Спортивный пилотажный самолет России СП-55М.
СП-55М
Спортивный самолет СП-55М является модернизацией самолета Як-55М. Разработан компанией «Техноавиа» в 2000г. Оснащен все тем же звездообразным поршневым 360-сильным авиадвигателем М-14Х, работающим в паре с воздушным винтом MTV-9. От своего прототипа отличается меньшим размахом крыла, гидравлическими тормозами шасси, наличием верхнего гаргрота.
Производился серийно с 2001 по 2009г. на авиазаводе «Прогресс» г. Арсеньев. Всего построено около 20-ти машин этого типа.
По словам президента национальной ассоциации авиационных гонок Дмитрия Сергеевича Мотина, летающем на СП-55М, его выбор пал на этот самолет, потому, что он, на ряду с Як-55 и Су-26 пользуется заслуженным авторитетом во всем мире.
Опасности спорта
Как и любой авиационный вид спорта, вертолетный будет обладать определенным видом риска. Сюда стоит отнести:
- переоценка пилотом своих возможностей и способностей, навыков управления;
- не соблюдения ограничений и учета погодных условий во время полета.
Профессионалы рекомендуют особое внимание обращать именно на погоду. Как говорится, лучше переждать на земле, чем потом находиться под землей
Большое внимание следует уделить посадке, особенно на неподготовленные участки земной поверхности. К ним относят:
- болота;
- крутые холмы;
- близкое расположение деревьев и высоких кустарников.
Пилоту необходимо просчитывать не только окружающую обстановку, но и те возможности, которыми он обладает.
Учебно-тренировочный спортивный самолет России Як-54.
Як-54
К концу 1970-х появилась новая дисциплина в авиационном спорте – воздушная акробатика, требующая от спортивных самолетов больших скоростей угловых вращений. Наш Як-50 к этому времени достаточно устарел и уже не мог полноценно противостоять зарубежным «Питтс», «Экстра», «КАП».
За разработку нового акробатического самолета в 1993г. взялось ОКБ Яковлева. Однако, основным препятствием для создания стало отсутствия легкого, компактного и мощного авиадвигателя. Все наши спортивные самолеты на тот момент оснащались тяжелым мотором М-14П, развивающим мощность 360 л/с.
Вас может заинтересовать – «Необычные летательные аппараты».
Но инженеров КБ это не остановило и они, на базе Як-55М создали легкий акробатический двухместный самолет Як-54. Главный конструктор Дмитрий Драч пошел по пути уменьшения массы и ему это удалось за счет снижения веса радиоэлектронного и авиационного оборудования, а также применения новых пустотелых рессор и изменения компоновки кабины пилота.
Спортивный самолет Як-54 стал достойным соперником лучших зарубежных пилотажных машин.
Учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет России И-3 (СП-91).
И-3 (СП-91)
Спортивный самолет И-3 создан в конструкторском бюро «Интеравиа» в 1991г. Серийный выпуск развернут на исходе 1990-х г. Для наиболее эффективного применения машина разработана в двух и одно местной модификации. Для переоборудования из одноместного в двухместный и на оборот требуется не более 1 ч. в полевых условиях.
Вам может быть интересно – «Первые самолеты Туполева».
В качестве силовой установки в СП-9 используется поршневой звездообразный авиадвигатель М-14П мощностью 360 л/с, который работает в паре с винтом изменяемого шага MTV-9-8C или В-530. Также на самолет можно установить более мощный 450-сильный двигатель М-9Ф
Немаловажной особенностью СП-9 является почти полное отсутствие реакции на реактивный момент от винта, что позволяет проводить на нем обучение пилотов реактивной авиации
Спортивный самолет И-3, кроме России активно экспортируется в страны Европы и соединенные штаты Америки.
Спортивные самолеты России. Пилотажный учебно-тренировочный самолет СУ-29.
Су-29
Российский спортивный двухместный Су-29, разработанный ОКБ Сухого, является продуктом глубокой модификации самолета Су-26М. Отличием от предшественника стало добавление второй кабины пилота, увеличение длины фюзеляжа и размаха крыла. В 1991г., практически через год после начала, проектные работы завершены. После чего сразу же приступили к постройке первых двух прототипов для проведения летных испытаний. В конце этого же года машина впервые поднялась в воздух. А весной 1992г. от взлетной полосы отрывается серийный экземпляр. Чуть позже Су-29 участвует в олимпиаде во Франции, где завоевывает интерес зарубежных партнеров. С этого момента начинается активная поставка самолета за границу.
Также читайте – «Самые необычные транспортные средства».
Всего со стапелей заводов сошло свыше 60-ти машин этого типа. Сегодня производство Су-29 прекращено.
Что за вид спорта
Рассматривая что за спорт связанный с вертолетами, стоит обратиться к такому ресурсу, как Википедия. Где сказано, что он является частью авиационного спорта. Заключается в том, что пилоты будут демонстрировать свое мастерство исполняя комплекс разнообразных упражнений. Причем суть соревнований заключается в том, что все упражнения выполняются на:
- скорость;
- точность;
- ловкость.
Причем основная сложность заключается в том, что при выполнении упражнений не используется оборудование, способное помочь справиться с поставленной задачей.
Самые первые соревнования прошли примерно в середине 20 века
Благодаря своей зрелищности, они быстро стали популярными, привлекая к себе внимание профессионалов и зрителей
Являясь членом летного клуба и имея право управлять вертолетом, а так же определенный налет в часах, то можно попробовать свои силы на всемирных или на Европейских чемпионатах.
Спортивные самолеты России. Пилотажный Су-31.
Су-31
Базой для создания этого самолета, опять же стал Су-26, но уже с применением наработок, опробованных на двадцать девятом. От своих предшественников тридцать первый отличается еще более обширным применением композитных материалов, в общей сложности примерно 70%. На нем установлен новый модернизированный двигатель М-14ПФ, развивающий мощность 400 л/с. В купе со снижением веса тяговооружённость машины достигла «1», что позволило ей совершать более сложные маневры и зависания, которые не под силу выполнять аналогичным летательным аппаратам.
Наша сборная на этих самолетах неоднократно занимала призовые места на мировых пилотажных первенствах.
Какие бывают виды соревнований?
Рассматривая вертолетные соревнования, то стоит выделить несколько популярных видов. Они отличаются обязательными упражнениями, которые необходимо выполнить:
- слалом. Пилотам необходимо совершить полет на очень малой высоте, составляющей около 3-5 метров. При этом они должны аккуратно пронести ведро с водой, через расставленные флажки. Причем это ведро нужно будет аккуратно поставить в определенное место. На выполнение задания отводится определенное время;
- маршрут. Второе название – навигация. Пилоту необходимо за 5 минут проложить маршрут, ориентируясь только на заданные географические координаты, при этом укладываясь во временной интервал. В отдельных случаях задание может усложняться тем, что пилоту нужно будет найти определенные цели;
- полет на точность. Такое задание потребует от пилота совершить полет с учетом всех осей, выполняя развороты. Причем посадка должны быть выполнена в точно указанном месте, что требует от летчика ювелирную точность;
- полет на малой высоте. Пилоту необходимо пролететь на высоте от 0,5 до 2,5 метров, при этом пронеся цепь. Для выполнения выделяется определенный коридор и временной интервал.
Особенности подготовки пилотов
Во время подготовки к соревнованиям, пилотам необходимо будет учитывать следующие условия:
- точно учитывать погодные условия. В этом помогают организаторы, но и от самого пилота требуется учитывать, что порывы ветра свыше 7 метров в секунду являются неблагоприятными для выполнения большей части упражнений. В отдельных случаях, порывы не должны превышать 4 метра в секунду. Учитывается и облачность, которая не должна быть ниже 300 м;
- уметь ориентироваться по географическим координатам и ориентирам. Это связано с тем, что главным требованием к пилотам является запрет на использование автопилота, радара и автостабилизатора. Запрещены все средства автоматизации, способные помочь пилоту, упрощая его работу. Под запрет попадают даже мобильные телефоны. Ими не имеют права пользоваться не только участники, но и судьи с помощниками;
- умение работать в команде. Международные соревнования ограничивают численность команды до 5 экипажей.
Естественно возникает вопрос, с чего начинать. Для того чтобы стать пилотом стоит обратиться в ближайший аэроклуб, в котором проходят курсы подготовки пилотов для управления вертолетами. Для своих членов, клубы устраивают местные или региональные соревнования, на которых можно отточить основные навыки и заявить о себе для более серьезных соревнований.
Зачастую, для детей и подростков, этот вид спорта начинается с авиамодельного спорта, когда создавая действующую модель, и управляя ею, можно полюбить полеты и стремиться к ним.
Основные категории соревнований
Главная задача современной версии авиаспорта заключается в демонстрации своих умений в таких категориях:
Если говорить о рекордах, то стоит сказать, что они ставятся в таких видах, как:
- скорость;
- высота;
- дальность;
- продолжительность полета;
- скоро- и грузоподъемность.
Основным видом транспорта является спортивный самолет.
Кроме самолетов, в соревнованиях могут принимать участие:
- авиамоделисты;
- любители вертолетного спорта;
- дельтапланеристы;
- любители параглайдинга;
- парашютисты;
- планеристы.
Рассмотрим что за спорт более подробно. Остановимся на более значимых его видах.
Парашютный вид спорта
В классической своей форме, будет требовать от спортсмена точного приземления в установленную точку. Самые первые соревнования прошли в 1951 году в Югославии. Причем главная задача для победы заключалась в наборе минимального количества очков, а значит с максимальной точностью нужно было приземляться в самый центр круга, радиус которого составлял всего 16 см. Причем чем дальше спортсмен приземлялся, тем выше был бал. По итогам 8 прыжков, та команда, участники которой набирали наименьшее количество баллов, побеждала.
Кроме прыжков на точность приземления, парашютный спорт предлагает показать свои умения в индивидуальной акробатике. Для этого спортсмены выпрыгивают на высоте 2200 метров, после чего, без открытия парашюта они должны будут разогнаться в свободном падении до скорости в 250 км/ч, при этом выполняя комплекс, состоящий из 6 фигур. Это могут быть разнообразные спирали и сальто.
Сам прыжок будет сниматься на камеру, установленную на земле, что позволяет судьям более детально просмотреть запись и учесть, какая была скорость и как выполнялись обязательные фигуры.
Во время соревнования, спортсмены должны будут выполнить 5 соревновательных прыжков. При этом для победы нужно не только выполнить все упражнения правильно, но и показать наименьшее время. Мировым рекордом у мужчин является 5,18 секунд, а у женщин — 6,10.