4.3. Прицеливание
4.3. Прицеливание
Прицеливание — это направление оружия в цель. Данное действие заключается в том, что стрелок располагает на одной линии прицел, вершину мушки и точку прицеливания и тем самым придает оружию соответствующее направление по отношению к цели (Рис. 124А). Однако поскольку изготовка не может обеспечить абсолютной неподвижности оружия, прицеливаться приходится в условиях непрерывного большего или меньшего колебания оружия. В связи с этим прицеливание наводка оружия) является сложным зрительно-двигательным процессом, требующим высокой зрительно-двигательной координации действий стрелка, при котором он во время прицеливания должен не только зрительно воспринимать нарушение во взаиморасположении прицельных приспособлений и цели, но и соответствующими движениями перемещать оружие и восстанавливать его направление относительно цели.
А. Расположение на одной линии: прицела, мушки и цели
Б. Вид «ровной мушки» при прицеливании по мишени № 4 и поясной фигуре 11
Рис. 124. Прицеливание с открытым прицелом
Непременным условием правильного прицеливания должно быть такое взаиморасположение прицельных приспособлений, при котором выдержана «ровная мушка»
При прицеливании с открытым прицелом «ровной мушкой»
будеттакое видимое расположение прицельных приспособлений, при котором мушка находится посередине прорези прицела (целика), а вершина мушки находится на одном уровне с верхними краями прирези прицела (Рис. 124Б).
При наводке оружия в цель рука совершает колебания, поэтому на мишени избирается не точка, как при стрельбе из винтовки и автомата (в положении с колена и лежа), а район прицеливания. В этом заключается особенность прицеливания при стрельбе из пистолета. Район прицеливания может быть большим или меньшим в зависимости от подготовленности стрелка.
Продемонстрировать зависимость района прицеливания на грудной мишени с районом попадания можно с помощью макета прицельных приспособлений или обыкновенной ручки. Один конец ручки представим как точку, в которой находилась ровная мушка в момент выстрела, другой конец ручки — как точку попадания пули в мишень, учитывая превышение траектории. Наложив ручку на мишень, следует показать, каким является район прицеливания на грудной мишени для пистолета, приведенного к нормальному бою с превышением траектории на 12,5 см. Для этого верхний конец ручки сначала водим по району десятки, отметив район перемещения нижнего края ручки пастой или мелом, потом увеличиваем предполагаемый район попадания до района «восьмерки». Обучаемые должны наглядно убедиться, что район прицеливания достаточно велик, чтобы в дальнейшем не опасаться ухода ровной мушки от идеальной точки прицеливания. При регулярных занятиях этот район будет уменьшаться. Даже у хорошо подготовленных стрелков наблюдается колебание руки, однако они показывают высокие результаты в стрельбе, поскольку соблюдают непременное условие — удерживают ровную мушку в прорези прицела
Возникает вопрос: что же важнее видеть стрелку более отчетливо — мишень или мушку с прорезью? Во время прицеливания стрелок старается совместить целик, мушку и точку прицеливания на мишени при четком их видении. Однако, это сделать невозможно, так как глаз человека не может четко видеть отчетливо предметы, расположенные на разном расстоянии.
В связи с этим стреляющий должен четко видеть целик, мушку, а точку (район) прицеливания — нечетко.
А. Правильно
Б. Неправильно
Рис. 125. Мушка и целик на мишени во время прицеливания
Необходимо отметить, что если четко видеть мишень, то мушка и целик видны нечетко (расплывчато) и это может привести к тому, что стреляющий перестает контролировать линию прицеливания.
Следовательно, во время прицеливания стрелок должен видеть четко мушку и прорезь (Рис. 125А), пренебрегая резкостью зрительного восприятия мишени (Рис. 125Б).
Работая над таким элементом стрельбы, как прицеливание, необходимо ставить курок пистолета на боевой взвод, чтобы указательный палец привыкал к нахождению на спусковом крючке при выбранном свободном ходе. Это является естественным положением пальца при стрельбе и позволяет дать ему дополнительную тренировочную нагрузку.
А там ли мы ищем?
Тормозом роста результатов стрелка зачастую является недопонимание смысловой задачи, стоящей перед отдельным элементом техники выстрела, недооценка или переоценка его значимости в комплексном выполнении при цельного выстрела, стремление поднять результаты за счет составляющих, которые уже исчерпали потенциалы своего положительного влияния.
Техника прицепного выстрела складывается из трех основных элементов: изготовки, прицеливания, спуска. Они различаются по сложности выполнения и легкости освоения.
Изготовка – поза, принимаемая стрелком для удерживания оружия и направления его в цель. В настоящее время рациональная поза изготовки к стрельбе во всех упражнениях программы соревновании эмпирически найдена. Сильнейшие стрелки мира не имеют существенных различии между собой в позе изготовки.
На начальном этапе обучения изготовка оказывает значительное влияние на результаты стрельбы, однако после того, как сформированы навыки позы изготовки, мышцы стрелка обрели тренированность, обеспечивающую длительное сохранение ее, изготовка утрачивает влияние на дальнейший рост результатов стрельбы. Нередко наблюдаемые попытки стрелков и тренеров поднять результаты стрельбы за счет нахождения “более выгодной” изготовки, исходя из “индивидуальных особенностей” стрелка, перспективы не имеют. Такое стремление к “совершенствованию” изготовки больше связано с тем, что составляющие ее действия лежат на поверхности, легко просматриваются со стороны, тогда как истинные причины слабых результатов содержатся, как правило, в психических механизмах регуляции мышечной деятельности стрелка, не имеющей внешних проявлений, методы контроля и управления ими не разработаны и тренеру не подвластны.
Существовавшая ранее теория “устойчивой” и “неустойчивой” изготовки не выдержала проверки временем. Только длительное пребывание в позе изготовки развивает соответствующие группы мышц, формирует навыки изготовки, создающие привычность и удобство нахождения в ней.
Тактическая стрельба
Тактическая стрельба – это основной элемент боевой подготовки. Во время нее главной задачей остается не только попасть в цель, но и уберечься от огня противника.
Правильная стойка
Правильная стойка – это существенная часть успеха стрелка. Существует 8 наиболее популярных стрелковых стоек:
Базовая стойка – с нее начинают все новички
Для такой стойки важно только, чтобы ствол пистолета смотрел в сторону цели.
Фронтальная стойка – ноги на ширине плеч на одной линии и слегка согнуты, руки почти полностью выпрямлены в локтях и образуют с корпусом равнобедренный треугольник. Пистолет находится по центру на уровне глаз.
Тактическая или боевая стойка – отличается от фронтальной только тем, что нога со стороны поддерживающей руки передвинута вперед на половину длины ступни
Это дает больше устойчивости при стрельбе боеприпасами повышенной мощности.
Стрелковая стойка Вивера. Сильная рука немного согнута в локте и держит рукоять пистолета. Слабая рука обхватывает кисть сильной, ее локоть сильно согнут и смотрит вниз. Нога на стороне слабой руки немного согнута в колене и вынесена вперед. Нога на стороне сильной руки прямая, отставлена назад, стопа развернута на 45°С. Корпус немного наклонен в сторону мишени.
Стрелковая стойка Чепмена – отличается от стойки Вивера тем, что опорную ногу не выставляют далеко, а плечо слабой руки не поворачивают к пистолету.
Стойка Center Axis Relock. Слабая нога находится впереди, а весь упор приходится на сильную ногу. Сильная рука вытянута наполовину и приподнята. Слабая рука согнута и смотрит локтем вниз. Оба запястья прямые. Прицел – на уровне одного из глаз. Целик пистолета в 30-40 см от глаз и наклонен на 20-45°Св сторону слабой руки.
Стойка для стрельбы одной рукой. Напоминает стойку боксера перед решающим ударом. Хват пистолета осуществляется одной рукой, другая – прижата к груди. Нога со стороны удерживающей оружие руки выдвинута вперед на 30-50 см. Колени слегка согнуты.
Стойка для самообороны с удержанием оружия у корпуса. Рука с пистолетом зафиксирована локтем и прижата к туловищу. Другая рука – на высоте плеча или прижата к груди, чтобы не попасть под выстрел. Эта стойка используется во время угрозы на короткой дистанции. При угрозе на средней и дальней дистанциях из нее легко перейти в любую из перечисленных выше стоек.
Стойка для стрельбы с пистолета.
