Фехтование тростью – Правила и трость – Соревнования и особенности

Ход поединка

  • Перед началом поединка (а также второго и третьего раунда — и дополнительной минуты) соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком;
  • Поединок начинается и возобновляется по команде судьи;
  • Поединок продолжается до тех пор, пока не последует команда «стой!»;
  • В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними;
  • В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы;
  • Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков.

Поражаемая поверхность

  • Поражаемая поверхность — это часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки;
  • В поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса);
  • Голова, руки и ноги в нее не входят;
  • В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются;
  • Поражаемая поверхность в поединке шпажистов — все тело (исключая затылок);
  • У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка);
  • Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом — в отличие от поединка рапиристов — не останавливается;
  • В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, — в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой).

В чем особенность рапиры?

Рапира, в которой серебро взяла Инна Дериглазова, — это легкое и гибкое оружие, массой в 500 грамм и длиной от 90 до 110 см. Гарда, которая защищает ладони, небольшая — до 12 см. В отличие от других видов, в рапире происходят в основном колющие удары в верхнюю половину тела, но только в туловище и шею.

Если укол произошёл, например, в плечо, то такой удар не засчитывается. Для массового зрителя соревнования по рапире воспринимаются сложнее остальных из-за более сложных правил: здесь действует правило приоритета, при котором атакующий всегда находится в более выгодном положении, чем контратакующий.

То есть, здесь спортсмены всегда находятся в состоянии, что один атакует, а другой защищается. И, чтобы судьи засчитали очко, необходимо быть в «атаке». Защищающийся, например, может отходить от соперника назад, но если он неожиданно пойдет в контратаку, то его действия не будут засчитаны. Необходимо отбить атаку, или сделать так, чтобы противник промахнулся, и лишь потом пойти вперед — тогда приоритет будет перехвачен.

Из-за этих правил иногда сложно понять, почему судьи приняли решение в пользу одного спортсмена, хотя они укололи друг друга одновременно. Так что для многих рапира ассоциируется с мемом: «Ничего не понятно, но очень интересно».

Нарушения

  • Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения — в сторону нарушившего спортсмена;
  • Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол;
  • Штрафной укол следует и в том случае, когда фехтовальщик допустил нарушение, не позволившее сопернику нанести укол (в правилах специально оговариваются допустимые приемы защиты);
  • Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т. е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением);
  • Правилами предусмотрены и другие технические и дисциплинарные ограничения, несоблюдение которых карается соответствующим образом;
  • Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой;
  • Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи;
  • Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т. д.;
  • При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол;
  • Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка;
  • В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.

Поделиться ссылкой

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Первые упоминания

Фехтование имеет весьма богатую историю, корнями, уходящую во времена до н.э. В Древних Индии, Японии, Китае люди обучались борьбе, вот только предметы у них в руках были самые разные. Кто-то учился на бамбуковых палках, а кто-то упражнялся с настоящим боевым оружием. В Древнем Египте для удобства и безопасности использовались палки с неким подобием рукоятки. «Хлеба и зрелищ!». Пылкая борьба воинов распаляла сознание публики ещё в Древнем Риме. «Доктора орудий» тренировали римских солдат, прививая им умение хорошо фехтовать. Древние греки решили не отставать от римлян и создали специальные школы, где обучали искусству владения оружием. Во времена Средневековья фехтование было очень популярно, но важную роль играла классовая неравность. Возможность фехтовать была только у крупных феодалов или же у королей. У простолюдинов оружие имитировали палки с железной оболочкой имли алебарды.

Искусство или спорт?

Появление фехтования в качестве искусства относят к XV веку, а родиной его считается Испания.

Фехтование галопом скакало по Европе. В Англии была создана специальная ассоциация, посвящённая фехтованию, а в Германии целая корпорация тренеров-преподавателей.В Италии фехтование получило распространение в XVI веке. Фехтовальщики очень серьёзно подходили к делу, поэтому теоретиками совместно с практиками (преподавателями по фехтованию) были разработаны целые курсы тренировок и принципы, на которых они строились. Оружие для фехтования выбиралось и создавалось по принципу практичности: воину необходимо было нанести удар или укол в тонкое отверстие между латами. Поэтому вырисовалась тенденция по сужению клинка, что «породило» шпагу и рапиру.

Во Франции фехтование шагнуло ещё дальше, парижане создали целую фехтовальную Академию. В XVIII веке французы стали законодателями мод в данном боевом искусстве, введя маску для фехтования. Дуэли стали совсем не те! Появляется понятие «белая дуэль», максимально близкое к спорту по своей сути. Здесь уже присутствует судья и 4 человека – свидетели, которые следят за поединком и считают, сколько уколов нанёс каждый из противников.

19 век — время фехтования, как вида спорта. По современным понятиям соревновательная программа была введена уже в 80-х годах.Фехтование на рапирах вошло в программу Первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. Прошло всего несколько лет и в программу Олимпийских игр 1900 года вошли уже три вида фехтования — на шпагах, рапирах, саблях. В 1913 году 10 стран создали международную федерацию фехтования, которая в 1914 году разработала свод специальных правил для данного вида спорта. В 1921 году в Париже состоялся первый официальный международный турнир. Первый мировой чемпионат среди мужчин на шпагах состоялся в 1921, на саблях в 1922, на рапирах в 1926 году. У женщин на рапирах в 1929, на шпагах в 1989, на саблях в 1999 году.Каждый год в фехтовании что-то изменяется: модернизируется снаряжение, улучшается техника, но одно остаётся неизменным – фехтование продолжает покорять сердца людей по всему миру.

Поединок

  • Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие;
  • Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, — соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся;
  • При одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар — в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются;
  • Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли);
  • Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04-0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора;
  • При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).

Фиксация удара

  • Удары фиксируются электрофиксаторами;
  • При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;
  • Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола;
  • Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;
  • После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

Фонарь рассудит

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий