. Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом. Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ», стиль, названный «ангола», создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья. Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.
Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра. Стиль, который предложил Бимбо – режиональ – скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать. Замечено, что агрессивный режиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешенную анголу.
1.4.19 «В смысле состязаний» (соревнований в капоэйре)
Заметьте, игра подразумевается в смысле демонстрации, а не в смысле состязаний, последствия которых всегда катастрофические: в соревнованиях исчезает вся красота, яркость капоэйры, и капоэйрист упускает свои возможности в развитии из-за отсутствия объяснений»… (8a,23 8b,1-8)
Что такое настоящая игра
Напротив, настоящая игра – это нечто другое. Игра в обыкновенном, детском понимании — это процесс, который человек воспринимает «легко», не придавая ему большой серьезности, а значит, он получает определенное удовольствие от самого процесса игры и не боится импровизировать.
Это происходит потому, что человек уверен, что даже если он проиграет или ошибется, то его никто не будет ругать или наказывать – он сможет просто начать игру сначала. Поэтому степень личной ответственности в игре несравненно меньше, чем в «реальной, ответственной и суровой жизни».
Это и дает возможность играющему ребенку или взрослому человеку почувствовать себя легко и делать все искренне, с чистой душой и совестью. Можно сказать, игра – это «тренировочный полигон для проб и ошибок», для совершенствования, развития каких-то навыков и получения нового опыта.
Игра капоэйра, в идеале, — это некая возможность «попробовать» помахать ногами и руками как в боевых искусствах, но при этом гарантированно вернуться домой целым и невредимым. Это довольно безопасная и очень увлекательная симуляция настоящего боя в физическом смысле.
История
На сегодняшний день сформировалось уже довольно много мнений, догадок и гипотез, часто даже противоречивых, дающих ответ на вопрос: “Капоэйра – что это?” Самые первые достоверные сведения были получены еще в начале 17 века. С этого времени в письменных источниках стали постепенно появляться некоторые упоминания о капоэйре.
Примерно в 1500 году, когда в мире было много великих географических открытий, португальцы отправились в Бразилию за запасами золота и бесплатной рабочей силой. К несчастью, с местными жителями они просчитались. Из дикарей совсем никак нельзя было сделать рабов, так как они умирали в плену, сбегали и ужасно работали. Поэтому португальцам пришлось налаживать импорт рабочей силы прямо из Африки. Некоторые источники утверждают, что за всю историю в Бразилию было продано за немалые деньги более 4 миллионов рабов, ранее проживавших в разных племенах, городах и странах.
Рабы с Южного континента были вполне нормальными людьми: они сбегали от собственных хозяев при каждом же удобном случае, неплохо прятались от них в джунглях и массово организовывали сопротивление. Там, где они искали себе новые дома («киломбуш» – свободные поселения), зародилось боевое искусство, получившее название капоэйра. Оно считалось наиболее оптимальным способом противостоять колонистам.
Тогда же мир узнал о первых легендах про героев-капоэйристов, которые обладали невероятной силой, могли превращаться в животных, уходить от быстрых пуль португальцев и отражать любые удары. Символом сопротивления и свободы у сражающихся против рабства был легендарный Зумби ОС Палмарес. Он организовал немало набегов на колонии португальцев, которые были окончены полным фиаско для враждебных войск. Португальцы, выжившие после столкновения с беглыми рабами, всем рассказывали о новом и страшном боевом искусстве, где люди крепко привязывали к ногам острое оружие и махали им на большой скорости так, что противостоять было просто невозможно.
История
До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.
С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.
ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.
Основные правила капоэйры
Правила капоэйры характеризуются следующим образом:
- Первоочередное значение каждого движения капоэйры – нападение или оборона, танцевальные элементы не столь значимы.
- Основной упор идет на удары или подсечки ногами. Как правило, спортсмены целятся в туловище или голову противнику.
- Акробатические элементы могут выполняться в качестве самостоятельных действий, а могут помогать уходить от ударов.
- Одно из основных требований в игре – соблюдение дистанции. Это нужно для обеспечения безопасности бойцов.
- Игра не регламентирована по времени.
- Для задавания ритма игры любого стиля используется аутентичный инструмент – беримбау. Он выглядит как стилизованный лук с длинным резонатором.