Хват оружия
Хват оружия влияет на точность стрельбы, а правильный хват помогает уменьшить отдачу. Положение пальцев руки, удерживающей пистолет, должно быть таким:
- Большой и указательный палец находятся параллельно оси канала ствола с разных сторон рукоятки, но на одной высоте.
- Ладонь плотно и широко лежит на рукоятке без просаживания и пустот.
- Средние суставы мизинца, безымянного и среднего пальцев расположены перпендикулярно каналу ствола, а их тыльная сторона направлена в сторону мишени.
- Первая фаланга указательного (нажимательного) пальца лежит на спице спуска под прямым углом.
При стрельбе с двух рук вторая рука может придерживать стреляющую руку снизу или снизу и спереди.
Прицеливание и выстрел
В разрез с тем, что нужно фокусироваться на мишени, лучше прицеливаться и стрелять с обоими открытыми глазами. Так прицеливание происходит быстрее, а глаза меньше устают.
Во время прицеливания стрелок может ассоциировать себя с неподвижной металлической или бетонной конструкцией, а неподвижны мышцы – с озерной водой в безветренную погоду. Но более точный выстрел удается произвести при динамичном прицеливании. При этом стрелок подводит оружие к центру мишени и через 1-3 секунды производит выстрел.
Нажимать на спусковой крючок нужно максимально медленно и мягко. После нажатия не нужно сразу же снимать палец с курка и бежать рассматривать мишень, чтобы не вызвать дополнительные ненужные колебания оружия.
Правильное прицеливание по мишени.
Стрельба из пистолета – это не поражение цели, расположенной за несколько километров, из снайперской винтовки, поэтому задерживать дыхание не нужно. Чем естественнее будет дыхание, тем меньше вероятность, что оно собьется после выстрела.
Дополнительно о методике
Первая практика на стрельбище не дает ожидаемых результатов только потому, что стрелок не обладает достаточной мышечной памятью. Вследствие этого может возникнуть испуг в виде вздрагивания, как реакция на выстрел.
Чтобы этого не произошло, следует провести достаточно времени за «сухой тренировкой». Оно заключается в стрельбе холостыми патронами, прежде чем перейти на боевые.
Помочь справиться с боязнью выстрела поможет уловка, когда знакомый втайне от стрелка перемешивает холостые и боевые патроны. Это поможет узнать действительную реакцию на выстрел и насколько хорошо стрелок справляется с отдачей.
Лев Матвеевич Вайнштейн – “Мастер класс”
Заслуженный тренер Советского Союза,Призер Олимпийских Игр 1952 года,Заслуженный мастер спорта,Чемпион Мира, Европы,многократный Чемпион и Рекордсмен СССРпо пулевой стрельбе
Современное развитие мирового стрелкового спорта характеризуется рекордным уровнем и высокой плотностью результатов лидирующей группы спортсменов, представляющих многие страны мира.
Сохранение мировой славы российских спортсменов требует подведения итогов, анализа деятельности стрелков и тренеров предшествующих поколений.
Лев Вайнштейн – “Мастер класс!”
Основными принципами организации стрелкового спорта были массовость и круглогодичная подготовка спортсменов в условиях централизованных тренировочных сборов. Основной метод тренировки “настрел”, выполнение большого количества прицельных выстрелов, принятый в нашем спорте, давал отдачу. Наши ведущие стрелки показывали результаты на уровне лучших мировых достижений того времени. Молодые стрелки постоянно пополняли резерв сборной команды страны. Все это приносило нашему спорту крупные победы на международной арене, особенно в командных видах соревнований. Создался миф, что методы тренировки того времени и являются наиболее эффективными, иллюзия этого сохраняется и в наше время.
Однако традиционно, установившиеся методы подготовки, сформированные в других условиях развития спорта, неадекватны условиям нашего времени. Теперь необходима индивидуальная целенаправленная подготовка спортсмена-стрелка, опирающаяся на теоретические положения физиологии, психологии, спортивной педагогики, находящие применение в стрелковом спорте.
От умения стрелять к умению тренироваться
Умение стрелять – владение техникой прицельного выстрела в упражнениях своего профиля.Умение тренироваться – освоение методик тренировки, направленных на развитие качеств, обеспечивающих рост результатов стрельбы. Плато – нередко наблюдаемое в спорте явление: настойчивые тренировки не приводят к росту спортивных результатов. Причиной этого могут быть несколько обстоятельств:— Результаты стрелка вышли на предельно возможный уровень на данной дисциплине.— Исчерпаны потенциалы спортивных возможностей стрелка, достигнут их предел.— Применяемые методики тренировки не оказывают дальнейшего положительного влияния на рост результатов стрельбы.
Можно утверждать, что именно здесь основные причины возникновения плато в стрелковом спорте.Требование времени – нахождение методов тренировки, открывающих новые горизонты роста результатов стрельбы.Попытаемся критически пересмотреть некоторые традиционно установившиеся взгляды на подготовку спортсменов-стрелков.
СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА
Допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
Программа выполнена под общей редакцией заслуженного мастера спорта СССР, государственного тренера по стрелковому спорту А.В. Митрофанова.
В подготовке отдельных разделов программы участвовали специалисты:
А.С. Ваулин – председатель Всероссийской коллегии судей по стендовой стрельбе, судья международной категории;
И.С. Володина – профессор кафедры теории и методики стрелкового спорта РГУФК, кандидат педагогических наук;
И.А. Деревский – старший тренер молодежной сборной команды по стендовой стрельбе, мастер спорта международного класса;
В.К. Малахов – заслуженный тренер РСФСР, почетный мастер спорта СССР;
А.А. Насонова – заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта СССР;
С.С. Плановский – главный тренер сборной команды по стендовой стрельбе,
Заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса;
С.В. Шушков – тренер высшей категории;
В.П. Коньшин – мастер спорта международного класса.
Рецензенты:
А.Д. Мовшовиц – доктор педагогических наук, профессор;
К.Е. Рачинский – заслуженный тренер СССР, мастер спорта.
Коллектив авторов «Программы по стендовой стрельбе» выражает особую признательность за помощь и консультации по вопросам теории и методики спорта Д.А. Тышлеру, доктору педагогических наук, профессору.
Стендовая стрельба:
Нормативы по стрельбе из пневматической винтовки
Лица школьного возраста. Норматив по стрельбе из пневматической винтовки можно сдавать в рамках третьей — пятой ступеней (одиннадцать — семнадцать лет).
Для лиц младшего возраста данный норматив не предусмотрен. Итак, норматив: бронза — 10 очков; серебро — 15 очков; золото — 20 очков.
С нормативами для мужчин и женщин дела обстоят сложнее. Во-первых, потому что нормативы разнятся в зависимости от состязаний (Олимпийские игры, чемпионаты Европы, олимпиады для студентов, результативные нормы для КМС и т.д.). Во-вторых, существует множество видов самой стрельбы (разное расстояние, движущиеся мишени и т.д.)
Упражнение, количество выстрелов | Звания и разряды, очки | ||||||
МСМК | МС | КМС | 1-й | 2-й | 3-й | юн. | |
Стрельба с опорой на стол, 20 выстрелов | – | – | – | – | 170 | 150 | 130 |
Стрельба стоя, 20 выстрелов | – | – | – | – | 150 | 135 | 110 |
Стрельба с колена, 20 выстрелов | – | – | – | 190 | 180 | 170 | 160 |
Стрельба стоя, 40 выстрелов | – | 388 | 380 | 370 | 360 | – | – |
Стрельба стоя, 60 выстрелов | 595 | 585 | 567 | 555 | 545 | – | – |
Стрельба по движущейся мишени, 20 выстрелов, медленная скорость | – | – | – | 183 | 170 | 165 | 150 |
Стрельба по движущейся мишени, 40 выстрелов (20+20), медленная и быстрая скорости | – | 377 | 370 | 365 | 355 | 347 | – |
Стрельба по движущейся мишени, 40 выстрелов (20+20), медленная и быстрая скорости в смешанной последовательности | – | 378 | 369 | 363 | 355 | 347 | – |
Стрельба по движущейся мишени, 60 выстрелов (30+30), медленная и быстрая скорости | – | 565 | 555 | 542 | 530 | – | – |
Как правило, нормативы для женщин на 5 очков меньше нормативов для мужчин. Многие профессиональные спортсменки часто возмущаются таким моментом. Но факт до сих пор остается неизменным.
Тренировка
Низкий КПД тренировки – бич и отличительная черта стрелкового спорта. Одна из причин этого – не полное соответствие практической работы стрелка требованиям и понятию спортивной тренировки.Тренировка – многократное выполнение действия в целях его лучшего освоения и развития функциональных возможностей организма. Каждое повторное выполнение должно иметь направленность на улучшение.
Прицельный выстрел – комплексное действие, его составляющими являются физические, технические, психические стороны. Для попадания в центр мишени каждым производимым выстрелом необходима полноценная работа всех элементов, а чтобы испортить выстрел достаточно брака в одном из них. В поле внимания стрелка могут находиться одновременно до семи элементов, но степень внимания к ним различна, зависит от их значения в данный момент.
Основной, и практически единственной, традиционно установившейся формой тренировки стрелка является “настрел” – выполнение большого количества выстрелов со стремлением к сиюминутному получению любыми способами, возможно более высокого результата. Концентрируясь на действиях завершающей фазы выстрела – уточнении прицеливания и выжиме спуска, стрелок оставляет вне поля внимания другие элементы работы. Неконтролируемый сознанием процесс их выполнения нередко содержит большие или меньшие ошибки, вместо установки на улучшение происходит закрепление ошибочных действий.
Основным средством тренировки являются тренировочные нагрузки, они характеризуются объемом, интенсивностью, направленностью. Из них большинством тренеров и спортсменов используется только объем – длительность работы на огневом рубеже с оружием, и выполнение большого количества прицельных выстрелов.
Примечания
- ↑ Боевая подготовка войск // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Энциклопедия РВСН.
- Плац // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов.
- Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.. 1988.
- : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Общевойсковая подготовка // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство Минобороны СССР, 1978. — Т. 5. — С. 676.
- . Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Развитие функциональных возможностей организма
Каждый вид спорта предъявляет свои требования к физическим и психическим качествам спортсмена, стремящегося к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга.
В зарубежной методической литературе пулевую стрельбу относят к “психологическим видам спорта”. Это относится не к большей сложности психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а к их большому удельному весу в общем комплексе работы и высокой зависимости результатов стрельбы от психологического состояния спортсмена.Совершенствование стрелка высокого класса опирается на развитие и физических, и психических качеств, прямо или косвенно задействованных в формировании спортивного мастерства. Резервы роста специальных физических качеств стрелков высших категорий в значительной степени исчерпаны. Исключение составляет тренировка мышечной деятельности, связанной с обеспечением устойчивости оружия.
Потенциалы спортивного развития сместились в область психических механизмов жизнедеятельности
Это в первую очередь:— Ощущения и восприятия мышечных процессов, позволяющие оказывать регулирующее влияние на их деятельность.— Зрительная, мышечная, двигательная, эмоциональная память.— Внимание, организующее и контролирующее выполнение действий.— Мышление, определяющее задачу и пути ее решения, устанавливающее систему обратных связей, формирующее установки на деятельность.— Волевые качества, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей, лежащих на пути достижения поставленной цели
Психические функции следует рассматривать, как полноценную составляющую спортивного мастерства стрелка и могут быть развиты путем специально подобранных тренировочных нагрузок. Приведем несколько примеров;Доклад стрелка перед началом тренировочного занятия о задачах, которые он ставит перед собой, путей их решения вызывает необходимость продумать предстоящие действия, воспроизвести мысленный образ их. Это программирует мышечные процессы положительно влияет на продуктивность тренировки.
В перерыве на отдых, между сериями, предложим стрелку рассказать, над чем работал, что получалось, что не получалось, какие задачи ставит перед собой? Это заставит ого анализировать и критически оценивать свои усилия и их результаты, корректировать установки, в первую очередь, уровень требований к себе, своим действиям
Периодически, не реже одного раза в неделю, стрелки выполняют одну, лучим две серии до первой девятки. Количество пробных не ограничено, результаты заносятся в постоянно дополняемый график, доступный всеобщему обозрению, возрастает ответственность за каждый производимый выстрел, гласность результатов обостряет эмоциональное отношение стрелка к своей работе.
Это упражнение направлено на развитие следующих качеств:— Понять, прочувствовать, технические действия, обеспечивающие попадание в десятку.— Осознать, прочувствовать свое состояние психической готовности к этой работе.— Укрепить навыки безошибочной работы над выстрелом.— Развить умения регуляции своего психического состояния в целях воссоздания состояния готовности к высоко-результативной стрельбе.— Сформировать психологическую адаптацию к высоким результатам стрельбы, большому количеству идущих подряд десяток, что нередко приобретает свойства стресс-фактора.— Укрепить веру в себя в свои возможности и умения: “Знаю, умею, могу, требую!”
Основная часть тренировки винтовочника
Большая доля тренировочного времени стрелка – это работа вхолостую. Работа без выстрела позволяет концентрироваться на технике, не отвлекаясь на результат выстрела. С начала принимаем исходную стойку, вскидка – прицеливание – плавная обработка спуска до упора спускового крючка. После того, как палец уперся, целимся еще 2-3 сек и только после этого опускаем оружие, думаем только о технике выстрела! Несколько секунд отдыха и так… 30 раз 🙂 Отдыхаем, записываем ощущения в дневник, подробно. Повторяем еще 30 холостых, отдых, запись в дневник. И еще 10 холостых, отдых, дневник.
Те, кто проделывает эти упражнения не имея возможности сделать настоящий выстрел (например вечером дома), на этом может закончить тренировку. Повисите на турнике, расправляя позвоночник – это полезно, стрельба дает вредные статические нагрузки. Те, кто находится в тире или имеет возможность производить стрельбу, приступают к стрельбе с патроном.
Исходная стойка (изготовка), делаем пару холостых, заряжаем, вскидка, прикладка, прицеливание (фиксируем зрение строго на прицельной рамке, нельзя допустить соскакивания взгляда после выстрела на мишень – я попал? – это вредно, привыкнув так стрелять, будете перескакивать с рамки на мишень и после, и во время, и до выстрела, будет масса незафиксированных отрывов), выстрел. Его надо стремиться произвести на своих колебаниях. Что это значит? У вас есть определенный уровень устойчивости (который соответствует вашей тренированности), что определяется некоторой амплитудой колебаний. Вы не должны стремится к абсолютной фиксации мушки и цели, такого не бывает. Спокойно жмите спуск, выстрелы лягут точно в соответствии с вашей устойчивостью. Попытка выцелить (подловить) мишень приведет к отрывам, более резкому спуску и ожиданию выстрела. Устойчивость – тренируемое качество, со временем уровень ваших естественных колебаний уменьшится, кучность улучшится, прогресс тут бесконечен).
Внимание – то, что сказано выше, требует значительных психологических усилий, надо проявить волю и терпение, результаты будут расти. Спуск обрабатываем плавно – после выстрела продолжаем выбирать спуск до упора, это приучит вас не ждать выстрела, вы все должны делать так, как будто выстрела не было – и продолжаем фиксировать марку на цели 1-2 сек после выстрела
И только сейчас опускаем винтовку. Делаем 10 выстрелов – каждый отрабатываем на совесть, выстрелом надо дорожить. Поправки не делаем – работа на кучность. По окончании – отдыхаем.
Если есть отрывы – проанализируйте, почему? где ошибка? После этого вносим поправки относительно СТП и делаем еще серию 10 выстрелов – опять все, как описано выше. Отдыхаем и делаем 10 выстрелов, все как и ранее. Записываем в дневник общие итоги – что получилось, что нет, где проблема и т.д. Чем больше будет написано, тем проще потом делать анализ, как правило, надо просматривать свои записи месячной, полугодовой давности, это позволяет оценить прогресс и от каких ошибок удалось избавиться, а от каких нет, определить продолжительные тренировочные планы. Отдыхаем и в конце тренировки 10 холостых. Закончили, чистим оружие, убираем место стрельбы.
Правила и техника стрельбы из пневматической винтовки
Чтобы не только получать удовольствие от стрельбы, но и иметь хорошие результаты, важно придерживаться основным правилам по стрельбе из любимого оружия. Выделяют пять основных элементов в технике стрельбы из пневматической винтовки:
Выделяют пять основных элементов в технике стрельбы из пневматической винтовки:
- Принятие положения при стрельбе (изготовка).
- Прицеливание.
- Дыхание стрелка.
- Нажатие на спуск (спусковой крючок).
- Оценка результатов.
Принятие положения или изготовка
В практике применяются три положения при стрельбе из пневматической винтовки: стоя, сидя и лёжа
При каждом положении важно учитывать ряд нюансов: положение ног, таза, головы, рук и даже пальцев обеих рук. Просто прочитав об этом в интернете, понять и применить это в практике сложно, поэтому обратитесь к учителю по стрельбе
При положении стоя ноги поставьте на ширине плеч, можно даже чуть шире, чтобы придать устойчивости Вашему телу. При положении сидя особых указаний не требуется. Рекомендуется сидеть прямо, ноги не скрещивать, ноги должны быть согнутыми в коленных суставах под углом примерно 90 градусов. При положении лёжа тело находится под углом. Дуло винтовки должно составлять с правой ногой (для правшей) единую прямую. Вторая нога в выпрямленном состоянии немного отведена в сторону, если удобно, то можно её немного согнуть.
Фото 1. Изготовка для стрельбы стоя их пневматической винтовки. Стрелками указано положение основных частей тела.
- При стрельбе стоя руки находятся на весу. Из-за этого точность стрельбы при обучении может снижаться. Поэтому рекомендуется обучаться сидя либо лёжа. При этом локти плотно ставить на поверхность (стол, земля и т.д.).
- Приклад винтовки должен плотно упираться в плечо: если Вы правша — в правое, левша — в левое. Ваша левая рука (опять для правшей) берёт снизу цевьё. Некоторые профессионалы ставят цевьё на кулак своей левой руки. Указательный палец «главной» руки мягко ложится на спусковой крючок.
- Голова, а именно глаза. Ствол винтовки всегда должен быть направлен либо в землю, когда Вы отдыхаете, либо в мишень, когда целитесь. А глаза должны следовать системе прицельных приспособлений (у разных винтовок они могут называться по-разному) в направлении ствола.
Обучение прицеливанию
После принятия положения необходимо прицелиться. И тут основную роль играют глаза. Некоторые целятся двумя глазами, некоторые одним. Это Вы решите, набрав опыта. В основном все обучаются стрельбе с одним открытый глазом. Для этого определяется, какой глаз ведущий. Обычно у человека один глаз видит хоть чуть-чуть, но лучше второго. Этот глаз и является ведущим.
Проверить просто: сделайте в листике небольшую дырочку и прикрепите лист на стену. Отходите назад, прикрывая по очереди глаза. Один из них первым перестанет видеть дырочку в листочке. Это означает, что второй глаз — ведущий. Именно этим глазом Вы будете прицеливаться.
Фото 2. Мужчина целится из пневматической винтовки. Прицеливание выполняется одним глазом, другой закрывается.
Дыхание стрелка
Это очень ответственный момент. Часто при стрельбе люди волнуются. Появляется дрожь в руках, дыхание частое, сердцебиение чаще ста ударов в минуту. Так попасть в мишень очень трудно. Дыхание должно быть размеренным, даже медленным, глубоким. В момент нажатия на спусковой крючок советуется заржать дыхание на выдохе. Как это происходит: прицеливание, в этот момент дышите глубоко и ровно, чувствуете, что готовы, выдох, тишина, спуск.
Нажатие спусковой крючок
Как уже писалось выше, нажимать на спуск следует указательным пальцем основной руки. Палец на спусковой крючок ставится в области ногтевой фаланги по ладонной поверхности. Нажимать следует мягко. А именно так, словно, если Вы нажмете резко, то винтовка сломается. Не следует путать «мягко» и «медленно». Многие «спецы» настолько отработали это движение, что выполняют его мягко, но очень быстро (да-да, как в кино).
Объем и навык
Большие объемы тренировочной работы обязательны, но для продвижения по пути спортивного мастерства необходимо, чтобы тренируемые действия выполнялись правильно, были разучены. Упрочившиеся в результате многократных повторений действия, выполняются, в значительной степени, автоматизировано, без контроля со стороны сознания. Сформированный навык закрепляет как правильно, так и ошибочно выполняемые действия, и в этом случае он трудно поддается перестройке.
В подготовке спортсмена-стрелка разучивание и тренировка выступают в тесной взаимосвязи, имея при этом свои цели, задачи и методы. Упрощенно говоря, разучивание формирует программу выполнения действий, а тренировка закрепляет ее. В практике работы эти различия зачастую игнорируются. Действия стрелка содержат недостаточно разученные, приблизительно правильные действия в расчете, что все само собой разовьется и станет на свои места. Такой подход снижает эффективность тренировки и нередко заводит в тупик.