Содержание филиппинской листовидки
В инсектарии объемом 30х30х40 см можно содержать до пяти взрослых особей. Необходима вентиляция, так как насекомые в естественных условиях привыкли питаться исключительно при наличии слабого ветерка. Вентилятор включают в вечернее время и оставляют до утра.
Влажность воздуха поддерживается на уровне 60-70%. Нимфам необходим более влажный микроклимат. Для его поддержания рекомендуется ставить в инсектарий посудину с водой. Ее нужно обязательно накрывать решетчатой сеткой или марлей.
Корм лучше всего подавать в виде свежесрезанных веток с листьями. Желательно их опрыскивать дважды в течение дня. Эти листовидки получают необходимую влагу с пищи, но любят периодически утолять жажду дождевыми каплями. Освещение флуоресцентными лампами включают днем на 12 часов.
Немного биологии
Все вши являются наружными паразитами, которые живут, питаются, размножаются только на теле донора. За долго время существования паразитов их тело эволюционировало и приобрело оптимальное строение, которое позволяет легко передвигаться и удерживаться в волосяном покрове человека. На конечностях насекомых имеются специальные крючки, позволяющие надежно зафиксировать особь на волосках, а все тельце покрыто ворсинками, которые помогают паразитам удерживаться на теле хозяина.
Эктопаразиты на любой стадии развития не могут существовать под кожей, и даже при случайном попадании в рану, они стараются быстрее из нее выбраться.
Чесоточный клещ – дальний родственник возбудителя энцефалита и пауков. У него восемь лапок и развитый ротовой аппарат, при помощи которого он буквально вгрызается в тело хозяина. Присутствие вредного насекомого на теле сразу не заметно, а выдавать его может только сильный зуд и блуждающее раздражение по всему телу. Со временем на коже появляются волдыри от укусов, воспаления, а при их прощупывании можно выявить ходы от перемещения клеща под кожей.
Как обнаружить вшей и не спутать симптомы с поражением чесоточным клещом? Хотя у заболеваний много сходных первичных признаков, они имеют и четкие отличия:
Клещи не живут на голове. В редких случаях может наблюдаться поражение на границе шеи и волосяного покрова задней части головы, в области подбородка и то у детей. Чаще всего излюбленными местами обитания чесоточного эктопаразита являются пространство между пальцами, подмышечные впадины, половые органы у мужчин, локтевые сгибы, ягодицы. Вошь чаще всего предпочитает селиться в волосяном покрове головы или лобка.
Укусы вшей имеют характерные следы, а присутствие клещей выдает специфическая сыпь.
При появлении первых признаков зуда в сочетании с сыпью или покраснениями, необходимо обратиться к врачу для постановки точного диагноза.
Размножение
В отличие от листовидки гигантской (Phyllium giganteum) самцы этого вида живут сравнительно долго и принимают активное участие в продолжении рода. Партеногенез играет второстепенную роль и наблюдается довольно редко. Найдя себе достойную подругу, кавалер кружится вокруг нее часто по несколько дней.
Самка откладывает продолговатые яйца размером 5х3 мм. Через 4-5 месяцев на свет появляются темно-коричневые или черноватые нимфы. После линьки и принятия пищи они приобретают зеленоватый оттенок, который усиливается по мере взросления.
Самцы обычно развиваются немного быстрее. Достигнув половой зрелости, они могут прожить до 3 месяцев.
В стиле думог бой ведется голыми руками
Действительно, на первый взгляд может показаться, что в руках бойца, практикующего данный стиль, ничего нет. Однако на самом деле это заблуждение. Во-первых, между пальцами рук думогуэро (практикующего думог) помещен зуб насекомого atipalo (видимо, церк уховертки), шип растения или металлический штырь, смазанные ядом. Во-вторых, руки бойца сами по себе являются довольно опасным “оружием”, так как они также заблаговременно пропитаны ядом. Чтобы отравляющее вещество не вредило самому думогуэро, он на протяжении 49 дней проводит подготовку: вначале окунает руки в горячий отвар красного перца, потом – бьет песок. Процедура повторяется до полной потери чувствительности рук. После этого боец смазывает руки ядом (чаще всего змеиным) и в бою старается попасть в глаза или в рот противника. Даже одного удара достаточно, чтобы привести к смертельному исходу (в зависимости от типа яда смерть может наступить сразу, а может настичь пораженного спустя несколько дней). Кстати, пропитывание рук ядом зачастую применялось и практикующими другие стили филиппинских боевых искусств, и даже простыми гражданами, которые таким способом пытались увеличить свои шансы на победу в стычках различного рода.
Уроки русских пластунов
Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» — так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.
О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех — огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».
самбо
Виктор Афанасьевич Спиридонов — один из основателей борьбы самбо
Фото: commons.wikimedia.org
В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.
Спиридонов — совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.
Миф № 6. Несмотря на внешнее сходство, гипсовый лепной декор обходится значительно дороже полиуретанового
Это действительно так, но конечный результат того стоит. Гипсовые композиции, созданные руками опытных мастеров — настоящие шедевры, произведения искусства. Все предметы декора уникальны, ими можно любоваться бесконечно.Современные техники декорирования позволяют придать гипсовым элементам какой угодно оттенок, благодаря чему они будут уместны в любом помещении. Сложные художественные композиции придадут больше изящества комнате в стиле барокко, а простые геометрические формы из гипса отлично впишутся в современный интерьер.
Тяжёлая конница: катафракты — те же рыцари?
С падением могущества Польши сарматские корни шляхты куда-то затерялись, сегодня же мы с большой долей вероятности можем назвать только один народ-потомок сарматской культурной общности — осетин-алан. Предки современных обитателей Кавказа когда-то откололись от остальных сарматов и обосновались в предгорьях, постепенно перейдя на оседлый образ жизни и заимствовав привычки и обычаи горцев. Несмотря на совершенно иной уклад жизни, не похожий на историю других степных народов, осевших в том или ином регионе, пожалуй, только осетины могут называть себя потомками сарматов с полным на то правом. Но если с сарматизмом всё оказалось не так просто, то, быть может, сарматы действительно были первыми рыцарями, тем сообществом, где родилось рыцарство как сословие?
Польский сарматский костюм. (pinterest.com)
Желание представить аланов и языгов как этаких рыцарей степей не лишено логики: в позднесарматской истории действительно происходит развитие отдельных военных институтов, позволяющих нам судить о том, что тактически и даже организационно сарматы очень напоминают западноевропейское рыцарство Раннего Средневековья. Длинное копьё-контос, удар которого был сокрушительным даже для самого защищённого неприятеля, тяжёлая броня, высокое седло с лукой, культ меча и прославление воинских добродетелей — всё это напоминает описание франкского рыцаря эпохи Каролингов и первых Капетингов. А если к этой картине добавить рассказы о сарматских вождях и знатных воинах, которые формировали собственные дружины и всюду выступали с ними в походы, причём иногда по указанию старших или более сильных вождей, то может показаться, что перед нами прямо-таки классическая модель средневековых отношений. Подобные выводы искушали многих учёных и публицистов описывать сарматские общества как раннефеодальные или даже средневековые, не учитывая ни специфику кочевых культур, ни ираноязычные корни сарматов, ни их уникальные особенности.
Тактически, как ударная кавалерия ближнего боя, сарматские воины-катафракты, составлявшие меньшую, лучшую часть войска кочевников, действительно походят на рыцарей, однако в остальных аспектах сравнение будет большой натяжкой, хотя бы потому, что сами катафракты были лишь частью военной машины сарматов, но никак не её краеугольным камнем, уж не говоря о том, что никаких вассально-ленных отношений среди сарматов не было, так как они были степняками, а не земледельцами. В этом смысле конница персидского шахиншаха Хосрова II имеет куда больше прав называться рыцарями, чем отряды сарматской панцирной кавалерии. Так неужели никакой связи между рыцарями и сарматами нет и общие черты между ними — лишь совпадение или закономерность развития конницы? Не совсем так.
Сарматские воины на римской службе. (pinterest.com)
Бал Бал
Бал Бал — монстр-падальщик с жадным аппетитом. Это существо, похожее на вампира, предпочитает охотиться на человеческие трупы. С длинными, острыми как бритва когтями и обонянием, в 10 раз более чувствительным, чем у собаки, Бал Бал легко находит свой ужин на кладбищах и даже на проходящих похоронах.
Помимо неприятного дыхания, Бал Бал также обладает уникальной силой гипноза, который он использует для того, чтобы заставить людей (то есть тех, кто находится на похоронах) заснуть, пока монстр отведает свою добычу. А чтобы обмануть людей, Бал Бал заменяет труп банановой куклой, напоминающей тело покойного.
Предпосылки для появления мифа о подкожных вшах
Все знают, что присутствие этих наружных паразитов в первую очередь выдает невыносимый зуд. Неуемное желание почесать кожу может быть и при более распространенном заболевании – чесотке, которую вызывает совсем другое насекомое.
Дополнительными причинами возникновения мифической информации о вшах, обитающих под кожными покровами, являются:
Микроскопические размеры паразитов, которых заметить при обычных условиях очень сложно. Многие неосведомленные люди считают, раз вшей не видно на теле, значит, их невозможно заметить и в слое дермы.
О существовании чесоточного клеща, являющегося возбудителем чесотки, не знает подавляющее большинство населения земного шара. При еще более мелких размерах, чем у человеческих вшей, этих паразитов невозможно увидеть без микроскопа. Человек существо любопытное и логичное, если чего-то не знает или не может увидеть, то просто обязан придумать, хотя бы какое-то объяснение, пусть даже полностью антинаучное.
На сегодняшний день, оба возбудителя чесотки и педикулеза хорошо изучены и подробно описаны. При более подробном ознакомлении с паразитами, даже далекий от медицины человек сможет легко ориентироваться в причинах возникновения паразитарных инфекций и отличить их.
Миф № 3. Гипсовый декор разрушается от влаги
У тех, кто хоть раз задумывался о выборе лучшего материала для лепного декора, это заблуждение встречается чаще всего. Особенно если нужно отделать помещение с высокой влажностью — кухню, ванную, туалет. Что можно сказать по этому поводу?
Действительно, гипс относится к гигроскопичным материалам, способным впитывать влагу из окружающей среды. Вместе с тем гипс обладает удивительным свойством: в сыром помещении он поглощает жидкость из воздуха, а когда уровень влажности снижается — вода выделяется из гипса в окружающее пространство. С помощью гипсовых элементов происходит естественная регуляция влажности, поддерживается благоприятный микроклимат в комнате. Но главное — структура материала от этого нисколько не страдает.
Однако гипсовый декор не должен подвергаться длительному контакту с водой. В помещениях с очень высокой влажностью специалисты настоятельно рекомендуют покрасить и прогрунтовать гипсовые изделия после того, как они будут смонтированы. Это защитит материал от прямого попадания воды и сделает его устойчивым даже в таких неблагоприятных условиях. Кроме того, следует позаботиться о надежной вентиляции помещений, где будет использоваться декор из гипса.
Опытный боец знает огромное количество различных приемов – тем он и отличается от новичка
Ошибочное мнение. Мастера-филиппинцы любят повторять: “больше – не значит лучше”, – это изречение отражает принцип простоты, являющийся основой боевых искусств Филиппин. Ведь уже на начальном этапе обучения человек получает почти все техники, выбирает наиболее подходящие лично для него, и на их основе разрабатывает индивидуальную тактику ведения боя, в процессе тренировок применяя полученные знания и оттачивая умения. Лишь в этом случае он сможет применить полученные навыки на практике. Главное отличие между опытным бойцом и новичком не в количестве заученных приемов, а в виртуозном владении несколькими универсальными приемами, различные комбинации которых могут быть эффективно использованы практически в любой ситуации.
Рука с оружием в боевых искусствах используется максимально эффективно, роль же невооруженной руки чрезвычайно незначительна
В некоторых стилях технические действия невооруженной рукой действительно не отличаются особой активностью. Но чаще всего именно второстепенная рука, то есть противоположная той, в которой находится основное оружие, по мнению филиппинцев, помогает выжить в реальной схватке, поскольку именно она обеспечивает защиту бойца, а также является немалым подспорьем во время проведения захвата и обезоруживания противника. Называется второстепенная рука бантай-ками, что в переводе с тагальского означает “рука, которая защищает”. Кроме того, во многих направлениях боевых искусств Филиппин сражение ведется двумя видами оружия одновременно (например, в эспада и даг (меч и нож) второстепенная рука держит нож, а в технике дабл бастор – вторую палку).
Бунгиснгис
Бунгиснгис – филиппинский эквивалент Циклопа из греческой мифологии. Этот одноглазый монстр был известен своим уникальным смехом, отсюда и название. Фактически, «bungisngis» происходит от филиппинского корня «ngisi», что означает «хихикать».
Но не позволяйте его имени одурачить вас: согласно легендам, Бунгиснгис – гигантский каннибал с ужасающими характеристиками. Помимо одного глаза во лбу, у Бунгиснгиса также имеются огромные губы, огромные зубы и два длинных клыка, напоминающие бивни африканских слонов. Некоторые филиппинские народные сказки изображают Бунгиснгиса как глупого гиганта, гораздо менее опасного, чем его греческий коллега.
Берберока
Берберока – это пресноводный людоед, использующий обманную тактику для поимки своей добычи. Берберока высасывает воду из болот или озер, пока на поверхности не появятся спинки рыб. Жертвы, в основном рыбаки, легко клюют на эту приманку и угождают прямиком в лапы чудовищу. Берберока использует ту же самую воду, которую он высосал прежде, чтобы утопить, а затем и съесть беспомощных жертв.
Это пугающее водное существо является филиппинским аналогом греческих наяд, женских духов, которые населяют реки, ручьи и озера. Говорят, что как бы страшно не было это существо, Берберока до жути боится крабов. Так что, отправляясь на рыбалку на Филиппинах, захватите с собой парочку.
Пасатсаты
Пасатсаты – это призраки тех, кто погиб во время японской оккупации. Бедные горожане этой эры не могли позволить себе покупать гробы, поэтому зачастую использовали тростник, чтобы прикрыть тела усопших. И поскольку мародеры даже в то время оскверняли могилы в поисках золота, одежды и других вещей, большинство людей были вынуждены хоронить своих близких за пределами кладбища. Именно отсюда и появились эти призраки.
Название «пасатсат» фактически произошло от термина «сатсат», что означает «нанести удар». Пасатсаты обычно показывают свою жуткую форму некоторым случайным прохожим на улице. Чтобы избавиться от призрака, человеку, который его увидел, потребуется нанести удар (отсюда и название) по тростнику, покрывающему труп. После чего призрак исчезнет, оставляя лишь тошнотворный запах.
Амомонго
Амомонго – белая волосатая обезьяна, которая якобы живет в пещере у подножия горы на Западном Негросе. Используя свои длинные острые когти, это существо потрошит свои жертвы (главным образом цыплят, коз и других мелких животных) и съедает их кишечники. Исследователи говорят, что рост этого существа — примерно 160 см.
В июне 2008 года в полицию поступило сообщение о нападении на мужчин огромного волосатого существа с длинными когтями. Существование Амомонго все еще является тайной. Некоторые эксперты говорят, что Амомонго – горилла-альбинос, но существование подобного вида на Филиппинах все еще не подтверждено.
Рождение самбо
Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова — В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова — Анатолия Харлампиева.
самбо
Заслуженный тренер СССР Анатолий Харлампиев, стоявший у истоков нового вида спорта самбо, 1976 год
Фото: ТАСС/Ун Да-син Вячеслав
Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима — Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.
Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы — книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» — учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.
Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.
Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта — «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).
самбо
В секции самбо Анатолия Харлампиева, 1976 год
Фото: ТАСС/Ун Да-син Вячеслав
В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев — 16 ноября — обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать — утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова — ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.
Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название — «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.
Мифы и реальность
В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.
самбо
XVIII летние Олимпийские игры. Чемпион Олимпиады по дзюдо в тяжелом весе И. Инокума во время соревнования, Япония, Токио, 12 октября 1964 год
Фото: ТАСС/Катков Александр
Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.
На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог — четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.
Переселение народов: от Танаиса до Честера
Сарматы повлияли на историю развития европейской конницы не благодаря созданию некоего сословия воинов-всадников — этим в степи было никого не удивить. Прежде всего, сарматская культура стала теми дрожжами, благодаря которым в недрах германских племён начала формироваться новая всадническая знать. Наиболее характерным примером здесь являются, конечно же, готы, превратившиеся за несколько веков из обитателей Ютландии в знаменитых всадников Причерноморья. Именно в союзе с сарматами готам удалось одержать верх над римлянами при Адрианополе, а спустя столетие сарматы в числе прочих народов, хлынувших на земли Империи, оказались в Западной Европе. Здесь они какое-то время продолжали сохранять свою воинскую конную традицию, пока не были ассимилированы на землях франков, вестготов, лангобардов и прочих новых хозяев континента.
Отдельная «заслуга» сарматов состояла в их постоянных войнах с римлянами, отчего легатам и императорам приходилось заимствовать особенности военного дела варваров, нанимая их на службу и создавая подразделения со схожими тактическими задачами. Самая, пожалуй, интересная история случилась в 175 году н. э., когда император Марк Аврелий заключил с языгами мир, по условиям которого сарматы были отброшены от берегов Дуная, а в качестве проявления покорности выставили на имперскую службу 8 000 всадников. Понимая, что чем дальше от родных степей окажутся новоявленные солдаты, тем лояльнее римской власти они будут, Марк Аврелий разделил корпус на две части и отправил 2 500 конников в Сирию, где как раз бушевал очередной мятеж. Оставшиеся 5 500 сарматов были передислоцированы… в Британию, положение в которой внушало большие опасения. Так началась история сарматов на Островах, которую современные исследователи прослеживают аж до V века.
Обряд поклонения мечу. (pinterest.com)
Для нас эта история интересна тем, что она послужила одним из главных источников вдохновения при составлении, пожалуй, самой известной средневековой легенды — легенды о короле Артуре. Разумеется, сама легенда отражает, прежде всего, историю и традицию британских кельтов, их борьбу за выживание, однако покопавшись в артуровском предании можно найти немало сарматского. Так Меч в камне — едва ли не главный символ всего цикла — является, по мнению некоторых исследователей, реминисценцией на сарматский обряд поклонения мечу. По свидетельству Аммиана Марцеллина, относящемуся к IV веку: «нет у них ни храмов, ни святилищ… они втыкают в землю по варварскому обычаю обнажённый меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу». Ну, а артуровская легенда лишь несколько переиначила эту традицию, сначала заключив меч под наковальней, а после — в камне. Рассказ об удивительных полководческих дарованиях и воинской доблести Артура может быть следствием того, какое впечатление закалённые сарматские всадники произвели на кельтов, которые не были привычны к виду конницы. Кстати, знамёна в виде драконов, использовавшиеся сарматами, могли сыграть свою роль в появлении драконов в сказаниях о короле Артуре. Более того, один из командиров сарматов в Британии — Луций Арторий Каст, считается возможным прототипом Артура, хотя большинство специалистов всё же сходится на его кельтских или германских корнях. Так или иначе, реальное наследие сарматов значительно богаче и интереснее чем мифы и легенды, сложенные вокруг них, а история аланов и языгов — один из самых любопытных периодов жизни Великой степи и всей Европы.
Моральный облик человека оказывает сильное влияние на то, сколь глубоко он сможет продвинуться в освоении филиппинских боевых искусств
Следует учесть, что кали можно практиковать в двух направлениях: осваивать и применять, как рабочий инструмент (например, если практикующий предпочел профессию военного), либо же изучать как традицию. В первом случае человек изначально сориентирован на убийство своего противника, в соответствии с характером избранного вида деятельности. В этом случае он вряд ли сможет достичь больших духовных высот, хотя вполне способен виртуозно овладеть упомянутым выше боевым искусством. Если же кали практикуют, как традицию, при этом выражая почтение к мастерам и богу, а главной задачей позиционируя защиту – действительно возможен духовный рост. Такой человек со временем становится настоящим калисто (т.е. искусным практиком упомянутого боевого искусства), посвящает немало времени исполнению ритуалов и церемоний, и достигает определенного уровня просветления. Но даже в этом случае он вполне способен лишить жизни своего противника, более того – представляет даже большую потенциальную опасность для своих врагов, чем профессиональный военный.
В филиппинских боевых искусствах отсутствует система рангов
Действительно, до недавнего времени в упомянутой системе боевых искусств не существовало разделения на ранги и уровни, однако в наши дни многое изменилось. Поскольку кали является чрезвычайно популярной во всем мире, вследствие чего появилось немало инструкторов и желающих постичь филиппинскую систему самообороны, появилась необходимость систематизировать знания и разработать методику оценки полученных навыков. Соответственно пришлось создавать систему рангов и званий (которая в разных видах упомянутых боевых искусств может весьма различаться), учитывающую не только степень подготовленности ученика, но и его лидерские качества. Однако следует упомянуть, что в некоторых стилях, приверженных традициям, системы рангов нет и в наши дни.
Племена сарматов — предки славян или первые паны?
История языгов, аланов, аорсов и других сарматских племён не слишком-то занимает умы современных обывателей. Среди россыпи этносов, воевавших с римлянами и разрушивших Римскую империю, можно найти и куда более знаменитые и известные: для этого достаточно упомянуть гуннов или вандалов. В прошлом же рассказы о сарматах и Древней Сарматии привлекали куда больше внимания. Сарматы считались предками славян, рыцарства и даже… самого короля Артура. Попытаемся разобраться в сарматском наследии и отделить правду от вымысла.
Говоря о генезисе славян, мало кто из специалистов всерьёз рассматривает версию о их сарматских корнях, а вот влияние могучей сарматской культурной традиции отрицать сложно, даже самым заядлым скептикам. Сарматское влияние прослеживается в языке, именах собственных, заимствованными от сарматов, искусстве и религиозных обрядах. И это неудивительно. Всё-таки сарматы господствовали на территории Великой степи почти тысячу лет, причём заключительные столетия этого господства не так уж далеко отстоят от времени прихода славян в Восточную Европу. Повлияв на всю европейскую традицию, о чём ещё будет упомянуто ниже, особенно глубокий след сарматы оставили именно в прошлом славян, так как многие племена и роды сарматов попросту растворились, были ассимилированы славянами.
Сарматия. (pinterest.com)
Впрочем то, что кажется столь ясным сегодня, было далеко не очевидно для учёных далёкого прошлого, что подчас приводило к любопытным казусам. Так в Речи Посполитой в XVII-XVIII веках под влиянием идей Великой Сарматии развилось целое культурно-художественное направление — «сарматизм» или «сарматство». Причины возникновения этой идеологии лежали скорее в сословно-иерархической плоскости, но вот формы, в которые она была облечена заслуживают более пристального внимания. Дело в том, что в ту пору среди польских и отчасти литовских интеллектуалов и аристократов стала очень популярна идея о сосуществовании на территории Речи Посполитой двух народов: славянского и сарматского. Сторонники этой теории утверждали, что польско-литовская шляхта это не просто аристократия или военная знать — это совсем другой народ. Народ сарматов-победителей, отважных героев и панов, завоевавших себе титулы деяниями на полях сражений и многочисленными подвигами.
Всё это очень хорошо ложилось на идеи независимости шляхты от королевской власти, права каждого магната на вето в сейме, рокош (бунт) в своём повете и частной армии в своём замке. Постулирование же рыцарских идеалов, следование заветам героических предков и знакомство с античной литературной традицией породило в Польше один из самых интересных феноменов военного дела Нового Времени. Знаменитые крылатые гусары считали себя не только военной элитой польско-литовского государства, но и наследниками той давней сарматской рыцарской традиции. Территориальные претензии Речи Посполитой на Причерноморье и Дикое Поле поддерживались многими интеллектуалами, как возвращение законных земель когда-то принадлежавших сарматам. Ну, а наиболее ярким выражением сарматизма, конечно же, стал неповторимый стиль в военной и гражданской моде того времени, не имеющий ничего общего с одеждой исторических сарматов.
Поведение
В светлое время суток филиппинская листовидка неподвижно сидит на листьях кормового растения. С приходом сумерек она преображается и начинает довольно резво перемещаться в поисках пищи типичным для представителей ее семейства качающимся шагом. Во время передвижения насекомое дрожит, имитируя трепетание листика на ветру.
Половозрелые самцы умеют летать. Они активно летают ночью в поисках пищи и самок. Будучи пойманными, насекомые могут произвольно откидывать средние и задние конечности. Особой резвостью отличаются вылупившиеся нимфы. Они очень быстро бегают по ветвям до первой линьки. После нее личинки становятся днем малоподвижными подобно их старшим собратьям.
Рацион состоит из листьев гуавы (Psidium) и розоцветных растений (Rosales). В неволе насекомое можно кормить свежей листвой дуба (Quercus), бука (Fagus) и лещины обыкновенной (Corylus avellana).