Разновысокие брусья – историческое развитие

Содержание комбинаций ведущих гимнасток мира на разновысоких брусьях

Разновысокие брусья как вид гимнастического многоборья постоянно утвердились в 1952 г. на Олимпийских играх в Хельсинки. Поэтому мы считаем логичным подвергнуть анализу комбинации ведущих гимнасток именно с этого времени. Пилотажные исследования показали, что компоненты исполнительского мастерства постоянно находятся в поле зрения специалистов по спортивной гимнастике (В.М. Смолевский, 1977, 1979, 1981, 1983; Ю.К. Гавердовский, 1983, 2001; Л.И. Турищева, 1986; Л.Я. Аркаев, 1994; Р.Н. Терехина, 1997; Е.П. Гущина, 2001 и др.) Одной из важных составных частей соревновательной программы является ее сложность. Специалисты утверждают, что соревновательные программы будут совершенствоваться в основном за счет повышения трудности упражнения. В исследованиях Л.И. Турищевой (1987) представлен анализ комбинаций победительниц крупнейших соревнований, начиная с 1952 по 1986 г.г, и показан их постоянный рост сложности. Она отмечает, что для кривой роста характерна как эволюционная, так и революционная тенденция развития. Основные этапы развития упражнений на разновысоких брусьях отражены в исследовании Е.П. Гущиной. До 1959 г. комбинации на данном снаряде состояли из статических и силовых элементов. Из маховых элементов выполнялись подъемы одной, разгибом, «малые обороты», вперед, назад, верхние, махи дугой. Все эти элементы относятся к группе трудности А. К 1964 г. статические элементы были полностью исключены из комбинаций. Появились маховые движения и перелеты из различных положений, которые относятся к группе трудности В. В середине шестьдесят пятых годов наблюдается увеличение количества элементов в комбинации и увеличение амплитуды движений. Гимнастки стали выполнять такие сложные элементы, как дуга с поворотами на 540. Начало и середина семидесятых годов характеризуется революционными изменениями упражнений на разновысоких брусьях. Появился такой элемент как «петля» Корбут. Гимнастки стали выполнять обороты назад в стойку с прямыми руками, обороты ноги врозь вне с перелетами, дуга с последующим сальто вперед в соскок и т.д. Содержанием комбинаций стали элементы преимущественно из группы трудности В и С. Следующий этап – восьмидесятые годы, характеризуется так называемыми «отбивами с живота» с выходом в стойку на руках на верхней жерди. Гимнастки стали выполнять сальто вперед в вис на верхней жерди, перелеты через верхнюю жердь подобно мужским на перекладине – «разножки». Появилась группа больших оборотов на верхней жерди и различных сальто и перелетов, выполняемых большим махом. Н. Шапошникова впервые исполнила сальто Делчева, Е. Давыдова – перелет Ткачева. Таким образом, появились элементы группы трудности D. Сальтовые соскоки постепенно стали вытеснять соскоки дугой. В этот период, отмечают В.М. Смолевский (1983), Ю.К. Гавердовский (1986), лучших гимнасток на рав-новысоких брусьях отличало: широкая амплитуда махов; высокий темп исполнения; точные положения в стойках на руках, в том числе при поворотах в них 360 и более градусов. В комбинациях лидеров мировой гимнастики представлены: обороты «штальдер» вперед и назад в соединениях; не меньше двух сложных перелетов или сальто; контрастные переходы с большой амплитуды на малую и перелеты с жерди на жердь. Е. Шушунова выполнила элемент группы трудности супер Е (перелет Ткачева с поворотами на 360 ). До сих пор этот элемент не выполняется на таком высоком техническом уровне. Соскоки стали выполнять большим махом с двойными сальто. Таким образом, стали выполнять элементы из арсенала перекладины у мужчин. После Олимпийских игр в Сеуле произошли поистине революционные изменения конструкции снаряда. Высота жердей увеличилась на 15 см., расстояние между жердями возросло до 160 см, а жерди стали круглыми и их диаметр приблизился к соответствующему параметру перекладины, что способствовало прогрессу в этом виде (Л.Я. Аркаев, Е.Ю. Розин, 1999). Последнее десятилетие характеризуется выполнением элементов из разных структурных групп преимущественно групп трудности С, D, Е и супер Е.

Введение

Разновысокие брусья

Разновысо́кие бру́сья — спортивный снаряд, применяющийся в спортивной гимнастике у женщин. У мужчин используются параллельные брусья. Представляют собой две жерди разной высоты. По сути представляют собой сдвоенный снаряд перекладина из мужской гимнастики, соединённые между собой специальными креплениями. Отличие брусьев от перекладины заключается также в диаметра жерди, а также тем, что жердь деревянная, а не из стали.

  • Высота верхней жерди — 241 см
  • Высота нижней жерди — 161 см
  • Диаметр жерди — 4 см
  • Длина жерди — 240 см
  • Диагональные расстояния между жердями: 130—180 см

1. Эволюция снаряда

В 50-х годах расстояние между жердями было крайне мало. Это не позволяло гимнасткам выполнять сложные элементы и комбинации состояли из простых подъёмов, оборотов, перемахов малой амплитуды. В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличивается. Также применяется новый тип крепления жердей (растяжки как на перекладине). В результате этого, гимнастки смогли значительно расширить арсенал элементов в своих комбинациях. В середине 80-х годов комбинации гимнасток настолько усложнились, что FIG приняло решение ещё больше развести жерди друг от друга, что превратило снаряд брусьях в две перекладины. Гимнастки смогли теперь исполнять большие обороты, используя мужскую технику (без прогиба на подъёме в стойку и не беря большую «кипу» на спаде). Также разведение брусьев позволило гимнасткам исполнять более сложные перелёты с одной жерди на другую. Благодаря разведению жердей комбинации гимнасток на брусьях всё больше приближаются по сложности к комбинациям гимнастов на перекладине, но также это привело к тому, что целый ряд элементов полностью исчез из арсенала гимнасток, так как они были характерны именно для сведённых близко жердей.

6. Чемпионки мира в упражнениях на брусьях

  • 1954 — Агнеш Келети, Венгрия
  • 1958 — Лариса Латынина, СССР
  • 1962 — Ирина Первушина, СССР
  • 1966 — Наталья Кучинская, СССР
  • 1970 — Карин Янц, ГДР
  • 1974 — Анне-Лора Цинке, ГДР
  • 1978 — Патриция Фредерик, США
  • 1979 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1981 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1983 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1985 — Г. Файнрайх, ГДР
  • 1987 — Д. Силиваш, Румыния и Д. Тюммлер, ГДР
  • 1989 — Фан Ди, КНР
  • 1991 — Ким Гван Сук, КНДР
  • 1993 — Шеннон Миллер, США
  • 1994 — Лу Ли, Китай
  • 1995 — Светлана Хоркина, Россия
  • 1997 — Светлана Хоркина, Россия
  • 1999 — Светлана Хоркина, Россия
  • 2001 — Светлана Хоркина, Россия
  • 2003 — Холи Висе и Челси Меммел, обе США
  • 2005 — Настя Люкина, США
  • 2006 — Элизабетт Тведдл, Великобритания
  • 2007 — Ксения Семёнова, Россия
  • 2009 — Хё Кесин, Китай
  • 2010 — Элизабетт Тведдл, Великобритания

3. Структурные группы элементов

3.1. I. Наскоки

Начало комбинации. Может быть как простым приходом в вис на одной жерди или подъёмом разгибом, двумя и т. д., так как и сложным (сальто, переворот, прыжок с перемахом или в стойку на руках).

3.2. II. Элементы махом назад и обороты не касаясь

Сюда входят различные элементы отмахом из упора. Это могут быть как простые отмахи в стойку (с поворотом и без), так и элементы с одной жерди на другую (типа сальто вперёд с нижней жерди на верхнюю), а также перелёты и подлёты-сальто на одной жерди (типа сальто Команечи). Следующий класс элементов в данной структурной группе — это обороты не касаясь или на жаргоне «перешмыги». Могут выполняться как на одной жерди в стойку на руках (с поворотами и без), так и со сменой жерди (перелёт Шапошниковой и т. д.). Также сюда входят махи дугой из упора не касаясь с нижней жерди и лётом в вис на верхней.

3.3. III. Элементы большим махом

Это различные повороты большим махом вперёд и назад без полного большого оборота («санжировки» и подлёты с поворотом в вис), так и большие обороты назад и вперёд (с поворотами и без). К элементам большим махом относятся различные перелёты и подлёты как на одной жерди (Ткачёв, Гингер и т. д.), так со сменой жердей (сальто Пак и т. д.).

3.4. IV. Обороты с перемахами или «Штальдеры»

Так называемые «закладки» или Штальдеры — это обороты из угла вне или виса согнувшись ноги врозь/вместе в стойку на руках. Могут быть усложнены поворотами и добавлением перелёта или подлёта. Элементы с фазой полёта могут выполняться как на одной жерди (из Штальдера перелёт Ткачёва), так и со сменой жерди.

3.5. V. Обороты в упоре стоя и элементы в висе сзади

Данная структурная группа включает самые различные элементы. Сюда входят обороты стоя, как в стойку на руках, так и без. Обороты с упорой о живот с перемахами и без. Элементы в висе сзади (от подъёма назад, до больших оборотов назад в висе сзади). Элементы могут выполняться как на одной жерди, так и со сменой жердей. Большинство элементов крайне редко встречается в арсенале ведущих гимнасток мира.

3.6. VI. Соскоки

Концовка комбинации может быть выполнена как без использования сальто (дугой, срывом, оборотом и т. д.), так и с использованием различных типов сальто (махом вперёд или назад, из оборотов срывом или дугой и т. д.). Соскок может усложняться как поворотом, так и контр-вращением.

Структурные группы элементов

I. Наскоки

Начало комбинации. Может быть как простым приходом в вис на одной жерди или подъёмом разгибом, двумя и т. д., так как и сложным (сальто, переворот, прыжок с перемахом или в стойку на руках).

II. Элементы махом назад и обороты не касаясь

Сюда входят различные элементы отмахом из упора. Это могут быть как простые отмахи в стойку (с поворотом и без), так и элементы с одной жерди на другую (типа сальто вперёд с нижней жерди на верхнюю), а также перелёты и подлёты-сальто на одной жерди (типа сальто Команечи).
Следующий класс элементов в данной структурной группе — это обороты не касаясь или на жаргоне «перешмыги». Могут выполняться как на одной жерди в стойку на руках (с поворотами и без), так и со сменой жерди (перелёт Шапошниковой и т. д.). Также сюда входят махи дугой из упора не касаясь с нижней жерди и лётом в вис на верхней.

III. Элементы большим махом

Это различные повороты большим махом вперёд и назад без полного большого оборота («санжировки» и подлёты с поворотом в вис), так и большие обороты назад и вперёд (с поворотами и без).
К элементам большим махом относятся различные перелёты и подлёты как на одной жерди (Ткачёва, Гингера и т. д.), так со сменой жердей (сальто Пак и т. д.).

IV. Обороты с перемахами, или штальдеры

Так называемые закладки, или штальдеры (от фамилии швейцарского гимнаста Йозефа Штальдера), — это обороты из угла вне или виса согнувшись ноги врозь/вместе в стойку на руках. Могут быть усложнены поворотами и добавлением перелёта или подлёта. Элементы с фазой полёта могут выполняться как на одной жерди (из штальдера перелёт Ткачёва), так и со сменой жерди.

V. Обороты в упоре стоя и элементы в висе сзади

Данная структурная группа включает самые различные элементы. Сюда входят обороты стоя, как в стойку на руках, так и без. Обороты с упорой о живот с перемахами и без. Элементы в висе сзади (от подъёма назад, до больших оборотов назад в висе сзади). Элементы могут выполняться как на одной жерди, так и со сменой жердей. Большинство элементов крайне редко встречается в арсенале ведущих гимнасток мира.

VI. Соскоки

Концовка комбинации может быть выполнена как без использования сальто (дугой, срывом, оборотом и т. д.), так и с использованием различных типов сальто (махом вперёд или назад, из оборотов срывом или дугой и т. д.). Соскок может усложняться как поворотом, так и контрвращением.

Эволюция снаряда

В 1950-х годах расстояние между жердями было крайне мало. Это не позволяло гимнасткам выполнять сложные элементы, и комбинации состояли из простых подъёмов, оборотов, перемахов малой амплитуды.
В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличивается. Также применяется новый тип крепления жердей (растяжки, как на перекладине). Благодаря этому гимнастки смогли значительно расширить арсенал элементов в своих комбинациях.
В середине 80-х годов комбинации гимнасток настолько усложнились, что FIG приняло решение ещё больше развести жерди друг от друга, что превратило снаряд брусья в две перекладины. Гимнастки смогли теперь исполнять большие обороты, используя мужскую технику (без прогиба на подъёме в стойку и не беря большую «кипу» на спаде).
Также разведение брусьев позволило гимнасткам исполнять более сложные перелёты с одной жерди на другую.
Благодаря разведению жердей комбинации гимнасток на брусьях всё больше приближаются по сложности к комбинациям гимнастов на перекладине, но также это привело к тому, что целый ряд элементов полностью исчез из арсенала гимнасток, так как они были характерны именно для сведённых близко жердей.

Чемпионки мира в упражнениях на брусьях

  • 1954 — Агнеш Келети, Венгрия
  • 1958 — Лариса Латынина, СССР
  • 1962 — Ирина Первушина, СССР
  • 1966 — Наталья Кучинская, СССР
  • 1970 — Карин Янц, ГДР
  • 1974 — Анне-Лора Цинке, ГДР
  • 1978 — Патриция Фредерик, США
  • 1979 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1981 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1983 — Макси Гнаук, ГДР
  • 1985 — Габриэле Фенрих, ГДР
  • 1987 — Даниела Силиваш, Румыния, и Дёрте Тюммлер, ГДР
  • 1989 — Фан Ди, КНР
  • 1991 — Ким Кван Сок, КНДР
  • 1993 — Шеннон Миллер, США
  • 1994 — Лу Ли, Китай
  • 1995 — Светлана Хоркина, Россия
  • 1997 — Светлана Хоркина, Россия
  • 1999 — Светлана Хоркина, Россия
  • 2001 — Светлана Хоркина, Россия
  • 2003 — Холи Висе и Челси Меммел, обе США
  • 2005 — Настя Люкина, США
  • 2006 — Элизабетт Тведдл, Великобритания
  • 2007 — Ксения Семёнова, Россия
  • 2009 — Хё Кесин, Китай
  • 2010 — Элизабетт Твиддл, Великобритания
  • 2011 — Виктория Комова, Россия
  • 2013 — Хуан Хуэйдань, Китай
  • 2014 — Яо Цзыи, Китай
  • 2015 — Фань Илинь, Китай; Виктория Комова, Россия; Дарья Спиридонова, Россия; Мэдисон Кошан, США
  • 2017 — Фань Илинь, Китай
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий