Шахматы – историческое развитие

Дальнейшее движение игры по миру

Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

  • 2 игрока;
  • 2 комплекта фигур;
  • отказ от костей;
  • очередность совершения хода;
  • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
  • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

  • арабы – шатрандж;
  • персы – шатранг;
  • буряты – шатар;
  • монголы – хиаштар;
  • таджики – шахмат.

Древнерусский период

Впервые шахматы на нашей земле появились в восьмом веке. Но в некоторых городах на археологических раскопках обнаруживали находки и 500-х годов нашей эры. Вероятнее всего, шахматы оказались на Древней Руси благодаря волжско-каспийскому торговому пути. Пришли они к нам с Востока, так как основные шахматные термины относятся к языку именно тех земель.

Наибольшую известность игра обрела в древнем Новгороде. В этом городе археологи нашли больше всего шахматных фигур. Не могло обойти эту игру и народное творчество: шахматы фигурируют в былинах об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алеше Поповиче.

Первые упоминания

Точную дату события, когда изобрели шахматы, к сожалению, не сможет назвать ни один учёный, несмотря на многочисленные исследования и дискуссии, проводившиеся в этой области. Но большинство специалистов придерживается мнения, что шахматы в классической своей форме появились в Индии в V веке до нашей эры. Прообразом стала древняя индийская игра «чатуранга», которая, по имеющимся сведениям, возникла не позднее VI века. В середине VII века шахматы были упомянуты в биографии индийского императора Харшавардханы, написанной его придворным поэтом, что свидетельствует о популярности данной игры среди знати.

Так называемая «Харчашарита» изобиловала восхвалением лидерских и человеческих качеств великого императора, подарившего своим подданным мир и благоденствие. Автор биографии, поэт Банабхатта, прибегал к использованию замысловатых метафор при описании Харши, в том числе и приводил в качестве аналогии игру в шахматы: как в шахматах разработка стратегических военных действий не приводит к жертвам, так и император не ведёт кровопролитных войн.

Интеллектуальные навыки

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление

Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.

Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.

Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.

При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению

Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться

Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

Интересные шахматные факты

История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.

Крутые шахматные принты

Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.

Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно. 

А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.

Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов. 

Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:

  • XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
  • XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
  • В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти. 
  • Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
  • 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
  • 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками. 
  • На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках. 

Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.

Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло. 

А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.

И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!

Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!

Гражданская война в России[править]

        
        
        
        
        
        
        
        
Начальная позиция

Конечная позиция

Несмотря на то, что эта партия является прямым продолжением партии «Брусиловский прорыв», чаще всего рассматривается отдельно и с готовыми стартовыми условиями.

Почти всю видимую часть доски составляют позиции белых. На вертикали a и 1-й горизонтали местами располагаются чёрные фигуры, позиция выглядит относительно стабильно.

Партия начинается с того, что главного короля белых (b7) берут свои же фигуры. В течение нескольких ходов белые обходятся без короля вообще, но затем клетку b7 занимают вернувшиеся из эммиграций и ссылок красные. На следующий же ход большинство белых фигур превращаются в красные, оставаясь на своих местах, но затем уцелевшие белые офицеры начинают теснить красных. Сразу после этого начинается неконтролируемый процесс смены фигурами своей принадлежности и взятия их друг другом, белыми и красными в хаотичной последовательности.

Время от времени на крайних вертикалях (таких, как a, b, p, q) появляются чёрные фигуры, однако через несколько ходов исчезают или бывают взяты. Под занавес партии происходит эффектное взятие красными всех белых фигур (за исключением бежавших через e1 на соседнюю доску), большинства цветных, постановкой нового короля на f5 и неудачной попыткой мата в два хода королю жёлтых.

Особую пикантность партии придают действия зелёного коня-анархиста, ходящего в области 1-2 горизонталей и берущего все фигуры вне зависимости от цвета, пользуясь своей трудноуловимостью. Однако в конце партии и ему приходится бежать на доску Западной Европы.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.

Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Исторические шахматные наборы

1. Шахматы Льюиса

Очень старые шахматы были обнаружены в северо-западной Шотландии у подножия Гебридских островов на острове Льюис.

Обнаруженные фигуры считались самыми ранними образцами европейских шахматных фигур и были изготовлены в Норвегии в 1200 году нашей эры. Эти исторические шахматы не продаются и в настоящее время находятся в Лондонском Британском музее.

2. Шахматы Стаунтон

Шахматы Стаунтон это то, что мы знаем сегодня (король, ферзь, ладья, слон, конь и пешки). Шахматы Стаунтон были созданы как универсальное решение, поскольку многие разные страны, которые соревновались друг с другом, не могли понять конструкцию шахматных фигур.

Во многих странах были разные культуры, богатство и язык, а это означало, что шахматные наборы могли бы различаться по дизайну. В 1840 году Лондонская компания John Jaques выпустила универсальный узнаваемый шахматный набор, который мог понять каждый. Он стал известен как набор Стаунтона, названный в честь Говарда Стаунтона, Английского шахматного мастера.

История появления

История возникновения игры насчитывает более 1500 лет. Индия стала тем местом, где изобрели шахматы. Произошло это примерно в VI веке до н. э. Назывались фигурки изначально чатуранга. Отличием от привычной игры было то, что одновременно участвовать в ней могли сразу четверо игроков, а ходы осуществлялись после бросков игровых костей. Победителем состязания становился тот, кто смог уничтожить все фигурки своих соперников. По мере распространения чатуранги в другие страны в ней произошли некоторые изменения.

Считается, что шахматы стали прообразом войн и битв, только без жертв. Этим объясняется интерес многих правителей к игре. Значение турниров очень велико, ведь благодаря им страны могли решить свои проблемы, не потеряв ни единого воина.

Шахматы прибыльнее режиссуры

До сих пор ходят слухи, что высадка американцев на Луну была снята Стэнли Кубриком в голливудских павильонах. Но это просто теория, а вот любовь режиссёра к шахматам не вызывает сомнений.

Играть его научил отец, когда Стэнли было 13 лет. Будущий режиссёр даже состоял в шахматной федерации США. Партии давали ему небольшой, но стабильный доход. Первые два фильма не принесли культовому режиссёру никаких денег, и Кубрик вынужден был играть на деньги в Вашингтон-Сквер-парке.

Шахматы привили ему качества, которые были полезны на съёмочной площадке. Кубрик говорил, что благодаря игре он стал терпеливее и ответственнее в принятии решений.

4 чемпион мира по шахматам — Александр Алехин

Александр Александрович Алехин — российский чемпион мира по шахматам, первый победитель первенства РСФСР, аналитик и литератор. Родился в Москве, в обеспеченной дворянской семье. Играть в шахматы юного Александра научила мать Анисия Ивановна, когда ему исполнилось 7 лет. Недюжинные способности к игре у ребенка проявились сразу. Кроме этого, Александр владел лидерскими качествами, которые в будущем помогли ему стать депутатом думы четвертого созыва.

Стиль

Алехин считал шахматы искусством и соответственно относился к каждой игре. Его яркий атакующий стиль и хорошо просчитанные комбинации подарили миру не одну эффектную игру. Позиционные стратегии давались Александру не хуже, но пользовался ими он гораздо реже.

Годы чемпионства: 1927–1935, 1937–1946.

Какую страну представлял: Россия и Франция.

12 чемпион мира по шахматам — Анатолий Карпов

Анатолий Евгеньевич Карпов (1951) — известный советский и российский шахматист, шестикратный победитель олимпиад в составе советской сборной, девятикратный обладатель шахматного «Оскара», трехкратный чемпион Советского Союза, четырехкратный чемпион Европы. За его плечами более 170 победных матчей за первенство в международных соревнованиях, включая престижные. Родился в г. Златоусте. За годы жизни Анатолий не ограничился шахматными достижениями. Он также известен активной общественной и политической позицией.

Стиль

В игре Карпова можно было отметить, насколько мастерски он владеет позиционными маневрами. Взгляд прагматика позволят ему сохранять холодную голову от начала и до конца партии. Это помогло ему выиграть куда больше матчей, чем другие чемпионы.

Годы чемпионства: 1975–1985.

Какую страну представлял: СССР, Россия.

Шахматы на Руси

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

5 чемпион мира по шахматам — Макс Эйве

Макс (Махгилис) Эйве (1901–1981) — известный шахматист из Голландии, профессор математики и руководитель ФИДЕ. Родился в маленьком городке Ватерграфсмер, в семье учителя музыки. Любовь к шахматам Махгилис перенял от родителей. Отец и мать были настолько увлечены ими, что раз в неделю проводили домашние турниры между друзьями семьи и родственниками. Первые шаги в шахматном искусстве Махгилис начал делать в 4 года. Спустя несколько игр он уже легко побеждал родителей. И хотя многие увлечения давались ему без усилий, единственной любовью в его жизни оставались шахматы.

Стиль

Подобно Капабланке, в игре Эйве полагался на холодный расчет. Во время партии шахматист быстро принимал решения, был активным, но не действовал по интуиции. Нестандартные варианты ходов он находил с помощью развитого тактического мышления.

Годы чемпионства: 1935–1937.

Какую страну представлял: Голландия.

Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен

Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в солидном позиционном стиле, обладая высочайшей техникой и профилактическим мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпов интересуется не столько своим собственным планом, сколько тем, чтобы сорвать план своего противниика». Карпов был чемпионом мира десять лет и активно выступал в турнирах до конца 90-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.

Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира. Фотография: Роб Крос/Dutch National Archive, CC

Карпов доминировал в шахматах 1970-х и 1980-х, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гарри Каспаров. Исторические противники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 годы: 104 партии завершились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 выиграл Карпов. За исключением первого матча, отмененного без выявления победителя, и несмотря на почти равные результаты, Каспаров неизменно оказывался сильнее.

Каспаров сохранял титул чемпиона мира на протяжении 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, и уступил свой титул только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался шахматистом с самым высоким в мире рейтингом до 2005 года. Также он стал первым шахматистом, чей рейтинг превысил отметку 2800 баллов Эло.

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира. Фотография Оуэна Уильямса/The Kasparov Agency, CC

Каспаров был первым шахматистом, систематически использовавшим компьютеры для подготовки. Он не раз побеждал сильнейшие шахматные программы в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Наконец, в 1997 году он уступил в матче суперкомпьютеру Deep Blue. Завершив спортивную карьеру, Каспаров написал несколько книг о шахматах (включая многотомник «Мои великие предшественники»), а также много занимался политикой. Приводим интервью Каспарова нашему сайту, сделанное в 2017 году:

Действующий чемпион мира Магнус Карлсен на турнире на острове Мэн (2017). Фотография Марии Емельяновой/Chess.com

Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследований, анализов и изучения дебютной теории. Сегодня профессиональная подготовка к шахматным соревнованиям невозможна без помощи компьютеров.

Действующий чемпион мира Магнус Карлсен победил Вишванатана Ананда в 2013 году. Он до сих пор остается сильнейшим в мире шахматистом, только в 2019 году занявшим несколько первых мест на турнирах сильнейших. В 2014 году он достиг рекордного для людей рейтинга в классику — 2876 баллов Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времен.

14 чемпион мира по шахматам — Владимир Крамник

Владимир Борисович Крамник (1975) — знаменитый российский шахматист со множеством побед в командных и личных турнирах. Родился в г. Туапсе, Россия. Рос в интеллигентной семье преподавательницы музыки и художника. Способности к шахматному искусству проявились в Крамнике раньше, чем у остальных чемпионов, — в 3 года. Он быстро схватывал правила и уже через считанные дни мог обыграть любого из членов семьи. Тренировки во дворце пионеров Туапсе быстро развили талант Владимира. Уже в 9 лет он получил городское первенство, а в 12 победил в чемпионате СССР среди мужчин до 15 лет. К окончанию школы Крамник вошел в список лучших шахматистов планеты.

Стиль

Манеру игры Владимира можно сравнить со стилем Анатолия Карпова и Хосе-Рауля Капабланки, 12-го и 3-го чемпионов мира. Он также хорош в оборонной игре, техничен и умеет выбираться из трудных положений при помощи простых средств.

Годы чемпионства: 2006–2007.

Какую страну представлял: Россия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий